Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы Подпрограмма «Реструктуризация и стимулирование развития промышленности в.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КОМИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ТОРГОВЛИ Выполнил: Березовский Д.К. Группа:5221/3.
Advertisements

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ГОРОДА МОСКВЫ «СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НА ГГ.»
1 Проект постановления Кабинета Министров Чувашской Республики «О Республиканской целевой программе привлечения инвестиций в экономику Чувашской Республики.
«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
Стратегический проект «Екатеринбург – центр инновационной деятельности и инновационных услуг» Программа : Екатеринбург – межрегиональный центр инновационной.
Территория «старой» Москвы 1090 кв.км Территория «новой» Москвы с учетом присоединения 1600 кв.км около 2700 кв. км Постоянное население Москвы 11,5 млн.
Создание качественных рабочих мест в целях перспективного развития малого предпринимательства Нахабино 2005 г.
Важнейшими секторами экономики края остаются : химическое и стекольное производства ; пищевая промышленность ; производство электрооборудования, электронного.
1 Программа повышения финансовой устойчивости предприятий региона Москва, 2009.
Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации.
О предварительных итогах социально-экономического развития Чувашской Республики за январь-ноябрь 2014 года Дата: 15 декабря 2014 г. Место: Дом Правительства,
Пермский государственный технический университет Пермский государственный технический университет Министерство промышленности и природных ресурсов Пермского.
. Февраль 2015 Предложения по подготовке проекта закона «О дополнительных гарантиях инвесторам, реализующим промышленные и (или) высокотехнологичные проекты.
Основные требования к содержанию инвестиционных программ организаций коммунального комплекса Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской.
Презентация к докладу председателя Комитета промышленной политики и развития предпринимательства Матафонова Михаила Энгельсовича по стратегическому проекту.
Программа социально-экономического развития Прионежского муниципального района на годы.
Заседание Президиума Совета Регионального объединения работодателей «Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей» Вопрос «О разработке.
Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008.
1 Об энергосбережении в Ярославской области Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Аппарат полномочного представителя Аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Инвестиционный и.
Транксрипт:

Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы Подпрограмма «Реструктуризация и стимулирование развития промышленности в городе Москве на гг.»

Негативные тенденции Индекс промышленного производства по полному кругу предприятий ( гг.) - убывающий тренд Падение рентабельности предприятий с 21,8% (2007 г.) до 9,2% (2010 г.) Падение доли ПИИ в обрабатывающие производства с 15,3% (2007 г.) до 6,1% (2010 г.) Базовые показатели ВРП Москвы ( гг.) - рост +73,1% в текущих ценах Инвестиции в основной капитал обрабатывающих производств капитал по крупным и средним предприятиям (2005 – 2010 гг.) – рост на 48,1%. Накопленные прямые иностранные инвестиции в обрабатывающие производства ( гг.) – рост в 8,4 раз Среднегодовая численность занятых в обрабатывающих производствах (2009 г.) – 678 тыс. чел. (11% от общего числа занятых) Среднемесячная з/п в 2010 г. в обрабатывающих производствах по крупным и средним предприятиям – руб. (78% от общего показателя по Москве) Структура отгруженных товаров в разрезе по отраслям (2010 г.): -производство нефтепродуктов – 36,7%; -производство пищевых продуктов – 17%; -производство электрооборудования – 8,0%; -целлюлозно-бумажное производство – 7,2%; Общая площадь – 7,7 тыс. га Количество – 209 Структура собственности ЗУ: г. Москва – 72,7% РФ – 19,01% Промышленные зоны Наименее эффективные собственники – производители машин и оборудования, транспортных средств Источники: Росстат, Мосгорстат Источник: ДНППП г. Москвы Текущая ситуация Источник: ДНППП г. Москвы, Мосгорстат

*Города оцениваются по трем критериям: привлекательность для ПИИ, деловая среда в городе, покупательная способность населения. Упущенные возможности экономического роста НО! Неблагоприятная деловая среда Москва Высокая привлекательность для ПИИ Высокая покупательная способность населения Москва: конкурентные преимущества и недостатки деловой среды Источник: PricewaterhouseСoopers

Проблемы Оборонный комплекс Базовые отрасли Высоко- технологичные производства Законодательство Налоги (НДС, ЕСН) и тарифыда 94-ФЗда Закон о ГОЗдан/он/он/он/о Несовершенство НПБ в сфере вовлечения в оборот немат. активов (РНТД, ОИС) дан/дда Финансирование Неритмичность и неоптимальность финансирования ГОЗдан/он/он/он/о Проблемы с получением долгосрочных кредитовда н/д Высокие ставки по кредитамда Проблемы с обеспечением кредитовда Недостаточность финансирования по НИОКРда Проблемы по содержанию мобилизационных мощностейдан/дн/дн/он/о Кадровый потенциал Несоответствие уровня менеджмента современным требованиямда нет Старение кадровда нет Проблемы с привлечением молодых специалистовда нет Неконкурентоспособный уровень з/пда нет Высокая стоимость трудовых ресурсов Несоответствие современным требованиям качества подготовки специалистовда Земельно-имущественный комплекс Неурегулированность владения (пользования) земельными участкамида нет Отсутствие свободных площадей под создание или расширение производстванет да Высокие ставки арендын/он/ода Производственно-технологическая базада Сверхнормативный износ основных производственных фондовда нет Устаревшая научно-экспериментальная базада нет *н/о – не относится; н/д – нет данных Основные проблемы промышленного комлекса Источник: НИИ ЭКОС, ДЭПР г. Москвы

ЦЕЛЬ: Увеличение конкурентоспособности экономики города Москвы за счет повышения ресурсоэффективности действующих производств, создания и развития высокотехнологичных предприятий и роста эффективности использования промышленных территорий. ЗАДАЧИ: 1.Оптимизация территориального распределения организаций промышленности и науки. 2.Увеличение числа конкурентоспособных промышленных производств 3.Создание новых и развитие действующих наукоемких и высокотехнологичных производств. 4. Повышение уровня безопасности промышленных объектов. 5. Усиление кооперации между крупными, средними и малыми промышленными предприятиями. 6. Совершенствование системы кадрового обеспечения промышленности. 7. Совершенствование условий промышленной и инвестиционной деятельности в городе Москве. ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ: 1.Количество запущенных инвестиционных проектов. 2.Количество модернизированных предприятий. 3.Рост объема инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий обрабатывающих производств. 4.Рост объема накопленных прямых иностранных инвестиций по обрабатывающим производствам. 5.Рост средней выручки с единицы занимаемой площади обрабатывающий производств. 6.Рост среднего объема отгруженной продукции с единицы занимаемой площади по обрабатывающим производствам. 7.Рост производительности (выработки) на одного работающего по обрабатывающим отраслям. 8.Увеличение индекса промышленного производства по обрабатывающим производствам. 9.Рост налоговых поступлений от обрабатывающих производств. 10.Рост среднемесячной заработной платы по обрабатывающим производствам Цели, задачи и целевые показатели

фармацевтика; медицинская техника и изделия; радиоэлектроника; телекоммуника- ционная техника; робототехника; лазерная техника; авиационная техника; энергетика и энергосбережение; альтернативные виды топлива; современные материалы переработка ТБО; продукция для модернизации ЖКХ; пищевая промышленность; продукция для сферы услуг. Критерии к проектам и перспективные направления развития промышленного комплекса Обязательные требования: Ресурсоэффективность (энергетика, коммунальные услуги, земля, материалы, рабочая сила, …) Экологичность Социальная ответственность Целевые ориентиры: Высокотехнологичность/новизна/инновационность Высокая рентабельность Высокая производительность труда

Субсидирование процентных ставок по кредитам на модернизацию производства Совершенствование законодательства Содействие экспорту высокотехнологичной продукции Стимулирование спроса на высокотехнологичную продукцию по направлениям госзакупок Стимулирование создания и развития перспективных промышленных производств Обследование территорий Работа с неэффективными собственниками, высвобождение территорий Подготовка площадок для размещения новых производств Оптимизация территориального размещения объектов промышленности и науки Повышение инвестиционной привлекательности (форумы, бизнес- миссий, выставки и т.д.) Привлечение инвестиций, сопровождение инвестиционных проектов Создание института омбудсмена по инвестициям Оптимизация процедур реализации инвестиционных проектов Стимулирование промышленной кооперации и притока инвестиций в создание и развитие производств Создание и поддержание реестра инвестиционных проектов и площадок, информационных Интернет- ресурсов Формирование и поддержание базы данных о промышленных предприятиях г. Москвы, перспективных технологиях Разработка и реализация программы информационно-имиджевой поддержки Комплексное сопровождение реализации подпрограммы Информационная и нормативно- методическая поддержка 4 Компенсация затрат на: мероприятия по повышению ресурсной эффективности производств; разработку и проведение обучающих программ создание демонстрационных зон по применению современных ресурсосберегающих технологий; проведение мероприятия направленных на обеспечение промышленной безопасности. Организация и проведение конкурса «ЭКО- предприятие года» Стимулирование повышения ресурсоэффективности предприятий и обеспечения промышленной (техногенной) безопасности Разработка системы прогнозирования потребности промышленности в кадрах Компенсация затрат на: мероприятия по подготовке и переподготовке кадров для предприятий; создание ресурсных центров. Разработка программ по интеграции инвалидов в процесс промышленного производства Разработка и реализация программ трудоустройства высококвалифицированных кадров промышленности Развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для промышленности Мероприятия

Оптимизация территориального размещения объектов промышленности и науки Площадь реорганизованных «резервов» Количество перебазированных неэффективных производств Рост выручки на кв.м. Площадь территорий пригодных для создания и развития производств 1 1.Обследование и анализ эффективности использования территорий промышленных зон (ПЗ) и территорий крупных организаций промышленности и науки, расположенных вне территорий ПЗ 2.Перебазирование неэффективных и/или экологически вредных производств, рекультивация земель в рамках законодательства г. Москвы или Российской Федерации 3.Оптимизация использования территорий промышленных предприятий за счет кооперации с российскими и иностранными инвесторами 4.Обследование новых присоединенных к Москве территорий на предмет наличия площадок пригодных для создания и развития промышленного производства 5.Предоставление субсидий на компенсацию затрат на инфраструктурную подготовку земельных участков Основные инициативы Целевые показатели Основные инициативы

Стимулирование создания и развития перспективных промышленных производств Объем предоставленного финансирования Созданная система стимулов, обеспечивающая локализацию производств Объем экспортируемой высокотехнологичной продукции Объем производства высокотехнологичной продукции 2 1.Предоставление субсидий для компенсации процентных ставок по кредитам и лизинговым платежам на модернизацию и техническое перевооружение производства 2.Предоставление субсидий на компенсацию части затрат по проектам реформирования ГУП и организаций с долей города Москвы 3.Подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и законодательства города Москвы в части стимулирования развития высокотехнологичных производств 4.Содействие экспорту высокотехнологичной продукции, включая предоставление субсидий на компенсацию затрат на уплату процентов по экспортным кредитам 5.Формирование долгосрочных программ (технической политики) по крупным направлениям заказа города Москвы в целях предоставления предприятиями ориентиров для выпуска новой в том числе импортозамещающей продукции Основные инициативы Целевые показатели Основные инициативы

Стимулирование промышленной кооперации и притока инвестиций в создание и развитие производств Объем привлеченных прямых иностранных инвестиций Число запущенных новых инвестиционных проектов в сфере производства Число открытых центров R&D Объем коммерциализированных технологий «двойного» назначения Количество решенных проблем по обращением предприятий/инвесторов 3 1.Организация и проведение деловых миссий и деловых форумов по промышленной тематике 2.Создание системы привлечения инвестиций и сопровождения инвестиционных проектов 3.Оптимизация процедур реализации инвестиционных проектов 4.Создание и развитие института уполномоченного по защите прав субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности Основные инициативы Целевые показатели Основные инициативы

Информационная и нормативно-методическая поддержка Созданный реестр инвестиционных площадок и проектов Созданный портал «Инвестиционная карта г. Москвы» Созданная база данных о технологиях «двойного назначения» Расширение функционала ИАС «Московская промышленность» Созданный мобильный центр коллективного пользования оборудованием энергоаудита Улучшение восприятия инвестиционной привлекательности Москвы 4 1.Создание и поддержание реестра инвестиционных площадок и проектов; создание, доработка и поддержание информационных Интернет-ресурсов 2.Формирование и поддержание баз данных о промышленных предприятиях города Москвы, перспективных технологиях 3.Разработка и реализация программы информационно-имиджевой поддержки промышленной деятельности в городе Москве 4.Комплексное сопровождение реализации Подпрограммы, в том числе разработка и мониторинг Плана реализации Подпрограммы 5.Создание многоязычного Интернет-портала об инвестиционных возможностях города Москвы Основные инициативы Целевые показатели Основные инициативы

Стимулирование повышения ресурсоэффективности предприятий и обеспечения промышленной (техногенной) безопасности и антитеррористической защищенности объектов промышленности Объем профинансированных проектов по повышению энерго- и экологической эффективности основного и вспомогательного производств Объем профинансированных проектов по внешнему энергоаудиту предприятий Число созданных демонстрационных зон по применению современных энергосберегающих технологий и материалов Число подготовленных специалистов в области ресурсоэффективности 5 1.Предоставление субсидий на компенсацию затрат на проведение мероприятий по повышению ресурсной эффективности основного и вспомогательного производств, в том числе энергетической и экологической 2.Предоставление субсидий на компенсацию затрат на создание демонстрационных зон по применению современных ресурсосберегающих технологий, разработка и проведение обучающих программ 3.Организация и проведение семинаров по внедрению ресурсосберегающих технологий на производств, подготовка кадров 4.Организация и проведение конкурсов по направлениям ресурсосбережения 5.Создание реестра организаций, использующих в технологическом цикле опасные вещества 6.Предоставление субсидий на компенсацию затрат на проведение мероприятий, направленных на обеспечение промышленной, технологической, пожарной безопасности и антитеррористической защищенности объектов и населения 7.Мониторинг соответствия объектов промышленности нормам безопасности Основные инициативы Целевые показатели Основные инициативы

Развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для промышленности Созданная система прогнозирования потребности в квалифицированных рабочих, инженерных и управленческих кадрах Число созданных центров по подготовке и переподготовке кадров на базе современных высокотехнологичных производств Число подготовленных специалистов для промышленности 6 1.Разработка и развитие системы прогнозирования потребности промышленности в квалифицированных рабочих, инженерных и управленческих кадрах 2.Предоставление субсидий на компенсацию затрат на создание ресурсных центров по подготовке и переподготовке кадров на базе современных высокотехнологичных производств 3.Разработка и реализация программ по вовлечению инвалидов в промышленное производство 4.Разработка и реализация программ трудоустройства высококвалифицированных кадров промышленности Основные инициативы Целевые показатели Основные инициативы

МероприятияФинансирование, тыс. руб. Итого Оптимизация территориального размещения объектов промышленности и науки 1 Стимулирование создания и развития перспективных промышленных производств Стимулирование промышленной кооперации и притока инвестиций в создание и развитие производств Информационная и нормативно- методическая поддержка Развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для промышленности Стимулирование повышения ресурсоэффективности предприятий и проведения мероприятий, направленных на обеспечение промышленной (техногенной) безопасности и антитеррористической защищенности объектов промышленности год2013 год2014 год2015 год2016 годВсего Финансирование мероприятий

ПРИЛОЖЕНИЕ

гг. рост ВРП Москвы на 73,1% до 7157,5 млрд. руб. Лидеры в структуре ВРП: оптовая и розничная торговля (44,4% г.; 33% г.), операции с недвижимым имуществом (16% г.; 22% г.) обрабатывающие производства (12,1% год; 13,4% 2009 г.) 2006 – 2008 гг. – рост производства на фоне общей стабильной ситуации в экономике и притока инвестиций в промышленный комплекс. Падение индекса в 2009 году в следствие резкого сокращения спроса из-за финансового кризиса. Постепенное восстановление экономики в 2010 г. - рост ИПП до 101,5%. Обрабатывающие производства лидируют по объему отгруженных товаров, 2005 – 2010 – повышающийся тренд, восстановление объемов отгрузки до докризисного уровня (1,7 трлн. руб.). Основной объем отгруженных товаров приходится на нефтепродукты (623 млрд. руб., 36,7% г.) Основной источник налоговых поступлений в бюджеты всех уровней РФ – операции с недвижимым имуществом (рост доли в структуре налоговых поступлений с 2005 г. на 10,4% - до 22,1% (369 млрд. руб.) Доля налоговых поступлений от предприятий обрабатывающей промышленности осталась на прежнем уровне – 10%. Основная доля налоговых поступлений обрабатывающих производств за 2010 г. приходится на:, производство пищевых продуктов (20,6%, 34 млрд. руб.), производство табачных изделий (16,3%, 27млрд. руб.)., производство нефтепродуктов (10,5%, 17 млрд. руб.). Текущая ситуация (производство): ИПП, отгрузка, налоговые поступления Источники: Мосгорстат, Росстат

Источник: Мосгорстат – бурный рост инвестиций в основной капитал на 84%, до 689,7 млрд. руб. обусловленный общим подъемом экономики и ростом вложений в производство электроэнергии снижение притока инвестиций из-за мирового финансового кризиса. Доля обрабатывающих производств выросла с 2005 по 2010 гг. с 3% до 4% гг. – рост прямых иностранных инвестиций (ПИИ) Москвы на 84,1% до 3,79 млрд. долл. Доля ПИИ в обрабатывающие производства упала с 15,3% до 6,1%. Лидеры в структуре ПИИ : оптовая и розничная торговля (29% г.; 38% г.), финансовая деятельность (23% г.; 15% г.), операции с недвижимым имуществом (20% год; 24% 2010 г.) Рентабельность предприятий в большинстве отраслей стагнирует на уровне 2004 г. Наиболее рентабельный бизнес - гостиницы и рестораны (2010 г. - 11,6%), наименее – строительство (2010 г. - 1,4%) г. – резкое падение рентабельности финансового сектора на -89,3% (2008 г. - 23,4, 2009 г ,3), 2010 г. – восстановление до 8,3%. Убывающий тренд рентабельности обрабатывающих производств (2006 г. - 17%, 2010 г. – 8%). Среднегодовая численность занятых в обрабатывающих производствах в 2009 г. – 678 тыс. чел. (11% от общего числа занятых), среднемесячная з/п по крупным и средним предприятиям в 2010 г. – руб. (80,6% от среднего показателя по Москве) Текущая ситуация (производство): инвестиции и рентабельность активов

Промышленные зоны (в границах размещены сохраняемые объекты промышленности, науки и их инфраструктура), - сформированы в соответствии с постановлениями Правительства Москвы 836-ПП от и 247-ПП от ), - площадь – 7,7 тыс. га, общее количество ЮВАО - лидер по количеству (34 объекта) и площади (1520 га) промышленных зон; - в 6 из 10 округов количество промзон и их площадь превышает средний показатель по округам ( 21 объектов и 770 га); - ЦАО имеет наименьшее количество промзон по количеству (7 объектов) и площади (30 га); - основные собственники ЗУ на территории промзон - г. Москва (72,7%), РФ (19,01%) - объекты стройкомлекса, энергетические, коммунальные, транспортные объекты занимают 3,6 тыс. га, объекты производственно-делового назначения - 3 тыс. га, объекты науки - 1,1 тыс. га Текущая ситуация (промышленные зоны): общие сведения Источник: ДНППП г. Москвы

Обследовано 187 промзон ( гг.) га Выявленных потенциальных «резервов» – 1649 га 42,80% 10,02% 9,63% 19,23% Распределение «резервов» по округам -наиболее рентабельные собственники – предприятия пищевой промышленности (выручка 89,8 тыс. руб. на м 2 ) и полиграфической деятельности (выручка 57,5 тыс. руб. на м 2 ) -наименее эффективные собственники – производители машин и оборудования, транспортных средств выручка в 14,3 тыс. руб. при занятых площадях более 1584,5 тыс. м 2 -более трети отраслей(49) имеет выручку на метр квадратный < 25 тыс. руб.; -средняя площадь занятая предприятиями отрасли – 4875 тыс. м 2.; -средняя численность занятых в отрасли – 60 тыс. чел. Эффективность использования ЗУ можно повысить за счет освобождения территориальных «резервов» и оптимизации использования площадей производственных предприятий машиностроения Текущая ситуация – территориальные резервы Источник: ДНППП г. Москвы Источник: ДНППП г. Москвы, Мосгорстат