Лекция 5. Основные этапы работы. Анализ литературы и материала А.Сунгуров. Курс «Технология научной деятельности»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА.
Advertisements

Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Государственное учреждение образования «Средняя школа 3 г. Крупки» Заместитель директора по учебной.
Организация научно- исследовательской работы школьников Формы научно- исследовательской работы.
Конкретное социологическое исследование – основа прикладной социологии 1 Понятие о конкретном социологическом исследовании 2 Разновидности конкретного.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
Методические рекомендации по написанию школьного научного проекта «Нет ничего сильнее жажды познания, силы сомнения…. Это стремление есть основа всякой.
Научно-исследовательская работа учащихся. Методика написания, правила оформления и защиты Косовцова И.В., учитель истории МОУ-СОШ 31 г. Белгорода.
Методика проведения исследовательской части работы по химии и экологии учитель химии и биологии высшей квалификационной категории Хафизова Э.М.
Методика проведения семинарских занятий. Самостоятельная работа слушателей.
Попова Е.В., учитель русского языка и литературы МОУ Землянской СОШ.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УШАКОВ А.А.
МЕТОДОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИКЕ Выполнила : магистранты II курса группы СВ ( б ) Каныбекова Алтынай К. Шейшеев Стамбек К. Проверил : Куватбеков Каныбек.
Методическая разработка по естествознанию по теме: Как правильно написать и оформить исследовательскую работу.
Семинар 1 декабря 2011 Правдюк Ольга Анатольевна.
Семинар по подготовке выпускного аттестационного проекта ст. преподаватель Анастасия А. Голубева.
1. Определение объекта исследования. 2. Установление предмета исследования. 3. Формирование цели. 4. Выдвижение научной гипотезы. 5. Формулировка задач.
Организация исследовательской деятельности на средней и старшей ступени общего образования.
МБОУ СОШ 12 Организация самостоятельной работы учащихся в исследовательской деятельности Организация самостоятельной работы учащихся в исследовательской.
Новые педагогические технологии Метод кейсов. Определение Метод кейсов – это обучение посредством пакета ситуаций для принятия решений, то есть изучение.
Транксрипт:

Лекция 5. Основные этапы работы. Анализ литературы и материала А.Сунгуров. Курс «Технология научной деятельности»

Важные этапы в процессе подготовки научной работы Краткое описание Планирование работы Беседа- обсуждение Создание Рабочих документов Переработка структуры Черновой вариант Окончательный вариант

1. Краткое описание После «вчитывания в тему» и составления общего взгляда на нее, После «вчитывания в тему» и составления общего взгляда на нее, можно составить описание (1-2 стр.): можно составить описание (1-2 стр.): 1.1.Предмет работы (исследуемая тема) 1.1.Предмет работы (исследуемая тема) 1.2.Цель и задачи (Вопросы, которые хотели бы проработать) 1.2.Цель и задачи (Вопросы, которые хотели бы проработать) 1.3.Исследовательский инструменты (методы) которые будут использованы 1.3.Исследовательский инструменты (методы) которые будут использованы 1.4. Наличие и объем литературы и источников, проблемы получения литературы и материала 1.4. Наличие и объем литературы и источников, проблемы получения литературы и материала 1.5. Список невыясненных проблем и возможных альтернатив 1.5. Список невыясненных проблем и возможных альтернатив

К Краткому описанию прилагается: Черновой вариант структуры работы Черновой вариант структуры работы Список литературы Список литературы Рекомендуется перед каждой домашней работой показывать преподавателю Краткое описание Рекомендуется перед каждой домашней работой показывать преподавателю Краткое описание Во Введении в окончательном варианте будут Во Введении в окончательном варианте будут Те же пункты, что и в Кратком описании Те же пункты, что и в Кратком описании

2. Планирование работы 2.1.Каковы будут основные формы работы?: 2.1.Каковы будут основные формы работы?: Обеспечение литературы Обеспечение литературы Осмысление состояния исследования Осмысление состояния исследования Сбор и анализ источников Сбор и анализ источников Работа в архиве Работа в архиве Подготовка и проведение интервью Подготовка и проведение интервью Анализ материалов Анализ материалов Дополнительные исследования Дополнительные исследования Обобщение материалов Обобщение материалов Написание черного и окончательного вариантов работы Написание черного и окончательного вариантов работы

2.1. Как можно оптимально организовать работу? Какие этапы работы должны следовать друг за другом, какие параллельно друг другу? Какие этапы работы должны следовать друг за другом, какие параллельно друг другу? Сколько времени надо предусмотреть на каждый этап работы? Сколько времени надо предусмотреть на каждый этап работы? Запланирован ли достаточный временной запас (на случай болезни, проблем со сбором литературы, сбоев компьютера)? Запланирован ли достаточный временной запас (на случай болезни, проблем со сбором литературы, сбоев компьютера)?

Пример: планирование 6- недельной работы Продолжение сбора литературы и источников Подготовка рабочих Документов к конкретным вопросам Окончательное структурирование Написание чернового варианта Переработка (введение, Заключение, литература) Сдача Рабо- ты Уже сделано: - Выбор темы - Поиск литературы - Вхождение в тему - Отграничение темы - Краткое описание

3. Беседа-Обсуждение Не позднее чем после составления Краткого описания (аннотации) должна состояться встреча с преподавателем Не позднее чем после составления Краткого описания (аннотации) должна состояться встреча с преподавателем Он должен может обратить ваше внимание на проблемы, на формулировку темы, на структуру работы Он должен может обратить ваше внимание на проблемы, на формулировку темы, на структуру работы Но решение, воспользоваться ли его советами – делать вам. Но решение, воспользоваться ли его советами – делать вам. Ответственность за работу несете Вы, а не преподаватель Ответственность за работу несете Вы, а не преподаватель

Вопросы, которые должен будет оценить преподаватель: Является ли тема предполагаемой работы политологической темой? Является ли тема предполагаемой работы политологической темой? Поддается ли тема разумной обработке в предусмотренное время? Поддается ли тема разумной обработке в предусмотренное время? Найдена ли соответствующая литература? Необходим ли поиск новой литературы? Найдена ли соответствующая литература? Необходим ли поиск новой литературы? Разъяснен ли методический подход? Разъяснен ли методический подход? Какой эмпирический материал привлекается? Какой эмпирический материал привлекается? Осознает ли студент особые трудности (теоретические, методические, нормативные) своей темы? Осознает ли студент особые трудности (теоретические, методические, нормативные) своей темы?

4. Рабочие документы К ним относятся, в частности: К ним относятся, в частности: Выдержки из книг и выписки, закрепляющие результаты изучающего чтения -(предыдущая лекция); Выдержки из книг и выписки, закрепляющие результаты изучающего чтения -(предыдущая лекция); 4.1. Протоколы, включая тексты интервью 4.1. Протоколы, включая тексты интервью 4.2. Аналитические отчеты 4.2. Аналитические отчеты

4.1. Протоколы (документированные записи событий) В них фиксируются события, относительно фактичности которых среди участников или наблюдателей существует консенсус. В них фиксируются события, относительно фактичности которых среди участников или наблюдателей существует консенсус. Т.е. события превращаются в научно- или юридически действенные факты, Т.е. события превращаются в научно- или юридически действенные факты, Только в результате протоколирования (записи) Только в результате протоколирования (записи)

Такие протоколы могут касаться: Естественнонаучных/медицинских опытов Естественнонаучных/медицинских опытов Поддающихся контролю социальных ситуаций (интервью, социальных экспериментов) Поддающихся контролю социальных ситуаций (интервью, социальных экспериментов) Парламентских дебатов Парламентских дебатов Юридических действий (решений, договоров, приговоров) Юридических действий (решений, договоров, приговоров) Научных дискуссий, семинаров и уроков. Научных дискуссий, семинаров и уроков.

Проблемы, связанные с протоколом, как констатацией факта Насколько надежны высказывания (протоколы) о действительности (реальности)? Насколько надежны высказывания (протоколы) о действительности (реальности)? Можно ли сформулировать протоколы так, чтобы они «правильно» отражали события? Можно ли сформулировать протоколы так, чтобы они «правильно» отражали события? Каково содержание реальности в системе научных высказываний, которая базируется на констатации фактов (протоколов)? Каково содержание реальности в системе научных высказываний, которая базируется на констатации фактов (протоколов)? Являются ли констатации фактов (протоколы) однозначными или подлежат историческим и обусловленным культурой интерпретациям? Являются ли констатации фактов (протоколы) однозначными или подлежат историческим и обусловленным культурой интерпретациям?

Студент-политолог может иметь дело С двумя типами протоколов: С двумя типами протоколов: Он может использовать и интерпретировать протоколы как особые источники – например, парламентские протоколы Он может использовать и интерпретировать протоколы как особые источники – например, парламентские протоколы Он может писать протоколы сам, фиксируя изучаемые события. Он может писать протоколы сам, фиксируя изучаемые события. Это итоги бесед (интервью) или дискуссий (во время учебных событий, групповых бесед, фокус-групп и т.д.) Это итоги бесед (интервью) или дискуссий (во время учебных событий, групповых бесед, фокус-групп и т.д.)

Типы и виды протоколов Протоколы хода событий или Протоколы хода событий или Протоколы результатов событий Протоколы результатов событий Протоколы хода событий – скорее исключение, фиксируется весь ход беседы. Протоколы хода событий – скорее исключение, фиксируется весь ход беседы. Частный случай – дословный протокол – как итог обработки магнитофонных записей Частный случай – дословный протокол – как итог обработки магнитофонных записей При экспертных интервью – как правило отказываются от дословных протоколов, При экспертных интервью – как правило отказываются от дословных протоколов, Т.к. эксперты не согласны с публичным воспроизведением своих ответов Т.к. эксперты не согласны с публичным воспроизведением своих ответов Тогда логичны итоговые протоколы, составляемые на основе заметок Тогда логичны итоговые протоколы, составляемые на основе заметок

Формальные критерии Протокол результатов должен содержать: Протокол результатов должен содержать: Повод к написанию протокола (интервью с Н.Н., включая его должность и учреждение) Повод к написанию протокола (интервью с Н.Н., включая его должность и учреждение) Место и дата протоколированных событий Место и дата протоколированных событий Предмет (тема интервью) Предмет (тема интервью) Имя протоколиста Имя протоколиста

4.2. Аналитические отчеты Цель подобных материалов – закрепление промежуточных результатов. Подбор – на основе: Цель подобных материалов – закрепление промежуточных результатов. Подбор – на основе: Выдержек из книг и кратких резюме Выдержек из книг и кратких резюме Копии важных выдержек из текстов с примечаниями Копии важных выдержек из текстов с примечаниями Протоколов интервью Протоколов интервью Статистики Статистики Упорядоченных газетных вырезок Упорядоченных газетных вырезок Копий важных источников (законов и т.д.) Копий важных источников (законов и т.д.)

Темы для аналитических отчетов Такие отчеты стоит делать для каждой части вашей работы – они могут стать основами ее глав Такие отчеты стоит делать для каждой части вашей работы – они могут стать основами ее глав Возможные темы таких отчетов: Возможные темы таких отчетов: Состояние научной дискуссии Состояние научной дискуссии Методические подходы Методические подходы Отображение событийных цепей (например, формирование конфликта) Отображение событийных цепей (например, формирование конфликта) Обоснование гипотез Обоснование гипотез

5. Переработка структуры И на стадии составления аналитических отчетов и сразу после И на стадии составления аналитических отчетов и сразу после Надо решать: Надо решать: Следует ли сохранять первоначальную структуру или итоги чтения и анализа требуют ее изменить Следует ли сохранять первоначальную структуру или итоги чтения и анализа требуют ее изменить По каким критериям надо структурировать основные главы, чтобы аргументы истекали непосредственно из объекта исследования и легко воспринимались читателем По каким критериям надо структурировать основные главы, чтобы аргументы истекали непосредственно из объекта исследования и легко воспринимались читателем

Принципы разделения (в соответствии с законами логики) «Каждое разделение может осуществляться в соответствии с одной причиной разделения. «Каждое разделение может осуществляться в соответствии с одной причиной разделения. Если же имеются несколько различных причин, то в соответствии с каждой практикуется собственное разделение… Если же имеются несколько различных причин, то в соответствии с каждой практикуется собственное разделение… (Meine, 1984) (Meine, 1984) Разделения характеризуются как полные, если все члены вместе снова дают целое, в противном случае разделение не будет полным Разделения характеризуются как полные, если все члены вместе снова дают целое, в противном случае разделение не будет полным Если тема делится по нескольким критериям, то возникают дополнительные деления. Если тема делится по нескольким критериям, то возникают дополнительные деления.

Правила разделения: Разделение должно быть полным, Все соединенные вновь члены должны вновь создать целое Разделение должно быть полным, Все соединенные вновь члены должны вновь создать целое Этот принцип нарушают слишком узкие и слишком широкие разделения Этот принцип нарушают слишком узкие и слишком широкие разделения Члены разделения не должны взаимно содержаться один в другом или пересекаться Члены разделения не должны взаимно содержаться один в другом или пересекаться Не стоит перескакивать через какие-то компоненты Не стоит перескакивать через какие-то компоненты При простом разделении надо использовать единую причину разделения При простом разделении надо использовать единую причину разделения Menne Menne. 1984

Принцип разделения научных работ - Концентрированное выражение теоретического мышления их авторов, Концентрированное выражение теоретического мышления их авторов, Отражают их теоретический подход к теме Отражают их теоретический подход к теме Поэтому, при структурировании работы, Поэтому, при структурировании работы, Вы должны отдавать себе отчет, Вы должны отдавать себе отчет, Какой логике следует Ваша аргументация, Какой логике следует Ваша аргументация, Чтобы читатель вас понял Чтобы читатель вас понял

6. Черновой и окончательный варианты При планировании не стоит рассчитывать, что с ходу получится окончательный вариант При планировании не стоит рассчитывать, что с ходу получится окончательный вариант Написание чернового варианта освобождает от преувеличенных ожиданий в отношении собственной работы. Написание чернового варианта освобождает от преувеличенных ожиданий в отношении собственной работы. Если уже готовы аналитические отчеты и тонкая структура, то написать несложно Если уже готовы аналитические отчеты и тонкая структура, то написать несложно

Черновой вариант служит проверке: Хода аргументации работы, чтобы можно было внести исправления Хода аргументации работы, чтобы можно было внести исправления Обоснованности и достоверности отдельных этапов аргументации Обоснованности и достоверности отдельных этапов аргументации Подготовки и изображения эмпирического материала Подготовки и изображения эмпирического материала Цитат и цитируемой литературы Цитат и цитируемой литературы

На финальном этапе Черновик дополняется недостающими частями работы: Черновик дополняется недостающими частями работы: Введением Введением Выводами Выводами Аппаратом примечаний Аппаратом примечаний Списком литературы Списком литературы Важно! При написании больших работ выделять достаточно времени для оформления Важно! При написании больших работ выделять достаточно времени для оформления При спешки выше вероятность и сбоев, в том числе – и компьютерных!!!! При спешки выше вероятность и сбоев, в том числе – и компьютерных!!!!

В этих пещерах издревна селились люди