Образование как социокультурный феномен и движущая сила социально-экономического развития Модуль 2.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация проектно - исследовательской деятельности студентов как условие реализации компетентностного подхода в обучении Панкова О. А. Семинар 31 октября.
Advertisements

Современное высшее образование: формирование компетентности специалиста.
Т к а ч ё в а Н. Г. директор МОУ «СОШ 9». Образовательный стандарт - это Государственный стандарт второго поколения задаёт ориентиры развития всей системы.
Ноябрь 2011 г., г. Красногорск Красногорский государственный колледж Красногорский МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.
Стратегическая цель : обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития.
Современное высшее образование: формирование компетентности специалиста.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Подготовка инновационных кадров в НГГУ для дошкольных учреждений к.психол.наук, доцент, член-корреспондент Балтийской педагогической академии, декан факультета.
Процесс информатизации Казахстана. Проблемы и перспективы информатизации в Казахстане.
Основные тенденции развития системы образования в условиях информатизации.
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Образовательное пространство становится развивающим, если… 1. мотивировать учащегося, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельностью,
Выполнил: студент 3 «V» курса Исмоилов Сарвар.. Управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств.
Тема: Методы обучения с использованием модульных программ на компетентностной основе Преподаватель: Николаева В. И.
Концепция и стратегии воспитания в культурно- образовательном пространстве Педагогического института ЮФУ.
Новые цели – новые результаты образования в ФГОС ОО Терещенко И.Е., к.п.н., зам.директора ИМЦ.
Характеристика и структура национальной системы образования.
Современное высшее образование: формирование компетентности специалиста.
Транксрипт:

Образование как социокультурный феномен и движущая сила социально-экономического развития Модуль 2.

Основные вопросы 1. Повышение роли образования на современном этапе социально- экономического развития 2. Социокультурные тенденции, оказывающие влияние на развитие образования 3. Основные направления модернизации среднего специального и высшего образования 4. Образование как педагогический процесс

Опорная (структурно-логическая) схема лекции

Повышение роли образования на современном этапе социально-экономического развития Возрастание роли образования в социально-экономическом развитии обществ, государств и цивилизации в целом определяется следующим основным фактором: образование обеспечивает развитие и воспроизводство человеческого капитала.

Повышение роли образования на современном этапе социально-экономического развития Под человеческим капиталом в экономике понимается совокупность всех производительных качеств работника, включающих приобретенные знания и навыки, а также мотивацию и энергию (активность), которые могут использоваться в течение конкретного периода времени в целях производства товаров и услуг.

Повышение роли образования на современном этапе социально-экономического развития В педагогике человеческий капитал может определяться: 1) как совокупность знаний и опыта, ценных личностно-профессиональных качеств, обеспечивающих мотивированную способность и готовность специалиста (выпускника ссуза, вуза) эффективно решать разнообразные социально- личностные и профессиональные задачи; 2) как социально-профессиональная компетентность специалиста (выпускника ссуза, вуза), которая представляет собой сложное личностное качество, выражающее способность мотивированно и ответственно применять сформированные компетенции для эффективного решения разнообразных социально-профессиональных задач.

Повышение роли образования на современном этапе социально-экономического развития Возрастание роли образования в развитии человеческого капитала определяется, в свою очередь, следующими факторами: 1) недостаточное соответствие качества человеческого капитала требованиям новой экономики; 2) повышенная востребованность в условиях новой экономики не только профессиональных компетенций работников, но и их духовно-нравственных личностных качеств; 3) неограниченность и неисчерпаемость человеческого капитала.

Повышение роли образования на современном этапе социально-экономического развития Основные функции образования: функция воспроизводства (трансляции) культуры и социокультурного опыта - направлена на передачу подрастающему поколению устоявшегося социокультурного опыта и подготовку молодежи к самостоятельной жизни и труду в стабильном обществе; функция воспроизводства (трансляции) культуры и социокультурного опыта - направлена на передачу подрастающему поколению устоявшегося социокультурного опыта и подготовку молодежи к самостоятельной жизни и труду в стабильном обществе; функция развития личности, общества в целом - обеспечивает подготовку личности к постоянному самообразованию и профессиональному росту, овладению технологиями и инновациями и их ответственному использованию в жизни и профессии. функция развития личности, общества в целом - обеспечивает подготовку личности к постоянному самообразованию и профессиональному росту, овладению технологиями и инновациями и их ответственному использованию в жизни и профессии.

Социокультурные тенденции, оказывающие влияние на развитие образования Исследователями выделяются 2 группы основных социокультурных тенденций: внеобразовательные, обусловленные глобальными процессами в мире и проблемами человечества, мировыми социальными и экономическими тенденциями, социокультурной и производственной ситуацией на уровне страны; внеобразовательные, обусловленные глобальными процессами в мире и проблемами человечества, мировыми социальными и экономическими тенденциями, социокультурной и производственной ситуацией на уровне страны; образовательные, определяемые современными тенденциями развития образования в мире и отдельных регионах, возросшей ролью образования в развитии общественного сознания и социума. образовательные, определяемые современными тенденциями развития образования в мире и отдельных регионах, возросшей ролью образования в развитии общественного сознания и социума.

Социокультурные тенденции, оказывающие влияние на развитие образования Внеобразовательные социокультурные тенденции: 1. Нарастающий процесс глобализации. 2. Переход к информационному обществу, экономике, основанной на знаниях. 3. Ускорение темпов научно- технического прогресса.

Социокультурные тенденции, оказывающие влияние на развитие образования Внеобразовательные социокультурные тенденции: 4. Обострение глобальных проблем человечества. 5. Усиление конкурентной борьбы стран за лидерство. Реальными лидерами на международной арене становятся страны, которые обладают наиболее мощным интеллектуальным потенциалом. Основным капиталом современного общества является качественно обученные и профессионально подготовленные квалифицированные кадры, готовые к принятию нетрадиционных решений, разработке и внедрению инноваций.

Социокультурные тенденции, оказывающие влияние на развитие образования Образовательные социокультурные тенденции: 1. Быстрые темпы развития высшего образования, массовость высшей школы. 2. Непрерывность образования. 3. Информатизация образования. 4. Интернационализация высшего образования. 5. Превращение образования в сферу услуг.

Социокультурные тенденции, оказывающие влияние на развитие образования Требования к функционированию и развитию образования: учет одновременно происходящих процессов социально-экономической глобализации и регионализации, интернационализации высшего образования и, в этой связи, опора в содержании и организации обучения на ценности и традиции национальной и мировой культуры; учет одновременно происходящих процессов социально-экономической глобализации и регионализации, интернационализации высшего образования и, в этой связи, опора в содержании и организации обучения на ценности и традиции национальной и мировой культуры; обеспечение доступности, эффективности образования, постоянное повышение качества образования в соответствии с растущими требованиями личности, общества, государства; обеспечение доступности, эффективности образования, постоянное повышение качества образования в соответствии с растущими требованиями личности, общества, государства;

Социокультурные тенденции, оказывающие влияние на развитие образования Требования к функционированию и развитию образования: построение образования как непрерывного, опережающего и развивающего, обеспечивающего социально-личностную и профессиональную мобильность, конкурентоспособность выпускников; построение образования как непрерывного, опережающего и развивающего, обеспечивающего социально-личностную и профессиональную мобильность, конкурентоспособность выпускников; усиление личностно ориентированного характера образовательного процесса, его проблемно-исследовательской направленности, создание условий для расширения самостоятельной работы обучающихся, их постоянного самообразования, формирования у них системы универсальных компетенций, способствующих решению разнообразных жизненных и социально-профессиональных задач. усиление личностно ориентированного характера образовательного процесса, его проблемно-исследовательской направленности, создание условий для расширения самостоятельной работы обучающихся, их постоянного самообразования, формирования у них системы универсальных компетенций, способствующих решению разнообразных жизненных и социально-профессиональных задач.

Основные направления модернизации среднего специального и высшего образования Социокультурные тенденции Требования к развитию профессионального образования и профессиональной подготовке выпускников Направления модернизации системы профессионального образования Внеобразовательные тенденции: 1.Нарастающий процесс глобализации Развитие образовательного процесса с учетом общечеловеческих ценностей, традиции мировой культуры, обеспечение формирования у обучающихся глобального (планетарного) мышления, способности жить в поликультурном мире Совершенствование учебно- воспитательной системы вуза (ссуза) на основе гуманистического, аксиологического и культурологического подходов, обеспечивающих развитие миротворческих, плюралистических, глобальных форм мышления; включение в содержание обучения ценностей, анализ которых выступает средством самоопределения студента. Реализация студентом академических свобод (выбор форм обучения, образовательных траекторий)

Основные направления модернизации среднего специального и высшего образования Социокультурные тенденции Требования к развитию профессионального образования и профессиональной подготовке выпускников Направления модернизации системы профессионального образования Внеобразовательные тенденции: 2.Переход к информационном у обществу, экономике, основанной на знаниях Совершенствование профессиональной подготовки студентов с целью формирования у них компьютерной грамотности, умений осуществлять поиск и обрабатывать информацию Внедрение в учебный процесс информационно- коммуникационных технологий, развитие дистанционных форм обучения, совершенствование учебно- методического обеспечения на основе электронных ресурсов

Основные направления модернизации среднего специального и высшего образования Социокультурные тенденции Требования к развитию профессионального образования и профессиональной подготовке выпускников Направления модернизации системы профессионального образования Внеобразовательные тенденции: 3.Ускорение темпов научно- технического прогресса Интеграция образования, науки и производства; формирование у студентов способности разрабатывать научно-исследовательские проекты; готовности к повышению образовательного и профессионального уровней в течение всей жизни; способности к проведению исследований, освоению и разработке инноваций в сфере профессии Опора при обновлении содержания и технологий профессиональной подготовки на достижения фундаментальных наук, проведение научных исследований, организацию взаимосвязи образовательного процесса с научными исследованиями, производством. Разработка модели выпускника и обновление стандартов высшего образования на основе компетентностного подхода; внедрение в образовательный процесс вуза (ссуза) компетентностной модели образования, способствующей более активному включению обучающихся в разнообразные виды учебной деятельности, приближенные к профессиональной, и творческую самостоятельную работу

Основные направления модернизации среднего специального и высшего образования Социокультурные тенденции Требования к развитию профессионального образования и профессиональной подготовке выпускников Направления модернизации системы профессионального образования Внеобразовательные тенденции: 4.Обострение глобальных проблем человечества Создание в образовательном процессе условий для саморазвития студента, формирования его в качестве мирового субъекта преобразовательной и созидательной деятельности, направленной на разрешение глобальных проблем Включение в содержание образования глобальных проблем, формирование у студентов адекватного их понимания, соответствующей мотивации, ответственности и готовности к их разрешению; использование эффективных образовательных технологий, обеспечивающих личностно ориентированный и проблемно-исследовательский характер учебного процесса

Основные направления модернизации среднего специального и высшего образования Социокультурные тенденции Требования к развитию профессионального образования и профессиональной подготовке выпускников Направления модернизации системы профессионального образования Внеобразовательные тенденции: 5.Усиление конкурентной борьбы стран за лидерство Кадровое обеспечение научно-технологических направлений (информационно- коммуникационные, нано и биотехнологии); повышение эффективности образовательного процесса с целью подготовки компетентных, мобильных, конкурентоспособных на мировом рынке труда выпускников Создание в вузах (ссузах) систем управления качеством образования, усиление научно-инновационной подготовки выпускников

Основные направления модернизации среднего специального и высшего образования Социокультурные тенденции Требования к развитию профессионального образования и профессиональной подготовке выпускников Направления модернизации системы профессионального образования Образовательные тенденции: 6.Массовость высшей школы Диверсификация учреждений высшего образования; обеспечение его качества для всех форм (особенно заочной, платной) Повышение качества, эффективности и доступности образования в вузе (ссузе)через создание системы управления качеством, использование эффективных образовательных технологий, современного научно- методического обеспечения, в том числе телекоммуникационных и информационных средств; развитие дистанционного обучения.

Основные направления модернизации среднего специального и высшего образования Социокультурные тенденции Требования к развитию профессионального образования и профессиональной подготовке выпускников Направления модернизации системы профессионального образования Образовательные тенденции: 7.Непрерывность образования Обеспечение непрерывной профессиональной подготовки кадров на основе многоуровневости и преемственности (школа–ПТУ–СУЗ– вуз–повышение квалификации и переподготовка кадров) Обеспечение содержательной и технологической преемственности и непрерывности на основе совершенствования образовательных стандартов и программ, учебных планов

Основные направления модернизации среднего специального и высшего образования Социокультурные тенденции Требования к развитию профессионального образования и профессиональной подготовке выпускников Направления модернизации системы профессионального образования Образовательные тенденции: 8. Информатизация высшего образования Обоснование новой идеологии высшего образования, направленной на формирование у студентов информационной культуры, компьютерной грамотности; разработку ресурсного обеспечения дистанционного (электронного) обучения Формирование информационно- образовательной среды в вузе, разработка и внедрение коммуникационно-информационных технологий, обеспечивающих совершенствование традиционных форм и методов обучения и контроля знаний, создание новых обучающе- контрольных форм организации образовательного процесса на основе компьютерных средств, направленных на увеличение объема самостоятельной работы, введение дистанционного (электронного) обучения

Основные направления модернизации среднего специального и высшего образования Социокультурные тенденции Требования к развитию профессионального образования и профессиональной подготовке выпускников Направления модернизации системы профессионального образования Образовательные тенденции: 9. Интернацио- нализация высшего образования Учет требований единого европейского образовательного пространства, обеспечивающего расширение для выпускников вузов возможностей трудоустройства, повышение профессиональной мобильности и конкурентоспособности Введение двухступенчатой системы подготовки выпускников в вузе; внедрение кредитно-модульной системы обучения; обеспечение контроля качества образования на основе систем менеджмента качества 10. Превращение образования в сферу услуг Обеспечение доступности повышения качества образования, его соответствия потребностям личности, общества, государства Разработка и внедрение систем управления качеством образования в вузе (ссузе), укрепление связей со сферой труда, работодателями

Образование как педагогический процесс Компоненты образова- тельного процесса Традиционная (знаниевая) модель Инновационная (компетентностная) модель Цель обученияОсвоение системы «готовых» знаний, умений, навыков Овладение системой знаний, умений, навыков (компетенций), опытом их применения в различных ситуациях Результаты образования Освоение системы ЗУНов как алгоритма деятельности в типичных жизненных или профессиональных ситуациях; формирование лишь «ориентировочного компонента творческой активности» Сформированность у выпускника социально- профессиональной компетентности: опыт решения профессиональных, социальных, личностных проблем, задач высокой степени неопределенности и разработки междисциплинарных, прикладных проектов; сформированность «деятельно-творческого аспекта образованности»; развитость мотивационной, ценностно-смысловой, эмоционально-волевой сфер личности выпускника, его духовно-нравственных и гражданских качеств

Образование как педагогический процесс Компоненты образова- тельного процесса Традиционная (знаниевая) модель Инновационная (компетентностная) модель Содержание обучения Предметоцентричность обучения; преобладают преимущественно «декларативные» знания Усиление практико-ориентированного, междисциплинарного, прикладного аспектов содержания обучения; преобладают ценностно-смысловые и деятельностные знания Способы обучения Преобладание объяснительно- иллюстративных и репродуктивных методов обучения Преобладание активных, проектных, исследовательских форм и методов обучения, проблемно-модульных, личностно ориентированных технологий, соответствующих способам будущей профессиональной деятельности Позиции преподавателя и обучающихся в учебном процессе Усиление обучающей, контролирующей и оценочной функций преподавателя Увеличение доли самостоятельной учебной и исследовательской работы студентов, усиление роли их самооценки и самоконтроля в учебном процессе

Образование как педагогический процесс Рис. Функции и модели образования

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!