ОРТ в Кыргызстане как один из эффективных инструментов повышения качества образования Ибрагимова Гайша Бишкек 5-6 ноября 2009 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Особенности Общереспубликанского тестирования для поступления в вузы Кыргызстана Директор Центра оценки в образовании и методов обучения к.п.н, И. П.
Advertisements

Т к а ч ё в а Н. Г. директор МОУ «СОШ 9». Образовательный стандарт - это Государственный стандарт второго поколения задаёт ориентиры развития всей системы.
Методология разработки Профессиональных Стандартов и Рамки квалификаций в отрасли туризма Кыргызской Республики Ибрагимова Г.Д. Круглый Стол Кадры для.
Ибрагимова Гайша Бишкек г. Мировые тенденции обеспечения качества в образовании Этот проект финансируется Европейским Союзом.
Подготовка инновационных кадров в НГГУ для дошкольных учреждений к.психол.наук, доцент, член-корреспондент Балтийской педагогической академии, декан факультета.
Роль профсоюзной организации в оценке деятельности учителя в свете Федеральных Государственных образовательных стандартов.
Об опыте регулярных и нерегулярных исследований состояния системы образования в регионе Чупин В.Н., директор Регионального центра мониторинга в образовании,
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Консультация « Обсуждение проекта профессионального стандарта педагога 2013/2014 учебный год Методист Косташ Н. Н.
Диссертация на соискание степени магистра экономики Соискатель – Андрончик И.Г. Научный руководитель – профессор, доктор экономических наук- Лемещенко.
Реализация принципа бюджетирования, ориентированного на результат в системе образования Республики Алтай.
1 НОВАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ По результатам реализации региональных комплексных проектов модернизации образования Организация-оператор Институт проблем образовательной.
Построение образовательной программы образовательного учреждения, гарантирующее достижение заявленных целей (результатов образования) в условиях введения.
Роль представителей работодателей в организации подготовки кадров по программам опережающего обучения Гл.специалист НФПК Лыков М.М.
Комплект методических пособий «Компетентностный подход в обучении: формы и методы работы», «Формирование читательской компетентности современного школьника»
«Модернизация региональной системы образования как способ повышения качества жизни» А.И. Адамский.
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
Закон Республики Узбекистан об образовании (принят 29 августа 1997г.) Определяет правовые основы обучения, воспитания, профессиональной подготовки граждан.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
Основные направления развития профессионального образования в Российской Федерации и Республике Карелия Калева В.Г., начальник Управления развития образования.
Транксрипт:

ОРТ в Кыргызстане как один из эффективных инструментов повышения качества образования Ибрагимова Гайша Бишкек 5-6 ноября 2009 г.

Глобальные и региональные тенденции. Геополитическое положение Кыргызстана, Правительство перед необходимостью строить стратегию развития с учетом глобальных и региональных тенденций. Весь мир сегодня строит социально ориентированную конкурентноспособную экономику основанную на компетенциях глобальное информационное общество; высокотехнологичные и сервисные индустрии создают максимальную добавленную стоимость в мировом ВВП. В основе глобального информационного общества лежат знания, информация и человеческие ресурсы. Сервисные отрасли занимают до 70% ВВП развитых стран. Производство и сельское хозяйство уходят к странам развивающимся

Страны сервисных экономик: СтраныНаселениеСельское хозяйство Промышлен ность Сервисный сектор Сингапур 5 млн.032%68% Китай1млр 240млн 21%11,5%67,5% Кыргызстан 5 млн.34%14%52%

Стратегия для Кыргызстана. Кыргызстан уже сегодня, при всех трудностях, имеет успешную сервисную инфраструктуру Сегодня количество Интернет кафе в стране на душу населения значительно превышает среднестатистическое по странам СНГ Сегодня, при всех претензиях к системе образования, наши молодые специалисты в области информационных технологий работают во всех ведущих кампаниях мира, а также проживая в Кыргызстане, дистантно сотрудничают в этими кампаниями.

Тенденции в развитии человеческих ресурсов Признание роли человеческих ресурсов как основных ресурсов для каждой страны Приоритет в развитии знаний, умений и компетенций для вступления на рынок труда - задача общего и профессионального образования Система образования выполняет заказ на подготовку профессиональных кадров для рынка труда. Введение обучения, основанного на компетенциях (компетентностная парадигма образования) Признание знаний и умений, приобретенных в ходе практической деятельности

Риски и вызовы Необходимость человеку менять сферу деятельности не менее 6 раз Вымывание людей с низким уровнем умений с рынка труда Рост проблемных и социально не защищенных групп, социальное отчуждение Огромные затраты государств на социальные программы Дефляционный эффект оценивается в миллиарды долларов Необходимость обеспечить проблемным группам доступ к обучению и развитию умений Необходимость целевых программ для проблемных групп и людей с ограниченными возможностями

Организация по экономическому Сотрудничеству и развитию (ОЭСР) Цель: исследования качества рабочей силы для рынка труда С 2001 года в 25 странах оптимизация обучения в течении всей жизни Инициированы и проведены международные исследования PISA и TIMMS об учебных достижениях 15 –летних граждан Выводы: молодые люди не имеют жизненных навыков для активной деятельности Рекомендации: развивать компетенции, наряду со знаниями и умениями. Разработать Национальные Рамки Квалификаций

Рамочные системы квалификаций EQF Секторальные ПК Высшее обр СИСТЕМА ОБРА- ЗОВАНИЯ РЫНОК ТРУДА Проф.обр Общее обр

Цели и Задачи ОРТ Цели : создать основу для развития человеческих ресурсов как основного капитала страны Задачи: Исследование требований работодателей к квалификации работников Отбор абитуриентов с креативными и когнитивными умениями, готовых успешно продолжать обучение в высшей школе Обеспечить справедливый доступ к профессиональному образованию наиболее достойных абитуриентов из разных слоев населения и регионов КР Разработать тесты нового типа, направленные не на выявление объема фактологических знаний, а на исследование аналитических способностей тестируемых. Создать условия для преодоления коррупции при зачислении в высшие учебные заведения

Результаты ОРТ Предоставляет объективную, прозрачную, открытую информацию о достижениях всех регионов КР в разрезе административных единиц и конкретных школ, языков обучения Отчет по ОРТ ежегодно предоставляет максимально полную информацию для МОиН, областных и районных органов управления образованием о достижениях выпускников Отчет по ОРТ позволяет разработать страновую, региональную, районную стратегию в образовании с решением конкретных проблем и измеряемыми результатами (отчеты за 7 лет!) Дает возможность абитуриентам иметь доступ к процедуре принятия решений о зачислении в вуз Ликвидирует условия для коррупции при зачислении абитуриентов Обеспечивает справедливый доступ к образованию молодежи независимо от социального положения, языка обучения и места проживания

Ценность ОРТ ОРТ уникально в том плане, что впервые в пространстве СНГ внедрение новой системы оценки было заявлено как инструмент оценивания именно навыков мыслительной деятельности. То есть, способности применять полученные навыки в реальной жизни. Поэтому задания общереспубликанского теста принципиально другие. Информационно они могут быть идентичны содержанию предметного экзамена, но содержательно и методологически они совсем другие. И это отличие в том, что они побуждают тестируемого к принятию решения, ориентированного на конкретный результат. За 7 лет, подготовлена достаточно большая армия компетентных специалистов в области оценивания знаний. Это разработчики тестов, консультанты, инструкторы, которые занимаются организацией тестирования, аналитики, занимающиеся исследованием итогов тестирования, специалисты в области образовательной политики.

Значение ОРТ ОРТ – в 2002 году был очень осторожным и чувствительным инструментом для изменения системы образования в сторону его продуктивности ОРТ – это та пифагорова точка опоры, с помощью которой можно перевернуть целую систему, изменить содержание всего образования и сформировать компетентную образовательную политику. Я горжусь тем, что Кыргызстан на постсоветском пространстве впервые продвинулся дальше всех стран на пути реформирования системы оценивания знаний на уровне выпускников средней школы – абитуриентов. Меняется самосознание преподавателей, которые не хотят, чтобы их труд пропадал впустую, которые заинтересованы в мотивированном студенте. Мы дискутируем сегодня о высшем образовании, мы говорим о тех специалистах, которых будет выпускать высшая школа и насколько они способны к развитию, источник развития находится в общеобразовательной школе.

Перспективы влияния ОРТ Могла бы быть новая парадигма содержания образования- компетентностная Новая парадигма потребует новых образовательных стандартов Образовательные стандарты потребуют новых учебных планов и программ Реализация учебных планов и программ потребует нового подхода перераспределения функций между республиканскими и региональными, местными органами управления образованием, А также перераспределения свободы и ответственности между органами управления образованием и учебными заведениями Новая парадигма образования потребует новых компетенций педагогов, что приведет к изменению программ подготовки педагогических кадров, системы их квалификации и систему оценивания квалификаций

Перспективы влияния ОРТ Мы могли бы уже создать независимую систему профессионального оценивания достижений в образовании и обучении Новые образовательные стандарты потребуют новых, демократичных отношений в учебном заведении Интерактивные методы и формы обучения потребуют нового подхода к образовательному процессу. Систему ОРТ можно было бы распространить и применять при наборе учащихся в профтехучилища и техникумы. Мог быть разработан профессиональный стандарт в области образования Могла появиться Секторальная Рамка Квалификаций

Перспективы влияния ОРТ Могла бы измениться компенсационная политика в образовании, когда заработная плата была бы привязана к компетентности педагога, а не к стажу Если бы у нас политика в области образования была более последовательной, то, используя материалы общереспубликанского теста, мы бы уже могли изменить образовательные стандарты на уровне общеобразовательной и профессиональной школы, как средней, так и высшей.

Выгоды стейкхолдеров Государство: имеет прозрачную и объективную информацию для принятия политических решений в области развития человеческих ресурсов и занятости населения. Инструмент для преодоления коррупции в образовании Бизнес: компетентные кадры, способные к обучению на протяжении всей жизни Население: понятный и справедливый инструмент оценивания и поступления в вуз, доступ к образованию независимо от региона, языка обучения и социального происхождения Гражданин: объективную оценку собственных достижений и возможностей для принятия решений Министерство образования: систему оценки достижений выпускников учебных заведений, информацию для принятия стратегических решений в области образования. Образовательные учреждения: объективную и справедливую информацию о собственных достижениях для принятия административных решений Международные партнеры: ясное понимание ситуации в стране и определения собственных стратегий в данной стране

Проблемы и трудности ОРТ Серьезная проблема состоит в том, что за все эти 7 лет ни МОиН, ни Минфин, ни правительство в целом, ни разу не провели мониторинга прохождения образовательных грантов вслед за студентами. Некоторые студенты, поступив на бюджет, благодаря гранту, но столкнувшись в вузе с неэффективностью образовательного процесса, прекращали учебу в данном вузе и поступали в другой вуз. Согласно нормативным документам, этот грант, который студент оставил, покинув вуз, должен быть возвращен в Минфин либо решением грантовой комиссии передан другому студенту. То есть идея персонификации гранта, как она была изначально запущена, так и не была реализована.

Вызовы и риски И в результате начался откат. Если в 2004 году результаты ОРТ еще учитывались и при зачислении абитуриентов на контрактные отделения вузов, то сегодня на контрактников он практически не распространяется. Поле, в котором ОРТ используется как инструмент, продолжает сужаться. Количество специальностей, на которые зачисляют по итогам общереспубликанского теста, тоже сокращается. Ограничивается и возможность для абитуриентов поступить по итогам тестирования на обучение по престижным специальностям: Значительная часть бюджетных мест резервируется для непопулярных профессий. Так что ребята, которые поступают, скажем, на специальности, связанные с информационными технологиями, не видят смысла в том, чтобы проходить ОРТ. И такое сужение поля применения ОРТ представляет сегодня серьезную проблему.

Вопросы на которые нет ответов Почему МОиН не вышло с инициативой о проведении мониторинга эффективности отбора студентов на основе общереспубликанского теста?. За прошедшие годы более 40 тысяч молодых людей получили образовательные гранты, необходимо исследовать их достижения в учебе, их трудоустройство, а если они покинули вуз до окончания учебы, то почему? Вызывает вопрос позиция доноров, которые сами профинансировали введение ОРТ, но не поддерживают инициативы о проведении мониторинга его эффективности. Казалось бы, в этом должны быть заинтересованы и МОиН и гражданское общество (деньги народные) Между тем, такой независимый мониторинг позволил бы снять необоснованные претензии, устранить почву для огульных обвинений и повернуть дискуссию вокруг ОРТ в конструктивное русло.

Пожелание и надежды Отход от ОРТ нанесет большой ущерб системе образования Кыргызстана. И хотя о каких-либо нормативных документах речи пока не идет, но есть определенная риторика, определенная сумма мнений по этому вопросу, и все это настораживает. Очень хотелось бы надеяться на то, что решение об отмене ОРТ все же не будет принято. Потому, что в основу новой образовательной политики необходимо закладывать и результаты исследования итогов тестирования за все прошедшие годы. Страна имеет большой и ценный опыт, его нельзя игнорировать!

Спасибо за внимание! Успехов всем!