Качественные задачи по физике Иванова М. К. – учитель физики МОУ гимназия 77.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Advertisements

Николай Иванович Субботин, д.Заборье, 2008 г. Учись учиться.
ЕГЭ ФИЗИКА Результаты ЕГЭ 2009 Средний балл Результаты ЕГЭ 2010 Средний балл.
Развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся на уроках физики Обобщение опыта учителя физики 1 квалификационной категории Маховой Натальи.
1. Сущность и алгоритм работы с терминами и понятиями. 2. Сущность и алгоритм работы с понятиями «теория», «закономерность», «закон». 3. Сущность понятий.
ЗАДАЧИ С ПРАКТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ Ябурова Евгения Александровна, МАОУ « Гимназия 1»,
Внеурочная деятельность пропедевтический курс информатики Информатика в играх и задачах Учитель: Павлова Юлия Евгеньевна.
Данный курс направлен на: развитие способностей учащихся к исследованию формирование умений проводить наблюдения выполнять экспериментальные задания.
«Организация исследовательской работы с детьми старшего дошкольного возраста»
Физический эксперимент в основной школе в основной школе.
Блочно-зачетная система преподавания как способ развития словесно- логического мышления и творческих способностей учащихся. Тема педагогической концепции.
Обобщение МОУ СОШ 14, г.Ноябрьск, 2010 Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам Подготовила Соснова Т.Н., учитель.
Учебно- исследовательская деятельность в школе. Учебно-исследовательская деятельность – одна из форм работы учащихся, которая максимально стимулируется.
Самостоятельная работа как способ развития мышления и познавательного интереса учащихся.
Универсальные учебные действия это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так.
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики Учитель информатики Фролова Е.А. МОУ СОШ 22 г.Томска.
Элективный курс по физике 9 класс 2007 – 2008учебный год.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Проблемное обучение Выполнила учитель английского языка 2 квалификационной категории МОУ сош р.п. Пинеровка: Заикина Маргарита Ильинична.
Цели: Расширить кругозор учащихся; развить логическое мышление; научиться применять полученные теоретические знания на практике; развить умение работать.
Транксрипт:

Качественные задачи по физике Иванова М. К. – учитель физики МОУ гимназия 77

Весь мир – большой задачник! Они прячутся вокруг нас! ?

К методике решения качественных задач Терминология качественных задач Значение качественных задач Аналитико – синтетический метод решения задач Приёмы решения качественных задач

Качественные задачи Внимание учащегося акцентируется на качественной стороне рассматриваемого физического явления. Качественная задача – решается путем логических умозаключений, основанных на законах физики, построения чертежа, рисунка, выполнения опыта и моделирования физических явлений. «практические вопросы», «вопросы на соображение», «логические задачи», «устные задачи», «проверочные вопросы» и др.

Значение качественных задач Решение задач учит анализировать явления, развивает логическое мышление, смекалку, творческую фантазию, умение применять теоретические знания для объяснения явлений природы, быта, техники… Учащиеся приучаются к точной, лаконичной, грамотной речи, у них развивается эвристическое нестандартное мышление, формируется свое миропонимание.

Аналитико-синтетический метод решения задач Чтобы связать данное явление с одним или несколькими физическими законами, надо расчленить сложное явление на ряд простых, т. е. применить анализ. Для соединения в общий вывод следствий, полученных из отдельных законов, используется синтез. При решении задач по физике анализ и синтез неразрывно связаны между собой, т. е. применяется единый аналитико – синтетический метод.

Приёмы решения качественных задач Эвристический приём Графический приём Экспериментальный приём

Эвристический прием Учит анализировать физические явления, описанные в задаче, синтезировать данные её условия с содержанием известных физических законов, обобщать факты, делать выводы. Постановка и разрешение ряда взаимно связанных качественных вопросов,ответы на которые содержатся либо в условии задачи, либо в известных ученику физических законах.

Графический прием Использование приема позволяет получить ответ на вопрос задачи в процессе исследования соответствующего чертежа, графика, схемы, рисунка, фотографии и т. п. Достоинство приема – наглядность и лаконичность решения. Он развивает функциональное мышление учеников, приучает их к точности и аккуратности. Прием особенно значим в тех случаях, когда дана последовательность рисунков, фиксирующих определенные стадии развития явления или протекания процесса.

Экспериментальный прием Можно получить ответ на вопрос задачи на основании опыта, поставленного и проведенного в соответствии с её условием. В таких задачах обычно предлагается ответить на вопросы: «Что произойдет?, «Как сделать?» В процессе экспериментального решения качественных задач учащиеся становятся как бы исследователями, развивается их любознательность, активность, формируются практические умения, навыки работы с физическими приборами.

схема использования аналитико – синтетического метода решения задач Таблица - 1 Ознакомление с условием задачи 2 Анализ содержания задачи 3 Составление плана решения 4 Осуществление плана решения 5 Проверка ответа

Система качественных задач Задачи на формирование физических понятий, основных физических закономерностей, вычленение существенных признаков физических явлений и процессов. Задачи на уяснение функциональной зависимости величин, отражающих сущность основных законов физики и связанных с ним понятий.

Система качественных задач Задачи – парадоксы, развивающие критическое и логическое мышление учащихся. Задачи – исследования на моделирование физических явлений, а также на развитие физического мышления. Исторические задачи: фундаментальные эксперименты, классические опыты и др.

Система качественных задач Технические задачи (бытовая техника, транспорт, энергетика, сельскохозяйственное производство). Задачи на применение знаний по физике в живой природе. Качественные задачи, содержащие стихи, отрывки из художественных произведений.

Заключение Успешное решение качественных задач по физике – залог успехов и в понимании физики, и в развитии творческой деятельности школьников.