* Ключевые условия повышения эффективности введения ФГОС *Новое содержание образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Социальный и личностный заказ: возможности согласования образовательных потребностей.
Advertisements

Собственная жизнь как проект Красноярск, 6 сентября 2014 года.
Государственно-общественные механизмы управления развитием системы оценки качества образования в условиях реализации ФГОС.
Основные направления деятельности ФИП: новое содержание образования.
Качество образования и гражданский заказ Иркутск, декабря 2010.
Государственно-общественные механизмы управления развитием системы оценки качества образования в условиях реализации ФГОС.
Образовательный контент для консультирования УС ОУ по вопросам ОКО в условиях реализации ФГОС.
Управление развитием системы оценки качества общего образования, ориентированного на современные результаты.
Результаты реализации направлений МРСО, связанных с введением ФГОС ступеней общего образования, повышением квалификации и введением нового порядка аттестации.
Сквозные цели/результаты образования III Байкальский образовательный форум.
Так где же, всё-таки, у образования качество? Новое качество образования: возможности и перспективы.
Проектирование механизмов и форматов участия общественности в управлении модернизацией образования Улан-Удэ, 26 марта 2010.
Система оценки качества образования как механизм отражения общественного заказа системе образования Проблемный организационно- деятельностный семинар 2011.
Ключевые идеи ПООП ООО Бацын В.К.. ПООП ООО: - описывает методологические, психологические, педагогические, финансово-экономические условия и основания,
Новое качество образования: возможности и перспективы.
Единичный проект модернизации образовательной системы основной ступени Проблемно-ориентированный анализ образовательных целей освоения обучающимися основной.
ООП как общественный договор о качестве образования г.Московский 14 октября 2014 года.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 1 «Светлячок» разработана в соответствии с Федеральным.
Программа реализации приоритетных педагогических технологий, обусловленных программой развития школы МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ.
Транксрипт:

* Ключевые условия повышения эффективности введения ФГОС *Новое содержание образования

Эпиграфы к презентации Я не могу допустить, чтобы школа помешала мне получить образование Гекльберри Финн/ Марк Твен ( ) Ребёнок – это будущее, которое обладает объективным существованием в настоящем Альфред Норт Уайтхэд ( )

Со времен неолитической революции содержание образования неизменно: социализация До конца ХХ века: через адаптацию Кризис «просвещенческого образования» Наше время: можно ли адаптироваться к еще не наступившей реальности? Социализация через пробы и осознанный ответственный выбор (lifelong education) Это, собственно говоря, и есть новое содержание образования

На бытовом уровне: какого человека мы считаем хорошо образованным? «культурного» профессионально грамотного имеющего «хорошие мозги» инициативного (в своей деятельности) «Европейская формула» хорошего образования: Э (З+М+Л) Этика (Знания+Мышление+Лидерство)

Образование - это: способность ориентироваться в мире; способность критически воспринимать культурные тексты); историческое сознание; способность к точному самовыражению; самопознание; самоопределение; моральная восприимчивость; поэзия (счастливое переживание знания); образование и мироощущение

В чём нынешний вызов? Какие социально-образовательные практики и программы, направленные на развитие возможностей, компетенций, конкурентоспособности человека должны быть реализованы в его детстве и отрочестве? Какие технологии управления обеспечивают реализацию таких практик и программ? ООП ОУ как ключевой ресурс

Наше общество (сообщества) и его (их) представления о качестве школьного образования Какие логики сталкиваются в общественном сознании? Исключительная важность обсуждения аргументов традиции и модерна

Основная цель (миссия) общего среднего образования -способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально- культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни. (Из концепции модернизации российского образования)

Сквозные цели (результаты) ФГОС Инициативность Уверенность в себе Порядочность Патриотичность Готовность к жизни в высокотехнологичном обществе Готовность к жизни в конкурентном обществе Вовлеченность в исследовательские проекты Вовлеченность в творческие занятия Владение технологиями, которые пригодятся в будущем Способность творчески мыслить и находить нестандартные решения Способность изобретать Способность понимать и осваивать новое Способность выражать собственные мысли Способность самостоятельно ставить серьезные цели и достигать их Способность умело реагировать на разные жизненные ситуации Способность формулировать интересы и сознавать возможности Установка на продолжение образования в течение всей жизни Укрепление своего здоровья

1,6% все условия в соответствии с требованиями ФГОС созданы лишь в 1,6% от числа образовательных учреждений (да и то лишь по формальным признакам) качественные изменения в системе образования, требуемые новым стандартом, происходят крайне медленно и не становятся системными. Начальная школа работать по ФГОС фактически еще и не начинала

Настораживающий прогноз Сложность реализации образовательной программы начального образования нарастает от первого класса к четвертому. Это означает, что нынешние проблемы также будут нарастать. И если не предпринять серьезных мер, эффективная реализация Федерального государственного стандарта не только начального, но и общего среднего образования оказывается под угрозой.

Российское образование – 2020: риски «У России сегодня есть реальный риск – инвестировать большие средства в воспроизводство образования вчерашнего дня». Из материалов к IX Международной конференции «Модернизация экономики и глобализация» (ВШЭ при участии Всемирного банка и Международного валютного фонда) Этот риск – в разворачивании трех типов результатов как трех разных процессов: «обучение» «предметные», «развитие» «метапредметные», «воспитание» «личностные»

Какие изменения должны произойти в школе, чтобы мы искренне и убежденно сказали: «ФГОС введен!»?

ФГОС ( общенациональный заказ ) учредитель (муниципальный заказ) социум (УС ОУ) родители (социальный заказ) школьники (персональный заказ) ОУ (учителя-«медиумы») Образовательная программа

Тройная перспектива оценивания 1. Социализация и индивидуальный образовательный прогресс ребенка 2. Социализация и социокультурный прогресс детско-подросткового сообщества 3. «Большое общество»: социокультурный и социально-экономический прогресс локуса, региона, страны ===================================== Расширение сред и пространств социализации и публичного самопредъявления подростков

Формирующее оценивание Поиск критериев оценки действий Оценка себя и других по разным критериям Оценка результата, способа, плана Оценка своих возможностей Запрос на экспертную оценку взрослого Оценка прогресса в отношении цели

Отношение к собственной жизни как к проекту Я и качество моей жизни В каком смысле я сам от себя завишу? Являюсь ли я заложником обстоятельств? Каких? Каковы объективные и субъективные пределы моего роста (развития)? Из чего я исхожу в своей самооценке?

МОЁ образование – ресурс повышения МОЕЙ прибавочной стоимости Повышение моей капитализации: чем я ценен? Для кого? Для чего? Почувствовать себя дефицитной фигурой на рынке труда, стать носителем редких компетентностей (редкого сочетания компетентностей) Качество образования – в эффективности людей, его получивших

Обретение себя? Выбор себя? Выращивание вместе с учеником его индивидуальной образовательной программы Экстремум социализации и социокультурная адаптация Я как цель и средство самого себя Я как система отношений к природе, обществу и к самому себе Образование как моя универсальная ценность

Не человек для Стандарта, а Стандарт для человека В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

освоение знаковых средствосвоение смыслов Периодизация культурного развития по Д. Б. Эльконину 7 лет 10 лет 15 лет

Что? Где? Когда? Старшая школа – предуниверсарий, сосредоточена на подготовке в вуз Начальная школа фокусируется на развивающих целях Основная школа находится в состоянии борьбы двух целевых установок

Доминанты учебного процесса Начальная школаОсновная школа Создаются условия освоения ребенком принципиально новых средств и способов действия Создаются условия освоения смысловой стороны действия Ребенок нацелен на освоение и принятие нового слоя культурных содержаний Ребенок нацелен на поиск себя и своего места Педагогический смысл взаимодействия учителя и ребенка в преодолении индивидуальности ребенка с тем, чтобы вписать ее в рамки культурных форм действия Педагогический смысл взаимодействия учителя и ребенка в преодолении формальной всеобщности в пользу вариативности, открывающей возможности культурной индивидуализации ребенка

Два направления проектирования: Проектирование снизу: от возрастных возможностей обучающихся на данной ступени Проектирование сверху: от целей и содержания следующей ступени ПРОБЛЕМА проектирования на современном этапе рассогласование преемственных задач начальной, основной и старшей школ.

Всё разнообразие результатов выпускников ООО может быть сведено к четырем интегральным показателям: 1. Базовый уровень развития критического мышления как ключевой фактор индивидуальной субъектности; 2.Персональная включенность на основе собственного сознательного, социально ответственного выбора в позитивную социально-культурную деятельность 3. Деятельность по сбережению и укреплению собственного здоровья 4. Предпрофильная ориентированность

Критерии оценки интегрального показателя «критическое мышление» Проявленная способность к: - многофакторному анализу причин и мотивов поступков людей, равно как общественных событий и явлений; -ответственному независимому суждению, выбору позиции и принятию решения; - активному и конструктивному участию в дискуссии, диспуте, диалоге; - публичному (в том числе письменному) выступлению на социально актуальную тему; - самокритичному публичному признанию собственной неправоты и др.

Критерии оценки интегрального показателя «персональная социальная и культурная включенность» Систематическое добровольное участие в работе социальной (культурной) направленности в рамках ООП ОУ и/или (что еще более ценно) в рамках деятельности «внешних» общественных организаций (при условии, что эта деятельность имеет публично признанные позитивные результаты) Наличие собственных социальных (культурных) инициатив

Критерии оценки интегрального показателя «сбережение и укрепление собственного здоровья» Участие на систематической основе в занятиях физической культурой и спортом, в соревнованиях и состязаниях; Наличие медицинского подтверждения положительной динамики в состоянии здоровья (в части, зависящей от ученика); Отсутствие вредных привычек (отказ от них)

Критерии оценки интегрального показателя «предпрофильная ориентированность» Наличие устойчивого осознанного интереса к конкретной сфере (сферам) деятельности Целенаправленное расширение кругозора и опыта в этой сфере Использование в этих целях ресурсов ООП ОУ (в том числе предметных и метапредметных)

Дефицит личного присутствия в собственном образовании: синергетический дефицит (дефицит самоорганизации); гуманитарный дефицит («частичность субъекта»); антропологический дефицит (дефицит участия) Ученик как оценщик качества своего образования = субъект собственной образовательной деятельности

Культура мысли и языка (родного и иных) как способа оформления и выражения своей позиции; Культура общения и коммуникации (в т.ч. отношение к асоциальным и криминальным реалиям); Культура труда (в т.ч. умственного) (организация рабочего места, управление своим временем, представление о качестве и эффективности производимого продукта – в.ч. учебно-интеллектуального, и т.д.); Культура освоения мира искусства (как особого языка выражения чувств и мыслей; степень освоенности пространства искусства; декламация, презентация собственного культурного пространства и пр.); Культура тела (физическая культура, танец, drama – в европейском смысле слова);

Культура синтетических детских деятельностей (хобби, театр, газета, подготовка и проведение экскурсий, написание сценария и создание видеофильма – например, учебно-познавательного; изобретательство, конструирование и дизайн – в т.ч. собственного жилища; культурно-экологическая, природно-защитная деятельность и пр.) Культура успешности в публичной соревновательности (олимпиады, выставки, конкурсы) Культура социальной практики (волонтерство, участие в социально-политических акциях, смена социальных ролей и т.д.; социальное проектирование, социальные исследования) Культура публичного поведения в различных (типовых и экстремальных) ситуациях

Синтетическая культура обретения и развития своего «Я»: -социально-культурные пробы в максимально разнообразных видах деятельности; - развитие критического мышления; - проблематизация своего отношения к религии(ям), этическим нормам, разнообразным этническим и иным культурным и контркультурным системам, осознание полноты и направленности культурной экспансии своей личности и т.д.; - осознание собственных пределов; - представление о собственном культурном пространстве и забота о его обустройстве; «Частные культуры»: культура чтения; культура устной и письменной речи; культура одежды; Культура стилистики предъявления самого себя в различных обстоятельствах (в т.ч. в публичном выступлении).

Не всеобщий минимум, а индивидуальный максимум

Результаты – индивидуальны, но при оценке качества – сопоставимы

Дефициты: summa summarum –требования стандарта, особенно связанные с новой результативностью, не поняты педагогами –остро стоит проблема оценки качества образования на школьном уровне: педагоги не владеют технологиями применения инструментария оценки новых образовательных результатов –урок остается преобладающей формой организации образовательного процесса –система повышения квалификации не стала эффективной ресурсной базой для слушателей, проходящих переподготовку для работы по ФГОС –система оплаты труда в недостаточной степени ориентирована на поддержку и стимулирование новых форматов работы педагогов –инфраструктура школы в совершенно недостаточной степени обеспечивают возможность работы по новому стандарту –в области коррекционной работы наблюдается острый дефицит квалифицированных кадров (педагогов со специальным образованием, логопедов, психологов), а также необходимого оборудования –сохраняется непонимание сути изменений, необходимых для превращения муниципальных (государственных) заданий в механизм обеспечения качества образования.

Открытые вопросы Ключевые компетенции и современные характеристики человеческого капитала и потенциала; Содержание современных компетентностных практик образования и в связи с этим возможные типологии результатов образования; Управленческие и институциональные решения по включению компетентностных практик образовательные программы ОУ; Методология учета индивидуальных достижений, в том числе во внепредметных занятиях и практиках открытого образования; Социализация ребенка и проблема легитимизации его компетентностных индивидуальных достижений во «взрослом будущем»; Модернизация систем оценки качества образования под влиянием современных компетентностных практик образования; Институциализация проектов открытого образования как экспериментальных полигонов для компетентностных практик.

Важнейшие условия реализации Стандарта –введение новой системы оплаты труда –введение соответствующей требованиям ФГОС системы оценки качества образования –обеспечение соответствующей требованиям ФГОС инфраструктуры в школе –обеспечение соответствующей требованиям ФГОС организации образовательного процесса (учебные планы, рабочие программы, расписание) –обеспечение соответствующей требованиям ФГОС системы повышения квалификации педагогов и руководителей ОУ –создание условий для коррекционной работы

Благодарю за внимание!