МОУ СОШ 19, город Ставрополь Составители: заместитель директора по учебно-воспитательной работе Репкина Л.А., учитель начальных классов Куликова Н.И.
Пояснительная записка 4 Проблема. к ак повысить социальную активность, самоорганизованность и самореализацию учащихся для развития самоуправления в школе? И роль в этом - ученическое самоуправление… "Самоуправление нельзя "дать", нельзя "взять", нельзя "ввести". Его необходимо годами вырабатывать и отрабатывать". В работе с детским коллективом по развитию ученического самоуправления руководитель школы, его заместители, педагоги, классные руководители и родители выполняют особо важные функции - функции сотрудничества и воодушевления, сплочения и поддержки, организации и вдохновения.
Ученическое самоуправление в классе (первый уровень) Классное собрание Совет класса МЭР Служба образования Служба здравоохранения Служба чистоты и порядка Служба культуры Служба по общественным связям
Самоуправление школы (второй уровень) Школьная Дума Ученическая конференция Республика ДРУГ Президент Совет министров Совет МЭРОВ Службы классов Министерство образования Министерство чистоты и порядка Министерство здравоохранения Министерство культуры Министерство по общественным связям
Соуправление школы (третий уровень) Совет школы Родительский актив Педагогический коллектив Администрация школы
Д Р У Г 4 Д – детская 4 Р – республика 4 У – увлеченных 4 Г - граждан
Концептуальные основы построения деятельности республики 4 В программе мы делаем основной акцент на создание условий для приобретения ребенком социально- значимого опыта, направленного на определение перспектив собственного развития. Параллельно дети приобретают такие необходимые качества, как: 4 взаимопомощь и взаимоподдержка; 4 развитие коммуникативных способностей; 4 формирование организаторских и лидерских качеств; 4 взаимообучение через постижение новых педагогических, исполнительских, управленческих и других технологий, носителями которых являются участники.
Цель программы 4 развитие и сплочение ученического коллектива, повышение его роли в формировании личности; 4 создание условий для повышения уровня социальной активности, самоорганизации и самореализации учащихся начальных классов при развитии ученического самоуправления; 4 повышение профессиональной компетентности педагогов
Задачи 4 развитие коммуникативных способностей учащихся, 4 приобретение социокультурного опыта саморазвития, самосовершенствования в практике жизнедеятельности организации и перенос этого опыта в свое жизненное пространство 4 создание в школе воспитательной среды, обеспечивающей условия для самоутверждения, самостоятельности, инициативы учащихся; 4 организация содружества и сотворчества учащихся и взрослых; 4 дача знаний учащимся по проблемам самоуправления; 4 формирование у учащихся готовности совершенствовать свою личность; 4 создание условий для развития способностей и интересов членов ученического коллектива; 4 воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развить гражданскую и социальную ответственности за самого себя, свою семью, окружающих, общества и Отечества; 4 овладение новыми технологиями воспитания
Основные принципы программы 4 принцип участия и активности; 4 принцип самореализации учащихся; 4 принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления; 4 принцип доброжелательности; 4 принцип толерантности
Участники проекта 4 учащиеся 1-4 классов 4 классные руководители 4 организаторы детского коллектива (пионервожатые, педагоги дополнительного образования) 4 администрация школы
Средства решения проблемы 4 проведение тематических семинаров с классными руководителями; 4 изучение опыта по развитию ученического самоуправления других школ; 4 участие в семинарах, конференциях, курсах по данной теме; 4 проведение мониторинга (анкетирование, тестирование, рефлексия); 4 определение формы ученического самоуправления; 4 учеба актива; 4 прогрессивные формы работы (групповые, работа над социальными проектами)
Направления деятельности –интеллектуально-познавательное; –развитие творческих способностей; –спортивно-оздоровительное; –гражданско-патриотическое
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ 4 Цель: повышение качества знаний через реализацию самоуправления, создание условий для формирования конкурентоспособной личности учащихся. 4 Задачи: осуществлять взаимопомощь; осуществлять помощь в учёбе слабоуспевающим ученикам; осуществлять помощь в организации и проведении предметных недель, викторин, олимпиад, мероприятий, посвященных повышению интеллектуального потенциала
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 4 Цель: сохранение и укрепление здоровья учащихся, привитие навыка здорового образа жизни. 4 Задачи: осуществлять проведение утренней зарядки, динамической паузы, подвижных игр на переменах; организовывать и проводить беседы о здоровом образе жизни; организовывать и проводить игры на свежем воздухе во время прогулок; осуществлять контроль за осуществлением проветривания кабинетов
МИНИСТЕРСТВО ЧИСТОТЫ И ПОРЯДКА 4 Цель: поддержание порядка и уюта в школе, в классе. 4 Задачи: осуществлять помощь в организации дежурства по школе, уборке территории; осуществлять контроль за внешним видом учащихся и соблюдением ими культурно-гигиенических требований; осуществлять сбор сведений об учениках, которые систематически не переобуваются
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ 4 Цель: создание условий для развития общественного и духовного потенциала учащихся. 4 Задачи: осуществлять контроль за выполнением учащимися школьных правил поведения; следить за культурой речи учащихся; организовывать беседы о поведении в общественных местах (обыгрывание ситуаций); осуществлять помощь учителю в организации и проведении внеклассных мероприятий (праздников, экскурсий, викторин)
МИНИСТЕРСТВО ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ СВЯЗЯМ 4 Цель: осуществление и поддерживание обратной связи с классными коллективами. 4 Задачи: информировать школьный коллектив обо всех мероприятиях; выпускать тематические заметки, газеты, открытки; оформлять информационные стенды; готовить Дружинную линейку; проводить интервью
Этапы реализации программы 4 Организационный период (2007 год) 4 Основной период ( годы) 4 Итоговый период (2011 год)
Организационный период 4 В этот период ставится основная цель: внушение детям веры в успешность их начинаний и решаются следующие задачи: воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развитие гражданской и социальной ответственности за самого себя, свою семью, окружающих, общества и Отечества; создание в школе воспитательной среды, обеспечивающей условия для самоутверждения, самостоятельности, инициативы учащихся; организация содружества и сотворчества учащихся и взрослых; дать знания учащимся по проблемам самоуправления
Основной период 4 В основной период решаются все основные задачи, которые предусмотрены программой. 4 Предполагаемый результат: формирование различных форм коллективной работы; самореализация и оценка творческого потенциала учащихся; приобретение жизненного опыта в разных условиях условиях; сравнительный анализ и самоанализ перемен, происшедших со всеми участниками проекта; повышение социальной активности учащихся; накопление опыта общения, взаимодействия, доверия; развитие ученического самоуправления по действующей структуре:
Структура самоуправления
Итоговый период 4 Каким задачам подчинен итоговый период? Прежде всего – это анализ всей работы по организации и созданию детского самоуправления. 4 Предполагаемый результат: реализация опыта учащихся, их активной позиции; приобретение опыта самоуправления, самостоятельности; приобретение опыта самоорганизации и ответственности; повышение самооценки; приобретение нового опыта жизни в других условиях; удовлетворение детских интересов; подготовка методического материала по созданию детского самоуправления; овладение новыми технологиями воспитания
Механизм реализации программы 4 Детским коллективом республики руководит старшая вожатая. 4 Высший орган самоуправления – совет министров, на котором для решения важных вопросов приглашаются мэры всех классов. 4 Мэры дают оценку своего класса, анализируют жизнедеятельность других классов, наглядно фиксируют результат своей работы на экране соревнований. В их обязанности входит передача распоряжений совета и контроль за их исполнением. В каждом классе организованы следующие службы
Органы самоуправления в классе 4 служба образования 4 служба чистоты и порядка 4 служба здоровья 4 служба интересных дел «СИД» 4 служба спасения
Перед членами Республики поставлены цели 4 через веселые и серьезные мероприятия знакомить детей с Азбукой жизни под девизом: «От простого к сложному»; 4 через поступки и дела во взаимодействии с разнообразными видами деятельности помочь детям в освоении нравственных ценностей, навыков культурного поведения, воспитания честности, чувства товарищества; 4 способствовать патриотическому и гражданско-правовому воспитанию учащихся; 4 стимулировать инициативу, творчество, самовыражение личности
Каждый член Республики имеет право 4 принимать участие во всех внеклассных мероприятиях; 4 расширять свой кругозор; 4 вносить предложения при подготовке различных мероприятий, праздников, конкурсов, трудовых дел
Члены Демократической Республики следуют таким правилам 4 будь правдив, не урони честь члена Республики; 4 что один не сделает, сделаем вместе; 4 будьте добрыми соседями, уважайте других граждан республики; 4 люби свой город, край, Родину; 4 люби песни, танцы, смех. Радость подели на всех; 4 береги природу, будь ее защитником; 4 будьте всегда опрятны и аккуратны; 4 будьте бережливы к школьному имуществу; 4 будьте добрыми соседями
Ожидаемые результаты 4 демократизация школьной жизни на основе развития системы ученического самоуправления; 4 повышение уровня профессиональной подготовки классных руководителей; 4 активное привлечение учащихся к самоуправлению на всех уровнях; 4 воспитание активного члена общества; 4 создание физически и социально здоровых, организованных школьных коллективов и воспитание самоуправляемой личности
Возможные негативные последствия и пути их предотвращения 4 не все учащиеся школы захотят участвовать в коллективных делах класса-школы; 4 пути преодоления: помочь этим учащимся найти дело по душе в рамках школьного самоуправления или в системе внеклассной деятельности 4 возникновение различных форм протеста учащихся и педагогов; 4 пути преодоления: (для детей) найти другие интересы – возможности для самовыражения данных учащихся 4 пути преодоления: (для педагогов) убеждение в процессе личных бесед и предоставление возможности творческого подхода к решению общей задачи. 4 появление позиции управления в классных коллективах по принципу руководство-исполнение; 4 пути преодоления: использование различных форм работы с классным руководителем. Еще раз обучение их способам организации ученического самоуправления
К о д е к с к л а с с а 1.Закон жизни класса Класс - это коллектив детей, обучающихся вместе. Чтобы не мешать другим жить и учиться в коллективе, каждый из нас должен: 4 уважать чужое мнение; 4 быть честным; 4 помогать, поддерживать и защищать товарищей (один за всех, и все за одного); 4 быть ответственным за свои поступки
К о д е к с к л а с с а 2. Закон о дежурстве Наша школа - это наш общий дом. Мы здесь живём, значит, чистота и порядок в нашем доме зависит только от нас. Каждый из нас должен: после окончания занятий убрать своё рабочее место; не позволять себе мусорить в классе и школе Дежурный должен: в течение всего дня следить за порядком в классе, готовить доску к занятиям; после окончания занятий помыть доску, полить цветы, убрать в классе
К о д е к с к л а с с а 3. Закон о портфеле Портфель - это сумка для школьных принадлежностей. В портфеле должен быть порядок. Каждый из нас должен: 4 держать в порядке учебники, тетради, дневник (они должны быть обернутыми, чистыми); 4 смотреть, чтобы ручки, карандаши, резинка и линейка всегда были исправными; 4 держать портфель в порядке (он должен быть чистым и находиться в установленном месте
К о д е к с к л а с с а 4. Закон о собственности Личные вещи - это вещи, принадлежащие одному человеку. Общие вещи - это вещи, принадлежащие группе людей. Каждый из нас должен: 4 не брать чужие вещи без разрешения хозяина
Заседание совета министров Министр здравоохранения вносит предложение о проведении конкурса агитбригад по здоровью Министры голосуют за данное предложение
Работа министерства ЧИСТОТЫ И ПОРЯДКА Чтобы в школе было уютно Проверка готовности к уроку
Работа министерства ОБРАЗОВАНИЯ Помощь отстающим учащимся Интеллектуальный турнир «Дива былинные»
Работа министерства ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Физ. пауза на перемене Физ. минутка на уроке
Работа министерства КУЛЬТУРЫ Праздник «Россия - все, чем я живу» Праздник «Будь здоров!»
Смотр СТРОЯ И ПЕСНИ Выступление отряда юнармейцев 4-б класса Работа детского жюри