(8212) 44 06 64 maximov@iespn.komisc.ru Максимов Александр Анатольевич к.э.н., с.н.с. лаборатории методологии территориального планирования Уральское отделение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Внедрение систем экологического управления – фактор устойчивого развития территории ЯНАО В соответствии с требованиями международного стандарта ISO 14.
Advertisements

Экологическое право: соотношение частных, общественных и публичных интересов Воронцова О.В.1.
ПАРТНЁРСТВО В АРКТИКЕ: В ПОИСКАХ НОВОЙ МОДЕЛИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ЭПОХУ ГЛОБАЛЬНОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ДОКЛАДЧИК: ГУБЕРНАТОР ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО.
Деятельность Центра устойчивого развития Севера СГУ за 2012 год.
Программа поддержки Беларуси Федерального Правительства Германии Институт экономики Национальной академии наук Беларуси Развитие Местных повесток-21 в.
Сотрудничество коренных народов в Баренцевом – Евро - Арктическом регионе: итоги и перспективы СААМИ, ВЕПСЫ,НЕНЦЫ Строгальщикова Зинаида Ивановна.
Тема 4. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации 1. Понятие и значение государственного и местного бюджетов 2. Бюджетное право и его.
Национальные общины РС(Я). Исторически сложилось так, что в Республике Саха (Якутия) стала интернациональным содружеством территорией мира и согласия,
НПЦ «МОНИТОРИНГ» Московский Государственный Университет им.М.В. Ломоносова КОМПЛЕКСНЫЙ АТЛАС ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА Часть III «ПЕРСПЕКТИВЫ.
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ- ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИЕЙ ИЖЕВСК2013 ФГБОУВПО «Удмуртский государственный университет» Географический.
Центр сравнительных публично - правовых исследований год. Руководитель – д. ю. н., д. и. н., проф. Чернов Сергей Николаевич.
Программа повышения эффективности бюджетных расходов Республики Коми на период до 2012 года Министерство финансов Республики Коми.
Разработка региональной стратегии развития информационных технологий в Республике Коми.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Градостроительные подходы к обоснованию состава Арктической зоны Российской Федерации ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО НАУЧНО–ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНЫЙ.
. Социальная сфера.. План Определение социальной сферы Функции социальной сферы Структура социальной сферы Заключение.
МОУ СОШ с. Синенькие Тема проекта : Демографическая ситуация в России. Авторы: Емельянова Н.Ю. и ученики 11 класса.
Выполнил студент группы ЮФ Выделяются они и в ряде федеральных законов (о земле, недрах, животном мире, особо охраняемых территориях и др.), а.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Тест по теме: «Социальная сфера». 1. Экономическая сфера жизни общества характеризует отношения: 1) по поводу власти; 2) между общественными организациями.
Транксрипт:

(8212) Максимов Александр Анатольевич к.э.н., с.н.с. лаборатории методологии территориального планирования Уральское отделение РАН Коми научный центр Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Сыктывкар 10 февраля 2011 г. Воздействие развития промышленности на коренные народы Севера (на примере Республики Коми)

Низкие доходы и высокий уровень безработицы – особенность национальных районов и поселений Республики Коми

Низкие доходы и высокий уровень безработицы – особенность национальных районов и поселений Республики Коми: МО МР « Удорский» (2007)

Важными для развития периферийных национальных поселений являются ресурсы традиционной экономики, в том числе рыба и дичь: Объемы добычи на человека

Сверхвысокая смертность молодых мужчин в национальных районах и поселениях, чел./100000

Сверхвысокая смертность молодых мужчин – особенность коренных народов Севера (по Коми данные за 2005 г.) * Ижемский, Корткеросский, Сысольский, Усть-Куломский ** Княжпогостский, Троицко-Печорский, Удорский, Усть-Вымский

Неблагополучие коренных народов – системный результат политики доминирования и ассимиляции Позиция, что социальное и экономическое неблагополучие коми народа, как и других коренных народов российского Севера, является наследием прошлой политики колонизации территории и освоения ее ресурсов уже аргументировалась ранее. За рубежом эта политика получила также название «доминирования и ассимиляции» и была характерна для всех государств на определенном этапе освоения новых территорий. Литература: Максимов А.А а. Права коренных народов Севера на землю и природные ресурсы: Эффективное использование и совместное управление. Серия: Библиотека коренных народов Севера, вып.3. - М, с. Максимов А.А., 2005 б. Коренные народы Севера: политика, право, экономика // Север как объект комплексных региональных исследований. – Отв. ред. В.Н. Лаженцев. – Сыктывкар, – С

Инновационный подход к здоровью коренных народов Новый подход к здоровью северян предполагает концентрироваться не на болезнях, а создании и сохранении среды, поддерживающей здоровье Исследования в 195 Первых нациях Канады выявили жесткую линейную зависимость между риском самоубийств и рядом факторов, определяющих культурную преемственность. С фактором самоуправления связано самое заметное снижение числа самоубийств. В целом количество самоубийств за пятилетний период обследования снизилось со 137/100000, когда ни один фактор не работал, до нуля, когда все перечисленные факторы стали частью жизни данных общин. Литература: Доклад о развитии человека в Арктике (ДоРЧА). Перевод с английского // Ред.А.В.Головнев. – Екатеринбург, Салехард. – 2007 г. – 244 с.

– публичное признание властью несправедливости прошлой политики – законодательное (конституционное) признание исконных прав коренных народов на земли, ресурсы и самоуправление – создание территориальных автономий (восстановление коренных народов как наций) с разделением властных полномочий, а также закреплением земель и ресурсов в собственность объединений коренных жителей – принцип «вложенного федерализма», – значительное расширение традиционных земель резерваций за счет территорий совместного управления ресурсами – принцип резервации, – развитие системы этнополитического самоуправления в урбанизированных районах и городах: «саамские парламенты», аборигенное самоуправление в городах Канады Основные элементы новой политики в отношении коренных народов: зарубежный опыт государство

Основные элементы новой политики в отношении коренных народов: зарубежный опыт Бизнес Промышленные проекты на традиционных землях и сопредельных к ним реализуются путем заключения договоров с поселениями (резервациями) или территориальными общностями коренных жителей Договоры становятся юридически обязательными для исполнения и создают условия для развитие самоуправления и экономики национальных поселений и территорий Литература: Максимов А.А. Гидроэнергетические проекты на традиционных землях коренных народов Севера: Международные стандарты и практика. Серия: Библиотека коренных народов Севера, вып.15. – М – 172 с. Максимов А.А. Коренные народы зарубежного Севера в постиндустриальном мире: от зависимости к уверенности и безопасности //Север: арктический вектор социально-экологических исследований. – Отв.ред.В.Н. Лаженцев – Сыктывкар, 2008 – 408 с.

Выводы: Исключительно высокие показатели социального нездоровья и дезорганизации, которые характеризуют поселения и территории компактного проживания коренных народов Севера, в том числе малочисленных, выделяют их из других сельских поселений и районов Развитие национальных поселений и районов может состоятся только как саморазвитие, а не результат патерналистских направлений политики государства Саморазвитие, решение проблем неблагополучия коренных народов Севера неразрывно связано с реализацией права на территориальное и локальное самоуправление, а также права на ресурсы, закрепляемые за объединениями коренных жителей (насколько позволяет решить эти задачи современная демографическая ситуация в северных регионах) Реализация права на ресурсы и самоуправление за национальными (этническими) территориями и поселениями Севера задача федеральной власти, не обременительна для России, поскольку касается весьма ограниченных территорий Использование ресурсов традиционной экономики малочисленных этнических общностей, к которым относятся и локальные общности коми, согласно ст.72 Конституции – это предмет совместного ведения, необходима активная поддержка сельских коренных жителей со стороны власти РК

Благодарю за внимание