Тема VIII Внешнеэкономическая политика государства. Государственное регулирование внешней торговли 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности ГБОУ СПО Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Преподаватель.
Advertisements

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности ГБОУ СПО Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Преподаватель.
ВТО: оценка роли в регулировании мирового хозяйства.
Формирование таможенного союза Белоруссия, Казахстан, Россия: последствия для торгово- экономических связей с зарубежными странами.
Основные принципы формирования и функционирования таможенного союза Беларуси, Казахстана и России. Таможенный кодекс таможенного союза. Особенности таможенного.
Внешнеэкономическая деятельность Компенсационные пошлины. Экспортные субсидии.
Всемирная торговая организация: принципы и направления деятельности Турбан Галина Владимировна зав. кафедрой международного бизнеса Белорусский государственный.
Чухланцев Д.О. Председатель Подкомитета по региональной инвестиционной политике ТПП РФ, Генеральный директор Инвестиционой группы «ТОНАП»
Профессиональные консультационные услуги в сфере ВЭД. Взаимодействие с Федеральной службой по аккредитации в области оказания государственных услуг по.
Основы государственного регулирования ВЭД в РФ. План: Классификация видов и форм ВЭД Методы и приемы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Кафедра «Экономики и агробизнеса» РОССИЯ и ВТО: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА.
1 Тема 3. Национальное и международное регулирование торговли.
Государственная программа «Развитие внешнеэкономической деятельности» Цель и задачи Усиление позиций России в глобальной экономике, улучшение качественных.
Презентация Цели, принципы и методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности Артемьева Ирина.
РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ -
Презентация Механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности Исакова Елизавета.
Презентация Механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности Исакова Елизавета.
17 мая 2005 года Петрозаводск Экономический Совет при Главе Республики Карелия Доклад Министра экономического развития Республики Карелия А.В. Грищенкова.
Нетарифные ограничения международной торговли. Выполнила: Кузьмина Наталия гр.6071.
p law.ru Галина Баландина Партнер, руководитель практики таможенного права и внешнеторгового регулирования. 22 июня 2011 г. Таможенный союз и дальнейшее.
Транксрипт:

Тема VIII Внешнеэкономическая политика государства. Государственное регулирование внешней торговли 1

Внешнеэкономическая политика – это деятельность государства в области развития и регулирования экономических отношений с другими странами. Основной задачей внешнеэкономической политики является формирование благоприятных условий для расширения воспроизводственных процессов в стране, оптимизации участия страны в процессе деятельности ее хозяйствующих субъектов в международном разделении и кооперации труда. 2

Основными принципами построения внешнеэкономической политики России являются: независимость; открытость; равноправие; признание авторитета международных договоров. 3

К основным составляющим внешнеэкономической политики относятся: внешнеторговая политика; политика в области привлечения иностранных инвестиций и инвестирования капитала за национальные таможенные границы; валютная политика 4

Целями внешнеэкономической политики России являются: использование преимуществ международного разделения и кооперирования труда для развития национального народнохозяйственного комплекса; способствование развитию отраслей и регионов с помощью инструментария таможенно- тарифного регулирования и движения инвестиционных потоков; создание благоприятных условий для экспортной экспансии российских производителей наукоемкой и технологически прогрессивной продукции на новые международные рынки товаров и услуг 5

Объектом регулирования в процессе реализации внешнеэкономической политики является внешнеэкономическая деятельность – совокупность экономических, организационно-правовых операций и сделок национальных хозяйствующих субъектов с субъектами хозяйственных связей зарубежных стран с целью обеспечения максимально возможной эффективности, недостижимой на базе осуществления операций исключительно на внутреннем рынке. 6

Основными принципами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности являются: внешнеторговая политика – составная часть внешней политики страны; единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением; единство политики экспортного контроля; единство таможенной территории страны, защита государственных интересов и законных прав участников внешнеторговой деятельности; равенство и отсутствие дискриминации участников внешнеэкономической деятельности 7

Основой внешнеэкономической деятельности является внешняя торговля – международная купля-продажа товаров, услуг, промышленной собственности, а также перемещение материальных, трудовых, финансовых и интеллектуальных ресурсов. Внешняя торговля – это канал для реализации и приобретения товаров, услуг и промышленной собственности, целесообразность использования которого определяется преимущественно на основе сравнения издержек производства и сроков жизненного цикла товаров и услуг. 8

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности – это комплекс экономических, правовых и административно-управленческих мер со стороны государства: формирующих рамочные благоприятные условия хозяйствования для субъектов внешнеторговой деятельности; обеспечивающих их экономическую поддержку и правовую защищенность на внутреннем и внешнем рынках; направленных на качественное совершенствование импортного потенциала; поддерживающих положительное сальдо внешнеторгового баланса и хозяйственной безопасности в национальном масштабе. 9

продолжение постепенное сближение уровня внутренних цен и цен мировых товарных рынков; возможность использования со стороны государства прямого субсидирования или дотирования жизненно важного для страны импорта; валютное регулирование – контроль за поступлением валютной выручки, наличие обязательной гарантии банка экспортера при экспортных операциях, ограниченная конвертируемость национальной валюты (внутри страны) и др. 10

Законодательная база для государственного регулирования ВЭД : 1. ФЗ РФ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» (1999г.) 2.Федеральный закон «Об экспортном контроле» (1999г.) 3. ФЗ РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» - ноябрь 2003 г. 4.ФЗ РФ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров« – декабрь 2003 г. 5. ФЗ РФ "О специальных экономических мерах" - декабрь 2006 г. 6. ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ТК РФ) – май 2003 г. Последняя поправка г. 11

ФЗ РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» внешнеторговая деятельность - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью (ИС); внешняя торговля интеллектуальной собственностью - передача исключительных прав на объекты ИС или предоставление права на использование объектов ИС; внешняя торговля информацией - внешняя торговля товарами, если информация является составной частью этих товаров, внешняя торговля интеллектуальной собственностью, если передача информации осуществляется как передача прав на объекты интеллектуальной собственности, или внешняя торговля услугами в других случаях; 12

ФЗ РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» внешняя торговля товарами - импорт и (или) экспорт товаров. внешняя торговля услугами - оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ); товар - являющиеся предметом внешнеторговой деятельности движимое имущество, отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река - море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии. 13

ФЗ РФ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров Цель -защита экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию Российской Федерации. антидемпинговая мера - мера по противодействию демпинговому импорту посредством введения антидемпинговой пошлины; компенсационная мера - мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики, посредством введения компенсационной пошлины; специальная защитная мера - мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию Российской Федерации посредством введения импортной квоты или специальной пошлины. 14

15 Демпинг-поставка товара на экспорт по цене, которая ниже цены, по которой продается этот товар на внутреннем рынке страны поставщика. Демпинг не запрещен и его применение в качестве рыночной стратегии не противоречит нормам ВТО. Однако, принимая во внимание то, что эта тактика может наносить ущерб или существует угроза ущерба национальной отрасли, то в рамках ГАТТ/ВТО был создан соответствующий универсальный механизм противодействия. В ВТО вопросы применения антидемпинговых мер регулирует Соглашение по применению статьи VI ГАТТ 1947.

16 Специальные защитные меры являются инструментом торговой политики, позволяющим ограничивать импорт какого-либо иностранного товара на таможенную территорию страны для защиты отечественной отрасли, производящей товар, конкурирующий с импортным товаром. Специальные защитные меры являются одним из немногих инструментов торговой политики, позволяющих защищать отечественных производителей, разрешенные как в рамках ВТО, так и существующим российским законодательством. Специальные защитные меры могут быть введены только при соблюдении определенных условий. Для стран–членов ВТО условия применения специальных защитных мер (safeguards) закреплены в ст. XIX ГАТТ и Соглашении о применении специальных защитных мер.

ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ТК РФ) К таможенным платежам относятся: 1) ввозная таможенная пошлина; 2) вывозная таможенная пошлина; 3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; 4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; 5) таможенные сборы. 17

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством : 1) таможенно-тарифного регулирования - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин; 2) нетарифного регулирования - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера;; 3) запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью; 4) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности 18

Меры нетарифного государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России: сокращение перечня товаров, экспорт которых квотируется; перераспределение квот на основе конкурсной продажи; создание торгового реестра России на основе заявительной регистрации участников внешнеэкономической деятельности; сертифицирование экспорта и импорта; любого рода проверки безопасности ввоза товаров (фумигация, санэпидконтроль, дезактивация и др.); распространение на импорт внутренних фисков – НДС, акцизы, различные пошлины и сборы; использование механизма антидемпинговых и компенсационных пошлин. 19

20 По классификации ЮНКТАД выделяют 7 групп нетарифных мер: - меры ценового контроля, меры финансового контроля, автоматическое лицензирование, количественные ограничения, монопольные меры, технические меры, прочие меры в отношении чувствительных товаров. В соответствии с классификацией ВТО нетарифные меры разделены на 5 групп: участие государства в торговле, ограничительная практика и государственная политика общего характера; таможенные процедуры и административные формальности; технические барьеры в торговле; количественные и специфические ограничения аналогичного характера; ограничения, заложенные в механизме платежей.

Меры тарифного (экономического) регулирования внешнеэкономической деятельности в России: использование импортного тарифа как единственного средства регулирования импортных операций; разработка государственных программ по НИР и ОКР, в том числе с расчетом на экспортную ориентацию; дотации и субсидии в инфраструктуру, в том числе в приоритетных отраслях экономики; упрощение порядка взимания экспортных пошлин, сборов и тарифов при импорте, привлечение коммерческих банков к авансированному кредитованию подлежащих уплате средств; 21

22 По способу взимания таможенные пошлины делятся на: - адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости); - специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемых товаров (например, 10 евро за 1 кг); - комбинированные - сочетают оба вида (адвалорные и специфические) таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не менее 10 евро за 1 кг); - смешанные – сочетают оба вида (адвалорные и специфические) таможенного обложения путем суммирования (например, 20% от таможенной стоимости плюс 2 евро за 1 кг).

23 Наиболее универсальными принципами построения импортных таможенных тарифов в интересах покровительствования национальному производству являются принцип эскалации тарифа и система его построения на основе принципа эффективной тарифной защиты. Этому принципу следуют подавляющее большинство государств. На практике это выражается в установлении наиболее низких ставок пошлин на сырьевые товары и наиболее высоких – на готовые изделия и продукцию высокой степени обработки. Таким образом, создаются стимулы для ввоза в страну в первую очередь необходимых сырья и механизмов. При этом создаются барьеры на пути ввоза готовых изделий и продукции высокой степени переработки, что создает стимулы для развития обрабатывающей промышленности внутри страны. Политика эффективной тарифной защиты – политика применения низких ставок импортных пошлин на импортное сырье и комплектующие и высоких ставок импортных пошлин на конечную продукцию.

Основным документом, отражающим результаты внешнеэкономической деятельности за определенный период времени является платежный баланс. Это сводный балансовый счет, показывающий итог текущих операций с внешним миром и сальдо движения капиталов и валютных средств страны как разность между суммарными платежами за рубеж и полученными выплатами из-за рубежа. Если поступления валютно-финансовых средств из-за рубежа превышают платежи за рубеж, платежный баланс считается положительным, если нет – отрицательным. 24

25 РОССИЯ И ВТО

26 Всемирная торговая организация (ВТО) Создана в 1995 г. как единый международный орган, занимающийся глобальными правилами торговли между государствами. С 1948 г. и до создания ВТО эту функцию выполняло Генеральное соглашение по тарифам и торговле. Руководящий орган ВТО – Конференция министров (собирается раз в два года). Повседневной работой занимается Генеральный совет в составе послов и глав делегаций стран-участниц. ВТО объединяет 159 стран. Консолидированный бюджет ВТО (2012 г.) – 196 млн швейцарских франков.

27 Присоединение к ВТО – это комплексный процесс, который подразумевает гораздо больше, чем принятие обязательств по ставкам пошлин на товары

28 Основой деятельности Всемирной торговой организации являются многосторонние торговые соглашения. Весь пакет соглашений ВТО насчитывает более 50 документов и включает в себя Соглашение об учреждении ВТО с приложениями, заявления и решения на уровне министров и договоренности об обязательствах в области финансовых услуг. Все эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.

29 Приложения к этому Соглашению составляют неотъемлемую часть Соглашения и несут основную содержательную нагрузку: Приложение 1А – многосторонние соглашения по торговле товарами; Приложение 1В – Генеральное соглашение по торговле услугами; Приложение 1С – Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности; Приложение 2 - Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров; Приложение 3 – Механизм обзора торговой политики; Приложение 4 – многосторонние торговые соглашения с ограниченным числом участников. Соглашения об учреждении ВТО и приложения 1А, 1В, 1С, 2, 3 составляют обязательную часть пакета соглашений. Все эти соглашения должны быть приняты каждым участником в полном объеме, а освобождение от обязательств возможно только в случаях, когда это прямо предусмотрено соглашениями.

30 Принятые и сопутствующие документы Федеральный закон "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.". (принят 21 июля 2012 года) Протокол по присоединению Российской Федерации ко Всемирной торговой организации Доклад Рабочей группы по присоединению Российской Федерации ко Всемирной торговой организации Перечень специфических обязательств Российской Федерации по услугам Перечень тарифных уступок

31 По оценкам Всемирного банка, в среднесрочной перспективе выгоды Российской Федерации должны составить около 3,3% ВВП в год (или около 49 млрд. долл. США при расчете на основе ВВП 2010 г.). В долгосрочной перспективе, когда начнет сказываться позитивное влияние на инвестиционный климат, выгоды должны увеличиться до 11% ВВП (около 162 млрд. долл. США ). Доходы среднестатистического российского домохозяйства могут увеличиться на 7,2% в год, при этом более чем у 99% домохозяйств прирост доходов составит от 2% до 25% каждый год. Все регионы должны получить значительную выгоду от присоединения к ВТО, однако в наибольшей степени выиграют те регионы, которые преуспеют в привлечении прямых иностранных инвестиций, что зависит как от выгодности географического положения, так и от создания благоприятного инвестиционного климата По оценкам авторов целевого исследования по телекоммуникационному сектору, заработные платы квалифицированных работников в данном секторе значительно вырастут в результате притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Всемирный банк в России Доклад об экономике России

32 Несмотря на снижение импортных тарифов, многие отрасли расширятся благодаря снижению цен на исходные ресурсы, повышению качества услуг и росту цен на экспортную продукцию. Экспортно-ориентированные отрасли, такие как, например, цветная металлургия, черная металлургия, химическая промышленность, выиграют благодаря повышению рублевых цен на экспортную продукцию – в этих промышленных секторах расширение представляется наиболее вероятным. Во многих отраслях сферы услуг, которые станут более открытыми для прямых иностранных инвестиций (ПИИ), например, в телекоммуникационной отрасли, банковской сфере, страховом секторе, также произойдет расширение производственной деятельности. Что касается работников, высвобождаемых в результате усиления конкуренции со стороны импорта, то для правительства будет более целесообразным оказывать им содействие в переподготовке или переезде к новому месту работы, избегая при этом поддержки соответствующих отраслей. Всемирный банк в России Доклад об экономике России

Недостатки вступления в ВТО: РФ должна будет либерализовать свой внешнеторговый режим, реализуя принципы свободной торговли со странами членами ВТО; Россия станет еще более зависимой от импорта продовольствия; страховой рынок может быть полностью захвачен иностранными страховщиками, имеющими значительно больший капитал, чем отечественные, и развитую инфраструктуру; наплыв дешевого импорта приведет к закрытию ряда производств и нарастанию безработицы. 33

год К этому времени Россия должна полностью выполнить обязательства, принятые при вступлении во Всемирную торговую организацию. Страна приняла обязательства по 116 секторам услуг из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО

35

Цель внешнеэкономической политики в долгосрочной перспективе – создание условий для достижения лидирующих позиций России в мировой экономике на основе ее эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства 36

Внешнеэкономическая политика 37Минэкономразвития России, 2008 Приоритет - интеграция на Евразийском пространстве. Превращение рубля в региональную резервную валюту Ориентация поддержки экспорта и совместных проектов – на страны с быстрорастущими рынками Диверсификация экспорта и рационализация импорта Перенос акцента от внешней торговли товарами к глобальной производственной кооперации (совместные проекты, взаимный обмен активами, выход на рынки третьих стран и т.д.) Активная роль в деятельности международных и региональных экономических организациях, особенно влияющих на формирование рынков нефти и газа 37