Кому в России доступно высшее образование? Рощина Я.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Чьи дети учатся в российских элитных вузах? Рощина Я.
Advertisements

Высшее образование в России: качество, ценность, востребованность МОСКВА, 2011 год.
Шамардина Любовь МНУЛ ИАЭР. Постановка проблемы Аспекты процесса поиска информации Для кого важна стадия информационного поиска? Гипотезы исследования.
ИППР СО РАО, гимназия "Универс", Основательность ожиданий старшеклассников и доступность высшего образования Наталья Васильева, Красноярск.
Магистратура: формирование нового сигнала на российских рынке труда и рынке образования Рощин С.Ю., Рощина Я.М. НИУ ВШЭ Санкт-Петербург, 10 апреля 2015.
Дифференциация доходов и образование в России Я.Рощина Саратов, 2004 Информация к размышлению.
Неформальные практики приема в вузы и оплаты обучения А.С.Заборовская Саратов, 5-6 октября 2004 года.
Выбор вуза или homo studentus как гедонист-оптимизатор Лаборатория институционального анализа Григорий Андрущак
Влияние дохода домохозяйств на результаты ЕГЭ и выбор вуза И.А. Прахов, М.М. Юдкевич Лаборатория институционального анализа экономических реформ ИНИИ НИУ.
Изучение трудовой мобильности женщин с маленькими детьми в России Колотова Е. В., Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики.
Доступны ли социальные услуги по уходу за детьми российским семьям? А.С. Сухова Москва, 27 ноября 2008 г. Семинар НИСП «Новейшие тенденции в развитии семьи.
1 Общественная поддержка НКО в российских регионах: проблемы и перспективы Исследовательская группа ЦИРКОН По заказу Агентства социальной информации в.
1 Оценка информационно-коммуникационной компетентности выпускников основной школы Тестирование компетентности в области использования информационно- коммуникационных.
ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УРОВЕНЬ ДОСТУПНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛИВЕРСТОВА ИРИНА ВАЛЕРИЕВНА.
Теория статистики Корреляционно-регрессионный анализ: статистическое моделирование зависимостей Часть 1. 1.
Неформальные практики приема в вузы и оплаты обучения C.В.Шишкин Международная конференция Доступность высшего образования: вызовы для стран с переходной.
Анализ проблем состояния системы современного образования РФ (На основе доклада о состоянии и развитии системы образования РФ)
1 Постановление Правительства РФ от г. 946 «Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим.
От намерений к рождениям: детерминанты репродуктивного поведения в России и роль демографической политики О.В. Синявская Семинар НИСП « Новейшие тенденции.
КОМПЛЕКСНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ 2011 ГОД Охват…..……………………….10,0 тыс. домохозяйств во всех субъектах РФ, 19,8 тыс.лиц в возрасте 15 лет и.
Транксрипт:

Кому в России доступно высшее образование? Рощина Я.

2 Цель исследования Определение основных социальных детерминант доступности высшего образования в современной России

3 Используемые понятия Фактическая (реальная) доступность высшего образования - вероятность, или шансы, получить высшее образование или высшее образование разного качества. Фактическая (реальная) доступность высшего образования - вероятность, или шансы, получить высшее образование или высшее образование разного качества. Неравенство в доступе - зависимость вероятности получить высшее образование от каких-либо социально-демографических факторов. Неравенство в доступе - зависимость вероятности получить высшее образование от каких-либо социально-демографических факторов. Неравенство намерений – зависимость вероятности намерения (или желания) поступить в вуз от социальных различий. Неравенство намерений – зависимость вероятности намерения (или желания) поступить в вуз от социальных различий.

4 Методология исследования Оценивание регрессионных моделей Оценивание регрессионных моделей Зависимая переменная - доступность высшего образования Зависимая переменная - доступность высшего образования Независимые переменные - объемы семейного капитала Независимые переменные - объемы семейного капитала

5 Какие параметры влияют на доступность образования? доходы семьи; доходы семьи; состав семьи; состав семьи; образование родителей; образование родителей; персональные характеристики; персональные характеристики; уровень преподавания в школе, полученные знания; уровень преподавания в школе, полученные знания; регион проживания; регион проживания;

6 Какие параметры влияют на доступность образования? Персональные характеристики и личный человеческий капитал Персональные характеристики и личный человеческий капитал Индивидуальные параметры (пол, возраст) Индивидуальные параметры (пол, возраст) Человеческий капитал (успеваемость, здоровье, тип школы и уровень преподавания, любимые предметы в школе, владение компьютером, занятия для поступления в вуз) Человеческий капитал (успеваемость, здоровье, тип школы и уровень преподавания, любимые предметы в школе, владение компьютером, занятия для поступления в вуз) Поселенческие характеристики (регион, тип поселения места окончания школы). Поселенческие характеристики (регион, тип поселения места окончания школы).

7 Какие параметры влияют на доступность образования? Объемы семейного капитала Объемы семейного капитала Материальный и финансовый капитал (материальная обеспеченность, уровень доходов, наличие компьютера и пр.) Материальный и финансовый капитал (материальная обеспеченность, уровень доходов, наличие компьютера и пр.) Человеческий капитал родителей (уровень образования родителей, статус занятости родителей в период учебы респондента в школе) Человеческий капитал родителей (уровень образования родителей, статус занятости родителей в период учебы респондента в школе) Социальный капитал (состав семьи – количество человек, наличие обоих родителей) Социальный капитал (состав семьи – количество человек, наличие обоих родителей) Культурный капитал (ориентации и ценности респондента, национальность, язык семьи и школы, религиозность, наличие библиотеки) Культурный капитал (ориентации и ценности респондента, национальность, язык семьи и школы, религиозность, наличие библиотеки)

8 Информационная база Массив данных – опрос летом 2003 г. (ВЦИОМ под рук. Ю.А.Левады) для исследования «Доступность высшего образования: социальные и институциональные аспекты», рук. А.Левинсон ; Массив данных – опрос летом 2003 г. (ВЦИОМ под рук. Ю.А.Левады) для исследования «Доступность высшего образования: социальные и институциональные аспекты», рук. А.Левинсон ; Выборка - сельское и городское население РФ в возрасте лет; Выборка - сельское и городское население РФ в возрасте лет; опрошено человек в 54 регионах опрошено человек в 54 регионах Из них: Из них: учащиеся средней школы; учащиеся средней школы; средних профессиональных учебных заведений; средних профессиональных учебных заведений; учащиеся вузов; учащиеся вузов; имеют высшее образование, не учатся; имеют высшее образование, не учатся; не имеют высшее образование, не учатся не имеют высшее образование, не учатся.

9 Модель 1:Реальные шансы (вероятность) получить (иметь) высшее образование Подвыборка респондентов – все, кто на момент опроса имел образование не ниже среднего общего, т.е. имевшие право поступать в вуз. Подвыборка респондентов – все, кто на момент опроса имел образование не ниже среднего общего, т.е. имевшие право поступать в вуз. Зависимая дихотомическая переменная: 1 – респондент имеет высшее образование или в настоящий момент учится в вузе; 0 – не имеет высшего образования и не учится в вузе. Зависимая дихотомическая переменная: 1 – респондент имеет высшее образование или в настоящий момент учится в вузе; 0 – не имеет высшего образования и не учится в вузе. Метод – модель probit-регрессии. Метод – модель probit-регрессии.

10 Все< 22>= 23 Школа - гимназия, лицей (база – общая ср. школа)++ Школа - спец. по ряду предметов++ Участие в дополн. кружках/школах++ Отл. и хорош. оценки (база – удовлетв. оценки)+++ Плохое здоровье респондента-- Возраст респондента (база –16-17 лет)++ Колич. человек в семье родителей-- Материальное положение семьи родителей+ Образование отца+++ Образование матери+++ Должность матери (руков., спец-т)++ Должность отца (специалист)+ Язык семьи родителей – русский (да=1, нет =0)-- Место оконч. школы не Москва и С-Петербург--- Количество наблюдений

11 Зависимость вероятности поступить в вуз (иметь или получать высшее образование) от успеваемости в последний год обучения в школе.

12 Зависимость вероятности поступить в вуз (иметь или получать высшее образование) от типа школы, которую окончил респондент.

13 Зависимость вероятности поступить в вуз (иметь или получать высшее образование) от места окончания школы респондентом.

14 Зависимость вероятности поступить в вуз (иметь или получать высшее образование) от образования матери респондента.

15 Модель 2: Намерения получить высшее образование Подвыборка респондентов – все, кто на момент опроса не имели высшего образования (учащиеся школ, ПТУ и ссузов, а также занятые либо незанятые в экономике). Подвыборка респондентов – все, кто на момент опроса не имели высшего образования (учащиеся школ, ПТУ и ссузов, а также занятые либо незанятые в экономике). Зависимая дихотомическая переменная: 1 – респондент собирается (для учащихся школ и ссузов и пту) или хочет (для остальных) получить высшее образование, т.е. поступать в вуз; 0 – не собирается или не хочет. Зависимая дихотомическая переменная: 1 – респондент собирается (для учащихся школ и ссузов и пту) или хочет (для остальных) получить высшее образование, т.е. поступать в вуз; 0 – не собирается или не хочет. Метод – модель probit-регрессии Метод – модель probit-регрессии

16 ВсеШколь -ники ссуз ы и пту Осталь -ные Школа – гимн., лицей (база – общ. ср. школа) Школа - спец. по ряду предметов +++ Участие в дополн. кружках/школах ++ Отл. и хорош. оценки (база – удовлетв. оценки) +++ Удовлетвор. препод. в школе в целом-+- Любимые предметы++-+ Оценка уровня школы- Пол (1 = м., 0=ж)--- Возраст респондента (база –16-17 лет) - Плохое здоровье респондента -- Количество книг в библиотеке+++ Бывал ли за рубежом++ Пользуется ли компьютером+++ Читает ли книги (да =1)++

17 ВсеШколь -ники ссуз ы и пту Осталь -ные Колич. человек в семье родителей- Не было одного из родителей (=1) -- Материальное положение семьи родителей+ Образование отца+ Образование матери++ Отец работал + Должность отца (специалист)-+ интересы: культура +++ интересы: развлечения - интересы: дом, семья - интересы: активные + интересы: карьера и доходы +++ Место оконч. школы не Москва и С-Петербург+-+ Количество наблюдений

18 Модель 3: Намерение получить второе высшее образование Выборка – имеющие одно высшее образование, или студенты вузов, получающие первое высшее образование. Выборка – имеющие одно высшее образование, или студенты вузов, получающие первое высшее образование. Зависимая переменная : 0 – не собирается получать второе высшее образование, 1 – собирается получать второе высшее образование Зависимая переменная : 0 – не собирается получать второе высшее образование, 1 – собирается получать второе высшее образование Метод – модель probit-регрессии Метод – модель probit-регрессии

19 Детерминанты модели(эндогенные переменные)Коэфф. Имеет высшее образование =1, студент = 0- Школа – гимн., лицей (база – общ. ср. школа) Школа - спец. по ряду предметов + Участие в дополн. кружках/школах+ Материальное положение семьи родителей - Работал ли во время обучения в школе (да=1, нет=0) + Пол (1 = м., 0=ж)+ Возраст (база –16-17 лет)+ Не было одного из родителей (=1)+ Отец - руководитель?+ Имеет педагогическую специальность + Количество наблюдений642

20 Модель 4: Специальность высшего образования Подвыборка – 1) студенты вузов и 2) уже имеющие высшее образование. Подвыборка – 1) студенты вузов и 2) уже имеющие высшее образование. Зависимая качественная переменная: специальность по окончании вуза. Зависимая качественная переменная: специальность по окончании вуза. Метод – модель мультиномиальной логистической регрессии. Метод – модель мультиномиальной логистической регрессии.

21 Вероятн.получить спец-ть по сравн.с экон.,право Пр. Гум. Тех н. ест., мед. Педа г. Имеет в.обр. =1, студент = 0- Учился ли (кр.ср.шк.) до вуза--- Место окончания школы село+ Школа - спец. по ряду предметов++ Язык обучения в школе (не только русский =1, русский =0)+ Любимые предметы физика, математика- Любимые предметы гуманитарные науки- Материальное положение семьи родителей- Проблемы со здоровьем в школе (да=1)- Пол (1 = м., 0=ж)+- Образование матери- Язык семьи родит.– русск.(да=1)- Количество наблюдений797

22 Выводы Факторы семейного капитала оказывают существенное влияние на доступность высшего образования; Факторы семейного капитала оказывают существенное влияние на доступность высшего образования; Собственный человеческий капитал является важнейшим фактором для поступления в вуз и дальнейшей учебы; Собственный человеческий капитал является важнейшим фактором для поступления в вуз и дальнейшей учебы; Факторы семейного капитала являются барьерами на пути «в высшую школу» Факторы семейного капитала являются барьерами на пути «в высшую школу» (дети из более бедных и неполных семей, дети менее образованных и занимающих низшие должности родителей)

23 Главные направления политики: программа стандартизации и выравнивания качества обучения в различных школах; программа стандартизации и выравнивания качества обучения в различных школах; специальная адресная программа в отношении способной молодежи из бедных семей и семей низкообразованных родителей. (Увеличение социальных стипендий, развитие системы образовательных кредитов под гарантию будущих доходов, развитие возможностей совмещения учебы с работой, повышения качества образования на вечерних и заочных отделениях вузов, создание специальных центров по трудоустройству студентов, в том числе временному). специальная адресная программа в отношении способной молодежи из бедных семей и семей низкообразованных родителей. (Увеличение социальных стипендий, развитие системы образовательных кредитов под гарантию будущих доходов, развитие возможностей совмещения учебы с работой, повышения качества образования на вечерних и заочных отделениях вузов, создание специальных центров по трудоустройству студентов, в том числе временному). развитие форм поиска талантливых детей и предоставления им льгот при поступлении (например, тематические олимпиады); развитие форм поиска талантливых детей и предоставления им льгот при поступлении (например, тематические олимпиады);