Лекция Подготовка программы исследования А.Сунгуров. Курс «Технология научной деятельности»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 2. Подготовка программы исследования А.Сунгуров. Курс «Технология научной деятельности»
Advertisements

Сетевой институт ДПО Сетевой институт ДПО Разработка инновационного проекта образовательным учреждением Сетевой институт ДПО distant.posidpo.ru.
Организация исследовательской деятельности на средней и старшей ступени общего образования.
Что такое научное исследование?. Что такое исследование? Исследование – это научное познание предметов и явлений окружающего мира. Наука – это особая.
Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
«Специфика методов в социальной психологии». 1. Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ.
Конкретное социологическое исследование – основа прикладной социологии 1 Понятие о конкретном социологическом исследовании 2 Разновидности конкретного.
Курс «Методология и методика социологического исследования», 2013 Пузанова Ж.В. Программа социологического исследования: определение цели; интерпретация.
Аналитико- проектировочная компетентность руководителей.
Основные этапы исследовательской деятельности. Боеспособность пехотных соединений русской армии в русско-турецкой войне гг. (на примере N-ской.
Основы функционирования политической системы Лекция 2. Власть как центральный элемент политики.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Педагогический проект Новосибирский учебно-методический и консультационный центр Learn & Teach.
Диагностика и мониторинг в начальной школе МОУ СОШ 2 г. Краснокамска учитель Леткеман Л.П.
Лекция 3. Методы этносоциологических исследований.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ШКОЛЬНИКА. Какими знаниями, умениями и навыками должен овладеть юный исследователь?
Организация исследовательской деятельности младших школьников.
ВКР завершенное научное исследование по выбранной автором проблеме.
Окружной конкурс педагогических проектов. Цель окружного конкурса педагогических проектов Выявление творчески работающих педагогов и педагогических коллективов.
Транксрипт:

Лекция Подготовка программы исследования А.Сунгуров. Курс «Технология научной деятельности»

Программа исследования Определяет основные направления приложения усилий, Задает рамочную структуру, предопределяющую выбор конкретных исследовательских методов и техник, Конкретизирующую временные и ресурсные, Организационные и технические параметры исследования

Основные разделы программы 1. Постановка проблемы 2. Определение цели и задач исследования 3. Определение объекта и предмета исследования 4. Концептуализация исследования 5. Выдвижение гипотез и их операционализация 6. Методы сбора данных, планируемые источники данных 7. Календарный план исследований

1. Постановка проблемы Нет ничего более сложного, чем постановка проблемы. Нужно четко разделять исследовательские проблемы и социальные проблемы. Помимо постановки интересных исследовательских вопросов, неплохо было бы объяснить (хотя бы самому себе), зачем мы беремся именно за эту проблему

Проблема - это некое несоответствие наших знаний об объекте другим знаниям о нем, обыденным представлениям, здравому смыслу. Это некий парадокс, загадка, которую предлагается разгадать, противоречие в понимании, нестыковка смыслов и интерпретаций. Оно возникает тогда, когда исследователь сталкивается с препятствием, которое он не может с легкостью преодолеть или обойти. Приходится предпринимать определенные целенаправленные действия - разбирать завалы, карабкаться вверх и вниз, искать обходные пути.

Часто формулирование проблемы Подменяется указанием на нехватку данных или неполное знание о каком-то явлении. «Первое, второе и третье уже изучено, а четвертое и пятое еще нет, посему это "проблема". Подменяя предмет (проблему) ссылкой на объект исследования (пусть даже он весь представляет сплошное белое пятно), мы облегчаем себе жизнь, но не продвигаемся к смыслу. И каждый раз нам придется отвечать на неумолимый и жесткий вопрос: "Белых пятен много, зачем нам изучать именно это?"

Исследовательская проблема Это не пустое, необжитое место, где можно поставить палатку и начать строить здание новой теории. Это препятствие на нашем пути. На земном шаре еще немало неосвоенных территорий, однако это не означает, что именно там необходимо селиться. Поэтому важно зацепиться за неоднозначность и начинать растягивать смысловое пространство, а не гордо указывать пальцем на бесцветную пустоту.

Проблему надо не только понять Но и внятно изложить в нескольких предложениях, где будут и указание на объект, и контекстуальные рамки, в которых он рассматривается, и смысловое несоответствие, "конфликт интерпретаций".

Прежде всего мы должны показать Что предмет исследования интересен для нас самих, а затем убедить других людей в том, что он может иметь значение не только для автора.

Исследовательские проблемы и социальные проблемы Без постановки социальных проблем (как ни кощунственно это звучит) исследование может обойтись - в конце концов, искусство ради искусства имеет все права на существование. А вот без собственно исследовательских проблем происходит утрата жанра. В результате исследование быстро превращается в формальную имитацию или политизированную болтовню

2. Определение цели и задач исследования Что значит сформулировать действительную цель? Это значит взять ту самую проблему, которую мы столь мучительно пытались нащупать, и изложить ее в одном коротком предложении, избегая при этом столь частой тавтологичности и ритуальной пустоты целеполагающих фраз.

Задачи исследования - Продукт творческого уточнения исследовательской цели. Цель разбивается на пять-шесть подцелей (или задач), которые, во-первых, определяют основные содержательные разделы нашей работы, во-вторых, имеют более конкретный и операциональный характер. Задачи служат делу содержательного разворачивания объекта исследования и являются мостками к основным исследовательским гипотезам.

3. Определение объекта и предмета исследования Объект исследования - это то, что мы намерены изучать (например, явление безработицы или бедности). А предмет исследования - это указание на особую проблему ( в рамках объекта), которую мы собираемся, как минимум, поставить, а если приложить достаточно усилий, то и решить.

Следующий шаг - достаточно подробно описать объект исследования Возникает желание всячески раздвинуть рамки этого объекта, показать, что мы не забыли все аспекты. Соблазн расширения объекта вырастает из понятного исследовательского интереса и подхлестывается профессиональными амбициями автора. Чем масштабнее и всестороннее наш объект, тем, кажется, выше статус и значение всего нашего проекта. Поэтому большинство при описании объекта исследования пытаются растянуть его, представить большим и важным

В итоге - ставятся туманные задачи, раздаются неоправданные авансы и, главное, трудно понять, что, собственно, будет исследоваться, ибо объект обретает размытые очертания Надо же всячески сужать и ограничивать объект исследования

Определить объект - значит его отделить, т.е. ограничить Вспоминая слова Э. Хемингуэя о художественной литературе: Качество исследовательского проекта определяется не тем, что в него включено, а тем, что в него не вошло. И если о чем и следует писать в программе или заявке, то не о величии и масштабности исследования, а, напротив, о его границах.

Сказать, что мы собираемся изучать безработицу, и остановиться - допустить досадную ошибку. Ибо мы сделали лишь самое первое указание на объект. Далее следует ввести территориальные ограничения - идет ли речь обо всей России или о конкретном городе, отдельном районе. За ними идут хронологические ограничения - мы ведь не собираемся изучать явление безработицы на протяжении всей истории человечества. Затем определим временной период, который мы собираемся осветить, - моментный срез, пять лет или десятилетие. После этого нужно специфицировать изучаемые группы – какие именно безработные нас интересуют

Конкретная спецификация объекта необходима во-первых, чтобы сторонний человек понял наконец, что мы собираемся исследовать, во-вторых, ограничение объекта придает нашему проекту более реалистичный вид. В противном случае первоначальные планы превращаются в красивые фразы, и мы начинаем делать "то, что можем".

Предмет исследования Предмет исследования В качестве предмета исследования могут быть выбраны ключевые вопросы, конкретизирующие имеющееся понимание проблемной ситуации, например: Способствует ли демонополизация энергетической отрасли повышению ее эффективности? Какой вариант реформирования Вооруженных сил позволяет обеспечить адекватный уровень обороноспособности страны? Что побуждает политические режимы прибегать к грубым нарушениям прав человека.

Выбор предмета исследования Определяется также характером исследования (прикладной или фундаментальный) Можно детально изучить процессы принятия решений государственными деятелями с целью понимания феномена лидерства (фундаментальное исследование) А можно сосредоточиться на выявлении решений, способных привести к социальным кризисам и конфликтам, и на возможностях их избежать

Выбор предмета исследования Надо проводить с учетом имеющихся у вас исследовательских ресурсов Которых, как правило, всегда не хватает - финансов - времени - квалифицированных специалистов Т.е. надо из всех важных или интересных для вас аспектов проблемы Выделить те, которые открывают возможность непосредственного воздействия на ту или иную область поведения человека

4. Концептуализация проблемы (предмета исследований) Предполагает обращение к специальной литературе с целью выяснения, Имеются ли в проводившихся ранее исследованиях по данным и смежным проблемам Какие-то теоретические гипотезы и эмпирические данные, указывающие, Какую роль играет тот или иной компонент проблемы, Как тот или иной фактор влияет на общую ситуацию Одна из задач концептуализации – ценностное обоснование коллективного выбора

Очень немногие проблемы действительно уникальны Поэтому всегда можно найти некую теорию или данные, способные пригодиться в тех или иных аспектах анализа проблемы Иногда можно использовать данные, собранные в иных целях Иногда у вас будут условия для проведения полевого исследования и прямой сбор необходимой информации.

Цель концептуализации - определить ключевые понятия, предложить язык, который мы собираемся использовать. Откуда берутся определения основных понятий? Отнюдь, они связаны с методологической базой исследования, с именами тех классиков и современников, к которым мы собираемся апеллировать, и теми традициями, которые служат для нас основанием. Наш понятийный аппарат формируется на базе каких-то источников, и эти источники надо выявить. Какие-то из многочисленных традиций нам более близки. Именно с ними в первую очередь мы собираемся работать, использовать для разработки инструментария и последующей интерпретации данных. Выделив эти источники творческой энергии для себя самих, мы должны открыть их другим

5. Выдвижение гипотез и их операционализация Гипотеза - это предположение но не о наличии или отсутствии какого-то явления. Утверждение "уровень безработицы в России достиг 12% экономически активного населения" является предположением относительно конкретного факта, но не является гипотезой. Ибо гипотеза - это предположение о наличии и характере связей между признаками, будь то каузальная, функциональная или еще какая-нибудь связь.

Крайне желательно, чтобы в гипотезе Не просто фиксировалась связь между двумя и большим числом признаков, но и содержался объясняющий элемент. Например, мало указать на потенциальную связь между увеличением количества районных служб занятости и ростом числа безработных. Необходимо понять и характер связи между этими явлениями. То ли новые службы открывались, чтобы принять большее число страждущих, то ли страждущих стало больше, когда недалеко от дома открылись новые биржи труда. Возможно, один процесс подстегивает другой.

Программа-минимум для любого (особенно количественного) исследования - строить частные гипотезы перед анализом эмпирических данных. Чтобы не проверять механически связь всех переменных: эта работа не столь трудна, сколько бессмысленна, она, превращает анализ из творческого процесса в серую рутину. Нормальная же программа предполагает, что наиболее существенные гипотетические связи обозначены еще до начала полевых работ и встроены в исследовательский инструмент.

Нити гипотез тянутся от исследовательской проблемы А проблема, напомним, это не указание на пустоту, а некое напряжение, которое ищет своего выхода. И ближайший выход проблема находит именно в гипотезе, которая успокаивает проблему, укладывая ее на ложе более операциональных суждений. Специфика гипотетических высказываний состоит в том, что они не снимают проблему, а предлагают модель или прообраз ее решения. Они указывают первоначальное направление, по которому мы планируем пройти свои первые шаги, еще не осознавая в полной мере всех последствий совершаемого выбора.

5.1. Выдвижение общего концептуального объяснения: Идентификация других феноменов, которые могут прояснить предмет нашего интереса и Объяснить, какого рода и почему между этими феноменами существует связь

Эти феномены принято обозначать как независимые переменные. Предполагается, что они оказывают влияние, воздействуют на интересующий нас феномен, либо являются причиной его появления. Зависимая переменная - Испытывает влияние, является следствием либо функцией независимой переменной

Объясняющих феномен нарушения прав человека. Группы переменных: А – Угроза со стороны соперников, бросающих вызов власть предержащим В – Политический режим, идеология, культура С – Социальная гетерогенность и неравенство D – Глобальная среда (Schmidt A.P., 1989)

D3.Перифе- рийный международ ный статус D1. Внешняя угроза D2. Вовлеченность в конфликт с участием сверхдержав С1.Соци альная гетероге нность Политика насилия против оппозиции В1. Слабоин- ституциализи- рованный режим А1. Политичес- кая угроза со стороны оппозиции В2. Приход/удержание власти с помощью насилия В5 Демократическая полит. культура, институты

А1 Политическая угроза оппозиции С1 Социальная гетерогенность А3 Обращ. оппозиции к тактике террора и партизан. войны Политика гос. терроризма А4 Маргинальный статус оппозиции А2 Латентная народная поддержка оппозиции В5 Демократическая полит. культура, институты В4 Примеры успешного применения гос. Террора для удержания власти В2 Приход/удерж ание власти насилием В3 Институционали- зированный аппарат террора С2 Власть меньшинства в высокостратифи- цированном обществе

Гипотеза – это утверждение, содержащее предполагаемое объяснение того, Каким образом независимые переменные порождают зависимую переменную, оказывают на нее воздействие или изменяют ее поведение. Гипотезы могут оказаться и некорректными Проверка выдвинутых гипотез и является содержанием дальнейшего процесса аналитического исследования

Раскрывающих концепцию анализа нарушения прав человека (см. Пример) А1. Чем выше политическая угроза со стороны соперников, тем выше вероятность, что режим ответит насилием А2. Чем выше латентная поддержка революционеров населением, тем выше вероятность, что режим ответит террором. А3. Оппозиционеры, полагающиеся на террористическую и партизанскую тактику, должны ожидать ответного террора со стороны государства. А4. Режимы применяют террор скорее против политически маргинальных групп, чем против оппозиционных групп, обладающих влиянием и сторонниками среди элиты

В1. Слабые режимы скорее используют насилие против соперников, чем сильные режимы В2. Элиты, утвердившие и сохраняющие свои позиции насильственными средствами, скорее изберут насильственный ответ на вызов возможных соперников. В3. Успешное ситуативное применение государственного террора в поляризованных сообществах скорее будет способствовать институционализации террора и его превентивному применению для поддержания политического контроля В4. Изначальное решение правящей элиты применить насилие обычно моделируется по имеющимся успешным примерам его применения В5. Демократические принципы и институты сдерживают применение элитой государственного насилия вообще и террора в особенности

С1. Чем выше гетерогенность и ст ратификация общества, тем выше вероятность, что режим будет применять насилие как основное средство контроля над обществом С2. Элиты – меньшинства в сильно стратифицированных сообществах склонны применять террор как рутинный инструмент власти D1. Режимы, испытывающие внешние угрозы, склонны применять насилие против внутренних оппонентов D2. Режимы, вовлеченные в конфликты при поддержке крупной державы, склонны применять самые крайние формы насилия против оппонентов, включая гос. терроризм. D3. Периферийный статус в мировой политике увеличивает вероятность безнаказанности режимов, правящих с помощью насилия

3.1. Гипотезы должны представлять собой эмпирические утверждения: Представления о таких взаимоотношениях, которые имеют место в реальной жизни (а не «должны» иметь в соответствии с моральными и идеологическими позициями аналитика). «Демократия является лучшей формой правления» – не гипотеза, а нормативное утверждение. Гипотезой будет: «Демократия чаще встречается в странах с высоким уровнем экономического развития»

Объяснять достаточно распространенный, универсальный феномен, а не одно его конкретное проявление: личные отношения Чубайса и Лужкова либо Ценностный конфликт между федеральным и региональным уровнями власти, Провал федеральной программы приватизации либо уровень имплементации федеральных программ

То есть содержать логически аргументированные предположения («светловолосые голосуют за СПС»???) 3.4. Гипотезы должны быть конкретными, Т.е. содержать ясные и недвусмысленные термины, а также предположение о характере взаимосвязи между переменными «Существует связь между психологическим характером и политическими убеждениями»??? Какие конкретно черты характера? Какие конкретно политические убеждения? Каков характер взаимосвязи?

Исследователь должен обладать доступом или возможностью сбора данных, подтверждающих или опровергающих утверждение гипотезы. Предположения о прошлом, о фактах, которые нельзя ни проверить в архивах, не реконструировать - ??? Тавтологические утверждения – также не соответствуют этому требованию

То есть содержать термины и отношения, Ясно указывающие на предполагаемый способ проверки и характер необходимых для этого данных. «Чем выше уровень образованности, тем выше уровень демократии в стране» - ??? «Чем выше процент населения с законченным высшим образованием, тем выше позиция государства в N-м рейтинге демократичности»

5.2. Операционализация - Это преобразование, или переформулировка, относительно абстрактных теоретических понятий и утверждений в конкретные переменные и зависимости, которые позволят нам действительно измерить то, что нас интересует. Некоторые переменные – возраст, пол – имеют однозначные эмпирические определения. Более абстрактные понятия требуют трудоемкой и творческой обработки

Каких-либо измерительных шкал. Переменная должна быть представлена показателем, И данные, считываемые с показателя, становятся значениями, Которые мы приписываем объектам нашей переменной Именно эти значения мы реально сравниваем, определяя правильность нашей гипотезы относительно взаимосвязи наших понятий

Концептуализация проблемы позволит нам сформулировать утверждение: «легитимность государственной власти зависит от уровня социально-политической стабильности в стране» Исходя из него, мы можем выдвинуть гипотезу: «Чем выше уровень легитимности власти, тем ниже уровень нестабильности в обществе» Операционализируем «легитимность власти» как процент граждан, доверяющих политике президента.

Показатель доверия политике президента в данном случае – независимая переменная. Нестабильность может измеряться количеством выступлений протеста за определенный период. Формулируем теперь рабочую гипотезу, утверждающую наличие между показателями обратно пропорционального отношения: «Чем выше показатель доверия граждан политике президента, тем ниже количество акций протеста в стране»

Например, легитимность, институционализация, мобилизация, коммуникация – может быть очень сложной. Тогда оценка значений может проводиться экспертным путем, с помощью специально созданных ля этого случая шкал, Делениям которых, выраженных в описательной форме, приписываются условные ранговые величины, Которые затем можно обрабатывать математически. Грамотно сформулированная программа прикладного исследования позволяет перейти к измерению свойств изучаемого феномена

Способ изучения социально- политических проблем, процессов, систем, их свойств и отношений с помощью количественных оценок. Применение процедур измерения в политическом анализе позволяет формулировать количественно определенные понятия (переменные) и увеличивается с развитием специальных методов и измерительных инструментов.

6. Методы сбора данных, планируемые источники данных Зачем надо описывать методы сбора данных? Как может читатель иначе оценить полученные результаты, если не ясно, как собирались и обрабатывались данные? В.А. Ядов призвал не верить социологическим данным, в описании которых отсутствует стандартное обоснование выборки и методов опроса, и даже не читать этих статей.

Это касается и сугубо теоретических работ Если мы обращаемся к специальной литературе, нужно описать, какой круг литературных источников использован (ведь прочитать все, что написано по любой, даже узкой теме, невозможно). Как отбирались эти источники? Мы искали конкретных авторов или хватали то, что попадалось под руку? Что пока не удалось освоить или невозможно найти? Что в итоге сформировало концептуальную и информационную базу нашего исследования?

Отдельная проблема - обеспечение доступа К источникам информации Например, к конкретным людям во власти или бизнесе Или к тем документам, которые будут нужны Или к литературе в архиве в другой стране

7. Календарный план исследований Нужно иметь план реализации проекта Пусть даже написанный «из-под палки», он обретает некую странную принудительную силу и начинает потихоньку подталкивать нас, упорядочивать наши действия. Да, мы не застрахованы от смещения сроков, оно почти неизбежно, но любая подвижка во времени станет для нас прежде всего предупредительным звонком - напоминанием о взятых на себя обязательствах. Если же речь идет об учебных заданиях…