В современной теории и практике управления качеством вы­ деляют следующие пять основных этапов. 1. Принятие решений «что производить» и подготовка технических.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2011 г.
Advertisements

Выполнили студенты группы ЗСР-401 С Трапезникова О. А. Груздева Л. А. Найдина О. А.
Задачи решаемые EPCM командой Июль 2009 г.. Термины и определения EPCM (EPCM = Engineering Procurement Construction Management - управление проектированием,
Тема 7 Планирование и организация маркетинговой деятельности Лекция 9 1. Маркетинговая служба: задачи, функции, особенности, кадры 2. Маркетинговые планы.
Тема 2.5. Контроль и регулирование в системе функций менеджмента Значение и содержание функций контроля и регулирования Виды и формы контроля.
Понятие качества профессионального образования и обучения О.Н. Олейникова Д.п.н., профессор Директор Центра изучения проблем профессионального образования.
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Организационное проектирование системы управления персоналом Основы управления персоналом Лекция 5.
1. Что такое бизнес-план 2. Виды бизнес-планов 3. Резюме 4. Характеристика товаров (услуг) 5. Рынок сбыта товаров (услуг) 6. Конкуренция на рынках сбыта.
Управление организацией. Управление конкурентоспособностью организации Сущность и содержание категории «конкурентоспособность». Конкурентоспособность.
Тема 2. Исследование как составная часть менеджмента организации Метод, который используется для диагностики внутренних проблем, называют управленческим.
Функции менеджмента. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций 1.Планирование 2.Организация 3.Принятие решений 4.Мотивация.
Маркетинговый подход в менеджменте Маркетинг Маркетинг - метод регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации,
Этапы планирования потребности в персонале
Организация производства как система научных знаний.
Анализ состояния измерений. Цели и задачи, методика и порядок проведения работ по анализу состояния измерений, контроля и испытаний определены рекомендацией.
С ТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСНОВА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ Апарату С.В. 924-Н.
ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬ. ПЛАН ТЕМЫ 1. Определение контроля 2. Сущность и задачи контроля 3. Классификация видов контроля 4. Этапы контроля 5. Характеристика.
Лекция 3. Методологические основы планирования в домашнем хозяйстве.
Технический проект системы Технический проект системы - это техническая документация, содержащая общесистемные проектные решения, алгоритмы решения задач,
Транксрипт:

В современной теории и практике управления качеством вы­ деляют следующие пять основных этапов. 1. Принятие решений «что производить» и подготовка технических условий. 2. Проверка готовности производства и распределение организационной ответственности. 3. Процесс изготовления продукции или предоставления услуг. 4. Устранение дефектов и обеспечение информацией обрат­ной связи в целях внесения в процесс производства и контроля; изменений, позволяющих избегать выявленных дефектов в будущем. 5. Разработка долгосрочных планов по качеству

Рассмотрим более подробно содержание этапов управления качеством. На первом этапе качество означает ту степень, в которой то­ вары или услуги фирмы соответствуют ее внутренним техниче­ ским условиям. Этот аспект качества называют качеством соот­ветствия техническим условиям. На втором этапе оценивается качество конструкции. Каче­ство может отвечать техническим требованиям фирмы на конст­ рукцию изделия, однако сама конструкция может быть как вы­ сокого, так и низкого качества. На третьем этапе качество означает ту степень, в которой работа или функционирование услуг (товаров) фирмы удовле­ творяет реальные потребности потребителей.

Под управлением качеством продукции понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уров­нях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование. Управление качеством рассматривается как корректирующее воздействие на процесс формирования качества в производстве и проявление его в потреблении. Управление качеством органическая часть общего управ­ления производством и одна из его ветвей дерева целей. Из этого определения следует, что уровень качества продук­ции должен устанавливаться, обеспечиваться и поддерживаться. Это означает, что управление качеством направлено на регули­рование всех этапов жизненного цикла и предусматривает: техническую подготовку производства; входной контроль; процесс изготовления продукции; организацию, мотивацию и оплату труда; учет и финансовую деятельность; контроль качества работы и продукции; послепродажное обслуживание в эксплуатации.

Основными задачами управления качеством являются: изучение рынка сбыта; изучение национальных и международных требований к выпускаемой продукции; разработка методов и средств воздействия на процессы исследования, проектирования и производства; сбор, анализ, хранение информации о качестве продукции. Процесс управления качеством продукции состоит из сле­дующих операций: разработка программы управления, планирования и по­вышения качества продукции; сбор и анализ информации о любом объекте, влияющем на качество; выработка управленческих решений по управлению каче­ством и подготовка воздействий на объект; выдача управленческих решений; анализ информации об изменениях качества объекта, ко­торые вызваны управленческими воздействиями.

Управление качеством опирается на следующие взаимосвя­ занные категории: объект, субъект, цели, стратегия, тактика, политика в области качества, функции, принцип, вид, тип кри­ териев, методы, средства и т. д. Сущность управления заключается в выработке управляю­щих решений и последующей реализации предусмотренных этими решениями управляющих воздействий на определенный объект управления. При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления, как правило, являются процессы, от ко­ торых зависит качество продукции. Они создаются и протекают на допроизводственной, производственной и послепроизводственной стадиях жизненного цикла продукции.

Выработка управляющих решений производится на основа­нии сопоставления информации о фактическом состоянии управляемого процесса с его характеристиками, заданными про­граммой управления. Иногда в качестве объекта управления выступает конкурен­тоспособность, технический уровень или другой показатель. Субъект управления управляющие органы всех уровней и ответственные лица, призванные обеспечить достижение и со­держание планируемого состояния и уровня качества продукции. Цель управления качеством это обеспечение выпуска про­дукции, отвечающей заданным требованиям конкуренции на рынке при минимизации затрат, с учетом интересов потребите­ля и требований безопасности и экологичности продукции. Для эффективности организации процесса управления и взя­тых обязательств разрабатывается стратегия по качеству.

Руководители среднего звена несут полную ответственность за разработку стратегии. Стратегия по качеству тесно взаимо­ связана с общей стратегией предприятия и предусматривает по­следующие шаги для достижения целей и решения задач. Разра­ботка стратегии основана на учете жизненного цикла товара и принципа «товар рынок». Наряду со стратегией разрабатывается тактика управления качеством продукции. Тактика представляет целенаправленную деятельность, которая определяется на краткосрочный период. Тактика определяет пути, обеспечивающие постоянное прибли­жение к заданным параметрам качества. Она разрабатывается и внедряется низшим руководящим звеном, а исполняется рядо­выми сотрудниками предприятия.

Основными факторами, влияющими на формирование поли­тики в области качества, являются: ситуация на рынке сбыта; конкурентоспособность продукции; научно-технический прогресс и борьба с конкурентами; состояние дел внутри предприятия; вложение инвестиций в развитие предприятия. Разработанная политика в области качества в виде основных направлений и целей включается в «Руководство по качеству».

Все действия управления качеством осуществляются на ос­нове специальных функций, многообразие которых затрагивает различные стороны объекта и субъекта управления. В этой связи их можно классифицировать на следующие управленческие функции. 1. Функции прогнозирования потребностей, технического уров­ня и качества продукции направлены на: выявление требований потребителей к номенклатуре, ас­ сортименту и качеству продукции на перспективный пе­риод ее производства и потребления; выявление научно-технических и экономических воз­можностей и путей удовлетворения перспективных тре­бований потребителя; определение номенклатуры, ассортимента и показателей качества при разработке перспективных видов продукции

2. Функция планирования повышения качества продукции пред­полагает: разработку новых видов продукции (номенклатура, ее ос­новные показатели, этапы и сроки разработки); освоение новых видов продукции; повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции; разработку задания по освоению новой продукции и сня­тию с производства устаревших изделий; повышение качества изготовленной

3. Нормативы и требования к качеству продукции предусмат­ривают: изучение прогрессивных тенденций и перспектив разви­ тия данного вида продукции; выбор номенклатуры показателей качества и методов стандартизации; оптимизацию показателей качества продукции и их нор­ мирование; установление в нормативно-технической документации правил организации и проведения испытаний

4. Аттестация продукции включает комплекс организацион­но-технических и экономических мероприятий, обеспечиваю­щих подготовку к аттестации продукции по категориям качест­ва, а также проведение фирменной аттестации. 5. Функция разработки и налаживания производства продукции направлена на создание и освоение в короткие сроки образцов новой продукции, технический уровень и экономические пока­затели которой соответствуют лучшим отечественным и зару­бежным достижениям или превосходят их. 6. Функция технологического обеспечения качества продукции призвана обеспечить технологическую готовность к производст­ву продукции с первых образцов или партий в соответствии с заданными показателями. 7. Функция метрологического обеспечения качества продукции предполагает своевременное осуществление в полном объеме мероприятий по достижению единства и требуемой точности измерений параметров изделий, характеристик оборудования и инструмента. 8. Функция материально-технического обеспечения качества продукции направлена на поставку сырья, материалов, комплек­тующих изделий и др. 9. Функция подготовки и повышения квалификации персонала в области улучшения качества продукции направлена на органи­зацию обучения всех категорий работающих передовым методам разработки, изготовления и использования продукции

10. Функция организации взаимоотношений по качеству про­дукции между потребителями и поставщиками предполагает на­личие широких информационных связей между поставщиками сырья, материалов, комплектующих изделий, с одной стороны, и между потребителями продукции и изготовителями, с другой. 11. Функция обеспечения стабильности запланированного уров­ня качества направлена на предупреждение и ликвидацию при­чин, отрицательно действующих на качество продукции, и под­держание показателей качества на уровне значений, установлен­ных нормативно-технической документацией. 12. Функция стимулирования повышения качества продукции направлена на расширение выпуска изделий высокого качества и обеспечение систематического обновления ассортимента про­дукции. Включает широкий набор мер морального, материаль­ного поощрения работников и коллективов за выпуск продук­ции высокого качества, а также меры ответственности за произ­водство некачественных изделий. 13. Функция контроля качества и испытаний продукции на­правлена на предотвращение выпуска продукции, не соответст­вующей требованиям стандартов, технических условий, черте­жей, утвержденным образцам, условиям поставки и договорам. 14. Функция внутрипроизводственного учета и отчетности по качеству продукции заключается в систематической регистрации данных о фактическом количестве продукции и труда подразде­лений и отдельных работников, составлении отчетов на разных уровнях управления принятием решений.

Учету и отчетности подлежат: выполнение этапов разработки новых видов продукции; освоение новых видов продукции и мероприятия по по­вышению качества продукции; результаты аттестации; учет брака и потерь от брака; рекламация; качество труда, возврат на доработку; этапы разработки, внедрения, функционирования и со­вершенствования системы управления качеством; результаты проверки.

15. Функция технико-экономического анализа улучшения про­ дукции направлена на выявление конечных результатов деятель­ности предприятий. 16. Функция правового обеспечения системы управления качест­вом продукции призвана обеспечить эффективное использование средств и форм юридического воздействия на органы и объекты управления на всех стадиях жизненного цикла продукции. 17. Информационное обеспечение системы управления качест­ вом продукции необходимо для своевременного обеспечения ру­ководителей и органов управления обоснованными и достовер­ными данными, характеризующими технический уровень и ка­чество продукции на всех стадиях ее жизненного цикла.

Необходимо различать принципы управления качеством про­ дукции: единство количества и качества продукции; эффективность качества; повышение уровня качества; системный подход к качеству; экономическое стимулирование; непрерывность и комплексность контроля; комплексность стандартизации и сертификации; создание систем управления качеством продукции. Методы и средства управления способы, которыми орга­ны управления воздействуют на элементы производительного процесса, обеспечивая достижение и поддержание планируемого состояния и уровня качества продукции. В процессе управления качеством используется четыре группы методов:

1. Экономические методы, которые обеспечивают создание экономических условий, побуждающих коллективы предпри­ятий, конструкторских, технологических и других организаций изучать запросы потребителей, создавать, изготавливать и об­ служивать продукцию, удовлетворяющую эти потребности и за­просы. К числу экономических методов относятся правила це­нообразования, условия кредитования, экономические санкции за несоблюдение требований стандартов и технических условий, правила возмещения экономического ущерба потребителю за реализацию ему некачественной продукции. 2. Методы материального стимулирования, предусматри­вающие, с одной стороны, поощрение работников за создание и изготовление высококачественной продукции, а с другой взыскания за причиненный ущерб от ее некачественности. 3. Организационно-распорядительные методы, осуществляемые посредством обязательных для исполнения директив, приказов, указаний руководителей. К числу организационно-распоряди­тельных методов управления качеством продукции относятся так­же требования нормативной документации. 4. Воспитательные методы, оказывающие влияние на созна­ние и настроение участников производственного процесса, по­буждающие их к высококачественному труду и четкому выпол­нению специальных функций управления качеством продукции. К их числу относятся моральное поощрение за высокое качест­во продукции, воспитание гордости за честь заводской марки, престиж фирмы и др.

Средства управления включают оргтехнику (в том числе ком­ пьютеры), средства связи, все то, что используют органы и ли­ ца, выполняющие специальные функции в системах управления качеством. В состав средств управления качеством продукции также включаются: банк нормативной документации, регламентирующей по­казатели качества продукции и организующей выполне­ние специальных функций управления качеством; метрологические средства, включающие (в зависимости от уровня системы) государственные эталоны физических величин, образцовые и/или рабочие средства измерений; государственная система обеспечения единства измере­ний (ГСИ); государственная служба стандартных справочных данных о свойствах веществ и материалов (ГССД).

К объективным факторам относятся: внедрение НТП; качество проектной и нормативно-технической докумен­тации; безотказность и бесперебойность работы оборудования и инструмента; уровень стандартизации, унификации и типизации; дизайн, эстетизация. К субъективным факторам качества относятся: квалификация, мастерство и опыт персонала; культура труда и производства; санитарно-гигиенические условия труда; психофизические условия труда; материальное и моральное стимулирование и мотивация труда; соблюдение трудовой и технологической дисциплины. Не меньшее значение для выявления факторов на качествр продукции имеет деление их на внутренние и внешние. К внутренним относятся факторы, зависящие от деятельно­сти предприятия. Их можно классифицировать в следующие группы: технические, организационные, экономические и соци­ ально-психологические. К внешним факторам, формирующим качество продукции, относятся: требования рынка (потребление); нормативная документация; конкуренция; имидж предприятия среди покупателей продукции.

К функциональным относятся факторы, затрагивающие задачи одной из функций управления качеством и не требующие зна­ чительных структурных изменений системы управления. К системным относятся факторы, затрагивающие задачи не­ скольких функций управления качеством и требующие пере­ смотра и внесения изменений в содержание элементов системы. Системные и функциональные факторы позволяют оценивать последствия и степень влияния их на качество. Все перечисленные факторы тесно связаны между собой, но степень их влияния на качество не одинакова. Поэтому при оценке и степени их влияния необходимо проранжировать и отдать приоритет тем, которые в наибольшей степени оказыва­ ют влияние на качество продукции. Такое деление позволяет с наименьшими затратами более рационально и эффективно управлять качеством продукции.

Разработка системы качества продукции состоит из следую­щих этапов: информационное совещание; принятие решение о создании системы качества; разработка плана графика создания системы качества; определение функций и задач системы качества; определение структурных подразделений; разработка структурной и функциональных схем управ­ления качеством; определение состава документации системы качества; разработка нормативной документации и «Руководство по качеству»; внедрение системы качества продукции; проверка, отладка и совершенствование системы качества.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ