Одной из важнейших задач подготовки к обучению грамоте является ознакомление детей со звуковым составом, звуковым строением слова. Ведь от того, как ребёнок.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мастер-класс для воспитателей Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста учитель-логопед Караванова Ирина Анатольевна МБДОУ.
Advertisements

L/O/G/O Тема: «Формирование фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр».
Что должен знать взрослый, начиная обучать ребёнка основам грамоты.
Родительское собрание «Готов ли я к школе?» Составила учитель-логопед высшей квалификационной категории Нубарян Ирина Александровна Нубарян Ирина Александровна.
Мастер-класс для педагогов «Особенности построения НОД по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте» Составила учитель-логопед.
Р А З В И Т И Е П Р О Ц Е С С О В О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К И Х.
Формирование навыков звукового анализа и синтеза МКДОУ «Детский сад 11 комбинированного вида» г.Далматово Подготовила учитель-логопед Засыпкина Н.Н
ЗВУКИ, Я ВАС СЛЫШУ! РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ Подготовила учитель- логопед Власова Е.В. Ярославль, 2016 г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 11» Семинар-практикум «Работа с воспитанниками по формированию навыков звукового.
I этап Развитие фонематического слуха: - узнавание и различение неречевых звуков - узнавание и различение речевых звуков.
Какие бывают звуки? Звуки – это, то что мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и читаем. Звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки.
Неделя педагогического мастерства ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ В ДЕТСКОМ САДУ.
Артикуляционная гимнастика Звуко-слоговой анализ Что нужно знать, чтобы правильно выполнять? Поготовила учитель-логопед МБДОУ «ЦРР – д/сад 11» Козионова.
L/O/G/O Консультация для воспитателей Тема: «Роль фонематических процессов в подготовке к обучению грамоте. Использование специальных символов в играх.
Подготовила воспитатель: Заботина Л.А.. «Задачи» Сформированность звуковой стороны речи, Полная сформированность фонематических процессов, Готовность.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ. Умение сосредоточиться на звуке очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать.
Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа Работу выполнила Раковец Е.П. учитель – логопед ГДОУ 25 г.Ломоносов Петродворцовый район.
На что обратить внимание Внятность и четкость речи зависят от развития мышц языка, челюсти, состояния зубов, носоглотки. Поэтому, если вы хотите, чтобы.
Советы Советы Советы Советы ЛОГОПЕДа. Как Как научить научить ребенка ребенка читать. читать.
Ведущее место в комплексном подходе к коррекции ОНР многие исследователи (Р.Е.Левина, Г.А. Никашина, Р.М. Боскис, Г.А. Каше.) отводят формированию фонематического.
Транксрипт:

Одной из важнейших задач подготовки к обучению грамоте является ознакомление детей со звуковым составом, звуковым строением слова. Ведь от того, как ребёнок овладевает строением звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, и всё последующее усвоение языка - грамматики и связанной с ней орфографии. Большая часть первоклассников не только не имеет понятия о звуковом строении слова, но и страдает так называемой "фонематической глухотой" Многие дети и слушают, но не слышат некоторые звуки, другие путают близкие по звучанию, третьим трудно вычленить один звук и так далее. Это вызывает комплекс трудностей по бучению письму. Анализ ошибок дисграфического характера, которые встречаются в письменных работах школьников, показывают, что наиболее многочисленной оказалась группа ошибок на уровне буквы и слога. А это ошибки, которые отражают в первую очередь несформированность или трудности в формировании звукового анализа. Поэтому ещё в детском cаду необходимо знакомить детей Поэтому ещё в детском cаду необходимо знакомить детей со звуковой стороной языка, со звуковой стороной языка, так как именно дошкольный возраст так как именно дошкольный возраст самый благоприятный для усвоения самый благоприятный для усвоения звукового состава слов. звукового состава слов.

Работа с дошкольниками по формированию навыков звукового анализа Важнейшим компонентом успешной работы детей по овладению грамотой является сформированность фонематического восприятия, создающая в дальнейшем благоприятные условия для развития таких операций, как - чёткое отделение одного звука от дpугoгo, - установления последовательности этих звуков в слоге и слове, - определение места каждого звука в словах. Звуковой анализ слов представляет значительные трудности для детей, особенно для тех, кто имеет какие-либо речевые нарушения. Поскольку слово представляет собой определённую пространственно- временную последовательность звуков, то затруднения неизбежны, особенно, если в предыдущей возрастной ступени при овладении программным материалом по математике дети не усвоили понятие «ряд». Часто дети не умеют расположить предметы в соответствии с заданием, так как не владеют понятиями: «слева, справа, перед, за, между, в начале, в середине, в конце», не могут найти предмет в ряду. При подготовке к звуковому анализу понятие « ряд » становится основным.

В этом случае используют разнообразные упражнения по построению и анализу состава предметного ряда. Например, на материале сказок состав ряда (сказка «Репка») состав ряда (сказка «Репка») Цель: уточнение представлений о составе ряда (порядковый счёт) ряда по величине (сказка «Три медведя») ряда по величине (сказка «Три медведя») Цель: уточнение представлений о величине предметов. Анализ предметного ряда можно отрабатывать и на материале игрушек, предметных картинок, геометрических фигур (одного цвета или разноцветных / одного размера или разных по размеру)… Анализ предметного ряда можно отрабатывать и на материале игрушек, предметных картинок, геометрических фигур (одного цвета или разноцветных / одного размера или разных по размеру)… (учитывая возраст детей) Задания - называть предметы: по порядку: сверху-вниз / снизу-вверх по порядку: сверху-вниз / снизу-вверх справа-налево / слева – направо справа-налево / слева – направо первый слева / справа – последний слева / справа; первый слева / справа – последний слева / справа; в начале ряда – в конце ряда – в середине – между; в начале ряда – в конце ряда – в середине – между; 1-й, 2-й, 3-й …в ряду, 1-й, 2-й, 3-й …в ряду, справа / слева от… справа / слева от…Примечание: нужно учить детей ориентироваться в схеме собственного тела: (предложить поднять свою « главную руку», назвать её (правая); сказать, что мы делаем правой рукой; поднять другую руку, назвать её (левая), (рука-помощница). Эти знания закреплять постоянно в режимных моментах и играх.

Например, можно организовать игру «Прогулка в парк» (у детей наборы прямоугольников разных цветов) - Мы идём по дорожке: первая скамья на нашем пути зелёная; следующая – жёлтая, за ней – синяя; в конце дорожки – красная. (дети выставляют ряд в направлении слева направо, хором и по одному перечисляют скамьи в этом направлении) - Мы дошли до конца дорожки. Повернём назад и назовём все скамьи в обратном направлении (т.е. справа налево) Предложить показать первую скамью слева (на данном этапе это удобнее делать левой рукой); первую скамью справа (правой рукой); вторую скамью слева…

Наиболее сложная форма анализа предметного ряда – Наиболее сложная форма анализа предметного ряда – определение последовательности и количества предметов ряда, определение последовательности и количества предметов ряда, установление места по отношению к другим предметам установление места по отношению к другим предметам (после какого предмета, перед каким предметом). (после какого предмета, перед каким предметом). Умение анализировать состав и строение предметного ряда обуславливает успешное овладение ребёнком сложными формами звукового анализа. Дети испытывают затруднения при выполнении заданий на понимание или употребление слов-терминов «звук», «слово», «слоги». Особого внимания требует слово-термин «звук». Умение анализировать состав и строение предметного ряда обуславливает успешное овладение ребёнком сложными формами звукового анализа. Дети испытывают затруднения при выполнении заданий на понимание или употребление слов-терминов «звук», «слово», «слоги». Особого внимания требует слово-термин «звук». Прежде, чем научить слышать звуки, различать их, Прежде, чем научить слышать звуки, различать их, необходимо помочь ребёнку понять значение самого слова « звук ». Первоначальное ознакомление с этим термином целесообразно организовать на материале звуков, необходимо помочь ребёнку понять значение самого слова « звук ». Первоначальное ознакомление с этим термином целесообразно организовать на материале неречевых звуков, используя звучащие игрушки, аудио-записи с голосами животных и птиц, шумом транспорта, природных явлений и т.п. Переход от занятий с неречевыми звуками Переход от занятий с неречевыми звуками к ознакомлению со звуками речевыми – к ознакомлению со звуками речевыми – важный момент в работе. важный момент в работе. Необходимо показать различие Необходимо показать различие в способах образования неречевых и речевых звуков. в способах образования неречевых и речевых звуков.

Последовательность ознакомления детей с речевыми звуками: а у и о э ы п б м ф в а у и о э ы п б м ф в – II младшая группа т д н к г х ы с с' з з' ц т д н к г х ы с с' з з' ц – средняя группа ш ж ч щ л л' р р' j ш ж ч щ л л' р р' j – старшая группа В подготовительной группе – дифференциация звуков: с-ш з-ж ц-ч с'-щ - шипящих и свистящих: с-ш з-ж ц-ч с'-щ в-ф з-с ж-ш б-п д-т г-к - звонких и глухих: в-ф з-с ж-ш б-п д-т г-к Примечание: В норме дети овладевают правильным произношением данных звуков в соответствии с представленной таблицей. Если данные звуки не появляются соответственно возрастным нормам, то с такими детьми работает логопед по постановке, автоматизации и дифференциации нарушенных звуков.

Дети пятого года жизни проявляют большой интерес к звучащему слову. Это позволяет формировать у них такие представления: слова звучат слова звучат (каждое слово имеет определённое значение) слова звучат и произносятся по-разному слова звучат и произносятся по-разному (громко, тихо, быстро, медленно) слова бывают короткие и длинные слова бывают короткие и длинные (сок – соковыжималка) слова состоят из звуков слова состоят из звуков (звуки в слове следуют друг за другом, их нельзя заменять, переставлять, так как слово не получится) Детей учат вслушиваться в звучащую речь, обращают их внимание на отдельные звуки в словах, предлагают узнавать эти звуки. Сначала дети припоминают гласные. Детям предлагают послушать внимательно и посмотреть на рот взрослого и сказать, какая песенка звучит: А-а-а. Дети повторяют. Затем припоминание звуков проигрывается в других ситуациях (например, как успокаивают куклу, когда та плачет. Дети повторяют: а-а-а). Обращается внимание на то, что мы произносим песенку-звук [а]. Аналогично отрабатываются и другие гласные звуки (э, о, у, и, ы) АРТИКУЛЯЦИЯ!!! Затем согласные звуки. Целесообразно играть в игры типа «Поймай звук» (узнавание звука на слух в ряду других звуков, слога с данным звуком, слова с данным звуком) Когда дети научатся выделять разные звуки в слове, можно переходить к обучению звуковому анализу. В средней группе эта работа только начинается с выделения первого звука в слове ( гласного, а затем согласного ). аист, эхо, облако, улица, игры… мак, нос, волк …

Научить выделять первый звук в слове можно Научить выделять первый звук в слове можно в непосредственной образовательной деятельности в непосредственной образовательной деятельности (дети слушают слова, сами их произносят, выделяя (утрированно произнося) в них первый звук, и под руководством педагога устанавливают, что звук стоит (или находится) в начале слова. Умение выделять первый звук закрепляется во время игр и прогулок. Можно, например, провести игры Можно, например, провести игры «Услышь первый звук в слове» (гласные под ударением: окунь, узел, адрес, имя, эхо… затем в безударной позиции: аптека, изюм, актёр, этаж, узор) (согласные, правильно произносимые всеми детьми группы: в, ф, м, н…: мак, нос, вата, фокус… «Услышь песенку-звук в середине слова» «Услышь песенку-звук в середине слова» (узнавание гласного в середине слова (куст, сок, сын, мак, дым…) (узнавание гласного в середине слова (куст, сок, сын, мак, дым…) «Услышь последний звук в слове» (гласный под ударением: кенгуру, окно, плоды, луна… гласный в безударной позиции: груша, бусы, руки…) (взрывные согласные: п, т, к… : суп, кот, сук, дом, сон…) «Цепочка слов» (дом – мама – апельсин – нос – сом – мяч – чай…) «Придумай слово с заданным звуком» «Придумай слово с заданным звуком» (припоминать слова, начинающиеся с выделенного звука). Нередко дети называют слова, в которых нужный звук слышен не в начале слова, а в конце или середине. не в начале слова, а в конце или середине. Не стоит отвергать ответ ребёнка. Не стоит отвергать ответ ребёнка. Нужно объяснить и показать место звука в слове, Нужно объяснить и показать место звука в слове, используя схему. используя схему.

http://aida.ucoz.ru10 Уважаемые педагоги! Обучение ребёнка грамоте – дело непростое, требующее терпения, времени, а также некоторых специальных знаний. Одна из важнейших задач при обучении грамоте – это овладение навыками анализа и синтеза слов. Одна из важнейших задач при обучении грамоте – это овладение навыками анализа и синтеза слов. («Собери слово из звуков» – К, О, Т = КОТ «Назови звуки по порядку» - СОК = С, О, К) Без умения соединять звуки в слоги и слова выделять звуки из слова, определять их место и количество в слове ребёнок не научится хорошо читать и грамотно писать. Без умения соединять звуки в слоги и слова выделять звуки из слова, определять их место и количество в слове ребёнок не научится хорошо читать и грамотно писать. Прежде чем обучать ребёнка, необходимо самим вспомнить некоторые правила русского языка! Прежде чем обучать ребёнка, необходимо самим вспомнить некоторые правила русского языка! При обучении главное ПРАВИЛО: НЕ НАВРЕДИ!!! При обучении главное ПРАВИЛО: НЕ НАВРЕДИ!!! Помните: ПЕРЕУЧИВАТЬ всегда намного труднее, чем НАУЧИТЬ. Помните: ПЕРЕУЧИВАТЬ всегда намного труднее, чем НАУЧИТЬ. Поэтому ваше обучение малыша должно быть ГРАМОТНЫМ! Поэтому ваше обучение малыша должно быть ГРАМОТНЫМ!

http://aida.ucoz.ru11 Запомните: звуки речи мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем! Мы оперируем понятием ЗВУК! Поэтому НЕ УПОТРЕБЛЯЙТЕ ТЕРМИН «БУКВА»!!! И звуки произносите правильно: гласные протяжно, нараспев, а согласные чётко и отрывисто, без никаких призвуков!!! Даже при обучении грамоте в старших группах и звуки, и соответствующие им буквы называются ОДИНАКОВО – то есть так, как звучит ЗВУК. Возьмём, к примеру, звук [м]. Мы произносим его отрывисто: М! Ни в коем случае не ЭМ! Говоря ЭМ, мы произносим два звука – [э] и [м]. Для звукового анализа в дошкольном возрасте берутся простые слова, написание которых не расходится с произношением! Научившись анализировать простые слова (типа: мак, мама, стол…), ребёнок в дальнейшем сможет применить полученные знания и для более сложных слов.

Тренировочные упражнения! Называя звуки в словах помните, что гласные звуки произносятся длительно, нараспев, - гласные звуки произносятся длительно, нараспев, так как воздушная струя не встречает преграды на своём пути, согласные звуки произносятся чётко и отрывисто, - согласные звуки произносятся чётко и отрывисто, поскольку воздушная струя встречает препятствие в ротовой полости - зубы: [с] [з] [ц]… губы: [п] [б] [м]… язык: [ш] [г] [р]…

Запомните звуки речи: Гласные: Согласные: [а][э][о][у] [ы][и] твёрдые мягкие звонкие глухие

Называем звуки в слове: [м] [к] [а] м а к

Называем звуки в слове: [к][о][т] к о т

Называем звуки в слове: [к ][и][т] к и т

Молодцы!!!

Желаю вам успехов!