Интервью: шаг за шагом Мария Михайловна Лукина, Доцент кафедры новых медиа.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Этические принципы подготовки журналистских материалов о детях.
Advertisements

ИНТЕРВЬЮ Марина Максимова Медиа –тренер -фрилансер.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УСТНОЙ РЕЧИ.
Вы замечали, что некоторым людям очень тяжело произнести слово «нет»? Они боятся, что это слово может разрушить их добрые отношения с собеседником, и.
У Вас никогда не будет второго случая произвести первое впечатление. Всем известно правило 90/90 – то есть 90% информации о ком - либо складывается в.
Интервью… - один из самых популярных жанров журналистики -способ сбора информации - диалог, во время которого журналист направляет ход дискуссии, предоставляет.
Интервью Интервью – это разговор журналиста с собеседником, предназначенный для средств массовой информации; журналист задает вопросы, а собеседник на.
Конвенции права ребёнка Выполнили работу Разинова Екатерина, Столярова Ирина.
Дети более уязвимы, чем взрослые, к условиям жизни. Дети более подвержены влиянию действий или бездействия правительств. Дети особенно уязвимы к эксплуатации.
Рекомендации по выполнению заданий части С Подготовка к ГИА.
Стандарты нового поколения и новое качество образования.
От конфликта к культуре педагогического общения. Конфликт столкновение, серьезное разногласие, спор (словарь С. И. Ожегова); столкновение, серьезное разногласие,
Как «слушать» и «слышать» подростка Практическое руководство для заинтересованных родителей.
Родительское собрание. Тема: Телевизор в жизни семьи и ученика. Телевидение должно быть не целью, а средством. Из передачи «Культурная революция» Классный.
Внутренний мир дошкольника – коррекция педагогического взгляда. Методические рекомендации.
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ Зехра Тосун. Цели консультирования 1. Наладить доверительные отношения 2. Помощь в осознании 3. Помощь осознать свои чувства.
Педагог-психолог Ибраева Ольга Игоревна. Взрослый мир и мир детства постоянно живут рядом. Два этих мира уникальны и непохожи. Разница между миром ребенка.
Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года. Проект Измайловой Дианы и Королевой Виктории.
Правила поведения в группе Автор: Каринина Е.А. ГБОУ ЦО 166 Москва 2012.
Влияние установок толерантного сознания на реагирование в конфликте Тема 22.
Транксрипт:

Интервью: шаг за шагом Мария Михайловна Лукина, Доцент кафедры новых медиа

Помните: никто не обязан вам давать интервью

За исключением... По закону (о СМИ) предоставлять информацию журналистам обязаны лишь госуд.органы и организации, обществ.объединения (их представители: руководители, замы, пресс-секретари). Срок предоставления информации: 7 дней (з-н!)

Как договариваться об интервью Договариваться лучше при личной встрече (например, после пресс-конференции), но чаще всего – по телефону или . Представиться лично и свое издание Рассказать о том, что вы хотите узнать (формулируйте предмет беседы так, чтобы собеседнику это было а)понятно, б)интересно

Будьте готовы к отказу Почему отказывают: недоверие к журналисту (новичку) сомнение в репутации издания усталость от общения, интервью нехватка времени отсутствие у собеседника интереса к предмету беседы (ошибка журналиста!) недостаток знаний (ошибка журналиста!)

И убеждайте собеседника... Он может Высказать свою точку зрения на проблему Просветить людей, разрушить предрассудки Помочь другим людям избежать ошибок Получить известность (вас увидят на экране друзья, родственники)

Внимание: когда назначается встреча, не забудьте: взять разрешение на запись (аудио, видео), на фотосъемку на разговор с членами семьи, а также договоритесь, на каких условиях передается информация

Передача информации: «договор» с собеседником Для печати Без ссылки на источник Для фона Не для печати

Правильная рассадка (выберайте вариант) Оппозиционная – удобно отстаивать свою позицию Перекрестная – угол стола разделяет людей, однако хороший визуальный контакт, не надо делить территорию стола За круглым столом – подчеркнут равный статус (для дискуссий, совещаний, круглых столов) Рядом – собеседники выступают общим фронтом, объединяют взгляды

Разминка Цель: «подобрать ключ» к собеседнику, развеять напряжение и настороженность, сформировать дружелюбную, неагрессивную атмосферу Не затрагивать провокационных сфер: политические взгляды доходы межнациональные отношения религиозные убеждения и т.п.

Как составлять вопросы: стратегические рекомендации 1.Вопрос ради ответа 2.Формулируйте вопрос таким образом, чтобы вы получили прямой и полный ответ 3.Не пытайтесь удивить своим вопросом собеседника 4.Признайтесь в своем незнании 5.Задавайте такие вопросы, чтобы ваш собеседник стал думать 6.Уважайте собеседника, его время, его «территорию» 7.Прямой вопрос лучше непрямого, но нередко и непрямой может быть более эффективным 8.Открытые вопросы предпочтительней закрытых Помните: отвечая на закрытый вопрос, ваш собеседник может произнести заранее заготовленную речь

Тактика вопросов: приемы зависят от ситуации Логический, хронологический или импровизационный прием Хронология: в центре внимания события (история развивается по законам времени, «что потом?») Логика: история развивается по законам разума, сопоставление оценок и доводов, причин и следствий («почему?», «в чем причина?») Импровизация (в центре внимания человек), последовательность вопросов интуитивная

Семь «смертных» грехов интервьюера Вопросы, допускающие односложные ответы («да», «нет») Утверждение в вопросе Перегруженные и слишком сложные для понимания вопросы Два вопроса в одном Наводящие на ответ вопросы Комментарии и собственные оценки, предположения и домыслы в вопросе Навешивание ярлыков и преувеличение в вопросе

Вопросы: главные правила Открытые Нейтральные Простые

Вопросы для ознакомления Прием «контроля» за информацией Просмотра вопросов требуют должностные или официальные лица, чтобы заранее продумать стратегию ответов, «подготовиться к встрече» Должностные, официальные лица: по закону они имеют право требовать «запрос» в письменной форме. Но журналист должен помнить, что он вправе требовать ответ в течение трех дней Часто эксперты просят ознакомиться с вопросами заранее, чтобы дать продуманный, аргументированный ответ. Если они не относятся к группам влияния, это не страшно Для портретного интервью – хуже, т.к. теряется свежесть реакции, элемент импровизации

Правила использования записывающей техники Проверка записи Получить разрешение на запись беседы (искл.массовые имероприятия для прессы) Не демонстрировать навязчиво технику (страхи) Ситуация «Выключить диктофоны»: сигнал «не для печати»

Владимир Набоков: «Нет, никаких диктофонов. Так не говорят с Набоковым. Когда я вижу эту машину, я начинаю запинаться и мямлить, мямлить и запинаться... Прямо хэмингуэйщина какая-то...»

Как долго хранить записи До выхода материала в свет? Всю жизнь? Зачем хранить: продолжение темы и доказательство при разрешении спора (запись м.б. использована в суде) Нет норм для сроков хранения записей, но есть положение об опровержении сведений, не соответствующих действительности или порочащих честь или достоинство граждан Срок этот определен законом: опровержение в течение 1 года. По истечении года со дня публикации в опровержении может быть отказано (ст.45 Закона о СМИ)

Скрытая запись Скрытой считается запись, когда собеседнику не видно записывающее устройство и когда он не знает, что ведется запись Вас могут обвинить в скрытой записи, если не получено разрешение (искл. общественные мероприятия, пресс-конференции) Журналисты используют прием скрытой записи, хотя в этическом и в правовом смысле она уязвима (вводит собеседника в заблуждение) В российском законе о СМИ нет положения, запрещающего скрытую запись, но есть ст.50, регламентирующая ее использование (см.!)

Вопросы для ознакомления Просмотра вопросов требуют должностные или официальные лица, чтобы заранее продумать стратегию ответов, «подготовиться к встрече» (Прием «контроля» за информацией По закону имеют право требовать «запрос» в письменной форме. Но и журналист вправе требовать уведомление об отказе в течение трех дней (закон!) Эксперты знакомятся с вопросами заранее, чтобы дать продуманный, аргументированный ответ. Для портретного интервью – нет смысла: теряется свежесть реакции, элемент импровизации

Подготовка текста интервью для печати (советы) Не следовать слепо расшифровке устной беседы: интересный разговор в жизни может оказаться скучным на бумаге Задать себе вопросы: Для чего я хочу опубликовать этот материал? Что было самое интересное?

Приемы монтажа Какой выбрать монтажный ход? Приемы монтажа: хронологический, логический, драматургический Хронология: в центре внимания событие (развитие по законам времени, «что потом?»): репортаж Логика: в центре внимания проблема, конфликт интересов (развитие по законам разума, сопоставление оценок и доводов, причин и следствий («почему?», «в чем причина?») Эти приемы не подходят для интервью с известной персоной

Драматургический прием Строится по законам драмы: завязка – кульминация – развязка Кульминация может быть в вопросе журналиста (злободневном, остром, нелицеприятном) или в ответе собеседника (очень актуальный, яркий, неожиданный)

Голливудский прием продуктивный для интервью-портрета завязка – нормальная жизнь (он/она счастливые дети) кульминация – разрушение привычного уклада жизни (умирают родители, начинается война, уходит муж/жена) развязка – преодоление препятствий, восстановление справедливости, достижение успеха

Редактура: пределы вмешательства Два подхода: 1.Пределы правки почти безграничны (не нарушая смысл), в руках журналиста инициатива (править или не править запись, оставить ответы без правки безграмотными) 2.Можно вмешиваться в вопросы (журналиста), а в ответы на них вашего собеседника – нет (возможна лишь грамматическая правка)

Нужно ли заверять материал Журналисты не обязаны визировать материалы, написанные с чьих-то слов При условии: а) неискажения полученных сведений и смысла высказывания б) если высказывание передается без купюр, если соблюдено дословное цитирование (сохранять пленку!) в) при соблюдении правила идентификации источника и журналиста (в тексте должно быть понятно, какие слова принадлежат источнику, а какие журналисту) Если журналист передает смысл собственными словами, то это дело его порядочности – указать на источник

Задание на лекции Найдите ошибки в вопросе журналиста: - Скажите, пожалуйста, сколько же времени вам потребовалось, чтобы написать этот прекрасный роман, какой гонорар вы за него получили, как оценила его критика, вам интересно, что вообще о вас пишут?

Журналист и трудные собеседники Интервью с представителями разных социальных групп

Трудные собеседники Знаменитости Представители меньшинств Пожилые люди Дети Неполноценные люди Люди в горе Жертвы насилия Преступники

Знаменитости Трудности подстерегают журналистов с самого начала их общения со знаменитыми людьми Две цели: установить контакт и получить согласие на беседу Главная трудность – отказ (резоны: дают интервью определенным изданиям и «удобным» журналистам, усталость от журналистов, стеснительность и т.д.) Воспринимают интервью как часть рекламной акции Не терпят критики Требование вознаграждения

Интервью со знаменитостями: советы Добиваться встречи не назойливо, но настойчиво Учесть, что журналисты задают знаменитым людям одни и те же вопросы: избегать банальных вопросов, чтобы не получать банальных ответов Провоцировать мыслительный процесс, реактивность собеседника Вопросы строить не на слухах, а на реальных фактах Беспроигрышны биографические вопросы (заранее выяснить, о каком периоде жизни) Проявить личный интерес, вопросы задавать искренне, внимательно слушать

Представители меньшинств Меньшинства (этнические, религиозные, сексуальные) – это социальные группы, обделенные политическими, экономическими, социальными свободами Они ищут поддержку со стороны СМИ и часто ее находят Подверженность стереотипизации (для журналистов это испытание на независимость от стереотипов массового сознания) Стереотипы (негативные), как правило, являются следствием незнания или проводниками чьих-либо интересов, а репортеры (обычно представители большинства) бессознательно выражают эти взгляды Пример: освещение межэтнических конфликтов и показ представителей малых групп в ситуации бесчинств, протестов, столкновений. Это формирует негативный стереотип враждебной, разрушительной, воинствующей нации Похожая ситуация с освещением религиозных конфликтов («малые» и «большие» конфессии).

Интервью с представителями меньшинств: советы Главный принцип общения: уважение к традициям и обычаям, даже если это противоречит собственным нормам (пример: журналисты в мусульманских странах и регионах) Избегать назойливого упоминания о национальной принадлежности или этническом происхождении людей, когда в этом нет особой необходимости (правильно: выходец из такого-то региона) Относиться к представителям меньшинств как к индивидам, независимо от цвета кожи и разреза глаз Показ созидательной, а не только разрушительной деятельности Быть осторожными в словоупотреблении (не использовать оскорбительные словосочетания: «черный», «лицо кавказской национальности» и т.д.) Вводить в штат журналистов – представителей меньшинств (советы и доверие)

Пожилые люди Люди преклонного возраста - трудная группа особенно для молодых журналистов (могут не совпадать взгляды) Они (в нашей стране), как правило, социально незащищены, поэтому... Они, как правило, испытывают дефицит общения (говорливы), неторопливы О них бытуют мифы (старые, значит, консервативные)

Как разговаривать с пожилыми людьми Установка: старики – это воспоминания, это истории, это жизненный опыт и мудрость Не ограничивать беседу во времени: не проявлять нетерпения, быть готовым к длинному разговору Проявить терпимость и не вступать в спор, даже если взгляды не совпадают; выслушать терпеливо поучения Строгая одежда, избегать суетливости, вести себя приветливо, как хороший знакомый

Дети Другая «незащищенная» группа населения: у детей наиболее уязвимая психика Не подвергать ребенка «испытаниям» интервью: без необходимости не брать интервью, не причинять страданий (не вызывать тяжелые воспоминания), не эксплуатировать детские высказывания в чьих-либо интересах Гарант защиты прав ребенка – журналист. Главный принцип «Не навреди!» Второй принцип: интервью только с разрешения взрослого (родителей, опекуна, директора школы и т.д.)

Неполноценные люди Немалый сегмент общества – физически и умственно неполноценные люди Они, как и здоровые люди, представляют информационный интерес для репортеров Крайности: либо не учитывается специфика болезни и состояний собеседника, либо неполноценность воспринимается как ущербность, либо как героизм Отсюда два журналистских штампа: жалость (калека) или героизация (инвалид-герой) Видеть в инвалиде в первую очередь человека

Как брать интервью у инвалидов Амер.психологи (советы) Обращаться напрямую, даже если есть переводчик Говорить нормальным голосом: если вас не поймут или не услышат, вам дадут об этом знать С умственно отсталыми людьми беседовать медленно, негромко, простыми фразами С инвалидами в коляске: ваше лицо должно быть на уровне глаз собеседника (на стуле или сидя на корточках, но не на коленях) Избегать стереотипов, не преувеличивать страдания и не возводить на пьедестал, когда речь идет о вполне посильных занятиях (компьютер, машина) Деликатно использовать лексику

Люди в горе Когда случаются трагедии и погибают люди, журналисты, освещающие эти события, сталкиваются с родственниками погибших С одной стороны, можно осудить журналиста, который спрашивает у родителей погибшего: «Скажите, что вы чувствовали, когда узнали о гибели сына?» С другой стороны, драматизм ситуации – это «хлеб» для журналиста, а человеческое горе, так же как и рождение, как успех, как секс – это с коммерческой т.з. очень «продаваемый» аспект Но есть табу: не сообщать о гибели, пока об этом не сообщили родственникам. Не сообщать о гибели родственникам перед камерой Как себя вести? Что говорить в этих ситуациях?

Как себя вести в людьми в горе Выразить соболезнование родным, но не демонстрировать слишком навязчиво свое сопереживание. (Вы – случайный человек, вы на работе) Персонифицированные вопросы об ушедших (Расскажите, как вы познакомились?). В горе любят вспоминать хорошее Быть готовым к слезам. Эффектная картинка для телевизионщиков Дать возможность горюющим выразить сполна свои чувства. Нельзя показывать крупным планом и долго лица и слезы людей (эксплуатация горя)

Жертвы насилия Во-первых, жертвы насилия всегда себя чувствуют обделенными, брошенными, ненужными обществу. И следователи, а часто и журналисты спрашивают их о преступлении, но отнюдь не о том, как себя чувствует жертва Надо различать характер преступлений: ограбление, избиение, изнасилование, от которых жертвы могут испытывать самые разные чувства Всегда дилемма: помогут вопросы или навредят. Правило: не способствовать возвращению стресса Всегда учитывать, что чувствовала жертва преступления, и быть исключительно деликатным в вопросах Не брать на себя роль психотерапевта

Преступники Вопрос: брать интервью у преступников или не брать? Интервью у преступников (у людей, признанных виновными в совершении преступления) не возбраняется Но надо помнить, что «общественные интересы» превыше всего Что это значит? - Преступникам не следует позволять выставлять в положительном свете свои противозаконные действия - в интервью не должно быть и намека на то, каким образом преступление совершалось - преступник не должен давать советов, как избежать наказания

Литература Основная: Мария Лукина. Технология интервью. М., «Аспект Пресс», 2012 Дополнительная: Ларри Кинг. Андрей Максимов.