Интеллект и отношения между сиблингами Алексеева О. С., Козлова И. Е.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психодинамические характеристики и родительско-детские взаимодействия в однодетных семьях Л.Л.Баландина, кандидат психологических наук, доцент кафедры.
Advertisements

III Всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития «На пороге взросления» « Представление об отце и отношение к будущему у девочек-подростков,
Тема: «Влияние детско-родительских отношений на самоотношение школьников с умственной отсталостью».
Психологические особенности взаимодействия с детьми отцов-одиночек Т.М. Харламова,кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Пермского государственного.
Важность роли отца в жизни ребёнка Учитель начальных классов Лукина Е.В. МБОУ СОШ 12 г. Новороссийска.
КАБАЕВА ВАЛЕНТИНА МИХАЙЛОВНА, КАНДИДАТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
М ЕЖПОКОЛЕННАЯ ТРАНСЛЯЦИЯ СЕМЕЙНОЙ ИСТОРИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ Малькова Инна Николаевна.
Кросс-культурное исследование эмоционального интеллекта (на примере российской и азербайджанской выборок) Панкратова Алина Александровна МГУ им. М.В. Ломоносова,
Системный подход в работе с учащимися, склонными к девиантному поведению.
Ассортативность и изменение диапазона индивидуальных различий в популяции М.С. Егорова 15 февраля 2012 г.
Вопросы повторения. Устно. Найдите правильный ответ: -9 + (-3) =
Результаты исследования стиля родительского отношения.
Стратегии родительского воспитания детей дошкольного возраста Красноярск 2008.
Влияние материнско- детского отношения на мотивацию достижения детей младшего школьного возраста Н.О.Макова, Л.П.Макова.
Влияние уровня конфликтности в семье на формирование девиаций у подростка Педагог-психолог ГАОУ СПО МО ГПК Плахова О.Е г.
«Психологический климат в семье как основа формирования личности ребёнка»
Профилактика наркомании среди подростков Родительское собрание.
Родительское собрание в 1 классе. В возрасте лет ребенка ждут большие изменения в его жизни: - изменяется обучение, - появляются новые люди, - складываются.
Связь эффективности эмоционального зрительного поиска с эмоциональным интеллектом Овсянникова В.В. Институт психологии им. Л.С. Выготского РГГУ
Социально – психологические аспекты причин беспризорности среди подростков.
Транксрипт:

Интеллект и отношения между сиблингами Алексеева О. С., Козлова И. Е.

Цель исследования оценка влияния сиблинговых отношений на когнитивное развитие старшего и младшего ребенка.

Выборка Выборка включает в себя 160 полных семей, имеющих двух родных детей в возрасте от 8 до 22 лет. Разница между сиблингами не превышает 5-ти лет. Среднее (лет.)Станд. отклон. (лет) Старший сиблинг 17,72,4 Младший сиблинг 14,52,8 Мать 43,54,4 Отец 45,96,2

WAIS-III (адаптация Егоровой М.С., 2001) WISC (адаптация Панасюка, 1979; вариант Филимоненко и Тимофеева, 2001 ) Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (Марковская, 1998) Опросник различающегося опыта сиблингов (Пломин Р., Дэниэлс Д, 1985, адаптация Алекссевой О.С, Козловой И.Е., 2011 ) Методы

Шкалы опросника различающегося опыта сиблингов (SIDE) Отношения с сиблингом: Шкала Доминирования Шкала Антагонизма Шкала Привязанности Шкала Сотрудничества Отношения с родителями Шкала Материнской привязанности Шкала Материнского контроля Шкала Отцовской привязанности Шкала Отцовского контроля Отношения со сверстниками Шкала Ориентации на успешность Шкала Ориентации на девиантное поведение Шкала Ориентации на образование

Различия между старшими и младшими детьми в отношении к сиблингу Параметры Средние показатели Старший сиблинг Младший сиблинг Доминирование 3,192,76 Антагонизм 2,952,80 Привязанность 3,003,23 Сотрудничество 3,302,89 Ориентация на успешность 3,612,87 Ориентация на девиантное поведение 2,963,01 Ориентация на образование 2,893,36

Шкалы опросника родительскойййй- детских отношений Старший сиблинг Доминиров ание Антагонизм ПривязанностьСотрудничес тво Требовательность Контроль Близость Принятие Сотрудничество Последовательность Авторитетность родителя Связь сиблинговых и родительскойййй - детских отношений Статистически значимые корреляционные связи (r-Спирмена) обозначены цветом: отрицательные – синим, положительные – красным.

Шкалы опросника родительскойййй- детских отношений Младший сиблинг Доминиров ание Антагонизм ПривязанностьСотрудничес тво Требовательность Контроль Близость Принятие Сотрудничество Последовательность Авторитетность родителя Связь сиблинговых и родительскойййй - детских отношений Статистически значимые корреляционные связи (r-Спирмена) обозначены цветом: отрицательные – синим, положительные – красным

Шкалы опросника различающегося опыта сиблингов Показатели интеллекта Старший сиблинг Младший сиблинг Доминирование Антагонизм Привязанность Сотрудничество Ориентация на успешность Сиблинговые отношения и интеллект детей

Шкалы опросника различающегося опыта сиблингов Показатели интеллекта Старший сиблинг от 13 до 17 лет Младший сиблинг от 13 до 17 лет Доминирование Антагонизм Привязанность Сотрудничество Ориентациияна успешность Сиблинговые отношения и интеллект детей

Выводы : Старшие дети в большей степени склонны к конфликтному, доминирующему поведению в отношении сиблинга, в то же время они чаще являются инициаторами совместной деятельности, младшие же дети в большей степени эмоционально привязаны к своему сиблингу, больше нуждаются в его поддержке и одобрении. Доминирование старшего ребенка в сиблинговой паре (его склонность к директивному поведению в отношении сиблинга) связано с низким уровнем родительскоййййго принятия, близости, последовательности и сотрудничества, с низким родительским авторитетом. В то же время данный параметр у младшего сиблинга не обнаруживает никаких связей с родительским стилем отношений Проявление антагонизма (конфликтного поведения) по отношению к сиблингу тесно связано с особенностями родительскойййй-детских отношений. Низкий уровень родительскоййййго принятия, эмоциональная холодность, непоследовательность со стороны родителей, низкий родительский авторитет напрямую связаны с конфликтами между сиблингами.

Выводы :. Склонность к доминированию в отношениях больше присуща тому ребенку, у которого ниже интеллектуальные показатели. Старший ребенок с высоким интеллектом склонен проявлять больше сотрудничества в отношениях с младшим. Младший ребенок с высоким интеллектом больше привязан к старшему. Результаты, полученные в группах старших и младших детей одного возраста, доказывают, что обнаруженные закономерности зависят от порядка рождения, а не от возраста детей.