ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ в условиях вхождения России в ВТО 25 апреля 2012 г. 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Г.В.Шепелев Директор Департамента развития профессионального образования Кадры науки : анализ текущего.
Advertisements

Модернизация высшей школы на современном этапе развития общества Выполнил: Проверил:
Специфика использования современных инструментов инновационного развития в регионах Г.В.Шепелев директор Департамента федеральных целевых программ и проектов.
Кадровый потенциал науки как фактор инновационного развития Крайнего Севера Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры ЯНГИ Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры.
Федоров М.В., вице-президент СОСПП, ректор ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор Основные концептуальные направления развития трудовых ресурсов.
0 Мониторинг потребностей экономики Санкт-Петербурга в трудовых ресурсах Санкт-Петербург 2009.
9 сентября 2010, г. Ярославль «Вузы транспорта в реализации государственной политики в области профессионального образования» Президент Ассоциации вузов.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
28 июня 2012 года О состоянии трудовых ресурсов Кировской области и обеспечении экономики области квалифицированными кадрами Мачехин Георгий Николаевич,
РЫНОК ТРУДА Санкт-Петербурга Председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга доктор экономических наук Дмитрий Семенович Чернейко.
Основные направления развития профессионального образования Российской Федерации (модернизация системы профобразования)
Зам. директора по УМР Е.В. Гарбузова. Программа развития НТТИ на гг. и на период до 2020 года Целью Программы является обеспечение доступности.
2 ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА Несоответствие требованиям рынка труда Несоответствие требованиям рынка трудаПРИЧИНЫ: – Система образования – сама заказчик и исполнитель.
Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
27 марта 2012, г. Москва «Итоги, задачи и перспективы развития отраслевого образования» Президент Ассоциации вузов транспорта, ректор МИИТ, д.т.н., профессор.
Технологические и управленческие инновации в корпоративном секторе промышленности: источники и основные компоненты лидерства. На примере предприятий обрабатывающей.
Министерство образования и науки Красноярского края Подготовка конкурентоспособных рабочих и специалистов среднего звена в контексте реализации инвестиционных.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ С РЕГИОНАМИ НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ФЕДЕРАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РОССИИ Конференция «Формирование сети федеральных.
«Реализация программ развития инновационной инфраструктуры федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования» Федеральное государственное.
Транксрипт:

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ в условиях вхождения России в ВТО 25 апреля 2012 г. 1

Конкуренто- способность национальной экономики Качество товаров и услуг Научно- технический уровень Технологический уровень Инновационный потенциал Качество человеческого капитала Цена товаров и услуг Национальная система образования Государственная политика 2

Показатели производственной деятельности Доля инновационной продукции: Россия ~ 1%, СССР ~ 10-20%, Финляндия ~ 30% Доля высокотехнологичной продукции России в общем объеме продукции экспорта в 2010 г. ~ 8% Инвестиции в НИОКР и инновации составили в 2009 г.-1,1% ВВП ~ 0,5% в госсекторе и ~ 0,6% - в частном секторе! Необходимо ~ 3%! России прежде всего необходимо наращивать технологический уровень, чтобы экономика была способна воспринять инновации и осваивать инновационные продукты. Поэтому прежде всего необходимы инвестиции в основной капитал. Уровень высокотехнологичного и высокопроизводительного оборудования в экономике России сегодня оценивается в 25-35%. Современное требование ~75%! 3

КЛАСТЕРЫ СТРАН, ПОСТРОЕННЫЕ ПО УРОВНЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В 2010 ГОДУ (инновационно-технологическая матрица) Технологический уровень Инновационная активность НизкаяСредняяВысокая НизкийРоссия -- Средний Турция, Мексика, Чехия, Венгрия, ЮАР, Новая Зеландия, Польша, Индонезия Китай, Канада, Индия, Бразилия, Малайзия -- ВысокийГреция, Испания, Италия, Португалия Австралия, Норвегия, Бельгия, ФРГ, Дания, Великобритания, Франция, Ирландия, Швейцария США, Япония, Республика Корея, Швеция, Финляндия, 4

Состояние основных исследований и разработок в области критических технологий в Российской Федерации (2008 г.) 5

ЧИСЛЕННОСТЬ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ЗАНЯТЫХ В СФЕРЕ НИОКР И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ТЕМПЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА Доля занятых в НИОКР в России Динамика технического прогресса, обусловленная собственными технологиями России Количество человек, занятых в НИОКР в Китае (млн. чел). Источник: World Bank, World Development Indicators,

Доля в ВВП: Образование, здравоохранение, прочие социальные услуги 7

8 Места в рейтинге по потенциалу в создании новых материалов и технологий (в баллах) Места в рейтинге по изобретательности США5.033 Япония3.081 Германия2.125 Канада2.08Не вошла в десятку Тайвань2.006 Швеция1.97Не вошла в десятку Великобритания1.73Не вошла в десятку Франция1.60Не вошла в десятку Швейцария1.602 Израиль Россия Источник : RAND (Research and Development)The Economist Intelligence Unit Рейтинги стран по созданию новых материалов и изобретательности

9

Рейтинг конкурентоспособности экономик стран 10

РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА 1. Для того, чтобы Россия в современных условиях вхождения в ВТО смогла осуществить экономический прорыв и присоединиться к числу развитых стран наряду с успешной реализацией стратегии «догоняющего развития» требуется обеспечить динамичное инновационно-технологическое развитие с использованием собственного научно-технического потенциала. Только так удастся достигнуть конкурентоспособности и высоких устойчивых темпов роста экономики, на уровне 8-10% в продолжении полутора-двух десятков лет, необходимых для экономического прорыва. 2. Россия, опираясь только на собственную технологическую базу не сможет обеспечить темпов роста экономики, превышающих 2-3% ежегодно. Практика XX века показала, что успешная модернизация экономики путем эффективного заимствования высокопроизводительных технологий извне позволяет добиться темпов роста 6-7% на протяжении двух-трех десятилетий. Однако это происходит только при наличии в стране высококвалифицированной рабочей силы, включая достаточное количество инженерно-технических кадров. 3. Динамичное инновационное развитие, а также ускоренная технологическая модернизация экономики позволят осуществить экономический прорыв, сформировать конкурентоспособную экономику 11

4. Для того, чтобы сформировать инновационную экономику, России целесообразно наряду с динамичным инновационным развитием осуществить глубокую технологическую модернизацию обрабатывающей промышленности, а также традиционных базовых отраслей экономики путем эффективного заимствования высокопроизводительных технологий в наиболее развитых дружественных странах. Однако только оптимальное сочетание собственных и заимствованных технологических инноваций, благодаря их синергетическому эффекту, позволит добиться высоких устойчивых темпов развития российской экономики на уровне 7-8%, характерных для быстроразвивающихся стран. 5. Россия должна проводить активную государственную промышленную политику в долгосрочном периоде. Обязательным компонентом стратегии инновационно-технологического прорыва является обеспечение расширение комплексной подготовки инженерно-технических кадров на основе новейших достижений современной техники и технологий. 6. Технологическая модернизация промышленности и инновационное развитие обеспечит экономическое возрождение России в XXI веке, конкурентоспособность экономики. РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА 12

Задачи по развитию инженерного образования, поставленные Президентом РФ Д.А.Медведевым. «Между инженерными вузами и работодателями должна быть абсолютная гармония. Без нее не будет ни эффективного инженерного образования, ни нормальных инженеров» «Надо предметно заняться разработкой профессиональных стандартов и их последующей синхронизацией с образовательными стандартами» «Необходимо стремиться к тому, чтобы углублённая производственная практика была у всех» «Тем, кто способен и хочет стать инженером, нужно обеспечить достойные условия обучения» «Необходимо реализовать программу информационной поддержки инженерных специальностей» «Необходимо повышать уровень технического и методологического обеспечения вузов, которые выпускают инженеров» «Повышение нормативов финансирования подготовки студентов инженерных специальностей» «Строительство общежитий должно стать приоритетом» «Уделять повышенное внимание инженерам и инженерной специальности исключительно важно в плане создания новой экономики, модернизации технологического уклада» 13

Образовательная структура населения года, 2003 г., % Страны Все населениеЗанятое население ОбщееНе ниже двух уровней ОбщееНе ниже двух уровней Канада8444 (22)8848 США8838 (29)9042 Япония8437 (21)8640 Швеция8233 (18)8536 Великобритания6528 (19)7434 Южная Корея7329 (22)7532 Испания4325 (18)5131 Франция6523 (14)7127 Германия8324 (14)8829 Венгрия Польша Чехия Словакия8712 (11)9415 Россия (2002)8957(21)

Динамика численности студентов в учреждениях профессионального образования гг. (1990=100%) НПО -20% ССУЗ +15% ВУЗ +170% АСП +140% МОЛ +25% не ниже двух уровней 15

Соотношения основных потоков в системе образования, гг. А: 0,5 в 1990г. 1,0 в середине 2000-х гг. 1,7 в 2009г. Б: 0,27 в 1990г. 0,75 в середине 2000-х гг. 1,0 в 2009г. 16

Результаты анализа 1. В последние годы процесс накопления ЧК шел ускоренными темпами; российская экономика продолжала подпитываться работниками со все более высокой профессиональной (формальной) подготовкой 2. Формально количественно Россия обладает высокообразованной рабочей силой (по среднему числу лет образования –12, входит в группу мировых лидеров) 3. Доля работников с двухуровневым и более образованием – одна из самых высоких в мире (необычно для страны с низким уровнем дохода) 4. Наблюдается парадоксальное сочетание больших запасов человеческого капитала с низкой производительностью труда 5. Наблюдается устойчивый спрос на высшее профессиональное образование 17

Результаты анализа 6. Показатель занятости у работников с высшим образованием (качественным), повысились. 7. Нормы отдачи от вложений в образование (в т.ч. - «премии» за вузовские дипломы) резко выросли и остаются на устойчиво высоком уровне без явных признаков снижения 8. В 2000-е годы экономический рост обеспечил переход части дипломированных работников с «плохих» на «хорошие» рабочие места, соответствующие их образованию (сокращение в 1,5 раза) 9. Спрос на высококвалифициро-ванную рабочую силу рос быстрее, чем росло ее предложение (кумулятивный прирост спроса = 30%, кумулятивный прирост предложения = 15%) 10. В России действует механизм эндогенного технического и организационного прогресса, смещенного в пользу квалифицированной рабочей силы. 18

Результаты анализа (недостатки) 1. Россия остается одним из худших «пользователей» человеческого капитала: треть обладателей двухуровневого образования работают по профессиям, не требующим высокой подготовки 2. Взаимодействие между системой образования и рынком труда является слабым 3. Благоприятное соотношение между динамикой спроса и динамикой предложения, сложившееся в условиях экономического подъема 2000-х годов. Не может поддерживаться постоянно 4. Повышенный спрос на работников с двухуровневым и более высоким образованием – является временной тенденцией 5. К середине 21 в. российская рабочая сила на 80% будет состоять из лиц с профессиональным образованием (в том числе – примерно на 60-65% из выпускников вузов) 6. рост спроса на рабочую силу с формально высокой подготовкой не сможет дальше соответствовать активному росту ее предложения 19

Задачи модернизации ВПО (федеральный уровень) 1. С целью подготовки высококвалифицированных инженерно- технических кадров по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России необходимо участие вузов, реализующих подготовку кадров по профильным направлениям деятельности компаний с государственным участием, в программах инновационного развития этих компаний с объемом финансирования НИОКР, выполняемых вузами, не менее 10% от общего объема НИОКР компании к 2015 году. 2. Необходимо сформировать государственную программу привлечения молодых ученых к преподавательской деятельности в высших учебных заведениях, реализующих подготовку кадров по приоритетным направлениям развития экономики России, предусмотрев улучшение жилищных условий студентов и преподавателей, а также софинансирование учебного процесса работодателями и из собственных средств учебного заведения. 3. Разработать государственную программу информационной поддержки подготовки кадров по приоритетным направлениям развития экономики России. 20

Существующие сетевые структуры образовательных учреждений в ХХI веке 21

Корпоративный университет - сетевой учебно-научно-инновационный комплекс, обеспечивающий повышение эффективности научно-инновационной деятельности и подготовку конкурентоспособных специалистов 22

Корпоративный университет в виде сетевого учебно-производственного комплекса, реализующего программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала предприятий и организаций 23

Заказ на подготовку кадров по годам в разрезе направлений подготовки «Техническое задание» (набор требований) к знаниям (компетенциям) выпускника и содержанию образовательных программ Привлечение ведущих ученых и производственников к учебному процессу Использование научно-лабораторной и производственной базы предприятий для учебного процесса Производственная и преддипломная практики на предприятиях Создание ассоциативных структур с участием работодателя и вуза Разработка отраслевых квалификационных рамок и профессиональных стандартов Направления модернизации (сотрудничество вузов и работодателей) Совместное ведение учебного процесса и менеджмента качества образования 24

Повышение эффективности НИОКР вузов – необходимый инструмент повышения качества образования Программы комплексного развития инженерно-технического персонала предприятий и ППС вузов с использованием корпоративных ресурсов Программы инновационного развития компаний Технологические платформы Кооперация вузов и организаций по созданию высокотехнологичного производства (Постановление Правительства РФ 218) Расширение объемов хоздоговорных работ Развитие инновационной инфраструктуры вузов (Постановление Правительства РФ 219) Развитие университетских технопарков Создание молодежных инновационных центров Создание малых предприятий (Федеральный закон 217-ФЗ) 25

Структура компромиссной компетентностной модели выпускника 26

Инновационная деятельность Внедрение инноваций в производство и управление Новые технологии Повышение эффективно сти работы персонала Новые знания Постановка задач обучения персонала Разработка организационных и технологических инноваций Образовательная деятельность Проведение обучения Разработка программ и технологий внутрифирменной подготовки персонала Постановка задач обучения Разработка обучающих программ и технологий Производственная деятельность Постановка управленческих и производственных проблем Обеспечение эффективной производственной деятельности Корпоративное взаимодействие (корпоративный университет) 27

Структура формирования компетенций 28