9.09.051 «Рояль в кустах»: комментарии к докладам Межрегиональная конференция «Гражданское образование и развитие гражданского общества» Казань 9-10 сентября.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
2010 год Концепция гражданского образования в Нижегородской области на годы.
Advertisements

Гражданское образование в России на современном этапе.
Программа включает комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских и информационных общероссийских и межрегиональных.
Программа развития воспитания в системе образования России в годах Цель программы- обеспечение необходимых научно-методических, организационных,
«Развитие воспитательной компоненты в МБОУ «СОШ 2» на годы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная.
Задачи: cоздание единого европейского пространства в области ПОО, oбеспечение прозрачности квалификаций (за счет введения Европейского резюме, Приложения.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - основа «Нашей новой школы» часть 4 Введение стандарта С.Н.Махновец, февраль-март.
Региональная программа «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Красноярского края на 2011 год»
О реализации мер по государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций Новосибирск, 25 мая 2015 г.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
О РОЛИ РЕСУРСНЫХ ЦЕНТРОВ В ПРОЦЕССАХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ РЕГОНОВ НА ПРИМЕРЕ СИБИРСКОГО ОКРУЖНОГО РЦ СЕМИНАР-СОВЕЩАНИЕ.
РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2009.
Независимая система оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги Калиниченко Ольга Владимировна, начальник сектора комплексного анализа.
Проект Формы и методы патриотического воспитания учащихся на современном этапе развития общества г.г. Автор проекта: Воробьёв Владимир Анатольевич,
Федеральная целевая программа "Электронная Россия ( годы)" 29 марта 2002 г. г. Вена.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Система образования в России: структура и управление 1. Основные нормативные документы в области образования. 2. Структура и особенности современной системы.
Семинар-конференция «Государственная политика в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» 24 сентября 2012, РАНХ и ГС, Москва.
РОЛЬ ТПП В ОКАЗАНИИ СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Г.А. Дементьев, генеральный директор Торгово-промышленной палаты РМЭ.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Транксрипт:

«Рояль в кустах»: комментарии к докладам Межрегиональная конференция «Гражданское образование и развитие гражданского общества» Казань 9-10 сентября 2005 года Якимец Владимир Николаевич

«Гражданское образование в федеративном государстве: опыт Татарстана» Масленникова Валерия Шамильевна

Что есть в РФ по ГО Институты – Центр ГО, СИВИТАС – Россия, Стратегия, Омбудсмен, Совет при Президенте, … Десятки учебников по граждановедению, обществознанию, правам человека,… Стандарты, Концепция ГО Обществ.Совет при Госдуме по ГО «К демократическим ценностям – через ГО» (2005 – 12 регион.), «Гражданин» (1994–2005), Семинары Ассоц.«За ГО» и «Учительской газеты» Справочник «Общественные ресурсы образования» проектов НКО, 2003) Проекты Госпрограмм

Гос. программа «Гражданское образование в РФ на гг.» (Формирование демократической гражданственности в РФ) «Гражданское образование это процесс и результат передачи и усвоения знаний, умений и навыков, формирования ценностных ориентаций, взглядов и качеств личности, осуществляемый на основе формального и неформального подходов к обучению и воспитанию в целях социализации личности, обеспечения устойчивого развития РФ, формирования гражданского общества и укрепления демократического правового государства.» После распада СССР и перехода РФ к рыночной экономике экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей негативное влияние на общественное сознание населения страны: равнодушие, пренебрежение к правам и свободам человека, неуважительное отношение к закону, государственным и социальным институтам. Россия переживает рост национальной и расовой нетерпимости, религиозных конфликтов, всплеск экстремизма и ксенофобии. Необходим переход к активным действиям, созидающим уважение к правам и свободам человека, межнациональное примирение, единение, согласие, толерантное отношение к различиям между народами, этническими, религиозными, культурными и др. группами людей, а также дружелюбие в человеческих отношениях.

Гос. программа «Гражданское образование в РФ на годы» (Формирование демократической гражданственности в РФ) - 2 Первостепенной задачей государства является выработка и проведение единой гос. политики в области гражданского образования в РФ, содействующей формированию гражданственности в российском обществе и закрепляющей в содержании образования такие ценности, как права и свободы человека, мир, демократическое участие в жизни общества, уважение к истории РФ и ее народов, ответственность, толерантность, отказ от насилия и межкультурный диалог Система гражданского образования в РФ : деятельность образоват. учреждений всех типов и видов; массовая работа гос. структур и НКО; деятельность СМИ, НИИ, творческих союзов по решению проблем гражданского образования, формированию гражданственности Взаимодействие органов гос. власти всех уровней, НИИ, вузов, школ, НКО, отдельных лиц и групп - по решению проблем гражданского образования на основе программных методов и единой гос. политики. Развитие системы гражданского образования в России через широкое использование разнообразных подходов, форм, моделей и методик

Цель: Создание и развитие системы гражданского образования в РФ, способной на основе передачи и усвоения знаний, умений и навыков, формирования ценностных ориентаций, взглядов и качеств личности обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, обеспечению устойчивого развития страны, укреплению демократического правового государства и гражданского общества, а также упрочению единства и дружбы народов РФ.

Задачи: 1. Разработка механизма реализации Программы (Концепция, мероприятия, сроки; исполнители, источники финанс.; коорд. советы и центры гражд.образования в регионах. 2. Подготовка нормативной и организ.-методической базы системы гражданского образования (нормативы, подпрограммы, теоретические основы гражданского образования, НИОКР, методические основы, апробация программ, учебников и учебных пособий, методик). 3. Осуществление мероприятий гос.органов и учреждений в области гражд. образования (подготовка кадров, информ. кампания в СМИ; создание системы центров гражданского образования в субъектах РФ, взаимодействие с вузами; семинары, конференции, конкурсы, курсы повышения квалификации). 4. Разработка и внедрение механизмов поддержки деятельности гражданского общества и взаимодействия с его структурами.

Два этапа реализации Программы ( гг.): Первый 2005 год: проработка организационных основ реализации Программы; создание нормативной и методической базы гражданского образования; разработка федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации подпрограмм (перечней, планов); проведение ведомственных и региональных мероприятий. Второй годы: Реализация основных мероприятий Программы Координирует Мин. образования и науки РФ

ГОС.(ПРЕЗИДЕНТСКАЯ) ПРОГРАММА «ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ РФ НА ГОДЫ» ПРОЕКТ вариант ( Направлена на формирование условий для усиления демократических основ российского общества и государства, развития правового государства и гражданского общества, обеспечивает реализацию государственной политики в сфере гражданского образования. Образование, направл. на воспитание демократической гражданственности:

ГОС.(ПРЕЗИДЕНТСКАЯ) ПРОГРАММА «ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ РФ НА ГОДЫ» ПРОЕКТ- вариант ( 2www.sovetpanfilova.ru Гражданское образование – это общественно - государственная, социально – ориентированная система непрерывного обучения и воспитания, направленная на формирование гражданской компетентности, демократической культуры, удовлетворение потребностей в социализации в интересах личности, гражданского общества и правового государства. Цель гражданского образования – формирование на основе ценностей демократии правовой и политической культуры, становление общественно- активной, социально компетентной, наделенной гражданским самосознанием личности, умеющей представлять и защищать свои права и интересы, уважая интересы и права других людей.

ГОС.(ПРЕЗИДЕНТСКАЯ) ПРОГРАММА «ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ РФ НА ГОДЫ» ПРОЕКТ вариант ( 3www.sovetpanfilova.ru Составными частями гражданского образования являются: Обучение правам человека Обучение культуре мира Воспитание толерантности Развитие межсекторного социального партнерсва Менеджмент самоуправляющихся ассоциаций граждан (НКО) Рекомендации ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы государствам о развитии национальной политики в области гражданского/демократического образования: – включить гражданское/демократическое образование в стратегии нац. развития; – государства, региональные организации, корпорации и фонды должны сделать гражданское образование приоритетным в программах финансирования; – направлять деятельность образовательной системы на формирование комплекса общих ценностей (права человека, полит. плюрализм, верховенство закона); – развивать нормативно-правовое обеспечение гражданского образования; Необходимость подготовки Национальных программ развития гражданского образования обусловлена также объявлением 2005 года Европейским годом гражданственности через образование и провозглашением Генеральной Ассамблеей ООН Всемирной программы образования в области прав человека.

ГОС.(ПРЕЗИДЕНТСКАЯ) ПРОГРАММА «ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ РФ НА ГОДЫ» ПРОЕКТ вариант ( 3www.sovetpanfilova.ru В РФ сформирован опыт реализации программ гражданского образования (ГО): – в нормативных правовых актах по гос.образ.политике - роль ГО – опыт - Концепция развития гражданского образования; – успешная реализация проектов развития ГО в региональных вузах – опыт реализации различных моделей ГО - Всерос.олимпиада учащихся, Конкурс соц.проектов учащихся «Я – гражданин России», Межрегиональная школа ГО); – наличие организаций, содействующих реализации ГО (Ассоциация «За гражданское образование», Академия повышения квалиф. и переподготовки работников образования, Российский центр ГО, Российский фонд правовых реформ, более 20 региональных центров и лабораторий ГО); – наличие учебных пособий, дидактических материалов; – периодич.издания («Граждановедение», «Основы государства и права» и др.); – опыт сотрудничества с межд.орг.(ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы, Британский Совет, Сивитас, DEEP, КультурКонтакт, Citizenship Foundation, Matra, SLO и др.); – наличие професс. сообщества педагогов, НКО, занимающихся вопросами ГО («За гражданское образование», рос. Центр ГО, Молодёжный центр по правам человека, Российский Фонд правовых реформ, Фонд Парламентаризма, Общество «Знание», Московская школа прав человека, Институт проблем гражданского общества, Ассоциация демократических школ, Движение общественно активных школ и др.). - Система гражданского образования в РФ предусматривает деятельность образов. учреждений всех типов и видов; массовую работу, организуемую и осуществляемую различными гос.структурами и НКО; деятельность СМИ, НИИ, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем гражданского образования, на формирование гражданственности.

ГОС.(ПРЕЗИДЕНТСКАЯ) ПРОГРАММА «ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ РФ НА ГОДЫ» ПРОЕКТ вариант ( 4www.sovetpanfilova.ru Задачи Программы: – Развитие многоуровневой системы непрерывного (на протяжении всей жизни) гражданского образования населения РФ, как условия эффективного решения задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, укреплению демократического правового государства и гражданского общества, упрочению единства и дружбы народов РФ, формированию правосознания населения России на основе универсальных ценностей демократии, прав и свобод человека; – Формирование комплекса нормативно-правового и организационно- методического обеспечения системы гражданского образования; – Создание механизма государственной поддержки демократического гражданского образования населения РФ; – Реализация международных обязательств РФ, вытекающих из международных актов ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы, направленных на поддержку воспитания демократической гражданственности, образования в области прав человека.

ГОС.(ПРЕЗИДЕНТСКАЯ) ПРОГРАММА «ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ РФ НА ГОДЫ» ПРОЕКТ вариант ( 5www.sovetpanfilova.ru 1 этап (2005 год) подготовительный – подготовка организационных основ реализации Программы; – разработка нормативно-правовых, организационно-методических условий ГО; – изучение и обобщение лучшего опыта гражданского образования; – стимулирование участия гос. и общ.институтов в реализации Программы; – разработка ФОИВ, РОИВ, органами МСУ программ, планов действий; – создание Фед. центра ГО для координации деятельности; – определение базовых организаций для апробации технологий внедрения гражданского образования в гос.и негосуд. секторе. 2 этап ( годы) – Создание инфраструктуры непрерывного ГО; – Апробация механизмов и технологий непрерывного ГО; – Организация подготовки, повыш. квалификации и переподготовки гос. и муницип. служащих, работников образования и социальной сферы по направлениям ГО; – Издание научной и учебно-методической литературы; – Создание системы мониторинга гражданского образования; – Расширение ресурсного обеспечения Программы из бюджетов всех уровней, привлечение внебюджетных средств – Экспертиза полученных результатов. 3 этап ( годы) – Внедрение программ ГО в практику образов.учрежд., институтов государства и общества; – Развитие механизмов ресурсного обеспечения системы ГО.

Механизм реализации. Организация управления Экспертный совет Программы Общественный Совет Программы Головной исполнитель - Министерство образования и науки РФ ФОИВ и РОИВ Реализация мероприятий Программы - путем распределения ежегодно выделяемых бюджетных средств среди исполнителей, которые определяются на конкурсной основе в соответствии с соответствии Законом РФ от 6 мая 1999 г. 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» Результатами Программы являются: – выработка и реализация единой гос.политики в области ГО в РФ – создание и организация стабильной работы системы непрерывного ГО – закрепление в содержании образования таких ценностей как права и свободы человека, демократическое участие в жизни общества, уважение к истории и культуре народов РФ, ответственность, толерантность, мир, отказ от насилия, межкультурный диалог и т. п. – рост осведомлённости профессионального сообщества о принципах и подходах образования, направленного на воспитание демократической гражданственности

Правительственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ на годы". Утверждена в июле 2005 года Юбилеи – 65-летие Победы, 60-летие создания ядерного щита, 50-летие спутника Земли,130-летие уголовно-исполн.системы России, 10-ая годовщина разгрома бандформирований (Дагестан) новые награды для поощрения патриотов: - "За проявление патриотизма в соревнованиях и состязаниях на международной спортивной арене" (для спортсменов) - "За создание книг патриотической направленности" (для авторов книг) Акции: - "Мы верим в тебя, Солдат!" "Я - гражданин России" Конкурсы (НИР и творческих работ молодых ученых Меня оценят в XXI веке; Метод пособий "Растим патриотов России" (среди педагогов) Ежемесяч. журнал "Патриот Отечества«, программа "Патриот Отечества" на ТВ, Интернет-сайт "Патриоты России" Общий бюджет программы - 497,8 млн рублей Перечень обобщенных оценочных показателей (индикаторов) реализации программы

И в то же время … Изменения в ФЗ «Об образовании» Ст.1. – понижен статус Программы развития образования (не ФЗ, а ЦП Правительства) Ст.40 – изъята обязанность гос-ва по налоговым льготам для образ.учрежд. и инвесторов Ст.41 – исключ. компенсация за образование в семье Ст.41 – исключено право НОУ на бюджетное финансирование – ликвид.стимулы участия общества Ст.39 – исключ. Обязан.гос-ва по поддержке НОУ Ст 54 и 55 – исключ.нормы на допол.гос.поддержку в оплате труда работников образования Ряд изменений разрушает единое образ.пространство (мин.фед.нормативы (а)финансирования обучающихся, (б) расходов на госстандарт, (в) мин.размеры ставок оплаты, … Отклонены инициативы по участию общества в управл.образов. Сокращены формы поддержки МиДО

Кому и зачем необходимо гражданское образование" Бахмин Вячеслав Иванович

Пять из 11 причин, препятствующих сотрудничеству ННКО и власти ННКО выбрали : оторванность гос.и муниц.служб от потребностей населения отсутствие нормативно-правовой базы для взаимодействия излишнее администрирование со стороны чиновников неумение строить партнерские отношения несоблюдение органами власти действующих законов и норм Служащие выбрали: нехватка средств отсутствие процедур и технологий взаимодействия отсутствие нормативно-правовой базы для взаимодействия отсутствие информации друг и друге амбиции лидеров Н Н КО и неумение строить партнерские отношения

"Проблемы развития гражданского общества в России и модернизация страны" Тюрин Глеб Владимирович

Особенности процесса трансформации в годы: -все острее встает вопрос о характере взаимоотношений государства, бизнеса и гражданского общества, - на 1 место выходит необходимость совместной выработки решений по общезначимым социальным проблемам, - назрела потребность развития публичной сферы, в которой осуществляется диалог.

О модернизации Модернизация без акцента на человеческий фактор - ведет РФ в ряды стран Третьего мира Признание прав человека и индивидуальной свободы как основных ценностей - шаг к реальной модернизации страны и эффективным реформам Необходимо уважать право человека на собственность и одновременно стремиться к обеспечению социальной справедливости.

Актуальные направления развития НКС РФ Поддержка гражданских инициатив Улучшение нормативной и правовой базы Расширение рынка услуг и рост их качества Укрепление основной деятельности НКО Упорядочение предпринимательской деят. Развитие механизмов межсекторного взаимодействия Повышение проф.уровня и подготовка кадров НКО Развитие внутрисекторного взаимодействия

Роль некоммерческого сектора в экономике Численность тыс. организаций, или 16,2% от общего числа юридических лиц 503 тыс., или 80,8% учитываются как НКО ОДХ в системе национальных счетов 351 тыс., или 56,3% учитываются в целях анализа занятости

Роль некоммерческого сектора в экономике Вклад в ВВП стоимость продукции и услуг некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства – 143,2 млрд. руб., или 1% ВВП в гг. темп роста выпуска продукции и услуг НКООДХ превышал темп роста ВВП в целом Занятость 500 тыс. человек, или 0,8% от общей численности занятых

Основные налоговые проблемы некоммерческого сектора Оказывая и платные и бесплатные услуги, НКО сталкиваются с проблемой ведения раздельного учета затрат на аренду помещений, оплату коммунальных услуг и т.п. На НКО не распространяется порядок, введенный НК РФ для бюджетных орг-ций по уменьшению дохода на часть неделимых затрат при расчете налога на прибыль. НКО либо отказываются от оказания платных услуг, либо существенно ограничивают себя в способах их оказания.

Структура СРК СЗК - Северо- Западный кластер Головная организация СРК – кафедра ЮНЕСКО ГУУ Координационный совет СРК ВУК - Волжско- Уральский кластер СК- Сибирский кластер ЮК – Южный кластер ГОК и Совет кластера Барнаул Горно-Алтайск Иркутск Кемерово Новосибирск Омск Томск Общественный Совет СРК