Разработка учебных планов и программ: компетенции и результаты обучения. Закирова Г.Д. Международный университет информационных технологий.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Планирование и достижение результатов обучения. Устенова Г.О. Учебный депаpтамент фаpмации.
Advertisements

Таксономия Выглядит как …… Звучит как ………. Таксономия - (от греч. taxis - расположение, строй, порядок, и nomos - закон) - теория классификации и систематизации.
Образовательные технологии формирования компетентностной модели бакалавров и магистров в области авиастроения Никин Алексей Дмитриевич Уфимский государственный.
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ПАСПОРТОВ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЯ О. А. Смоляк, доцент кафедры культурологии Пермского государственного института.
Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
Оформление результатов научных исследований на базе глаголов мыслительных операций, представленных в Национальном корпусе русского языка (НКРЯ) О.М. Корчажкина,
11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.
НОУ ВПО «Российский Новый Университет» (РосНОУ) ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И КУЛЬТУР.
«Настройка образовательных программ в российских вузах» (TUNING Educational Programmes in Russian HEIs) Э.Л.Хабина НИУ ВШЭ 17 марта 2011 г.
Подходы к проектированию теста 1. Формулируются цели, проверка которых осуществляется с помощью тестирования 2. Определяется вес теста в модуле 3. Определяется.
Ключевые подходы к процессу проектирования образовательной программы магистров Ориентир на формирование компетенций, Внедрение формата ЕСТS (European.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА «Настройка образовательных программ в российских вузах» (TUNING Educational Programmes in Russian HEIs) Э.Л.Хабина НИУ ВШЭ 17 марта.
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ БФУ им. И. Канта Май 2018.
ВАЛО – вклад в развитие современной системы квалификаций Результаты обучения и компетенции.
Технология достижения планируемых результатов Презентация Оксимец О.А. МОУ «СОШ 10» г. Нефтеюганска на основе материалов ФГОС.
ЧТО ТАКОЕ ТАКСОНОМИИ Таксономия - (от греч. taxis - расположение, строй, порядок, и homos - закон) - теория классификации и систематизации сложно - организованных.
Дублинские дескрипторы Для Болонской структуры квалификаций важны так называемые Дублинские дескрипторы. Они предназначены для трех циклов (уровней) высшего.
Компетенции как результат обучения и их учебно- методическое обеспечение Н.С. Сергиева, д.ф.н.
Целеполагание в обучающей деятельности учителя Подготовила: зам.директора Гулина Н.Ю.
Транксрипт:

Разработка учебных планов и программ: компетенции и результаты обучения. Закирова Г.Д. Международный университет информационных технологий

Что такое «Результаты обучения»? 2. Как сформулировать результаты обучения модуля и программы? 3. Чем будет отличаться студент, успешно прошедший обучение, от необученного студента?

3 Learning Outcome in Bologna Process Ministers encourage the member States to elaborate a framework of comparable and compatible qualifications for their higher education systems, which should seek to describe qualifications in terms of workload, level, learning outcomes, competences and profile. They also undertake to elaborate an overarching framework of qualifications for the European Higher Education Area. Berlin Communique 2003 We adopt the overarching framework for qualifications in the EHEA, comprising three cycles (including, within national contexts, the possibility of intermediate qualifications), generic descriptors for each cycle based on learning outcomes and competences, and credit ranges in the first and second cycles. Bergen Communique 2005

4 We underline the importance of curricula reform leading to qualifications better suited both to the needs of the labour market and to further study. Efforts should concentrate in future on removing barriers to access and progression between cycles and on proper implementation of ECTS based on learning outcomes and student workload. Qualifications frameworks are important instruments in achieving comparability and transparency within the EHEA and facilitating the movement of learners within, as well as between, higher education systems. They should also help HEIs to develop modules and study programmes based on learning outcomes and credits, and improve the recognition of qualifications as well as all forms of prior learning. We urge institutions to further develop partnerships and cooperation with employers in the ongoing process of curriculum innovation based on learning outcomes. With a view to the development of more student-centred, outcome-based learning, the next [Stocktaking] exercise should also address in an integrated way national qualifications frameworks, learning outcomes and credits, lifelong learning, and the recognition of prior learning. London Communiqué 2007

Результаты обучения и ГОСО 109. Разработка содержания модулей начинается с планирования ожидаемых результатов обучения (далее - результаты обучения). Результаты обучения описываются в форме знаний, умений и навыков, которые обучающиеся демонстрируют по окончании модуля. На стадии планирования результатов обучения определяются методы обучения и методы оценки их достижения. Результаты обучения по составным компонентам способствуют достижению результатов обучения всей программы. (Правила организации учебного процесса по кредитной технологии обучения, утвержденные приказом МОН РК от 20 апреля 2011 года 1152) 5

Результаты обучения и ГОСО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Высшее образование БАКАЛАВРИАТ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 5В – Иностранный язык: два иностранных языка (Положения стандарта обязательны для применения и соблюдения высшими учебными заведениями Республики Казахстан, осуществляющими подготовку бакалавров по указанной специальности, независимо от их формы собственной, ведомственной подчиненности, организационно-правовой формы)

6.9 Требования к ключевым компетенциям бакалавра по специальности 5В – Иностранный язык: два иностранных языка. Бакалавр должен: иметь представление: об образовании как общей человеческой ценности; о языке как об особом общественном явлении; и т.д. знать: специфику коммуникации как особого вида деятельности; и т.д. уметь: пользоваться различными способами и формами коммуникативно- речевой деятельности (устными, письменными и экстралингвистическими); и т.д. иметь навыки: корректно и уместно использовать языковой материал во всех видах и типах коммуникативно-речевой деятельности; и т.д.

6.9 Требования к ключевым компетенциям бакалавра по специальности 5В – Иностранный язык: два иностранных языка. Ключевые компетенции: формирующая: - владеть знаниями в области педагогического целеполагания, умениями и навыками проектирования и реализации целостного педагогического процесса….. систематизирующая: владеть знаниями в области синергетических, социальных, педагогических систем…. исследовательская: владеть знаниями в области гносеологии, методологии, педагогики и психологии, умениями и навыками управлять информацией….. Предметные компетенции: коммуникативная: …., технологическая: …, контролирующая:… Специальные компетенции: программная: …, межпредметная:…., социальная: ….

8 Требования к уровню образованности выпускников Бакалавр отвечает следующим требованиям:(Word File)

Результаты обучения и Болонский процесс - позволяет сместить фокус программы обучения на учебную деятельность самих студентов; Фокус на обучении – термины: знать, понимать, быть знаком с … Фокус на то, что студент способен делать: определять, анализировать, рассчитывать и т.д.

Результаты обучения и Болонский процесс Использование этого подхода: укрепляет связь между преподаванием, учебной деятельностью студентов и оценкой ее результатов; облегчает введение стандартов обучения и контроль качества программ обучения;

Терминология Знания – это результат усвоения информации через обучение, который определяется набором фактов, принципов, теорий и практик в соответствующей области рабочей или учебной деятельности. Умения – это подтвержденные способности применять знания для решения задач. Умения делятся на практические (использование методик, материалов, механизмов, инструментов) и когнитивные (применение логического, интуитивного, творческого мышления). Навыки (опыт) – это устойчивые умения успешно решать задачи в области профессиональной или иных видов деятельности.

Компетенции: Представляют собой динамическую комбинацию знания, понимания, умений и навыков Их развитие является целью образовательных программ. Формируются в различных курсовых единицах и оцениваются на разных стадиях. Приобретаются студентами.

Результаты обучения: 1. это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения студентов и выпускников, выраженные на языке знаний, умений, навыков, способностей, компетенций, и которые описывают, что должен будет в состоянии делать студент/выпускник по завершении всей или части образовательной программы. (Первый вид – результаты обучения, которые могут быть проверены в процессе программы, Второй - Ожидаемые результаты обучения – те, которые предполагаются быть достигнутыми хорошим студентом по завершению программы. (Этот вид результата не всегда может быть проверен в процессе обучения, но дает возможность работодателям знать ожидаемые стандартные результаты, запланированные программой. (Этот вид результата не всегда может быть проверен в процессе обучения, но дает возможность работодателям знать ожидаемые стандартные результаты, запланированные программой.

Результаты обучения: - Выступают средством выражения уровня компетенции. Результаты обучения должны быть простой формулировкой ожидаемых достижений учащегося в процессе обучения. Они увязывают методику образовательного процесса с методом оценки знаний. Могут относиться к отдельной курсовой единице или к периоду обучения; они определяют необходимые условия для присуждения кредитов. Формулируются профессорско-преподавательским составом.

Почему необходимо формулировать результаты обучения? Они помогают обеспечить большую открытость с точки зрения ожиданий. Они проясняют для студента, что следует ожидать от обучения. Составление учебных планов и разработка проекта, а также оценка требований напрямую связаны с результатами обучения. Они оказывают помощь при разработке качественных, адекватных программ обучения.

Формулировки результатов обучения должны обладать следующими характеристиками: Конкретностью – описывать точное состояние, которого студент должен достигнуть в терминах знаний и умений. Измеримостью – возможностью быть оцененным и измеренным. Достижимостью – набором соответствующих уровней для студента, модуля, дисциплины или программы, обеспеченных учебной деятельностью. Соответствием – связью с целями программы (профессиональными стандартами) и возможностью переноса из предмета в предмет. Соразмерностью – определенное для программы или дисциплины время должно быть соизмеримо с объемом содержания учебного предмета. Привлекательностью – обучаемый должен быть заинтересован в достижении сформулированных целей обучения.

Формулировка результатов обучения – это процесс, не событие

Методика фор мулирования результатов обучения -наборы ключевых слов, описывающих деятельность студентов, которую эти студенты должны будут демонстрировать по окончании обучения), - описание возможной реализации процесса обучения, а также предложения по формам контроля результатов обучения в форме learning outcome.

20 20 Benjamin Bloom (1913 – 1999) Он рассматривал Изучение (learning) как процесс развития более сложного уровня понимания.

21 21 Согласно таксономии Блума (Bloom), можно выделить шесть уровней «изучения»: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка 1. Знание, 2. Понимание 3. Применение 4. Анализ 5. Синтез 6. Оценка

1. Знания – это результат усвоения информации через обучение Если мы хотим проверить результаты обучения на уровне Знаний, мы употребляем глаголы из следующего списка: - воспроизведите, определите, опишите, отметьте, перечислите, назовите, организуйте, соберите, дублируйте, исследуйте, найдите, идентифицируйте, промаркируйте, запомните, назовите, закажите, обрисуйте в общих чертах, представьте, укажите, вспомните, признайте, вспомните, запишите, пересчитайте, соотнесите, повторите, воспроизведите, покажите, заявите, сведите в таблицу, расскажите. Например: Опишите как и почему изменились законы и каковы последствия этих изменений? 1. Знание, 2. Понимание 3. Применение 4. Анализ 5. Синтез 6. Оценка

23 23 Глаголы – интерпретируй, переведи, обсуди, найди, ассоциируй, измени, уточни, классифицируй, построй, противопоставь, преобразуй, расшифруй, защити, опиши, дифференцируй, отличи, обсуди, уточни, оцени, объясни, вырази, расширь, обобщи, идентифицируй, иллюстрируй, укажи, выведи, интерпретируй, определи местонахождение, предскажи, сообщи, вновь заяви, рассмотри, выбери, реши, переведи. Например: Объясните влияние греческой и романской культуры на западную цивилизацию? 1. Знание, 2. Понимание 3. Применение 4. Анализ 5. Синтез 6. Оценка

Глаголы -Примените, оцените, вычислите, измените, выберите, закончите, постройте, продемонстрируйте, развейте, откройте для себя, драматизируйте, используйте, исследуйте, проэкспериментируйте, найдите, проиллюстрируйте, интерпретируйте, управляйте, измените, организуйте, практикуйте, предскажите, подготовьте, произведите, свяжите, наметьте, выберите, покажите, сделайте набросок, решите, передайте, используйте Например:Постройте хронологический график важнейших событий в истории Австралии. 1. Знание, 2. Понимание 3. Применение 4. Анализ 5. Синтез 6. Оценка

Глаголы -Проанализируйте, оцените, договоритесь,, вычислите, категоризируйте, классифицируйте, сравните, соедините, противопоставьте, раскритикуйте, обсудите, выведите, определите, дифференцируйте, отличите, разделите, исследуйте, экспериментируйте, идентифицируйте, иллюстрируйте, выведите, осмотрите, исследуйте, закажите, обрисуйте в общих чертах, укажите, подвергните сомнению, свяжите, отделите, подразделите, протестируйте. Например: Разбейте по категориям различные направления исследований в стоматологии. 1. Знание, 2. Понимание 3. Применение 4. Анализ 5. Синтез 6. Оценка

Глаголы - Обсудите, устройте, соберите, объедините, составьте, постройте, создайте, спроектируйте, развейте, разработайте, установите, объясните, сформулируйте, обобщите, произведите, изобретите, сделайте, постарайтесь справиться, измените, организуйте, запланируйте, подготовьте, предложите, перестройте, восстановите, свяжите, реорганизуйте, пересмотрите, перепишите, настройте, подведите итог. Например: Подготовьте образовательную программу для родителей. 1. Знание, 2. Понимание 3. Применение 4. Анализ 5. Синтез 6. Оценка

27 1. Глаголы - Оцените, установите, обсудите, приложите, выберите, сравните, завершите, противопоставьте, убедите, раскритикуйте, решите, защитите, отличите, объясните, интерпретируйте, рассудите, оправдайте, измерьте, предскажите, ранжируйте, рекомендуйте, свяжите, решите, пересмотрите, подведите итог, суммируйте, поддержите, утвердите. Например: Сделайте вывод о главном вкладе Фарадея в в области электромагнитной индукции. 1. Знание, 2. Понимание 3. Применение 4. Анализ 5. Синтез 6. Оценка

Деятельность студента имеет большее значение, чем деятельность преподавателя. Деятельность студента и преподавателя должна проходить в специальной учебной среде, которая будет способствовать достижению желаемых результатов обучения. Достижение желаемого результата обучения должно оцениваться степенью соответствия реально достигнутого и измеренного результата обучения запланированному результату. Деятельность преподавателя и деятельность студента

Идеально сформулированные требования к результату обучения должны однозначно отвечать на два вопроса: Что студент будет способен делать в результате успешного обучения? Как проверить (измерить) его способность это делать? (Чем будет отличаться студент, успешно прошедший обучение, от необученного студента?) Избегать в описании результатов обучения тех терминов, которые могут быть интерпретированы неоднозначно и противоречиво. ( « знать », « быть знакомым » или « разбираться »). Требования к результату обучения

Целесообразно результаты обучения делить также и по уровням. Выделяются следующие уровни, которые описываются с использованием перечисленных ниже глаголов: 1. Минимальное понимание – запоминать, идентифицировать, узнавать. 2. Описательное понимание – описывать, перечислять, называть. 3. Целостное понимание – применять в определенном контексте, интегрировать, анализировать, объяснять. 4. Углубленное понимание – применять в новом контексте, выдвигать гипотезы, размышлять, генерировать.

- Важным условием для правильного написания результатов обучения отдельным учебным предметам является их соответствие требованиям к результату обучения по программе в целом. Предполагается, что ожидаемые интегральные результаты обучения могут быть успешно и четко распределены по отдельным учебным модулям и отдельным учебным предметам. Учебный предмет – учебная программа

Определить цели и задачи программы Сформулировать результаты обучения на основе Разработать стратегию обучения и изучения, позволяющую студентам достигнуть результаты обучения Продумать методы контроля для проверки - достигнуты ли результаты обучения? Если необходимо, измените содержание программы и методы контроля на основе анализа использованного опыта Развитие программ на основе результатов обучения:

- Процесс разработки содержания учебного предмета на основе ожидаемого результата обучения является запутанным итеративным процессом, требующим обязательной практической апробации. - После определения целей обучения и способов проверки (измерения) результатов содержание учебного предмета пересматривается для определения необходимой конкретной деятельности преподавателя и студента. Рекомен дации:

Спасибо за внимание! Закирова Гульнара Демешовна,