ГОРОДСКИЕ АГЛОМЕРАЦИИ В РОССИИ Настоящий отчет подготовлен по результатам круглого стола «Формирование агломераций – современные проекты пространственного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Институт региональных исследований и проблем пространственного развития Финансового Университета при Правительстве РФ ИННОВАЦИОННЫЕ КЛАСТЕРЫ И АГЛОМЕРАЦИИ.
Advertisements

1 Институт региональных исследований и проблем пространственного развития Финансового Университета при Правительстве РФ ИННОВАЦИОННЫЕ КЛАСТЕРЫ И АГЛОМЕРАЦИИ.
Территориальная организация экономики Дальнего Востока на перспективу Д.э.н., проф. Леонов С.Н. ИЭИ ДВО РАН, Хабаровск.
Логистика товарных потоков региона Организации Черноморского Экономического Сотрудничества.
Доклад заместителя главы администрации Иркутской области Михаила Владимировича Клокова.
Агломерация как системный подход к развитию монопрофильных территорий.
Томская область СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ на период гг. ПРОЕКТ.
«О концепции проекта государственной программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона и особых условиях повышения инвестиционной.
Государственная программа города Москвы на гг. «Градостроительная политика» Ответственный исполнитель: Департамент градостроительной политики.
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
Регион как пространственная организация деятельности людей Необходимо различать понятия «регион», «административная часть государственной территории»,
Публичная декларация ключевых целей и приоритетных задач Министерства транспорта Российской Федерации на 2015 год.
Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
Города, создающие инновации: стратегии трансформации Виктория Желтова.
Транспортная политика преодоления территориальной разобщенности О. Н. Дунаев доктор экономических наук, профессор Финансового университета при Правительстве.
Ленинградская область. Численность населения чел. (2018); Плотность населения 21,62 чел./км 2 (2018); Городское население 63,79% (2018).
Стратегия Екатеринбурга и ЭКСПО Инвестиционные возможности и потребности города Заместитель главы Администрации города Екатеринбурга по стратегическому.
II Красноярский инвестиционный форум П.Г.Щедровицкий, член правления Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» Политика поляризованного развития:
«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
Бальнеологический курорт России Подготовила студентка 1 курса РАНХиГС ИОМ направление « Сервис » Полякова Влада.
Транксрипт:

ГОРОДСКИЕ АГЛОМЕРАЦИИ В РОССИИ Настоящий отчет подготовлен по результатам круглого стола «Формирование агломераций – современные проекты пространственного развития», организованного Министерством регионального развития РФ и Фондом ЦСР «Северо-Запад»

Городские агломерации и экономический рост в России Рост в базовом (сырьевом) секторе экономики страны Рост внутреннего рынка Рост крупных городов и формирование городских агломераций Длительный рост мировых сырьевых рынков Рост новых производств, видов деятельности и секторов экономики Новые рынки, товары, услуги Новое качество экономического роста Укрупненная схема базового сценария развития РФ на средне- и долгосрочную перспективу. Источник Фонд «ЦСР С-З» Для обеспечения устойчивых высоких темпов экономического роста Россия должна переходить к развитию на основе так называемого нового «портфеля ресурсов» (человеческий капитал, емкие и динамичные рынки, инновации, высокотехнологичные основные фонды и постиндустриальный тип организации производства. Россия с опозданием от стран ОЭСР осуществляет так называемый постиндустриальный переход, связанный с появлением новых видов и принципов организации деятельности. Городские агломерации являются локусами данных процессов и источниками будущей конкурентоспособности России в глобальной экономике. Поэтому интенсивное развитие крупных городских агломераций должно стать важной задачей в рамках стратегии развития РФ на долгосрочную перспективу.

Основные этапы развития современной городской агломерации ИНДУСТРИАЛЬНАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ДИНАМИЧНАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ РАЗВИТАЯ ПОСТИНДУСТР. АГЛОМЕРАЦИЯ Потенциал вовлечения нового «портфеля ресурсов» ЕКАТЕРИНБУРГ РОСТОВ-на-ДОНУ ВОЛОГДА-ЧЕРЕПОВЕЦ ИРКУТСК-АНГАРСК СПб МОСКВА Промышленное производство является базовой функцией Нет единого рынка труда, земли, недвижимости и иных ресурсов Основа взаимосвязи – производственная кооперация и родственные узы Рост сектора услуг и рынка труда в ядре агломерации Возникновение центростремитетельной трудовой маятниковой миграции Возникновение единого емкого и разнообразного рынка труда (агломерация) «Сброс» производств, центров потребления и развлечения на периферию – центростремительное развитие Агломерация торговой, жилой и производственной недвижимости Единая функционально связанная городская агломерация Развитие «хордных» связей между подцентрами Новая емкость рынка и мощность мобилизации ресурсов Активное встраивание в глобальную иерархию городских центров и работа на повышение статуса

Принципы и проблемы формирования современной городской агломерации Фаза 1: агломерация рынка труда Фаза 2: агломерация рынков торговой, жилой и производственной недвижимости Фаза 3: зрелая агломерация Увеличивается центростремительная трудовая маятниковая миграция – возрастает нагрузка на транспортную инфраструктуру, соединяющую ядро и подцентры агломерации Ряд функций «ядра» (потребление, развлечения, производство) перемещается на периферию и в подцентры – растет спрос на землю и базовые инфраструктуры (тепло-, электро-, водоснабжение) Развиваются прямые связи между подцентрами и возрастает емкость и разнообразие рынков – растут объемы и качество спроса на все виды инфраструктур в центрах агломерации и коридорах между ними – аэропорты, дороги, телекоммуникация, инженерноосвоенные территории Маятниковая миграция в Москву резко увеличилась в конце 1980-х – нач х гг., в СПб в середине 1990-х гг. и сохраняется на высоком уровне. «Вылетные» автомагистрали и пригородные электропоезда перегружены, особенно в часы «пик» Министр транспорта РФ И.Левитин одобрил проект строительства Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) в Московской области. Идет подбор аэропорта второго эшелона в качестве опорного для развития бюджетного авиасообщения На МКАД и КАД СПб сложились пояса торгово- развлекательных и логистических комплексов. ТРК появились и в основных городах-спутниках. Производители размещают новые заводы, ориентированные на рынок Москвы, главным образом в Подмосковье, стремясь снизить затраты на землю, недвижимость и трудовые ресурсы. С конца 1990-х гг. Москва и Подмосковье переживают бум комплексной жилой застройки

Критическая инфраструктура: эшелонирован- ная система индустриальных парков и технопарков логистические центры деловая зона (для выведения непроизводственн ых видов деятельности Условия: переход к распределенному производству рост потребления в стране Агломерация: инфраструктуры и условия Торговая недвижимость Жилая недвижимость Промышленная недвижимость Рынок труда Критическая инфраструктура: доступный скоростной общественный транспорт, соединяющий города-спутники с «ядром» современные вузы Условия: транспортная доступность «ядра» - 1,5 часа разная специализация рынков труда городов – наличие разности потенциалов наличие мощной системы подготовки кадров Условия: плотность населения высокая покупательная способность Критическая инфраструктура: современные форматы торговли логистичес- кие центры офисные парки Условия: продажа участков под застройку девелоперам инвестиции в инженерную подготовку участков Критическая инфраструктура: инфраструктура личного автотранспорта гомогенная инженерная инфраструктура архитектурный облик и городская среда

Современные проекты пространственного развития: агломерация Вологда-Череповец Предпосылки: Концентрация в зоне агломерирования: 90% прибылей, 70% налогов, 50% инвестиций, 90% продаж промтоваров Высокая плотность населения и инженерных и социальных инфраструктур Транспортная связность – зона сочленения трассы МТК и основных транспортных инфраструктур региона Разность потенциалов рынка труда Вологды и Череповца – их объединение создаст более емкий и разнообразный рынок Цели: путем формирования единого урбанизированного пространства с населением около 800 тыс. чел. обеспечить новые возможности для развития экономики (диверсификация и инвестиционная привлекательность) и общества (новое качество жизни) за счет создания более разнообразного рынка труда, более емкого потребительского рынка и концентрации и согласования приоритетных проектов развития базовых инфраструктур Транспортная инфраструктура Соц. Инфраструктура Производственная инфраструктура Транспортная доступность Агломерация рынка труда Равно высокое качество услуг Агломерация рынка жилой недвижимости Формирование рынка производственной недвижимости Современные промышленные, логистические и офисные парки Международный аэропорт Обход Вологды Модернизация систем телекоммуникации Череповец Вологда Шексна Спортивные сооружения: крытый каток, 3 универсальных спорткомплекса Водоснабжение: реконструкция водозабора, гидроузла и системы хлорирования Культура и образование: строительство школы, реконструкция школы, строительство библиотеки ППП «Шексна»

Современные проекты пространственного развития: агломерация Иркутск-Ангарск Цели: 1. Сформировать новый сильный центр управления проектами нового освоения и экономического роста в Сибирско-Дальневосточном макрорегионе; 2. Обеспечить условия для динамичного развития диверсифицированной и высокотехнологичной экономики в Иркутске и Ангарске Предпосылки: В зоне агломерирования проживает 1 млн. чел. – плотность населения чел./км2 Транспортная связность – за счет развития современных транспортных инфраструктур может быть обеспечена часовая доступность Разность потенциалов рынка труда Иркутска и Ангарска – их объединение создаст более емкий и разнообразный рынок Транспортная инфраструктура Транспортная доступность Агломерация рынка труда Международный аэропорт Скоростное шоссе Система скоростного рельсового транспорта Производственная инфраструктура Формирование рынка производственной недвижимости и условий для размещения производств современного типа (распределенное производство) Современные промышленные, логистические и офисные парки Административно -деловой центр Промышленно- производственная ОЭЗ Туристско- рекреационная ОЭЗ

Сложившиеся и перспективные городские агломерации в РФ Сложившиеся агломерации Москвы и СПб стягивают значительный объем проектов и инвестиций Формирующиеся агломерации Екатеринбурга, Н-Новгорода, Ростова и Вологды-Череповца формируют опорный каркас процессов управления и модернизации экономики страны. Они пока слабо обустроены проектами развития Значительный потенциал агломераций Иркутск-Ангарск и Владивосток-Находка обусловлены формированием регионов нового освоения в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Эти агломерации, наравне с Новосибирском и Красноярском, Создадут опорный каркас системы управления и обеспечения

Развитие агломераций и структурный переход в потреблении электроэнергии Структура потребления в США и России, кВтч на душу населения Домохозяйства Коммерческий сектор Промышленность РФСША Позиция: структура экономики сохраниться в краткосрочной, но нежизнеспособна в долгосрочной перспективе, в непромышленном потреблении заложен многократный (от трех до десяти раз) рост душевого потребления В основу прогнозирования должны быть положены 3 ключевых гипотезы: определение аналога – т.е. образ целевого состояния (США либо Европа), точки структурного перехода и территориальная проекция размещения производительных сил ( в том числе гипотеза о масштабах и направлении миграции). Городские агломерации, наравне с центрами нового сырьевого освоения, будут основными источниками прироста потребления электроэнергии (см. схему далее). Рост потребления будет связан с развитием сектора услуг (рост деловой части города) и жилищным строительством (личное потребление будет нарастать по мере роста обеспеченности жильем). Структура потребления в Москве и СПб уже соответствует структуре потребления в США и ЕС Москва: кВтч/чел

Развитие городских агломераций и крупных городов связано с процессами изменения пространственной структуры энергетики РФ

Замечания к вопросу размещения новых генерирующих мощностей в энергетике Можно построить следующую карту для проектирования перспективных мест размещения новых мощностей с привязкой к городским агломерациям и крупным городам как основным центрам роста нагрузки – пересечение нескольких окружностей (диаметром 200 км) – оптимальное место ввода крупной мощности

Резюме Процесс реструктуризации и обновления экономики крупных городов РФ носит объективный характер. Крупные города являются основными центрами потребления, формируя интенсивную рыночную среду в экономике РФ. Именно в этом состоит особая функция крупных городов в рамках процессов развития экономики России. Крупные города являются мощными и диверсифицированными рынками труда, товаров и услуг – с этим связана их высокая инвестиционная привлекательность. Переход в новую фазу развития урбанизированных территорий, а именно – к формированию крупных городских агломераций на современных основаниях – является важным процессом в развитие экономики страны и сказывается на пространственной структуре экономики. Формирование крупных современных агломераций носит обеспечивает: Укрупнение (агломерацию) рынков труда – большая емкость, разнообразие возможностей для работодателей и работников, большие возможности наращивать современные компетенции Укрупнение и гомогенизация рынков недвижимости – жилой, торговой, офисной и промышленной – за счет развития инфраструктур Укрупнение потребительских рынков товаров и услуг Все это положительным образом сказывается на экономическом развитие регионов и страны в целом за счет повышения динамики экономических процессов, развития конкурентных рынков и роста инвестиционной привлекательности. Крупнейшие города и городские агломерации становятся ключевыми центрами управления, поскольку формируют управляющие сигналы в остальную экономику, готовят кадры и производят информационные потоки и технологии С другой стороны, формирование и развитие городских агломераций (внутренняя логика процессов и последовательность явлений) может носить неосознанный, а значит, практически неуправляемый характер, результаты чего можно наблюдать на примере «пионеров» - Московский и Санкт-Петербургской агломераций. В силу того, что крупные города и городские агломерации стали ключевыми центрами экономического роста, их динамизм создает предпосылки для дополнительных структурных несоответствий в базовых инфраструктурных системах экономики России, таких как электроэнергетика и транспорт. Новые диспропорции уже актуализировались в электроэнергетике, тогда как отставание развития транспортной системы от динамики изменения пространственной структуры экономики РФ элементарно создает вполне определенные, но скрытые ограничения для экономического роста