Перспективы развития медицинского и фармацевтического образования в России Директор Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РОССИЯ 2012 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ» Министр здравоохранения Российской Федерации В.И. Скворцова МИНИСТЕРСТВО.
Advertisements

Совершенствование медицинского образования и кадрового обеспечения здравоохранения Директор Департамента образования и развития кадровых ресурсов В.А.Егоров.
Новый подход к профессиональной подготовке медицинского персонала в сфере медицинской реабилитации населения и санаторно - курортного лечения О. А. Петрова,
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования « Всероссийский учебно - научно - методический центр.
РОССИЯ 2012 ВСЕРОССИЙСКОЙ СОВЕЩАНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКИ МОСКВА, 12 ОКТЯБРЯ 2012 ГОДА Заместитель директора Департамента анализа,
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В РОССИИ. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. Программа развития сестринского.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КРИТЕРИЕВ АККРЕДИТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ Л.К. МОШЕТОВА Ректор, академик РАН Российская медицинская академия последипломного.
Роль социального партнерства в дополнительном профессиональном образовании Смирнова Нина Александровна Старший методист учебно-методического центра по.
Разработка и внедрение эффективного контракта Начальник отдела аттестации и повышения квалификации управления общего образования Просекова Ольга Леонтьевна.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Всероссийская конференция работников дополнительного образования детей Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с Общероссийским.
Организация работы с молодыми специалистами Кисельникова Н.В., заместитель начальника управления образования.
Руководитель департамента здравоохранения Новгородской области Михайлова Галина Васильевна Об исполнении указов Президента Российской Федерации от 07 мая.
Система охраны здоровья населения. ПЛАН: 1.Определение здравоохранения. 2.Системы здравоохранения. 3.Определение понятия стратегия и тактика. 4.Модернизация.
РОЛЬ УМО В ОБЕСПЕЧЕНИИ МОДЕРНИЗАЦИИ ООП ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Л.А. Трубина, зам. председателя УМО по образованию в области подготовки педагогических.
О создании базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификаций рабочих кадров (Совещание 19 марта 2013 г.)
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
КОНЦЕПЦИЯ развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2012 года Психолого-медико-педагогический совет.
1 Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Cовещание.
Новации бюджетной политики в сфере здравоохранения 1. Переход с 2013 года преимущественно на одноканальное финансирование оказания медицинской помощи (внедрение.
Транксрипт:

Перспективы развития медицинского и фармацевтического образования в России Директор Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава РФ И.В.Маев

Распоряжением Правительства РФ 2511-p от 24 декабря 2012 года утверждена «Государственная программа развития здравоохранения Российской Федерации» Распоряжением Правительства РФ 2511-p от 24 декабря 2012 года утверждена «Государственная программа развития здравоохранения Российской Федерации» Основными целями программы являются: увеличение продолжительности жизни россиян, как минимум, до 74 лет, укрепление их здоровья снижение смертности от всех заболеваний на 15 процентов.

1 Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Системообразующие документы Указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года 596, 597, 598 и 606 Концепция долгосрочного социально- экономического развития РФ до 2020 года Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. 354-ФЗ «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения» Государственная программа «Развитие здравоохранения» Стратегия лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года Порядки и стандарты оказания медицинской помощи Комплекс мер, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи населению Комплекс мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами Государственная программа – ключевой инструмент реализации государственной политики в здравоохранении

4 Госпрограмма «Развитие здравоохранения » Подпрограмма 1. «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико– санитарной помощи» Подпрограмма 2. «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации» Подпрограмма 3. «Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины» Подпрограмма 4. «Охрана здоровья матери и ребенка» Подпрограмма 5. «Развитие медицинской реабилитации и санаторно–курортного лечения, в том числе детям» Подпрограмма 6. «Оказание паллиативной помощи, в том числе детям» Подпрограмма 7. «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» Подпрограмма 8. «Развитие международных отношений в сфере охраны здоровья» Подпрограмма 9. «Экспертиза и контрольно–надзорные функции в сфере охраны здоровья» Подпрограмма 10. «Медико–санитарное обеспечение отдельных категорий граждан» Подпрограмма 11. «Управление развитием отрасли» Соисполнители и участники Минтруд России; Минпромторг России; Минэнерго России; Минобороны России; Минсельхоз России; Минфин России; Минэкономразвития России; МИД России; Росздравнадзор; ФМБА России; Росавиация; Росавтодор; Федеральное агентство морского и речного транспорта; Роспотребнадзор; Росимущество; ФНС России; ФССП России; РАН; Сибирское отделение РАН; Дальневосточное отделение РАН; Уральское отделение РАН; РАМН; ФОМС, субъекты Российской Федерации Соисполнители и участники Минтруд России; Минпромторг России; Минэнерго России; Минобороны России; Минсельхоз России; Минфин России; Минэкономразвития России; МИД России; Росздравнадзор; ФМБА России; Росавиация; Росавтодор; Федеральное агентство морского и речного транспорта; Роспотребнадзор; Росимущество; ФНС России; ФССП России; РАН; Сибирское отделение РАН; Дальневосточное отделение РАН; Уральское отделение РАН; РАМН; ФОМС, субъекты Российской Федерации Ответственный исполнитель Минздрав России Ответственный исполнитель Минздрав России Структура Государственной программы отражает все аспекты охраны здоровья граждан V

Закон от 29 декабря – ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» Закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Федеральные государственный образовательные стандарты по медицинским и фармацевтическим специальностям Федеральные государственные требования по медицинским и фармацевтическим специальностям интернатуры (утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации 1476н от ) и ординатуры (утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации 1475н от ) Документы

Россия 2011 Россия 2018 Госпрограмма Страны ОЭСР ,3 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении 74,1 79,3 753 Смертность от болезней системы кровообращения на 100 тыс.населения 590, ,6 Смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) на 100 тыс.населения ,2 Смертность от туберкулёза на 100 тыс.населения 9,5 1,8 13,5 Смертность от дорожно-транспортных происшествий на 100 тыс.населения 10,6 8,5 8,6* Младенческая смертность на 1 тыс. родившихся живыми 7,5 3,8 * - пересчёт по новому критерию регистрации младенческой смертности Целевые ориентиры государственной программы «Развитие здравоохранения»

Приоритеты государственной политики в области кадрового обеспечения

Существенные проблемы здравоохранения 1.Дефицит специалистов со средним и высшим медицинским образованием по отдельным медицинским специальностям 2.Недостаточный уровень качества подготовки и квалификации медицинских и фармацевтических работников 3.Недостаточный уровень соотношения врачей и средних медицинских работников 4.Низкий уровень эффективности закрепления медицинских работников, прежде всего молодых специалистов, в медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения

Задача 1. Снижение дефицита медицинских кадров за счет снижения оттока кадров из государственной и муниципальной системы здравоохранения РФ; за счет увеличения доли медицинских и фармацевтических специалистов, обучавшихся в рамках целевой подготовки для нужд соответствующего субъекта РФ, трудоустроившихся после завершения обучения в медицинские или фармацевтические организации системы здравоохранения РФ; за счет заключения трехсторонних договоров на целевую подготовку специалистов работодатель – интерн (ординатор) – вуз; За счет реализации региональных программ развития кадрового потенциала за счет реализации программы "Земский доктор» (более 7,7 тысяч молодых врачей в РФ отправились работать в сельскую местность, получив подъемные в размере одного миллиона рублей);

Задача 2. Устранение дисбаланса в распределении медицинских кадров в трехуровневой системе оказания медицинской помощи за счет реализации региональных программ развития кадрового потенциала здравоохранения; за счет регионального закрепления подготовленных кадров; за счет наращивания объема средних медицинских работников в образовательных учреждениях СПО субъектов РФ (увеличение не менее чем на 50% от существующих КЦП);

Задача 3. Совершенствование системы практической подготовки медицинских и фармацевтических работников за счет увеличения количества подготовленных специалистов: По программам дополнительного медицинского и фармацевтического образования в ГОУ ВПО По программам дополнительного медицинского и фармацевтического образования в ГОУ Дополнительного ПО По программам послевузовского медицинского и фармацевтического образования в ГОУ дополнительного ПО По программам дополнительного медицинского и фармацевтического образования в ГОУ СПО за счет создания экспериментальных операционных с использованием животных; за счет увеличения количества обучающихся, прошедших подготовку в обучающих симуляционных центрах и центрах практических навыков

Развитие сети обучающих симуляционных центров С 2016 по 2019 гг. будет создано 80 обучающих симуляционных центров, в которых к 2019 году будут проходить обучение ежегодно человек Создание единого всероссийского симуляционного образовательного центра Методическое обеспечение и координация тыс год 2017 год 2019 год 2018 год 90 тыс. 290 тыс. 300 тыс. … … … ……………

Задача 4. Разработка и внедрение аккредитации медицинских и фармацевтических специалистов за счет внедрения системы расширения перечня персональных профессиональных допусков; за счет создания профессиональных стандартов; определения общих требований к оценке квалификации медицинских и фармацевтических работников; за счет создания механизма аккредитации специалистов и ее реализации с 2016 года (доля аккредитованных специалистов должна составить к 2020 году до 80%);

Задача 5. Повышение престижа профессии за счет создания позитивного образа медицинского и фармацевтического работника в общественном сознании через профессиональные сообщества, СМИ, IT- технологии; за счет повышение уровня оплаты труда, включая переход на «эффективный контракт»; за счет увеличения объема мер социальной поддержки; за счет развития институтов саморегулируемых организаций в системе здравоохранения; за счет проведения просветительской работы в сфере позиционирования высокого социального статуса работников здравоохранения;

Задача 6. Развитие мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников за счет повышения уровня заработной платы (к 2018 году до 200% средней заработной платы в соответствующем регионе для врачей, до 100% средней заработной платы в соответствующем регионе для среднего медицинского персонала); за счет внедрения дополнительных выплат медицинским и фармацевтическим работникам, трудоустроившимся на селе;

Задача 7. Формирование единых подходов к определению уровня квалификации и набора компетенций медицинских и фармацевтических работников за счет разработки профессиональных стандартов (104 стандарта будут разработаны к 2017 году)

Реализация государственной политики в области обеспечения качества медицинского и фармацевтического образования

Формирование научно-образовательных кластеров на базе ведущих вузов ВУЗ Научный центр Клиника Институты развития Производст- венные и финансовые ресурсы Формирование креативного поколения врачей, исследователей и ученых

Направления развития медицинского и фармацевтического образовани я Повышение квалификации ППС Модернизация ООП и учебных программ Модернизация образовательных технологий Модернизация контроля знаний обучающихся Использование информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе Информационная открытость для всех участников образовательного процесса

Пересмотр всех образовательных программ; «создание» эталонной примерной программы по каждой дисциплине по каждой специальности в рамках ФГОС с учетом опыта мировых университетов, повышение квалификации ППС с г. Клинический блок Фундаментальный блок ППС 2 чел. от вуза, Москва, до Начало г. Биофизика Биохимия Биология Мед. генетика Физиология Терапия Педиатрия Хирургия ОЗиЗ Акушерство и гинекология Стоматология Среднесрочная перспектива Краткосрочная перспектива Разработка механизма аккредитации специалистов и ее реализация с 2016 года МОДЕРНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО и ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Среднесрочная перспектива Краткосрочная перспектива Разработка механизма аккредитации специалистов Долгосрочная перспектива Внедрение механизма аккредитации специалистов (реализация с 2016 года) Полный охват аккредитацией специалистов Формирование системы перечня персональных профессиональных допусков Расширение системы перечня персональных профессиональных допусков и ее внедрение МОДЕРНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО и ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Государственные высшие учебные заведения Министерства здравоохранения РФ 46 вузов на территории РФ 5 филиалов Государственные высшие учебные заведения Министерства образования и науки РФ 24 медицинских факультета в классических университетах Частные высшие учебные заведения Около 10 вузов Система высшего медицинского и фармацевтического образования МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Обучение за счет средств государственного бюджета Обучение за счет средств студента (на платной основе)

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Возможно получение медицинского и фармацевтического образования на следующих уровнях профессионального образования 24 НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (1 образовательная программа) СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (10 образовательных программ) ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (9 образовательных программ) ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (1 раз в пять лет) Интернатура (1 год, 33 программы) Ординатура (2 года, 96 программ) Аспирантура (3 года) Повышение квалификации Профессиональная переподготовка Должность Младшей медицинс- кой сестры по уходу за больными Должности среднего медицинского персонала Профессиональная деятельность по специальности

Специальности высшего профессионального образования МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Менеджер 5 лет Сестринское дело Врач 6 лет Лечебное дело Врач 5 лет Стоматология Провизор 5 лет Фармация Врач 6 лет Педиатрия Врач-биохимик 6 лет Медицинская биохимия Врач-биофизик 6 лет Медицинская биофизика Врач-кибернетик 6 лет Медицинская кибернетика БАКАЛАВР 4 года Сестринское дело Специалист 6 лет Лечебное дело Специалист 5 лет Стоматология Специалист 5 лет Фармация Специалист 6 лет Педиатрия Специалист 6 лет Медицинская биохимия Специалист 6 лет Медицинская биофизика Специалист 6 лет Медицинская кибернетика МАГИСТР 2 года Общественное здравоохранение ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ (Стандарты II поколения) (до 2011 года) ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ (Стандарты III поколения) (с 2011 года)

Структура образовательных программ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (утверждена в Стандарте) : УЧЕБНЫЕ ЦИКЛЫ ГУМАНИТАРНЫЙ, СОЦИАЛЬНЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ (дисциплины: История Отечества, История медицины, Философия, Иностранный язык и т.д.); МАТЕМАТИЧЕСКИЙ, ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ ЦИКЛ (дисциплины: Химия, Биология, Анатомия, Медицинская информатика, Физика, Фармакология, Математика и т.д.); ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ ДИСЦИПЛИНЫ: Дерматовенерология, Эпидемиология, Педиатрия, Акушерство и гинекология, Инфекционные болезни, Общая хирургия и т.д.); РАЗДЕЛЫ Физическая культура Учебная практика Производственная практика Научно-исследовательская работа ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ (государственный экзамен)

Структура образовательных программ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ИНТЕРНАТУРЫ И ОРДИНАТУРЫ (утверждена федеральными государственными требованиями) ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ ОБУЧАЮЩИЙ СИМУЛЯЦИОННЫЙ КУРС ПРАКТИКА ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ (государственный экзамен)

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Освоение образовательной программы, соответствующей Стандарту II поколения Освоение образовательной программы, соответствующей Стандарту III поколения ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ ДОЛИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИНТЕРНАТУРА (1 год, 33 программы) ОРДИНАТУРА (2 года, 96 программ) ПРАВО НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРДИНАТУРА (2-5 лет, Модульный принцип) ПОЛУЧЕНИЕ СЕРТИФИКАТА ПРАВО НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АККРЕДИТАЦИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АККРЕДИТАЦИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ПОЛУЧЕННОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТЬЮ

Этапы получения медицинского и фармацевтического образования МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Получение высшего профессионального образования Обучение лет Получение послевузовского профессионально го образования Интернатура - 1 год Ординатура – 2 года Получение допуска к медицинской и фармацевтической деятельности раз в пять лет Право на занятие должности в сфере медицины Сдача Единого государственного экзамена, рейтинг абитуриентов Государственный экзамен, получение диплома о высшем образовании Государственный экзамен, получение удостоверения Квалификационный экзамен, получение сертификата специалиста Специальный экзамен после 3 курса, получение допуска Право на занятие должностей среднего медицинского персонала Повышение квалификации каждые 5 лет

Создание целостной системы подготовки кадров высшей медицинской школы

Методы преподавания Увеличения доли переноса теоретических знаний на самоподготовку Аудиторная работа должна максимально использоваться для практикумов и научной студенческой работы Использование дистанционных методов обучения Использование симуляционных систем прямого и непрямого обучения Обучение практическим навыкам по системе наставничества

Формирование политики и целей в области качества Создание эффективной модели внутривузовской системы менеджмента качества Сертификация системы менеджмента качества на соответствие со стандартам ISO 9001:2008 Создание системы менеджмента качества

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!