Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации Владимирский филиал Составитель И.А.Тогунов – доктор медицинских наук, профессор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Курс лекций К.э.н., доцент И. П. Черная.
Advertisements

Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
«Управление в организации» Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации Владимирский филиал Составитель И.А.Тогунов –
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
Менеджмент и менеджер
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Введение в менеджмент Менеджмент и Менеджер. Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения.
Маркетинговый подход в менеджменте Маркетинг Маркетинг - метод регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации,
Управление персоналом как система Тема 2. Основные вопросы 2.1. Основы системного подхода к управлению персоналом Механизм управления персоналом.
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Курс по выбору «Основы функционирования малого бизнеса» для студентов 2-го курса факультета «Финансы и кредит» к.э.н., ст. преп. кафедры ЭиАУ Резникова.
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ Курс лекций К.э.н., доцент И. П. Черная.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКОВ СПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ В РАМКАХ ОСВОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН И.Г. Орлова Челябинский.
Тема 7 Планирование и организация маркетинговой деятельности Лекция 9 1. Маркетинговая служба: задачи, функции, особенности, кадры 2. Маркетинговые планы.
Принципы менеджмента качества. Восемь принципов менеджмента качества п.0.2: Ориентация на потребителя. Лидерство руководителя. Вовлечение работников.
Кадровая политика и стратегия управления персоналом Основы управления персоналом Лекция 9.
Макарова Е.А. 1 Организационный менеджмент. Макарова Е.А.2 Тема 7. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Сущность и общая характеристика организационных структур.
ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
Опыт организационно- административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций Презентация учебного курса специальность Социальная.
Транксрипт:

Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации Владимирский филиал Составитель И.А.Тогунов – доктор медицинских наук, профессор кафедры управления ВФ РАГС МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ К УЧЕБНОМУ КУРСУ Владимир 2004

Необходимое пояснение автора Представляемое методическое пособие, (схемокурс), разработанное на базе новейших информационных технологий является скромной попыткой автора дать основу теоретических знаний в рамках учебного курса «Управление в организации». Отбор информации, логика изложения и дизайн не претендуют на абсолютную полноту и однозначность. Работа, скорее всего, представляет своеобразный набор тезисов в рамках обозначенных тем. Рекомендуется в качестве вспомогательного материала для использования в учебном процессе преподавателей, владеющими темами настоящего курса, занимающихся повышением квалификации и переподготовкой государственных служащих кадров в рамках специальности «Менеджмент организации». Материал может служить определенным этапом при получения знаний при самостоятельной подготовке студентов, слушателей институтов переподготовки, работников учреждений системы социального страхования. Web-технология позволяет использовать представленный материал в компьютерных презентациях (Microsoft PowerPoint), распространять на бумажных и электронных носителях. Представляемое методическое пособие, (схемокурс), разработанное на базе новейших информационных технологий является скромной попыткой автора дать основу теоретических знаний в рамках учебного курса «Управление в организации». Отбор информации, логика изложения и дизайн не претендуют на абсолютную полноту и однозначность. Работа, скорее всего, представляет своеобразный набор тезисов в рамках обозначенных тем. Рекомендуется в качестве вспомогательного материала для использования в учебном процессе преподавателей, владеющими темами настоящего курса, занимающихся повышением квалификации и переподготовкой государственных служащих кадров в рамках специальности «Менеджмент организации». Материал может служить определенным этапом при получения знаний при самостоятельной подготовке студентов, слушателей институтов переподготовки, работников учреждений системы социального страхования. Web-технология позволяет использовать представленный материал в компьютерных презентациях (Microsoft PowerPoint), распространять на бумажных и электронных носителях.

Краткое содержание курса Дать представление об управлении как сущности функционирования организации Дать представление об управлении как сущности функционирования организации Исследовать важнейшие свойства систем управления Исследовать важнейшие свойства систем управления Раскрыть особенности современной роли руководителя Раскрыть особенности современной роли руководителя Представить основные сведения о методологии и методах управления в организации Представить основные сведения о методологии и методах управления в организации Рассмотреть процессы управленческих решений в организации

Учебные элементы курса Учебный элемент 1 Организация как объект и функция управления Учебный элемент 2 Цели, стратегия и тактика управления в организации Учебный элемент 3 Организационные структуры и формы управления Учебный элемент 4 Процессы и методы принятия управленческих решений Учебный элемент 5 Менеджер и его роль в организации

Альтернатива разделов курса (Лекции - 12 часов, семинары – 4 часа) Сущность организации и управления в организации (стенографически, согласуя с курсом «Теория организации») Концептуальная модель организации Модели управления в организации Бизнес-модель управления в организации Управление коммуникациями в организации Управление инновациями в административно-управленческой деятельности Управление конфликтами в организации Управления знаниями (формирование и использование интеллектуального капитала) Управление карьерой Стили управления в современной организации

«Организация» - специфика терминологии «ПРЕДПРИЯТИЕМ как объектом права признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности» [ ГК РФ Часть 1, ст. 2, п. 1 ] «ПРЕДПРИЯТИЕМ как объектом права признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности» [ ГК РФ Часть 1, ст. 2, п. 1 ] ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО – это правовая форма государственного признания прав и обязанностей предприятия Термин «предприятие» в ГК РФ сохранен только для группы предприятий, находящихся в государственной или муниципальной собственности Все остальные юридические лица трактуются ГК РФ как «ОРГАНИЗАЦИИ» и подразделяются на коммерческие и некоммерческие Учебный элемент 1 Организация как объект и функция управления

Основные организационно-правовые формы организаций Источник: Ст. 50 ГК РФ Производственные кооперативы Хозяйственные товарищества и общества Учреждения Благотворительны е фонды Потребительские кооперативы Общественные и религиозные организации КОММЕРЧЕСКИЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ КРИТЕРИЙ - это признак, на основании которого производится классификация КРИТЕРИЙ - это признак, на основании которого производится классификация Учебный элемент 1 Организация как объект и функция управления

Организация как социальная система Организация – объединение людей, деятельность которых координируется для достижения общей цели Основные характеристики производственной организации ОРГАНИЗАЦИЯ – это обмен личной независимости на достижение цели ОРГАНИЗАЦИЯ – это обмен личной независимости на достижение цели Учебный элемент 1 Организация как объект и функция управления

Государственные и муниципальные унитарные предприятия Экономическая деятельность в государственном секторе осуществляется на основе государственной собственности в форме УНИТАРНОГО государственного и муниципального предприятия, которым признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ним имуществом Причины сжатия государственног о сектора Низкая эффективность госпредприятий по сравнению с частными предприятиями по отрасли Недостаток инвестиционных ресурсов государства Распродажа госсобственности для обеспечения финансовых потребностей государства Политические соображения Учебный элемент 1 Организация как объект и функция управления

Сущ- ность Консер- вация Синер- гиэм Инер- ция Граница Иерархия Управ- ляемость Струк- тура Конструк ция Актив- ность Адапта- ция Откры- тость Связи Условие среды Эффек- тивность Пове- дение ЦЕЛЬ Идеальность системы Содержание Изменчивость Отношения Специфичность системы Форма Устойчивость Ресурсы ЦЕЛЬ Концептуальная модель организации МОДЕЛЬ – упрощенное описание организации, дающее достоверное представление о свойствах и связях изучаемых явлений Учебный элемент 1 Организация как объект и функция управления

Эффективность управления в организации Измерение и оценка эффективности – обязательное условие успешного функционирования и развития любой организации Измерение и оценка эффективности – обязательное условие успешного функционирования и развития любой организации Учебный элемент 1 Организация как объект и функция управления Современный подход в оценке эффективности системы управления Система будет эффективной, если она способствует достижению максимального РЕЗУЛЬТАТА, определяющего ЦЕЛЬ управления, при минимально необходимом и достаточном РАСХОДЕ всех ресурсов, используемых для реализации этой цели с учетом ЭКОЛОГИЧЕСКОГО фактора и оптимального МЕНЕДЖМЕНТА

Подходы к определению сущности категорий «Управление» и «Менеджмент» Источник: З.П.Румянцева с соавт. Общее управление организацией: принципы и процессы. М.: ИНФРА-М, ИСКУССТВО НАУКА ФУНКЦИЯ ПРОЦЕСС ЛЮДИ ОРГАН ИЛИ АППАРАТ ИСКУССТВО НАУКА ФУНКЦИЯ ПРОЦЕСС ЛЮДИ ОРГАН ИЛИ АППАРАТ МЕНЕДЖМЕНТ УПРАВЛЕНИЕ АДАПТИВНОСТЬ - форма развития организации, при которой сохраняются ее функции путем гибкого приспособления к изменениям во внешней и внутренней среде АДАПТИВНОСТЬ - форма развития организации, при которой сохраняются ее функции путем гибкого приспособления к изменениям во внешней и внутренней среде Учебный элемент 2 Учебный элемент 2 Цели, стратегия и тактика управления в организации

Предмет науки управления - управленческие отношения, технологии и методы управления, тенденции развития практики управления. Объект управления - отрасли, территориальные общности людей, стадии воспроизводства, аспекты экономической деятельности, ресурсы, характеристики и отношения деятельности. Субъект управления - лицо либо группа лиц, осуществляющих управленческое воздействие на объект управления. Метод управления - способы потенциальной реализации управленческих функций. Учебный элемент 2 Учебный элемент 2 Цели, стратегия и тактика управления в организации Социально-экономические системы: объект, предмет и метод управления

Исходные положения современной парадигмы управления в организации Предприятие – это открытая система Деятельность предприятие ориентирована на потребителя Ситуационный подход к управлению, быстрота и адекватность управленческих решений Главные источники достижения целей – люди и условия для реализации их потенциала Ориентация на повышение роли организационной культуры и нововведений, на мотивацию работников и новый стиль руководства Предприятие – это открытая система Деятельность предприятие ориентирована на потребителя Ситуационный подход к управлению, быстрота и адекватность управленческих решений Главные источники достижения целей – люди и условия для реализации их потенциала Ориентация на повышение роли организационной культуры и нововведений, на мотивацию работников и новый стиль руководства Учебный элемент 2 Учебный элемент 2 Цели, стратегия и тактика управления в организации

Схема системы управления в организации Учебный элемент 2 Учебный элемент 2 Цели, стратегия и тактика управления в организации

Основные методы менеджмента в организации Управление инновациями Управление рисками Антикризисное управление Управление финансами Управление производством Управление сбытом Управление коммуникациями Управление качеством Управление занятостью Управление персоналом Управления знаниями Управление проектами Управление бизнес- процессами Учебный элемент 2 Учебный элемент 2 Цели, стратегия и тактика управления в организации

П Л А Н Ы – это не директивы, которым надо жестко следовать, а индикаторы, показывающие эффективные пути решения целей и задач организации в конкретной ситуации и ее развития П Л А Н Ы – это не директивы, которым надо жестко следовать, а индикаторы, показывающие эффективные пути решения целей и задач организации в конкретной ситуации и ее развития ПЛАНИРОВАНИЕ КООРДИНАЦИЯ КОНТРОЛЬ ОРГАНИЗАЦИЯ МОТИВАЦИЯ Взаимосвязь общих функций управления

Стратегия, тактика и оперативное в современном управлении На стратегическом уровне вырабатывается реакция на глобальные изменения во внешней среде, корректируются цели деятельности предприятия в соответствии с выполняемой миссией, выбирается корпоративная стратегия, подготавливаются системы, структуры и управленческая культура для реализации стратегии. Стратегия включает набор целевых установок для инновационного (тактического) уровня управления. На нем происходит адаптация предприятия к изменениям в рыночной и инновационной дифференциации внутри областей хозяйственной деятельности, формируются целевые установки для соответствующих функций. На оперативном уровне в пределах целевых установок по набору сегментов "продукт « рынок" составляется подробный план хозяйственных операций по функциональным подразделениям. Стратегический и инновационный уровни управления обеспечивают внешнюю эффективность предприятия, а оперативный – внутреннюю. На стратегическом уровне вырабатывается реакция на глобальные изменения во внешней среде, корректируются цели деятельности предприятия в соответствии с выполняемой миссией, выбирается корпоративная стратегия, подготавливаются системы, структуры и управленческая культура для реализации стратегии. Стратегия включает набор целевых установок для инновационного (тактического) уровня управления. На нем происходит адаптация предприятия к изменениям в рыночной и инновационной дифференциации внутри областей хозяйственной деятельности, формируются целевые установки для соответствующих функций. На оперативном уровне в пределах целевых установок по набору сегментов "продукт « рынок" составляется подробный план хозяйственных операций по функциональным подразделениям. Стратегический и инновационный уровни управления обеспечивают внешнюю эффективность предприятия, а оперативный – внутреннюю. Учебный элемент 2 Учебный элемент 2 Цели, стратегия и тактика управления в организации

Модель регулирования жизнедеятельности маркетинговой системы

Составляющие системы управления предприятием Наименование подсистемыРезультат функционирования Отношения между организацией и внешней средой Ограничения, задаваемые обществом, которые должны учитываться при управлении Кадры (социальная составляющая) Кадры определенной квалификации и отношения между ними Управление (направляющая и координирующая составляющая) Управленческие решения и действия с ресурсами организации для достижения поставленных целей Производство (технико-технологическая составляющая) Продукт (услуга) заданного качества Учебный элемент 2 Учебный элемент 2 Цели, стратегия и тактика управления в организации

Смена парадигм управления в современной России Централизация управления единым народнохозяйственным комплексом Централизация управления единым народнохозяйственным комплексом Моноцентрическая система хозяйствования Моноцентрическая система хозяйствования Прямое государственное управление деятельностью предприятий Прямое государственное управление деятельностью предприятий Ограниченная хозяйственная самостоятельность предприятий Ограниченная хозяйственная самостоятельность предприятий Децентрализация на базе сочетания рыночного и государственного регулирования социально- экономическими процессами Переход к полицентрической системе хозяйствования Управление деятельностью предприятий государственного сектора на основе разумного сочетания либеральных и административных методов Самоуправление организаций негосударственного сектора как открытых социально ориентированных систем Учебный элемент 2 Учебный элемент 2 Цели, стратегия и тактика управления в организации

Соответствие базовых моделей организаций функциям управления МЕХАНИСТИЧЕСКАЯЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ СИСТЕМНАЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ИНСТИТУТА Закрытая система с рациональной бюрократией Закрытая система с разделение труда Открытая система как составная часть среды Открытая система взаимосвязи интересов Оперативное управление Управление персоналом Менеджмент стратегический Стратегия ограниченной оптимизации Учебный элемент 2 Учебный элемент 2 Цели, стратегия и тактика управления в организации

Проектная структура управления Учебный элемент 2 Учебный элемент 2 Цели, стратегия и тактика управления в организации

Матричная структура - структура управления адаптивного типа Учебный элемент 2 Учебный элемент 2 Цели, стратегия и тактика управления в организации

Полная бизнес-модель компании Организационная модель Организационная модель Функционально- технологическая модель Функционально- технологическая модель Учебный элемент 2 Учебный элемент 2 Цели, стратегия и тактика управления в организации

Регулирующая деятельность государства в управлении общественным производством Составление макроэкономических планов-прогнозов, определяющих основные ориентиры, относящиеся к масштабам, пропорциям и конечным целям развития производства. Формирование решений, непосредственно затрагивающих структуру хозяйства. Это прежде всего распределение централизованных инвестиций и иных контролируемых государством ресурсов, размещение госзаказов, а также разработка программ свертывания неэффективных отраслей и производств, урегулирование возникающих социальных проблем, создание в том или ином регионе благоприятного климата для привлечения частных инвестиций путем вложения государственных средств в развитие инфраструктуры. Выработка системы регуляторов для процессов, не входящих в сферу прямого правительственного контроля. Среди них налоги, дотации, принципы и методы ценообразования, а также налоговые и кредитные льготы приоритетным отраслям, таможенные правила и др. Составление макроэкономических планов-прогнозов, определяющих основные ориентиры, относящиеся к масштабам, пропорциям и конечным целям развития производства. Формирование решений, непосредственно затрагивающих структуру хозяйства. Это прежде всего распределение централизованных инвестиций и иных контролируемых государством ресурсов, размещение госзаказов, а также разработка программ свертывания неэффективных отраслей и производств, урегулирование возникающих социальных проблем, создание в том или ином регионе благоприятного климата для привлечения частных инвестиций путем вложения государственных средств в развитие инфраструктуры. Выработка системы регуляторов для процессов, не входящих в сферу прямого правительственного контроля. Среди них налоги, дотации, принципы и методы ценообразования, а также налоговые и кредитные льготы приоритетным отраслям, таможенные правила и др. Учебный элемент 3 Организационные структуры и формы управления

«Управление знаниями» (КМ - Knowledge management ) Фундаментальный, основательный процесс накопления знаний в корпорации, поощряемый руководством компании как в виде самостоятельного повышения уровня знаний и квалификации, так и за счет форм корпоративного обучения при свободном распространении этой информации (знаний) в компании Учебный элемент 3 Организационные структуры и формы управления

Результативность программ управления знаниями П о к а з а т е л и Доля компаний с позитивными результатами, % Рост удовлетворенности потребителей 78 Повышение удовлетворенности сотрудников 60 Инновации в производстве и сервисе 59 Повышение уровня рентабельности 56 Повышение уровня годового дохода 52 Помощь потребителей в достижении позитивных результатов 45 Сокращение текучести кадров 37 Снижение потребности цен 36 Ускорение выхода на рынок 30 Учебный элемент 3 Организационные структуры и формы управления

Управление карьерой АРХАИЧЕСКИЙ ПОДХОДСОВРЕМЕННОСТЬ ПОДХОД Полная долгосрочная занятостьВременные контракты, предполагающие неполную занятость Гарантированная занятостьНеобеспеченность занятостью Узкая колея карьерного ростаПовторяющиеся изменения в карьере Одна профессия на всю жизньНесколько сфер деятельности Одна компания на всю жизньНесколько компаний или самостоятельная деятельность Регулярные продвиженияПоддержка постоянной способности обеспечить себе Многоуровневая организационная иерархияПирамида с нечетко выраженными слоями Предсказуемые трудовые перемещенияНепредсказуемость трудовых перемещений Внутренний рынок трудаВнешний рынок труда Карьерным ростом сотрудника управляет компания Сотрудники сами управляют своей карьерой Организация способствует развитию людейРазвитие - дело самих сотрудников Карьера национальная, в одном государствеКарьера интернациональная Управление карьерным ростом сотрудников со стороны руководства является неотъемлемым элементом стратегии управления человеческими ресурсами и в конечном счете содействует достижению целей организации Учебный элемент 3 Организационные структуры и формы управления

Ассесмент-центр Комплексный метод оценки персонала, состоящий из групповых и индивидуальных деловых игр, упражнений, бихевиорального (поведенческого) интервью, письменного интеллектуального тестирования. Определение перечня и уровня необходимых компетенций, удовлетворяющих профессионализм руководителей Оценивание внешними специалистами – консультантами наличие у кандидатов таких компетенций, их уровень и степень Установление соответствия выявленных компетенций требованиям по степени их развития Учебный элемент 3 Организационные структуры и формы управления

Управления временем (Принцип Парето) 80% информации Вы получаете из 20% источников, необходимых для Вашей работы 80% принимаемых решений укладываются в 20% времени, которое Вы потратили на всякого рода совещания и планерки 20% Вашего рабочего времени обеспечивают 80% Вашей производительной работы, то есть того, что определяет ее успех. Источник: Учебный элемент 3 Организационные структуры и формы управления

Одномерная модель стилей руководства Учебный элемент 4 Процессы и методы принятия управленческих решений

«Одномерные» стили руководства (по Э. Старобинскому) АвторитарныйДемократическийЛиберальный СПОСОБ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ Единоличный с подчиненными На основе консультацийНа основе указаний СПОСОБ ДОВЕДЕНИЯ РЕШЕНИЙ Приказ, распоряжение, команда ПредложениеПросьба, упрашивание РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Полностью в руках руководителя В соответствии с полномочиями Полностью в руках исполнителя ОТНОШЕНИЕ К ИНИЦИАТИВЕ ДопускаетсяПоощряется и используется Полностью передается подчиненным ПРИНЦИПЫ ПОДБОРА КАДРОВ Избавление от сильных конкурентов Ориентация на деловых, знающих сотрудников Игнорирует конкурентную среду ОТНОШЕНИЕ К ЗНАНИЯМ Считает, что все сам знает Постоянно учитсяБезразличное ОТНОШЕНИЕ К ОБЩЕНИЮ Соблюдает дистанциюПоложительное, активно идет на контакты Инициативы не проявляет ОТНОШЕНИЕ К ПОДЧИНЕННЫМ По настроению, неровноеРовное, доброжелательное, требовательной Мягкое, нетребовательное ОТНОШЕНИЕ К ДИСЦИПЛИНЕ Жесткое, формальноеРазумноеМягкое, формальное ОТНОШЕНИЕ К СТИМУЛИРОВАНИЮ Наказание с редким поощрением Поощрение с редким наказанием Нет четкой ориентации Учебный элемент 4 Процессы и методы принятия управленческих решений

Факторы влияющие на выбор стиля руководства возможности применения различных форм власти; характер решаемых задач (степень их новизны, структурированности, наличие достаточного времени для решения) уровень развития (зрелости) коллектива. Учебный элемент 4 Процессы и методы принятия управленческих решений

Управленческая решетка Учебный элемент 4 Процессы и методы принятия управленческих решений

Основные подходы к управлению Экономический подход рассматривает организацию как набор механических отношенийи реализуется преимущественно в рамках линейных и линейно-функциональных структур. Характерными чертами экономического подхода являются: - обеспечение единства руководства; - соблюдение строгой управленческой вертикали; - достижение баланса между властью и ответственностью; - обеспечение дисциплины в соответствии с принятыми в организации правилами и процедурами; - достижение подчинения индивидуальных интересов общему делу с помощью четких заданий и постоянного контроля со стороны руководителя за их выполнением. Органический подход к управлению персоналом основан на представлении об организации как о живой, саморазвивающейся системе. Особое внимание уделяется мотивации личности к выполнению поставленной цели. Работники рассматриваются как ресурс, который необходимо развивать. Гуманистический подход базируется на формировании целостной организационной культуры - комплексного представления о целях и ценностях, присущих организации, о специфических принципах поведения сотрудников и способов реагирования на события и ситуации. Данный подход предполагает включение каждого работника в систему этических и эстетических норм, действующих в данной организации. Подчинение иерархии весьма жесткое, однако она специфична - это не только и не столько система формально-бюрократических требований, сколько система нравственно-эстетических и поведенческих требований. Успешность адаптации работников в этом случае зависит от развитых формальных и неформальных горизонтальных связей. Учебный элемент 4 Процессы и методы принятия управленческих решений

Модели управления организацией АвтократическаяЭкономическаяСовременная Власть Экономическое принуждение Творческое участие Авторитет Директива Материальное поощрение Коллективизм, моральные стимулы Персональная зависимость МотивацияПриверженность Тейлоризм Экономические стимулы Экономические и моральные стимулы ИсполнительностьИнициативаТотальное творчество Учебный элемент 4 Процессы и методы принятия управленческих решений

Примерный план формирования организационной культуры 1. Создание миссии и задач организации. 2. Введение системы бонусовой премии для работников предприятия. 3. Введение почасовой оплаты труда для работников предприятия. 4. Изменение оплаты труда линейных руководителей. 5. Создание технологии подбора и адаптации персонала. 6. Децентрализация управления (делегирование больших полномочий линейным руководителям). 7. Организация развивающих занятий для руководителей. 8. Создание на объектах информационных стендов. 9. Организация занятий для работников предприятия. 10. Организация еженедельных планерок для администрации предприятия. 11. Организация ежедневных рабочих собраний на объектах. 12. Организация общего собрания по предприятию 1. Создание миссии и задач организации. 2. Введение системы бонусовой премии для работников предприятия. 3. Введение почасовой оплаты труда для работников предприятия. 4. Изменение оплаты труда линейных руководителей. 5. Создание технологии подбора и адаптации персонала. 6. Децентрализация управления (делегирование больших полномочий линейным руководителям). 7. Организация развивающих занятий для руководителей. 8. Создание на объектах информационных стендов. 9. Организация занятий для работников предприятия. 10. Организация еженедельных планерок для администрации предприятия. 11. Организация ежедневных рабочих собраний на объектах. 12. Организация общего собрания по предприятию Учебный элемент 4 Процессы и методы принятия управленческих решений

Механизм управления с помощью показателей Диагностические управленческие системы обеспечивают функционирование предприятия, не требуя постоянного внимания со стороны руководителя. Интерактивные управленческие системы стоят в центре внимания организаций и требуют непрестанного участия руководителя. Учебный элемент 4 Процессы и методы принятия управленческих решений

Черты руководителя крупного предприятия (1966 год) 1. Здоровье и физическая выносливость 2. Ум и умственная работоспособность 3. Нравственные качества: сознательная, твердая, упорная воля; активность, энергия и отвага, мужество ответственности; чувство долга, забота об общем интересе 4. Значительный круг общих познаний 5. Административные «установки»: предвидение, организация, распорядительность, координация и контроль 6. Общее знакомство со всем, что имеет отношение к существенным функциям 7. Возможно более глубокая компетентность в характерной для данного предприятия профессии 1. Здоровье и физическая выносливость 2. Ум и умственная работоспособность 3. Нравственные качества: сознательная, твердая, упорная воля; активность, энергия и отвага, мужество ответственности; чувство долга, забота об общем интересе 4. Значительный круг общих познаний 5. Административные «установки»: предвидение, организация, распорядительность, координация и контроль 6. Общее знакомство со всем, что имеет отношение к существенным функциям 7. Возможно более глубокая компетентность в характерной для данного предприятия профессии Учебный элемент 5 Менеджер и его роль в организации

Характерные ошибки в управленческой деятельности отечественный руководителей Источник: А.Пригожин, Человек и труд – С Система мотивации построена, как правило, на использовании силовых методов или на простом материальном поощрении отличившихся сотрудников Низкий уровень проектирования маркетинговой системы управления Дублирование организационного порядка, отсутствие научно обоснованной системы разделения должностных функций Одновариантность стратегий, когда развитие организации рассматривается в каком-то одном заданном положении, лежащим на поверхности направлении Учебный элемент 5 Менеджер и его роль в организации

Модели поведения менеджеров ЗАПАДНЫЕ КОМПАНИИРОССИЙСКИЕ КОМПАНИИ Малое – это хорошоКрупное – это хорошо Примат добровольной мотивации над принуждением Примат принуждения над мотивацией ИнициативностьИсполнительность Управляемость как достижение общей цели Управляемость как степень контроля Информация – общее достояние персонала Информация –собственность или товар во внутриорганизационном обмене Активизация людейИсполнение задания Менеджеры легко признают свою некомпетентность Руководители делают вид, что всегда компетентны Устные договоренности приравнены к письменным Больше ценятся письменные договоры и обязательства Изменения как самостоятельная ценность Ценность стабильности, изменения как вынужденное Учебный элемент 5 Менеджер и его роль в организации

Элементы современной модели менеджера (2000 год) Владения методами корпоративной стратегии Приспособляемость к изменениям (способность реагировать на постоянно меняющиеся условия) Владение современными методами управления (научными, информационными и пр.) Развитое мышление в критических ситуациях Созидательность в разработке новых программ Самообразование и самообучение Работа в команде Лидерство как способность активизировать деятельность для достижения цели Владения методами корпоративной стратегии Приспособляемость к изменениям (способность реагировать на постоянно меняющиеся условия) Владение современными методами управления (научными, информационными и пр.) Развитое мышление в критических ситуациях Созидательность в разработке новых программ Самообразование и самообучение Работа в команде Лидерство как способность активизировать деятельность для достижения цели Учебный элемент 5 Менеджер и его роль в организации

Качества руководителя в условиях глобализации длинного взгляда Присутствие «длинного взгляда», умение мыслить стратегически. исправлять собственные ошибки Умение быстро и эффективно исправлять собственные ошибки. честность. Мировая система ценностей, деловая этика, честность. рискованные решения Умение принимать рискованные решения и управлять изменениями. Международный опыт. Международный опыт. Знание иностранных языков Знание иностранных языков. Знание мировых рынков Знание мировых рынков и мировой культуры. интеллектуальный уровень Высокий интеллектуальный уровень. работать в команде Умение работать в команде. образование. Профильное образование. работать под давлением Умение работать под давлением. здоровье. Физическое и умственное здоровье. самоирония. Чувство юмора, самоирония. длинного взгляда Присутствие «длинного взгляда», умение мыслить стратегически. исправлять собственные ошибки Умение быстро и эффективно исправлять собственные ошибки. честность. Мировая система ценностей, деловая этика, честность. рискованные решения Умение принимать рискованные решения и управлять изменениями. Международный опыт. Международный опыт. Знание иностранных языков Знание иностранных языков. Знание мировых рынков Знание мировых рынков и мировой культуры. интеллектуальный уровень Высокий интеллектуальный уровень. работать в команде Умение работать в команде. образование. Профильное образование. работать под давлением Умение работать под давлением. здоровье. Физическое и умственное здоровье. самоирония. Чувство юмора, самоирония. Источник: С.Воробьев 10 критериев успешности менеджеров Учебный элемент 5 Менеджер и его роль в организации

Управление и лидерство УПРАВЛЕНИЕ Функция направления и мотивации других для достижения организационных целейЛИДЕРСТВО Процесс, в котором лицо, обладающее властью, способно воздействовать на других в желаемом направленииУПРАВЛЕНИЕ Функция направления и мотивации других для достижения организационных целейЛИДЕРСТВО Процесс, в котором лицо, обладающее властью, способно воздействовать на других в желаемом направлении Учебный элемент 5 Менеджер и его роль в организации

ФАКТОРЫ, УКРЕПЛЯЮЩИЕ РОЛЬ ЛИДЕРА Власть должности может быть усилена за счет определенного наименования этой должности и поддержки со стороны вышестоящего руководства. Власть, обусловленная харизматическими качествами, может быть усилена за счет успешного руководства и опыта работы. Власть, основывающаяся на опыте и квалификации, может быть усилена за счет учебы и увеличения обмена информацией с подчиненными. Власть, базирующаяся на праве поощрения и наказания, может быть увеличена за счет предоставления менеджеру больших полномочий и ответственности (право продвигать по службе, увеличивать зарплату, увольнять и т.д.). Власть должности может быть усилена за счет определенного наименования этой должности и поддержки со стороны вышестоящего руководства. Власть, обусловленная харизматическими качествами, может быть усилена за счет успешного руководства и опыта работы. Власть, основывающаяся на опыте и квалификации, может быть усилена за счет учебы и увеличения обмена информацией с подчиненными. Власть, базирующаяся на праве поощрения и наказания, может быть увеличена за счет предоставления менеджеру больших полномочий и ответственности (право продвигать по службе, увеличивать зарплату, увольнять и т.д.). Учебный элемент 5 Менеджер и его роль в организации

Алгоритм принятия управленческого решения ЧЕТКО СФОРМУЛИРУЙТЕ ПРОБЛЕМУ ИЛИ ЗАДАЧУ, КОТОРУЮ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ РЕШИТЬ. ОПРЕДЕЛИТЕ, НАСКОЛЬКО СРОЧНОЙ И ВАЖНОЙ ЯВЛЯЕТСЯ ЭТА ЗАДАЧА ДЛЯ ВАШЕЙ КОМПАНИИ, ОТДЕЛА, РАБОЧЕЙ ГРУППЫ И Т.Д. ПОСТАРАЙТЕСЬ ОЦЕНИТЬ, ЧТО ДАСТ РЕШЕНИЕ ЭТОЙ ЗАДАЧИ ЛИЧНО ВАМ В КРАТКОСРОЧНОЙ И ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ (ДЕНЕЖНОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ, ПОВЫШЕНИЕ ПО СЛУЖБЕ, ДРУГИЕ ВОЗМОЖНОСТИ). ПОДУМАЙТЕ, К ЧЕМУ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ НЕВЫПОЛНЕНИЕ ЭТОЙ ЗАДАЧИ (ПОТЕРЯ ВЫГОДНОГО КЛИЕНТА, ВЫПЛАТА НЕУСТОЙКИ, УВОЛЬНЕНИЕ И Т.Д.) ОЦЕНИТЕ, ЕСТЬ ЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ И СМЫСЛ ПЕРЕПОРУЧИТЬ РЕШЕНИЕ ЭТОЙ ЗАДАЧИ КОМУ-ТО ЕЩЕ. ОЦЕНИТЕ, КАКИЕ РЕСУРСЫ (МАТЕРИАЛЬНЫЕ И ЛЮДСКИЕ) ВАМ ПОТРЕБУЮТСЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧИ И РАСПОЛАГАЕТЕ ЛИ ВЫ ИМИ. ПОДУМАЙТЕ, КАКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ВАМ ПОТРЕБУЕТСЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧИ. ПОСТАРАЙТЕСЬ НАЙТИ НЕСКОЛЬКО ВАРИАНТОВ РЕШЕНИЯ И ВЫБРАТЬ НАИБОЛЕЕ ПРИЕМЛЕМЫЙ. ВЫБРАВ ОДИН ИЗ ВАРИАНТОВ, ОЦЕНИТЕ ЕГО СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ. ПОДУМАЙТЕ, КАКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БУДЕТ ИМЕТЬ ПРИНЯТОЕ РЕШЕНИЕ В БЛИЖАЙШЕЙ И ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ. Учебный элемент 5 Менеджер и его роль в организации

Полномочия руководителя не подлежащие делегированию Планирование основного проекта. Подбор команды исполнителей этого проекта. Контроль за работой команды. Стимулирование членов команды. Оценка членов команды. Вознаграждение членов команды. Решение вопросов конфиденциального характера, будь то служебная тайна или просто личные секреты. Планирование основного проекта. Подбор команды исполнителей этого проекта. Контроль за работой команды. Стимулирование членов команды. Оценка членов команды. Вознаграждение членов команды. Решение вопросов конфиденциального характера, будь то служебная тайна или просто личные секреты. Учебный элемент 5 Менеджер и его роль в организации

Гаррингтон Эмерсон "Двенадцать принципов производительности" Точно поставленные идеалы или цели Здравый смысл Компетентная консультация Дисциплина Справедливое отношение к персоналу Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет Диспетчирование Нормы и расписания Нормализация условий Нормирование операций Документированные стандартные инструкции Вознаграждение за производительность Точно поставленные идеалы или цели Здравый смысл Компетентная консультация Дисциплина Справедливое отношение к персоналу Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет Диспетчирование Нормы и расписания Нормализация условий Нормирование операций Документированные стандартные инструкции Вознаграждение за производительность Учебный элемент 5 Менеджер и его роль в организации

Отрицание Демонстрация некомпетентности Скептицизм Запрос подтверждения квалификации или мотивации руководителей проектов изменений Пессимизм Нетерпение Индифферентность Типичные формы сопротивления управлению Учебный элемент 5 Менеджер и его роль в организации

Управленческий контроль Управленческий контроль организации в наиболее узком смысле это осуществление ее субъектами, наделенными соответствующими полномочиями (т.е. субъектами контроля), либо в автоматическом режиме, заданном указанными субъектами и под их управлением, следующих действий: а) определение фактического состояния или действия управляемого звена системы управления организацией (объекта контроля); б) сравнение фактических данных с требуемыми, т.е. с базой для сравнения, принятой в организации, либо заданной извне, либо основанной на рациональности; в) оценка отклонений, превышающих предельно допустимый уровень, на предмет степени их влияния на аспекты функционирования организации; г) выявление причин данных отклонений. Учебный элемент 5 Менеджер и его роль в организации

Государственный контроль эффективности систем управления организацией управление государственным пакетом акций; управление государственным пакетом акций; учетная система; учетная система; сбытовая политика; сбытовая политика; снабженческая политика; снабженческая политика; производственная политика; производственная политика; маркетинговые стратегии; маркетинговые стратегии; ценовая политика; ценовая политика; товарная политика; товарная политика; политика товародвижения (распределения); политика товародвижения (распределения); политика транспортировки готовой продукции; политика транспортировки готовой продукции; рекламная политика. рекламная политика. управление государственным пакетом акций; управление государственным пакетом акций; учетная система; учетная система; сбытовая политика; сбытовая политика; снабженческая политика; снабженческая политика; производственная политика; производственная политика; маркетинговые стратегии; маркетинговые стратегии; ценовая политика; ценовая политика; товарная политика; товарная политика; политика товародвижения (распределения); политика товародвижения (распределения); политика транспортировки готовой продукции; политика транспортировки готовой продукции; рекламная политика. рекламная политика. Учебный элемент 5 Менеджер и его роль в организации

Контрольные вопросы по курсу «УПРАВЛЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ» 1. Дайте определение термину «Организация» 2. Назовите основные организационно-правовые формы организаций 3. Охарактеризуйте организацию как социальную систему 4. В чем сущность концептуальной модели организации? 5. Какими методами определяется эффективность управления в организации? 6. В чем принципиальное различие категорий «Управление» и «Менеджмент» 7. Назовите объект, предмет и метод управления социально-экономических систем 8. В чем сущность современной парадигмы управления в организации 9. Обоснуйте взаимосвязь общих функций управления 10. Сущность стратегии, тактики и оперативного в современном управлении 11. Назовите составляющие системы управления предприятием 12. В чем сущность анализа как функции управления в организации 13. Охарактеризуйте методы прогнозирования и планирования в системе управления организацией 14. В чем сущность смены парадигм управления в современной России 15. Охарактеризуйте проектную структуру управления 16. Матричная структура - структура управления адаптивного типа 17. Опишите полную бизнес-модель компании 18. В чем сущность регулирующей деятельности государства в управлении общественным производством? 19. Что такое управление знаниями» (КМ - Knowledge management)?

Контрольные вопросы по курсу «УПРАВЛЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ» 20. В чем результативность программ управления знаниями? 21. Как управлять карьерой сотрудников? 22. Раскройте специфику управления инновациями в административно-управленческой деятельности 23. Что такое «одномерная модель стилей руководства «? 24. Какие факторы влияют на выбор стиля руководства? 25. Что такое «правленческая решетка»? 26. Каковы основные подходы к управлению? 27. Какие модели управления организацией Вам известны? 28. В чем сущность механизма управления с помощью показателей? 29. Назовите характерные ошибки в управленческой деятельности отечественный руководителей 30. Какие модели поведения менеджеров Вам известны? 31. Какими качествами должен обладать руководитель в условиях глобализации? 32. В чем различие категорий «Управление» и «Лидерство»? 33. Назовите факторы, укрепляющие роль лидера 34. Опишите алгоритм принятия управленческого решения 35. Какие полномочия руководителя не подлежат делегированию? 36. Назовите типичные формы сопротивления управлению 37. В чем сущность государственного контроля эффективности систем управления организациями

Рекомендуемая основная литература по курсу «УПРАВЛЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ» Акимова Т.А. Управление в организации. - М.: Юнити Колокнева М.В. Управление в организации в вопросах и ответах: учеб. Пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, Коренченко Р.А. Общая управление в организации: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 Латфуллин Г.Р., Райченко А.В. Управление в организации: учебник для вузов. - Спб.: Питер Мильнер Б.З. Управление в организаций: Учебник. - М.: ИНФРА-М, Подлесных В.И. Управление в организации: учебник для вузов. - СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса» Словарь-справочник менеджера. Под ред. М.Г. Лапусты, - М.: ИНФРА-М, Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учебное пособие для вузов. - М.: Аудит, ЮНИТИ, Теория управления: Учебник / Под общ. Ред. А.Л.Гапоненко, А.П. Панкрухина. – М.: Изд. РАГС, 2003

Рекомендуемая дополнительная литература по курсу «УПРАВЛЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ» Гапоненко А.Л. Управление знаниями. М., 2001 Лапин А.Н. Стратегическое управление современной организацией. М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции./ Казакова К.А. и др. - М.: Экономика, НОРМА, Тогунов И.А. Маркетинг: философия моделирования. Тогунов И.А. Роль и место классических методов управления на рынке медицинских услуг (регулирование отношений врача и пациента в либеральных системах здравоохранения) / Ж. Управление персоналом, 5, с У. фон Ховен. Стратегия развития организационных структур фирм. // Проблемы теории и практики управления Управление в организации и организационное проектирование. Под ред. Т.П.Фокиной и др. – Саратов: Изд. Сарат. Ун-та, Франчук В.И. Основы построения организационных систем. - М.: Экономика Хайниш С.В., Токарева Н.Ю. Структура организации: от реальности до виртуальности один шаг. - М.: МНИИПУ, © И.А.Тогунов, 2004