ЕГЭ по истории 2009 г.. ЕГЭ в 2009 г. Основной поток – 15 июня (понедельник) Для не сдавших по уважительным причинам ЕГЭ в установленные сроки – 19 июня.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЕГЭ по истории 2010 г.. ИНФОРМАЦИОННЫЕ САЙТЫ – fipi.ru - КИМы – irro.ru - РЦОИ – 66ege.ru – сайт ИРРОпо ЕГЭ (демо-версии, результаты) – mon.gov.ru – сайт.
Advertisements

Королева А.А. ГИА 2011 Государственная итоговая аттестация.
Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений (в новой форме) по ИСТОРИИ.
Методика подготовки учащихся к ЕГЭ по истории Методические рекомендации.
ГИА по истории 2012/2013. Документ, определяющий содержание экзаменационной работы Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Характеристика экзаменационной работы ГИА 2010 года Паневина Г.Н., председатель региональной предметной комиссии Хабаровского края.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ IX КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 2009 ГОДА (В НОВОЙ ФОМЕ) ПО ИСТОРИИ РОССИИ Назарова Наталья Юрьевна.
Анализ результатов выполнения экзаменационных работ по истории России выпускниками общеобразовательных школ Нурлатского района.
Р Е Г Л А М Е Н Т по организации и проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся общеобразовательных учреждений, освоивших образовательные.
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ О методических особенностях подготовки выпускников XI (XII)
Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений (в новой форме) по АЛГЕБРЕ Характеристика структуры экзаменационной.
ИСТОРИЯ РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ ИСТОРИЯ РОССИИ На каждом этапе своего развития человечество ищет опору в прошлом и меняет к нему отношение, в зависимости.
Система работы учителя истории по подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С-6) Система работы учителя истории по подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С-6) Полетаева.
Единый государственный экзамен по истории: часть С. Технологии подготовки.
Рекомендации к выполнению заданий части С 6 ЕГЭ по обществознанию.
Пособия для подготовки к ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ИСТОРИЯ. Пособия издательства «ЭКЗАМЕН»: Соответствуют действующей в текущем учебном году демоверсии Многие имеют.
Особенности дифференциации при подготовке старшеклассников к ЕГЭ по истории России Учитель истории Хайруллина А.Р. Кайбицкий район Кайбицкий район Республики.
1 Государственная (итоговая) аттестации выпускников XI и IX классов общеобразовательных учреждений в 2012 году Строганова Наталья Александровна, начальник.
Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
ГИА по истории 2013 г. Подготовка выпускников 9 классов к ГИА.
Транксрипт:

ЕГЭ по истории 2009 г.

ЕГЭ в 2009 г. Основной поток – 15 июня (понедельник) Для не сдавших по уважительным причинам ЕГЭ в установленные сроки – 19 июня (пятница) Второй поток – 15 июля (среда). Для не сдавших по уважительным причинам ЕГЭ в установленные сроки – 17 июля (пятница). О своем решении сдавать ЕГЭ по истории в Москве заявило учащихся

Руководители ЕГЭ 2009 г. по истории в Москве Головная организация – МИОО Руководитель подготовки к ЕГЭ от МИОО по истории и обществознанию – Козленко С.И., зав. кафедрой социально-гуманитарных дисциплин, директор Центра исторического образования, профессор МИОО Председатель предметной комиссии – профессор Московского областного университета О.В. Волобуев

Зам. председателя предметной комиссии – С.И. Козленко Ответственный секретарь предметной комиссии – зав. методической лабораторией истории и обществознания МИОО Фадеева Д.А. Координаты: адрес – Авиационный пер., д. 6, комн. 303 Телефон: 8 (499) Факс: 8 (499) – Е-маil:

Эксперты: - эксперты работают под руководством председателей предметных комиссий регионов; - надежность и объективность экспертных оценок в ЕГЭ достигается путем сличения оценок, данных одному и тому же множеству работ двумя независимыми экспертами; - в случае расхождения оценок двух экспертов более чем на 1 балл, назначается третий эксперт.

Секьюр-пак – это секретный пакет, в котором варианты ЕГЭ доставляются из Федерального центра в Пункты проведения экзамена (ППЭ) в регионах. В секьюр-пак также упаковываются заполненные на экзамене бланки ответов участников. Несанкционированное вскрытие секьюр-пак приводит к необратимым изменениям, которые невозможно скрыть. Наблюдатели, а также сами участники ЕГЭ должны контролировать сохранность секьюр-пак перед их вскрытием в аудиториях в Пунктах проведения экзамена.

Апелляция – это протест участника ЕГЭ, оформленный в виде особого письменного заявления в адрес конфликтной (апелляционной) комиссии, которая создается при ГЭК каждого субъекта федерации. Комиссия принимает и рассматривает апелляции двух видов: - по процедуре проведения ЕГЭ; - по результатам ЕГЭ.

Этапы подготовки экспертов ЕГЭ по истории в 2009 г. 1)Середина марта – ЕГЭ по истории 2009 г.: методология, основные материалы, рекомендации к проверке заданий (преподаватель – С.И. Козленко). 2)Первая половина апреля – методика проверки ЕГЭ, анализ экзамена 2008 г., типичные затруднения эксперта (преподаватель – Гевуркова Е.А., к.п.н., представитель Федеральной предметной комиссии ЕГЭ по истории). 3)Встреча перед работой по проверке ЕГЭ – практические вопросы организации экспертизы.

Рекомендуемые адреса Интернета - Портал информационной поддержки проекта «Единый государственный экзамен»: wwwhttp:// - Сайт Федерального института педагогических измерений: - Сайт Федерального центра тестирования: Департамент образования города Москвы: МИОО: - Городской методический центр:

Перечень изданий, рекомендованных ФИПИ для подготовки к ЕГЭ по истории - ЕГЭ. История. Типовые тестовые задания /Е.А.Гевуркова, Я.В.Соловьев - М.: Экзамен, 2006 (Серия «ЕГЭ. Типовые тестовые задания») - Единый государственный экзамен: История: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 1. / Я.В.Соловьев, Л.И. Ларина, Е.А.Гевуркова, В.И.Егорова – М.: Вентана-Граф, 2006

- Единый государственный экзамен: История: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 2. / Я.В.Соловьев, Л.И. Ларина, Е.А.Гевуркова, В.И.Егорова – М.: Вентана-Граф, Единый государственный экзамен: История: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 3. / Я.В.Соловьев, Л.И. Ларина, Е.А.Гевуркова, В.И.Егорова – М.: Вентана-Граф, Единый государственный экзамен: История: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 4. / Я.В.Соловьев, Л.И. Ларина, Е.А.Гевуркова, В.И.Егорова – М.: Вентана-Граф, 2007

- Единый государственный экзамен: История: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 5. / Я.В.Соловьев, Л.И. Ларина, Е.А.Гевуркова, В.И.Егорова – М.: Вентана-Граф, ЕГЭ-2007: История. Сборник заданий/ Н.И.Ворожейкина, Е.А.Гевуркова и др., М.: Просвещение, Эксмо, История. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки» /Алексашкина Л.Н. – М.: Издательство «Экзамен», 2008 (Серия «Контрольные измерительные материалы).

- История: Раздаточный материал тренировочных тестов /Северинов К.М. СПб.: Тригон, История. Тренировочные задания тестовой формы с кратким ответом: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений /А.Н. Фукс, В.В. Сухов, А.С. Ермаков, Е.Г. Жигирева, П.А. Пучков. - М.: Вентана-Граф, История. Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Н. Фукс, В.В. Сухов, Е.Г. Жигирева, П.А. Пучков, А.В. Хомяков. - М.: Вентана-Граф, ЕГЭ. История: Раздаточный материал тренировочных тестов /Северинов К.М.. – СПб.: Тригон, 2009 (гриф подтвержден)

Первичные баллы ЕГЭ – это предварительный (неокончательный) балл ЕГЭ, который получается путем прямого суммирования числа правильных ответов, взятых с определенными коэффициентами, введенными для заданий типа «С». С помощью шкалирования первичные баллы ЕГЭ преобразуются в окончательные (тестовые) баллы. Синоним – сырые баллы.

Шкалирование результатов – это процесс формирования тестовых шкал и тестовых норм, то есть правил начисления тестовых баллов по результатам тестирования на основе статистических данных. Иное название для Шкалирования результатов – окончательная обработка результатов. Тестовые баллы – это окончательные баллы по результатам ЕГЭ, которые выставляются по стобалльной шкале в результате процедур шкалирования, учитывающей все статистические материалы, полученные в рамках сессии ЕГЭ данного года.

Итоги ЕГЭ по истории 2008 г. Число участников человек из 67 регионов. Интервал тестовых баллов 0-100,01%11-200,06% ,58% ,01% ,45% ,14% ,97%71-809,52% ,98% ,29%

Результаты ЕГЭ 2008 г. ОценкаПервич- ный балл (68) Тестовый балл (100) % от сдававших «2» ,97 «3» ,73 «4» ,04 «5» ,26

Ф е д е р а л ь н а я с л у ж б а п о н а д з о р у в с ф е р е о б р а з о в а н и я и н а у к и Ф е д е р а л ь н ы й и н с т и т у т п е д а г о г и ч е с к и х и з м е р е н и й Р Е З У Л Ь Т А Т Ы Е Д И Н О Г О Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н О Г О Э К З А М Е Н А ( м а й - и ю н ь г о д а ) Москва 2008 История. Гевуркова Е.А., к.п.н., Егорова В.И., к.ист.н., Зверев В.В., д.ист.н., (руководитель), Ларина Л.И., к.п.н., Соловьев Я.В., к.ист.н.

Рекомендации по совершенствованию методики преподавания истории: 1) Учебный процесс важно осуществлять на основе организации активной познавательной деятельности учащихся, по развитию разнообразных познавательных умений и навыков, общепредметных и предметных компетенций, особенно для выполнения тех заданий, которые требуют комплексного подхода, широкого круга знаний.

Значительную помощь в этом может оказать ежегодно подготавливаемое ФПК «Методическое письмо», раскрывающее основные вопросы подготовки учащихся по истории, в том числе и к экзаменационной работе. 2) В преподавании курса истории России больше внимания следует уделить развитию такого важного умения, как определение хронологической последовательности исторических событий и явлений.

Сформированность данного умения свидетельствует не только об овладении необходимыми знаниями, но и о достаточном уровне представлений об историческом процессе, способности к логическому мышлению. 3) При изучении отечественной истории следует уделить больше внимания истории народов России, вопросам культуры и быта, истории общественной мысли, политических партий и движений, периоду ХХ – начала ХХI вв.

4) Необходимо более последовательное использование проблемного подхода, особенно при изучении таких важных вопросов как эволюция государственного строя от древности до современности, становление и эволюция социальной структуры общества, роль личности в отечественной истории, взаимоотношение власти и общества, процесс становления новой демократической России и др.

Освещение этих проблем требует тесной связи с мировыми событиями, явлениями, процессами, что позволяет выделить общее и особенное, подчеркнуть национальную специфику развития страны, оказывать влияние на формирование чувства патриотизма. 5) Следует больше внимания уделить установлению межкурсовых и межпредметных связей.

Назначение экзаменационной работы: оценить общеобразовательную подготовку по истории России выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации и конкурсного отбора в учреждения среднего и высшего профессионального образования.

Документы, определяющие содержание экзаменационной работы 1. Обязательный минимум содержания основного общего образования по истории (Приказ Минобразования России 1236 от г.). 2. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по истории (Приказ Минобразования России 56 от г.).

3. Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России 1089 от г.). Работа охватывает содержание курса истории России с древности до современности.

При подготовке к работе эксперту важно знать три документа по ЕГЭ 2009 г. по предмету: 1.Кодификатор. 2.Спецификация заданий. 3.Демоверсия.

Структура работы (50 заданий) Часть (1) А (32 задания на выбор из 4 ответов) Часть (2) В (11 заданий с кратким ответом) Часть (3) С (7 заданий с развернутым ответом)

Распределение заданий экзаменационной работы по ее частям ЧастиКол-во задан. Первич. балл % баллов от об. числа А32 47,0 В111521,0 С72130,9

Распределение заданий по содержанию Хронологические разделы: -1) VIII – начало XVII в.; -2) XVII–XVIII вв.; -3) XIX в.; -4) 1900–1940 гг.; -5) 1941–1945 гг.; -6) 1945– 1991 гг.; -7) 1992–2008 гг.

Принципы отбора и расположения заданий в работе Отражение разных аспектов истории. Нарастание числа заданий от ранних эпох к современности. Около половины заданий относится к истории ХХ в. Расположение заданий в 1 и 2 частях работы в хронологической последовательности по периодам. Задания части 3 не закреплены за конкретными разделами.

Распределение заданий по видам проверяемых знаний и умений Части 1 (А) и 2 (В) 1. Знание дат и периодизации отечественной истории (7,4%). 2. Знание основных фактов, явлений, характеризующих целостность исторического процесса (7,4%). 3. Знание исторических понятий, терминов (4,4%). 4. Знание причин и следствий событий, понимание исторической обусловленности общественных явлений, процессов (7,4%).

5.1. Установление последовательности исторических событий, временных рамок изучаемых исторических явлений, процессов (2,9%) Соотнесение единичных фактов и общих исторических явлений, процессов; указание характерных черт событий, явлений, процессов (7,4%) Группировка исторической информации (7,4%).

5.4. Систематизация исторического материала на основе представлений об общих тенденциях исторического процесса (11,9%). 6. Умение извлекать информацию из источника (13,2%). Часть 3 (С) - Комплекс знаний и умений к заданиям на анализ исторического источника (8,8%).

-Комплекс знаний и умений к заданию на обобщенную характеристику, систематизацию исторического материала (5,8%). - Комплекс знаний и умений к заданию на анализ исторических версий и оценок (4,4%). - Комплекс знаний и умений к заданию на анализ исторической ситуации (5,8%). - Комплекс знаний и умений к заданию на сравнение (5,8%).

Организационные вопросы - На выполнение экзаменационной работы отводится 210 минут. - Предусматривается один план экзаменационной работы. - Использование единой инструкции по проведению экзамена позволяет обеспечить соблюдение единых условий без привлечения лиц со специальным образованием по истории.

Типы заданий части А 1. - В каком году князь Юрий Долгорукий послал приглашение своему союзнику: «Прииди ко мне, брате, в Москов», считающееся первым упоминанием о Москве в письменных источниках? 1) 988 г. 2) 1147 г. 3)1242 г. 4) 1325 г. - Какой из перечисленных терминов обозначал категорию обозначал категорию зависимого населения Древней Руси в X – XII вв.? 1) казаки 2) рекруты 3) наместники 4) рядовичи

2. Что из названного характеризует внутреннюю политику Екатерины II? А) принятие указа об обязательной службе для дворян Б) проведение губернской реформы В) учреждение министерств Г) учреждение Государственного совета Д) созыв Уложенной комиссии Е) проведение секуляризации церковных земель Укажите верный ответ. 1) АБВ 2) БВГ 3)БДЕ 4) ВГД

3. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, с чьим правлением связаны описанные изменения при дворе великого князя. «В то же время в Кремле при дворе стал заводиться тот сложный и строгий церемониал, который сообщал такую чопорность и натянутость придворной московской жизни. Точно так же, как у себя дома, в Кремле, среди придворных слуг своих, князь начал выступать более торжественной поступью и во внешних сношениях…

…Почуяв себя и по политическому могуществу, и по православному христианству, наконец, и по брачному родству преемником павшего дома византийских императоров, московский государь нашел и наглядное выражение своей династической связи с ними: с конца XV в. на его печатях появляется … двуглавый орел…». 1) Ивана IV 2) Ивана Калиты 3) Ивана III 4) Дмитрия Донского

Типы заданий части В 1. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу. А) Семилетняя война Б) Смоленская война В) Крымская война Г) Ливонская война

2. Установите соответствие между именами правителей и событиями, связанными с их княжением. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ИМЕНА СОБЫТИЯ А) Святослав 1)разгром половцев Б) Владимир Мономах 2)крещение Руси В) княгиня Ольга 3)принятие «Русской правды» Г) Владимир Святославович 4) дунайские походы 5)установление новой формы сбора дани AБВГ

3. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите фамилию государственного деятеля, о котором идет речь. «В своем несчастье он, на удивление всем, проявлял необыкновенную твердость духа. Отчужденный от всего мира, среди лесных просторов Сибири бывший генералиссимус не роптал на свою судьбу и всячески ободрял детей. На крутом берегу реки с помощью своих слуг он построил дом и церковь. Для бывшего повелителя России тихо проходили дни в скромном доме в суровом краю. В сибирской ссылке он прожил менее полутора лет, 12 ноября 1729 г. он умер и был похоронен в построенной им церкви рядом со своей дочерью. Так закончил свой земной путь один из выдающихся государственных деятелей ХVIII столетия»..

4. Какие три из перечисленных событий произошли в период перестройки? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу. 1) учреждение должности Президента СССР 2) отказ государства от оплаты внешних и внутренних долгов (дефолт) 3) принятие новой Конституции 4) провозглашение суверенитета России 5) проведение приватизации 6) выступление ГКЧП

Структура заданий части 3 (С) Распределение заданий по видам деятельности, проверяемым умениям В заданиях части 3 (С) представлены две группы заданий: 1. Задания по работе с источниками. 2. Задания, предполагающие описание и объяснение исторических событий и явлений.

Задания по работе с источниками С1. Атрибуция документа, определе- ние событий, явлений, личностей, о которых в нем говорится. С 2. Разъяснение сущности характеризуемой в источнике проблемы в историческом контексте (с привлечением знаний по курсу истории). С 3. Анализ позиций автора, рассмотрение версий и интерпретаций событий.

Задания, предполагающие описание и объяснение исторических событий и явлений С 4. Обобщенная характеристика, систематизация исторического материала. С 5. Анализ исторических версий, оценок. С 6. Анализ исторической ситуации. С 7. Сравнение исторических событий и явлений.

Общие рекомендации для экспертов по оцениванию ответов Последовательность действий эксперта 1) Тщательное ознакомление с текстом задания. 2) Формулирование собственного ответа на вопросы задания с учетом предпо- лагаемых высказываний экзаменуе- мых.

3) Ознакомление с предложенными кри- териями оценивания ответов. 4) Сопоставление собственных вариантов ответа и приведенных его элементов. 5) Учет рекомендации, содержащейся в критериях оценивания. 6) Учет того, что в критериях оценивания содержится существенно большее ко- личество элементов, чем требуется в формулировке задания.

При оценивании важно помнить, что: 1. Необходимо ориентироваться прежде всего на предложенные критерии оценивания. 2. Формулировки ответа учащегося, отличные от формулировок критериев, но соответствующие им по смыслу, должны засчитываться как верные. 3. В ответе могут содержаться верные элементы, которые не были предусмотрены в критериях, и такие элементы должны быть засчитаны.

4. Элементы ответа, представляющие собой различные вариации одного и того же верного ответа, не засчитываются (засчитывается только исходный). 5. Оцениваются только те положения ответа, которые соответствуют поставленному вопросу. 6. Не предусматриваются «поощрительные» и «штрафные» баллы. 7. Не предусматривается снижение оценок при: а) нарушении последовательности в выполнении заданий; б) в случае, если ответ одного из заданий данного варианта записан под номером другого задания.

Задания части С Из стенограммы первого заседания конференции глав правительств СССР, США и Великобритании. «Рузвельт. …Я хочу заверить… собравшихся за этим столом членов настоящей конференции… в том, что мы все собрались здесь с одной целью, с целью выиграть войну как можно скорее. …Я думаю…, что три нации, объединившиеся в процессе нынешней войны, укрепят связи между собой и создадут предпосылки для тесного сотрудничества будущих поколений. Черчилль. Это – величайшая концентрация мировых сил, которая когда-либо была в истории человечества…

Сталин. …Я надеюсь, что мы примем все меры к тому, чтобы… использовать ту силу и власть, которые нам вручили наши народы… Рузвельт. …Переходя к более важному и более интересующему Советский Союз вопросу – операции через Канал, я хочу сказать, что мы составляли наши планы в течение последних полутора лет, но из-за недостатка тоннажа мы не смогли определить срока этой операции… Если мы будем проводить крупные десантные операции в Средиземном море, то экспедицию через Канал, возможно, придется отложить на 2 или 3 месяца. Поэтому мы хотели бы получить совет от наших советских коллег в этом вопросе… Мы очень хотели бы помочь Советскому Союзу и оттянуть часть германских войск с советского фронта».

С1. Назовите год и место проведения данной конференции. В ходе какой войны она проводилась? Может быть указано, что: - год – 1943 г.; - место – Тегеран; -война – Вторая мировая (часть которой – Великая Отечественная война) Приведены год, место проведения конференции и название войны – 2 балла Названы 2 любых элемента ответа – 1 балл Назван 1 любой элемент ответа ИЛИ все элементы ответа названы неверно – 0 баллов

С 2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех основных вопросов, обсуждавшихся на конференции. Могут быть указаны следующие вопросы, обсуждаемые на конференции: - о координации действий войск союзников - о сроках открытия «второго фронта» -о месте открытия «второго фронта» - о видах помощи со стороны США и Великобритании СССР, несущему основную тяжесть войны с фашистской Германией

- о возможном участии СССР в войне против Японии - о послевоенном сотрудничестве государств – членов антигитлеровской коалиции (в том числе о планах создания ООН) - о признании союзниками новых границ СССР, установленных после 1939 г. -«польский вопрос» Указаны 3 любых вопроса – 2 балла Указаны 2 любых вопроса – 1 балл Указан 1 любой вопрос ИЛИ все элементы ответа названы неверно– 0 баллов

С 3. Какие причины задержки намечаемой операции через Ла-Манш упомянул в своем выступлении Ф. Рузвельт? Какие причины можете дополнительно указать вы? Укажите всего не менее трех причин. Могут быть указаны следующие причины: упомянутые Ф. Рузвельтом - недостаток специальных судов (тоннажа) для высадки - планируемые операции в Средиземном море

указываемые дополнительно - хорошо укрепленный немцами берег в зоне предполагаемой высадки, опасения союзников понести большие потери при высадке - сложные погодные условия в зоне Канала - желание союзников дождаться максимального ослабления Германии в результате наступления советских войск - желание Черчилля осуществить высадку на Балканах, чтобы не допустить наступающие советские войска в Европу

- желание союзников достичь ослабления военной мощи СССР к моменту окончания войны Указаны 3 любых причины - 2 балла Указаны 2 любых причины - 1 балл Указана 1 любая причина ИЛИ все элементы ответа указаны неверно – 0 баллов

С 4. Укажите не менее двух задач внешней политики России в царствование Александра II. Приведите не менее трех примеров событий, относящихся к одной из указанных задач (обязательно указав, к какой задаче приводятся примеры). 1. Могут быть указаны следующие задачи внешней политики России в царствование Александра II: - усиление позиций России в Европе - решение Восточного вопроса (попытки решения Восточного вопроса)

- закрепление России в Средней Азии - усиление позиций на Дальнем Востоке 2. Могут быть приведены следующие примеры: - укрепление позиций России в Европе - участие России в русско-турецкой войне 1877–1878 гг. - подписание Сан-Стефанского мирного договора (1878 г.) -подписание Берлинского трактата (1878 г.) -- заключение Союза трех императоров (между Российской империей, Германией и Австро-Венгрией в 1873 г.) - начало оформления Тройственного союза (1878–1882 гг.)

Восточный вопрос во внешней политике России - участие России в Крымской войне (1853–1856 гг.) - заключение Парижского трактата (1856 г.) - отмена ограничительных статей Парижского трактата (на Лондонской конференции держав в 1871 г.) - завершение Кавказской войны - участие России в русско-турецкой войне (1877–1878 гг.)

- подписание Сан-Стефанского мирного договора (1878 г.) -подписание Берлинского трактата (1878 г.) закрепление России в Средней Азии поражение в войнах с Россией - Кокандского ханства - Хивинского ханства - Бухарского эмирата

усиление позиций России на Дальнем Востоке -заключение договора России с Японией (о «мире и дружбе» в 1855 г.) -заключение Пекинского договора России с Китаем (1860 г.) - подписание трактата России и Японии о разделе владений на Курильских островах и острове Сахалин (1875 г.)

Названы 2 задачи внешней политики России в царствование Александра II и приведены 3 примера событий с указанием, к какой задаче они относятся – 4 балла Названы 2 задачи и 1–2 примера с указанием, к какой задаче они относятся ИЛИ названы 1 задача и 2–3 примера с указанием, к какой задаче они относятся – 3 балла

Названы 2 задачи, примеры не указаны или не указано, к какой задаче относятся приведенные примеры ИЛИ названа 1 задача, приведен 1 пример с указанием, к какой задаче он относится – 2 балла Названа 1 задача, примеры не указаны или не указано, к какой задаче относятся приведенные примеры – 1 балл Задачи не названы или названы неверно – 0 баллов

С 5. Ниже приведены две из существующих точек зрения на период 1964–1982 гг.: 1. Период, когда руководителем СССР был Л.И. Брежнев, стал одним из самых спокойных, стабильных этапов развития СССР, был отмечен отсутствием экономических, социальных, политических потрясений.

2. Период 1964–1982 гг. был временем развития и проявления системного кризиса общества, «эпохой застоя», в итоге приведшей страну к изменению общественно-политической системы в СССР. Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.

Ученик может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен привести подтверждающие ее аргументы, например: При выборе первой точки зрения: - экономика СССР в 1970-е – первой половине 1980-х гг., развиваясь экстенсивно, все еще могла вовлечь в производство значительные материальные и трудовые ресурсы (строительство ряда крупных промышленных объектов, вложений в сельское хозяйство) - сказывались позитивные результаты экономической реформы 1965 г.

- делались попытки нового технического оснащения промышленности - использование природных богатств, вновь отrрытых нефтяных месторождений позволяло получать «нефтедоллары», создавало возможность обеспечения основных потребностей общества -существовали небольшие, но гарантированные зарплаты, пенсии, льготы, а также бесплатные образование и медицина -велось строительство бесплатного жилья для населения, происходило предоставление отдельных квартир для семей

- в обществе господствовала официальная концепция построения «развитого социализма», при котором решен национальный вопрос, создана единая общность – советский народ - во внешней политике был период разрядки напряженности международных отношений, снижение остроты в «холодной войне»

При выборе второй точки зрения: - к концу 1970-х гг. стали проявляться серьезные диспропорции в структуре промышленности -тяжелая промышленность, ВПК занимали приоритетные позиции, что обрекало на отставание все другие отрасли -возрастала доля ручного и малоквалифицированного труда в производстве - в сельском хозяйстве возрастало число убыточных хозяйств, зерно и мясо закупались за границей

- усиливалась власть партийного аппарата, его контроль над всеми сферами жизни общества, преследование инакомыслящих - развивалось диссидентское движение - роль КПСС как политического ядра общества была законодательно закреплена в Конституции СССР 1977 г. - с вводом войск СССР в Афганистан в 1979 г. закончился период разрядки напряженности международных отношений, начался новый этап гонки вооружений

Приведены 3 аргумента, подтверждающие выбранную точку зрения – 3 балла Приведены 2 аргумента – 2 балла Приведен 1 аргумент – 1 балл Все элементы ответа названы неверно – 0 баллов

С 6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. В 1598 г. Земским собором был избран на царство Борис Годунов. Новый царь зарекомендовал себя как талантливый государственный деятель. Он задумал целый ряд реформ, призванных обеспечить развитие России. Почему же самозванцу Лжедмитрию I удалось столь легко склонить на свою сторону широкие круги населения? Укажите не менее двух причин. Однако уже через год, в 1606 г., Лжедмитрий был убит. Какие особенности политики и поведения предопределили падение Лжедмитрия I? Назовите не менее трех особенностей.

1. Могут быть указаны причины легкой победы Лжедмитрия I: - Борис Годунов был царем, занявшим трон не по наследству, а путем выборов на Земском соборе - самозванцу Лжедмитрию I оказали поддержку различные слои общества, так как считали его законным наследником престола, «природным» царем - резкое ухудшение экономического положения в стране вызвало недовольство правлением Б. Годунова - низы общества надеялись получить от Лжедмитрия I облегчение своего положения, а служилые люди, казачество – привилегии

2. Могут быть названы особенности политики и поведения Лжедмитрия I: - отказавшись выполнять обещания, данные польскому королю и католической церкви, он лишился поддержки Речи Посполитой - самозванец не нашел опоры среди духовенства и дворянства - не получили ожидаемого многие служилые люди - особенно острыми были противоречия с московскими боярами во главе с В.И. Шуйским - своим поведением в быту Лжедмитрий I вызвал неприязнь у москвичей

Названы 2 причины легкой победы Лжедмитрия I и 3 особенности – 4 балла Названы 2 причины победы и 2 особенности ИЛИ названа 1 причина победы и 3 особенности – 3 балла Названы 2 причины победы и 1 особенность ИЛИ названа 1 причина победы и 2 особенности ИЛИ причины победы не названы, названы 3 особенности – 2 балла Названы 2 любых элемента ответа 1 – 1 балл Назван 1 любой элемент ответа, ИЛИ все элементы ответа названы неверно – 0 баллов

С 7. Сравните характерные черты развития советской культуры во второй половине 1920-х гг. и во второй половине 1930-х гг. (задачи, взаимоотношения творческой интеллигенции и власти, состояние системы образования и др.). Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что различным (не менее двух различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Общее ………………………………………………………… ……….

Различия … ………………….. ______________ ………………….. … ………………… …………………. ………………… _____________

Элементы ответа об общих характеристиках (С7.1) и элементы ответа о различиях (С7.2) оцениваются раздельно – в 2 балла. С7.1 В качестве общего могут быть названы: - следование лозунгу «Искусство – на службу народу!», развитие массовой культуры - активное пополнение творческой интеллигенции из рабоче-крестьянской среды, воспитание «рабочей интеллигенции» - борьба с неграмотностью - идеологический (партийный) контроль над искусством, существование цензуры - большая пропагандистская роль советского кинематографа

- преследования, социальные и правовые ограничения по отношению ко многим представителям интеллигенции - ограничение контактов с представителями зарубежной культуры - развитие национальных культур народов СССР Приведены 3 общие характеристики – 2 балла Приведены 1 – 2 общие характеристики – 1 балл Все общие характеристики названы неверно – 0 баллов

С7.2 Различия: Советская культура второй половины 1920-х гг. Советская культура второй половины 1930-х гг. - существование разнообразных художественных направлений, методов - установление единого художественного метода – социалистического реализма

- существование разных творческих групп, объединений, кружков - формирование единых творческих объединений – Союзов писателей и композиторов – - репрессии против представителей интеллигенции приобрели массовый характер - развитие в архитектуре стиля конструктивизма - «сталинский неоклассицизм» в архитектуре

-- установление всеобщего обязательного начального образования -- начало введения обязательного семилетнего образования - широкое использование экспериментального обучения в школе - возвращение в школу традиционных методов обучения и воспитания

- - значительный рост числа высших учебных заведений Названы 2 различия – 2 балла Названо 1 различие – 1 балл Все различия названы неверно – 0 баллов

Выполнение заданий ЕГЭ по части С Задание2008 г. (от макс. бал.) С158% С259% С353% С429,8% С51 балл – 32%. 2 балла – 21,6% С638,4%. На 4 балла – 7,4% С7С 7.1 – 44% С 7.2 – 51,8%

Не приступали к выполнению или пропустили задание 28% – С4, 34% – С6, 39% – С5. Примечательно, что многие выпускники пропустили именно то задание, где требовалась аргументация, выражение своей мысли, где меньше возможности для трафаретного ответа. Более половины выпускников даже не пытались выполнить задание С7 (на сравнение).