Современные технологии, методики чтения Тюленева Е.В., зав. библиотекой МБОУ ДПО «ЦНМО» г.Лысьва, 2013.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология формирования типа правильной читательской деятельности ( технология работы с текстом в начальной школе) Педсовет г. Атаманчук Н.В.
Advertisements

Бодрых О. Р., МАОУ гимназия 32 зам. директора по УВР О развитии читательских компетентностей на основе реализации ООП НОО ФГОС.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по литературному чтению.
Смысловое чтение Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
«Современный читатель: педагогические условия, способы, средства становления и развития» Региональная научно-практическая конференция 13 ноября 2015 г.
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» Д. Дидро Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия 86 Ассоциированная школа ЮНЕСКО.
« НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА » - школа новых образовательных стандартов.
Технология продуктивного чтения. «Изучение иностранного языка в основной школе направлено на достижение различных целей, а прежде всего на развитие иноязычной.
Формирование ИКТ- компетентности в условиях ФГОС.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Содержание и структура коммуникативных учебных действий во ФГОС НОО Лекция Н.М. Горленко.
Презентация выполнена зам.директора по учебной части, учителем начальных классов МБОУ «СОШ 1» г. Микунь Бакуриной Н.Л.
формирование компетенций языковой лингвистической коммуникативной культурологической компетентность коммуникативная компетенция это способность и реальная.
Апрель 2011 год ГОУ СОШ 183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга Скрыльникова Е.С., зам. директора по УВР.
Методическая система развивающего обучения математике в 1-4 классах Н. Б. ИСТОМИНА, доктор педагогических наук, профессор.
«Формирование универсальных учебных действий в основной школе»
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Начальное общее образование-первая ступень общего образования. В Российской Федерации начальное.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Универсальные учебные действия. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Транксрипт:

Современные технологии, методики чтения Тюленева Е.В., зав. библиотекой МБОУ ДПО «ЦНМО» г.Лысьва, 2013

уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования 11. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать(….) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

Выпускник научится … основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов Планируемые результаты начального общего образования

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста Смысловое (с-мыслью) чтение может стать основой формирования личности, создания своего образа на великих нравственных, культурных образцах

Смысловое чтение отличается от любого другого чтения (например, «ознакомительное» или «поиск информации») тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента художественного текста, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Требования ФГОС (метапредметные) Работа с текстом Ученик: - владеет элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретает опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы. - развивает читательские действия (поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование). - использует информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в различных ситуациях. - самостоятельно организует поиск информации, приобретет опыт критического отношения ней.

Приемы развития критического мышления средствами чтения и письма (РКМЧП) (И. О. Загашев) Технология предполагает формирование и развитие совокупности качеств и умений, определяющих высокий уровень исследовательской культуры читателя. Развитие критического мышления предполагает формирование базового отношения к миру, которое проявляется в вариативной, самостоятельной, осмысленной позиции человека. Приемы и методы, предлагаемые И. А. Загашевым, позволяют максимально активизировать умственную активность читателя, учат размышлять в процессе чтения, анализировать текст, ставить вопросы и искать на них ответы.

Техника быстрого чтения (О. А. Андреев и Л. Н. Хромов) Цель техники: быстрое чтение нетрадиционными методами с полным и качественным усвоением материала, освоение новых навыков умственной деятельности. Правила быстрого чтения: - читать без регрессий, артикуляций; - мысленно укладывать информацию в блоки интегрального алгоритма; - читать вертикальным движением глаз; - быть внимательным; понимать прочитанное в процессе чтения (выделять ключевые слова, смысловые опорные пункты); - использовать при чтении приемы запоминания; читать с переменной скоростью, помнить, что есть пять способов чтения; постоянно тренироваться, читать ежедневную норму текстов.

Технологии акмеологического чтения (В. А. и С. М. Бородины) Технология акмеологического чтения В. А. и С. М. Бородиных направлена на гармонизацию личностного мира чтения человека на уровне «акме» – вершине его развития. Технология акмеологического чтения помогает овладеть высокопродуктивными методами работы с разнообразной информацией; она реализуется на основе принципа интерактивности и использования многообразных форм индивидуального и диалогового обучения. Технология обеспечивает творческую свободу в освоении информации.

ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, ПОБУЖДАЮЩАЯ К ЧТЕНИЮ (Бураков Н.Б.) Николай Борисович Бураков – автор пособий по чтению, математике, каллиграфии и другим учебным предметам для дошкольников и младших школьников. Создатель обучающей системы «Образовательные технологии Буракова». Его технологии – это система игровых упражнений, со строгой последовательностью всех шагов обучения. Маленькие шаги доступны каждому ребенку и позволяют избежать пробелов в знаниях. Для занятий с детьми автором созданы комплекты рабочих тетрадей и папок.

Стратегиальный подход к обучению чтению (Н. Н. Сметанникова) Цель обучения чтению по технологии стратегиального подхода Н. Н. Сметанниковой – воспитание человека, который умел бы читать на протяжении всей жизни различные материалы на разных языках и по-разному, ставя перед собой различные цели; имеется в виду воспитание чтеца и читателя в одном лице. Предлагаемые ею стратегии обучения чтения – систематизированный план и программа действий и операций, осознанно и целенаправленно применяемые для управления обучением с целью улучшения его качества. Стратегии не равны алгоритму чтения, они допускают отклонения, варианты, тактики. Стратегии сгруппированы относительно ориентировочного этапа деятельности (предчтение, чтение, постчтение). Стратегиальный чтец, приступая к чтению, выстраивает план, направления своей деятельности, отвечает сам себе на четыре необходимых вопроса: какова цель моего чтения? какой текст я собираюсь читать? как я буду читать? как я буду проверять, контролировать, оценивать качество своего чтения?

Технология формирования информационно- логической, ораторской и коммуникативной культуры специалиста (ИНЛОККС) (И.В. Усачева) Технология системной связи чтения, письма, говорения, слушания. При следовании этой технологии важны отработка приемов понимания учебных научных текстов, уяснение логических знаний (давать определения, выводить следствия, обобщать, классифицировать информацию), овладение лингвистическими знаниями (владение родным, иностранным языками, умение выразить мысль своими словами, сжать и развернуть информацию с помощью символов, графически, умение работать со справочниками, словарями).

Информационно-ценностный подход в обучении чтению по технологии А.М. Кушнира Обучение чтению – вслед за взрослым. 1. Магнитофон озвучивает текст, учитель помогает детям следить за читаемым по книге. 2. Убыстрение темпа чтения при записи на магнитофон. 3. Чтение вслух вместе с диктором. 4. Самостоятельное чтение. Работа с текстом: 1. Подготовка к восприятию (слово учителя, вопросы –предположения по заголовку.) 2. Чтение - проверка предположений. 3. Проверка восприятия через серию вопросов..

Наталья Николаевна Светловская) Технология продуктивного чтения – формирование типа правильной читательской деятельности ( Наталья Николаевна Светловская) В образовательной системе «Школа 2100» существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности Технология: - применима самостоятельно вне урока - возрастосообразна и доступна - ориентирована на развитие личности читателя - развивает умение прогнозировать результаты чтения - способствует достижению понимания на уровне смысла

Методика развития творческого чтения художественной литературы (Ирина Ивановна Тихомирова) Технологии творческого чтения основаны на активном включении не только мыслительных, но и эмоциональных, способностей. Ее технологии предполагают разговор читателя с автором не только о смысле, фабуле текста, основной идеи произведения, но и о художественных особенностях, о восприятии Слова как искусства, о влиянии книги на читателя. Ее технологии – ближе всего к чтению как искусству.

Концепция школы понимания Татьяна Сергеевна Троицкая доктор педагогических наук, профессор МПГУ им. Ленина Подходы к анализу художественного текста с опорой на эвристическую модель художественного текста.

ЧТО ХОТЕЛ СКАЗАТЬ АВТОР? Смысл текста Текст Эвристическая модель художественного текста КАК? Форма текста ЧТО? Предметный ряд текста

Не мыслям надобно учить, а мыслить. Э. Кант