Учитель начальных классов МОУ-СОШ 33 Силаева Н.А.
Под техникой чтения понимается умение узнавать написанные буквы, правильно соотносить их со звуками и произносить их в указанном порядке в виде слогов, слов и предложений.
1. Чёткое произношение скороговорок, чистоговорок. 2. Заучивание стихотворений, детских потешек, считалок. 3. Чтение перевертышей (справа налево). 4. Обязательное использование занимательного материала при знакомстве с новым звуком и буквой. 5. Работа над загадками. 6. Чтение в темпе скороговорки 30 секунд.
Первая группа – логические упражнения. 1.Что общего в словах и чем они различаются? Мел – мель мал-мяч. 2. Назови одним словом: чиж, грач, сова, ласточка. 3. Какое слово лишнее и почему? Красивый, синий, красный, жёлтый. 4. Путем перестановки букв составь слово. у к л а кс н о а с 5. Составь новое слово, взяв у каждого второй слог. Змея, рама;пуговица, молоток, лава
Вторая группа – игры со словами. 1. загадки 2. ребусы 3. шарады 4. Закончи предложение: По утрам у Айболита лечат зубы: з б р е ы, у ы з б р. 5. Найди слово в слове: Кустарник Ярмарка Поднос
Игра Найди лишнее слово. Березацветы Осинаопушка Травадерево Портфельнож Вилкаложка Тарелкаблюдце Чашкакорова Использование этого приема помогает ученикам научиться читать целыми словами.
Фотоглаз: за отведенное время ученик должен сфотографировать столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нем данное слово. Например: урок перемена школа книга ручка учитель обучение город лес дорога красивый богатство автомобиль играть
Игра в прятки Ведущий начинает читать не сначала, а с любого места, называя только страницу, остальные должны найти это место в тексте и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.
Чтение Спринт. На максимальной скорости, читая про себя незнакомый текст, требуется найти ответы на вопросы. При этом нужно в процессе всего чтения плотно сжимать губы и зубы. Цель упражнения – тренировка в скорочтении.
Чтение текста в комфортном темпе в течение 5 минут (каждый ученик читает вполголоса – «жужжащее» чтение); «Жужжащее» чтение в комфортном темпе; (по команде учителя «медленно» темп замедляется; по команде «быстро» темп увеличивается до скороговорки. Ежеурочные пятиминутки чтения. «Успевай следить за учителем!» Чередование чтения вслух и про себя.
Медленное чтение. Групповое чтение. Чтение в паре с товарищем. Чтение перед сном. Чтение молча – это чтение «глазами». Чтение «пирамид» слов. Чтение с переходом на незнакомый текст. Чтение перевернутого «вверх ногами» текста. Чтение текста, в котором пропущены окончания.
Чтение текста через слово с попыткой уловить его смысл. Чтение текста с чередованием: одно слово – слева направо, одно слово – справа налево. Чтение текста, в котором присутствуют деформированные слова. Чтение текста с двукратным повторением каждого слова. Чтение текста хором вместе с учителем.
Комплексное упражнение, включающее в себя: многократное чтение отрывка текста + чтение того же отрывка в темпе скороговорки + выразительное чтение того же отрывка переходом на незнакомую часть текста. Чтение с убыстрением темпа. Чтение вслух «по цепочке». Комментированное чтение. Чтение предложенных слов с последующим распределением их по тематическим группам.
На материале текста: Поиск в тексте заданных слов. Поиск в тексте смысловых несуразностей. Чтение текста с последующей проверкой степени осознанности прочитанного по вопросам. Чтение текста с последующей тестовой проверкой степени осознанности прочитанного.
Многократное чтение Многократное прочтение одного предложения осуществляется в таком порядке: 1– й раз – медленное чтение с учителем, четкое проговаривание слогов; 2– й раз – повторное прочтение без учителя; 3 –й раз – плавное. Слитное чтение слов; 4– й раз – чтение в темпе разговорной речи; 5, 6, 7 раз – предложение перечитывается с поочередной постановкой логического ударения на каждом знаменательном слове; 8, 9, 10 – раз – темп чтения доводится до уровня скороговорки.
Выделяют пять этапов развития техники чтения: I – начальный (0-10 слов в минуту); II – развитие кратковременной памяти (10-50 слов в минуту); III – совершенствование внимания и расширение поля чтения (50-80 слов в минуту); IV – уверенное чтение адаптированных текстов ( слов в минуту); V- беглое чтение любых текстов (более 120 слов в минуту).
Виды деятельности детей, формирующие скорость чтения 1.Последовательное называние букв в тексте в течении 1 мин. 2.Последовательное называние звуков в тексте в течении 1 мин. 3.Печатание простых предложений. 4.Разовое считывание обобщенных буквенных знаков. 5.Быстрое считывание обобщенных буквенных знаков. 6.Последовательное удержание в зрительной памяти единиц внимания при чтении.
7.Последовательное удержание в слуховой памяти единиц внимания при чтении. 8.Последовательное и совмещенное удержание в зрительно-слуховой памяти единиц внимания при чтении. 9.Комбинирование групп буквенных знаков в " осмысленные " единицы речи. 10.Быстрое называние специально подобранных слогов. 11.Использование оперативной информации из памяти во время ускоренного чтения. 12.Чтение бессмысленного по содержанию текста.