Как в эволюции возникает новое поведение? К.В.Анохин Институт нормальной физиологии им. П.К.Анохина РАМН.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ П.К. АНОХИНА Подготовил студент 1 курса ДБХ -101 Полянских Антон.
Advertisements

Задачи урока: Познакомить учащихся с происхождением, развитием и основными положениями синтетической теории эволюции.
ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ. Курс «Возрастная физиология и психо- физиология» представляет собой совокупность естественно-научных знаний об.
Современные представления об эволюции органического мира.
Изменчивость. Наследственная изменчивость Мутационная изменчивость Роль в эволюции Примеры нормы генетических изменений Наследственная изменчивость Мутационная.
Научение Выполнила студентка НИЭПП факультета психологии группы П-83 Коровина Анастасия Александровна.
Специальность «Сестринское дело» Электронный учебный модуль информационного типа ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики. ПК 1.1.
Выполнила: Курочкина Дарья. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли.
МОДИФИКАЦИОННАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ. Объектом генетических исследований являются не только закономерности наследования признаков, но и различные проявления изменчивости.
ФИЗИОЛОГИЯ И ЭТОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ: Курс лекций Профессор В.И. Максимов (ФГБОУ ВПО МГАВМиБ им. К.И. Скрябина) Лекция 4 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПО ПРИНЦИПУ.
КСЕ. Природа мутаций и ее решение в современной генетике.
Чарльз Скотт Шеррингтон (27 ноября 1857, Лондон - 4 марта 1952, Истборн) – британский учёный в области физиологии и нейробиологии. Лауреат Нобелевской.

Подготовил презентацию обучающийся МБОУ СОШ 2 10 класса Торкин Дмитрий.
Физиология высшей нервной деятельности Физиологические механизмы условного рефлекса
Этология (от греч. ethos – обычаи, нрав, характер и… logos – учение) – наука, изучающая поведение животных в естественных условиях; уделяет преимущественное.
Учение об эволюции. Эволюционная теория. Микроэволюция. Макроэволюция.
Общая биология Закономерности изменчивости. Что изучает генетика? Что такое наследственность? Каким способом передаются наследственные признаки ?
Высшая нервная деятельность Поведение. Высшая нервная деятельность(ВНД) Деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая наиболее.
Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. Выполнил: Кочетков Данил 7 «Г».
Транксрипт:

Как в эволюции возникает новое поведение? К.В.Анохин Институт нормальной физиологии им. П.К.Анохина РАМН

NDC Area X FL NC Ai nXII NF Ov DM Uva DLM VIII RVG Ram syrinx spinal cord cochlear «НЕПЕВЧИЕ» ПТИЦЫ Система слуха и вокализации у птиц

HVC Area X FL NCM RA nXII Nif MMAN LMAN Ov DM Uva DLM VIII RVG Ram syrinx spinal cord cochlear ПЕВЧИЕ ПТИЦЫ Функциональная система пения у певчих птиц

ФИЗИОЛОГИЯ и ЭВОЛЮЦИЯ "В высшей степени вероятно … что новые возникающие рефлексы при сохранности одних и тех же условий жизни в ряде последовательных поколений непрерывно переходят в постоянные. Это было бы, таким образом, одним из постоянно действующих механизмов развития животного мира" И.П.Павлов, 1914

ФИЗИОЛОГИЯ и ЭВОЛЮЦИЯ "В высшей степени вероятно … что новые возникающие рефлексы при сохранности одних и тех же условий жизни в ряде последовательных поколений непрерывно переходят в постоянные. Это было бы, таким образом, одним из постоянно действующих механизмов развития животного мира" И.П.Павлов, 1914 "Если мы предположим, что какое- нибудь привычное действие становится наследственным, - а можно показать, что иногда так бывает на самом деле, - то сходство между тем, что было первоначально привычкой, и инстинктом становится близким." Ч. Дарвин, 1859

ФИЗИОЛОГИЯ и ЭВОЛЮЦИЯ Благоприобретенные в поведении признаки не наследуются! Неодарвинизм "Дарвинизм без наследования приобретенных признаков"

Теория системогенеза Возможен ли переход приобретаемого поведения в наследуемое БЕЗ НАСЛЕДОВАНИЯ ПРИОБРЕТЕННЫХ ПРИЗНАКОВ?

ТЕОРИЯ СИСТЕМОГЕНЕЗА Принципы системогенеза: 1. Гетерохронная закладка компоненетов функциональной системы 2. Фрагментация органов в развитии 3. Консолидация функциональных систем 4. Минимальное обеспечение функций (1937) (1949)

Что такое системогенез? Поскольку для изучения эволюционных закономерностей этот подход является новым, а совокупность процессов, подлежащих исследованию, иная, нежели это было принято в классической эволюционной морфологии, я предложил ввести понятие системогенеза (Анохин, 1943). В это понятие я вкладываю совокупность эмбриональных процессов, которые через посредство морфогенетических закономерностей созревания отдельных структурных элементов ведут к избирательным системным связям. Это избирательное созревание структур протекает независимо и от топографической близости субстратов. Конечным этапом такого последовательно развивающегося объединения всегда является та или иная функциональная система, обеспечивающая выживание данного новорожденного. П.К.Анохин (1949) "Системогенез, как общая закономерность эволюционнного процесса

Общая теория системогенеза (ОТСГ) Общая теория функциональныхсистем системогенеза Функциональные системы - комплексы анатомически распределенных нервных и периферических элементов, синхронная активность которых взаимосодействует достижению адаптивного результата целым организмом. Главный вопрос ОТСГ: Как возникают функциональные системы?

Схема места системогенеза в общем цикле эволюционного развития приспособительных функций новорожденного, удовлетворяющих требованиям его экологии П.К.Анохин, с. 108

Теория первичного системогенеза - механизмы формирования функциональных систем в индивидуальном развитии. Теория вторичного системогенеза - механизмы формирования новых функциональных систем за счет обучения и фенотипической пластичности. Теория эволюционного системогенеза - механизмы образования новых функциональных систем в эволюции. Общая теория системогенеза (ОТСГ) Три специальные теории системогенеза: Главный вопрос ОТСГ: Как возникают функциональные системы?

Эволюционный системогенез Механизм возникновения новых функциональных систем в эволюции : Генерация - происходит с помощью вторичного системогенеза. Фиксация - происходит за счет процессов генетической ассимиляции вторичных функциональных систем. Восппроизведение - происходит за счет механизмов первичного системогенеза Основные вопросы, решаемые специальными теориями системогенеза - вопросы о механизмах генерации, фиксации и воспроизведения функциональных систем в развитии, обучении и эволюции.

Механизмы системогенеза Первичный СГВторичный СГ Эволюционный СГ Генерация Гетерохронная закладка и созревание элементов Афферентный синтез, реверберация возбуждений Фиксация Консолидация системы, минимальное обеспечение функции Подкрепляющая роль результата, системная консолидация ? ?

Гипотеза механизмов возникновения новых функциональных систем в эволюции Генерация новых функциональных систем в эволюции происходит за счет процессов вторичного СГ. Генерация Следствие: Новые поведенческие функциональные системы вообще не возникают во время эволюционного процесса. Они возникают во время индивидуального обучения.

Генетическая ассимиляция функциональных систем У организмов с развитой нервной системой эволюция поведения происходит преимущественно путем перевода вторичных функциональных систем в первичные. или: … путем перевода синхронного системогенеза, экстренно возникающего в ответ на экологические задачи, в гетерохронный системогенез, с опережающим созреванием компонентов функциональной системы навстречу будущим экологическим условиям.

Гипотеза генетической ассимиляции функциональных систем К РАЗВИТИЕ К К П о к о л е н и я первичный системогенез вторичный системогенез СРЕДА А д а п т и в н ы й р е з у л ь т а т Ф С Естественный отбор

Генетическая ассимиляция фрагментов вторичной функциональной системы за счет внутрисистемной гетерохронии К К А д а п т и в н ы й р е з у л ь т а т Ассимиляция

Гипотеза эволюционной консолидации ПЕРВИЧНЫЙ СИСТЕМОГЕНЕЗ К ВТОРИЧНЫЙ СИСТЕМОГЕНЕЗ ЭВОЛЮЦИОННЫЙ СИСТЕМОГЕНЕЗ Естественный отбор гены

"Геномное возбуждение" нервных клеток при обучении Экспрессия "ранних" генов при обучении Происходит в нервных клетках Имеет распределенный системный характер Зависит от синхронизации больших групп клеток Приводит к долговременным изменениям функциональных свойств нейронов Необходима для фиксации нового адаптивного опыта

Двухфазный механизм регуляции экспрессии генов в нервных клетках при обучении РАССОГЛАСОВАНИЕ ПАМЯТЬ

Экспрессия гена c-fos в мозге цыпленка при импринтинге

Экспрессия гена c-fos в мозге цыпленка при импринтинге на искусственный и естественный объекты Экспрессия c-fos, относительные ед. таламо- фугальная текто- фугальная Зрительные проекции:Области пластичности при импринтинге Параольфакторная область: базальные ядра Гиппокамп и парагиппо- кампальная область

Гипотеза системогенетической ассимиляции ПЕРВИЧНЫЙ СИСТЕМОГЕНЕЗ К ВТОРИЧНЫЙ СИСТЕМОГЕНЕЗ гены Детализация гипотезы: Генетическая ассимиляция вторичных функциональных систем происходит путем эволюционной замены молекулярных сигналов, вызывающих экспрессию поздних генов в клетках системы при обучении, на прямые сигналы, индуцирующие экспрессию этих генов в развитии. Следствие: Гены, работающие как "поздние" при обучении становятся "ранними" (не требующими предварительной экспрессии других генов) в развитии.

Механизмы эволюционного возникновения функциональных систем поведения Вторичныйсистемогенез Первичныйсистемогенез Эволюционный системогенез Рис 40. Схема места системогенеза в общем цикле эволюционного развития приспособительных функций новорожденного, удовлетворяющих требованиям его экологии. (П.К.Анохин, с. 108)

ФИЗИОЛОГИЯ и ЭВОЛЮЦИЯ "В высшей степени вероятно … что новые возникающие рефлексы при сохранности одних и тех же условий жизни в ряде последовательных поколений непрерывно переходят в постоянные. Это было бы, таким образом, одним из постоянно действующих механизмов развития животного мира" И.П.Павлов, 1914 "Если мы предположим, что какое- нибудь привычное действие становится наследственным, - а можно показать, что иногда так бывает на самом деле, - то сходство между тем, что было первоначально привычкой, и инстинктом становится близким." Ч. Дарвин, 1859

Молекулярная пластичность развивающегося мозга: интерфейс между эволюцией, развитием и обучением "Не вызывает сомнений, что эволюционные изменения всегда начинаются с изменений генетических, которые, изменяя ход развития, реализуются в фенотипе." А.А.Нейфах (1986) ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ "Не изменения генотипа определяют эволюцию и ее направление. Наоборот, эволюция организма определяет изменение его генотипа." И.И.Шмальгаузен (1940) ЭПИГЕНЕТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ