ГУО Кемеровский ОПВЦ. Государственное учреждение образования Кемеровский областной психолого-валеологический центр.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КОНЦЕПЦИЯ развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2012 года Психолого-медико-педагогический совет.
Advertisements

Научно-методическое сопровождение введения ФГОС нового поколения Л.К. Фомичева, ректор Псковского областного института повышения квалификации работников.
Миссия МАОУ СОШ 5 – создание образовательного пространства, оптимального для формирования социально успешной личности обучающегося. Девиз школы: «Солнце.
Деятельность, направленная на реализацию новых идей и знаний в области образования с целью их практического использования для удовлетворения определённых.
«Управление процессом введения ФГОС ДО в дошкольном учреждении в рамках реализации управленческого проекта»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ 11 Московская область, г. Железнодорожный, ул. Колхозная, 9. телефон
О задачах деятельности муниципальных и школьных рабочих групп на учебный год. Дозморова Е.В.
1 Межмуниципальный информационно-методический центр – как средство развития системы методической работы в сфере образования Курганской области А.В. Шатных,
«Оценка результатов обучения ведущих консультантов и перспектив деятельности» Алексеева Анна Станиславовна, к.б.н., проректор по корпоративному обучению.
МБОУ Ерзовская СОШ Городищенского района Волгоградской области Организация работы экспериментальной площадки по теме: «Апробация технологий открытого образования.
Москва – Ханты-Мансийск, 10 – 13 декабря 2011 г. ПРОГРАММА проектно-образовательного семинара ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. «ПРОФИЛАКТИКА.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад компенсирующего вида 312 «Жемчужинка» Региональная стажировочная.
Муниципальное образовательное учреждение «Большетарховская общеобразовательная средняя школа» 2008/2009 учебный год.
Организация работы муниципальной базовой площадки и методическое сопровождение внедрения ФГОС основного общего образования в Приозерском районе МОУ ДОД.
Основные направления деятельности Центра развития профессионального образования Республики Татарстан (ЦРПО РТ) 2015 год А.В. Сидоренко, заведующий ЦРПО.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 6 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ.
Организационно- методические мероприятия на учебный год МОУ «Информационно-методический центр» уч. год.
Статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Основные понятия используемые в настоящем Федеральном законе Статья 2. Полномочия органов.
Программа школьного воспитания «ЗДОРОВЬЕ». Наименование программы Программа профилактики ассоциа- тивного поведения и пропаганды здорового образа жизни.
Психолого-педагогическoе обеспечение при реализации ФГОС ООО Директор МАОУ СОШ 5 Д.М.Буренкова.
Транксрипт:

ГУО Кемеровский ОПВЦ

Государственное учреждение образования Кемеровский областной психолого-валеологический центр

В системе образования Кемеровской области формирование здорового образа жизни – одно из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений. Данное направление приобрело еще большее значение в 2011 – 2012 учебном году в связи с реализацией национальной инициативы «Наша новая школа», в которой одной из основных задач современной школы является сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Экспериментальное, научно-теоретическое и информационно- методическое обеспечение практической здоровьесберегающей деятельности в системе образования Кузбасса является основным содержанием деятельности ГУО Кемеровский областной психолого- валеологический центр. Анализ работы КОПВЦ за учебный год позволяет сделать вывод о высоком уровне организации здоровьесберегающей деятельности. Данная деятельность (в целом в течение 16 лет) осуществляется сегодня в рамках среднесрочной региональной целевой программы «Развитие системы образования и повышение уровня потребности в образовании населения Кемеровской области на 2008 – 2011 г.г.» и в рамках программы «Формирование здорового и безопасного образа жизни детей, оказание психологической помощи обучающимся и воспитанникам образовательных учреждений, испытывающим трудности в развитии, адаптации, обучении и общении» на годы.

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения – приоритетное направление деятельности Администрации Кемеровской области. Создана здоровьесберегающая инфраструктура в системе образования, которая включает: 23 муниципальных ППМС-центра (МОУ для детей, нуждающихся в психолого- педагогической и медико-социальной помощи) 33 центра содействия укреплению здоровья обучающихся при образовательных учреждениях Здоровьесберегающая образовательная среда в системе образования Кемеровской области 70 образовательных учреждений, реализующих модель «Школа здоровья», и 415, использующих ее элементы

Государственное учреждение образования Кемеровский областной психолого-валеологический центр расположен по адресу: ул. Трофимова, д. 45, г. Кемерово, Кемеровская область, Российская Федерация. Работа Центра осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Кемеровской области. Деятельность ГУО КОПВЦ регламентируется её Уставом и локальными актами. Учредителем является Департамент образования и науки Кемеровской области. Директор ГУО КОПВЦ – Федоров Александр Иванович, телефоны: 8(3842) , 8(3842) Е-mail: сайт: kemvaleo.info

Структура контактов ГУО Кемеровский ОПВЦ Директор ГУО Кемеровский ОПВЦ – Федоров Александр Иванович, тел. 8(3842) , Заместитель директора по АХР ГУО Кемеровский ОПВЦ – Сенченко Галина Николаевн, тел. 8(3842) , Заведующая валеологическим отделом ГУО Кемеровский ОПВЦ – Працун Элина Валерьевна, тел. 8(3842) , Заведующая научно-методическим отделом ГУО Кемеровский ОПВЦ – Белоногова Елена Валентиновна, тел. 8(3842) , Заведующая психологическим отделом ГУО Кемеровский ОПВЦ - Афонина Светлана Владимировна, тел. 8(3842) ,

Созданный в 1996 году Кемеровский областной психолого-валеологический центр департамента образования и науки Кемеровской области выполняет ключевую роль в создании региональной модели здоровьесберегающего пространства в сфере образования. Основными задачами Центра являются: Обеспечение информационного сопровождения и научно- методического руководства муниципальными ППМС- центрами и центрами здоровья образовательных учреждений; Координация деятельности здоровьесберегающих и психологических служб и школ здоровья в системе образования; Проведение научных исследований по вопросам интегрального здоровья участников образовательного процесса; Формирование базы данных о состоянии здоровья обучающихся, воспитанников и педагогических работников; Разработка учебных, оздоровительных, диагностических, коррекционных и развивающих образовательных программ.

В соответствии с основными задачами деятельность ОПВЦ осуществляется по следующим направлениям: Экспертно-аналитическое направление Организационно-методическое направление Ювенальное направление Повышение квалификации Научно-методическое направление Учебно-методическое направление

Экспертно-аналитическое направление Аналитическая и экспертная деятельность КОПВЦ как организации, где трудятся высококвалифицированные специалисты в области психологии, валеологии, физиологии, педагогики и др., занимает значительное место в системе информационного и методического обеспечения здоровьесбережения в образовании Кузбасса. Специалистами Центра за прошедший учебный год были подготовлены аналитические справки и материалы для коллегий департамента образования и науки, а также для сайта ОПВЦ по сохранению и укреплению здоровья в системе образования области: Об итогах деятельности областных экспериментальных площадок по здоровьесберегающему направлению; О работе службы судебных психологов за 2011 год; Информация для УФСКН по Кемеровской области о развитии волонтерского движения и профилактического направления в Кузбассе; О профилактике суицидального поведения детей и подростков; О деятельности экспериментальных площадок для КРИПКиПРО; О мониторинге здоровья обучающихся и здоровьесберегающей деятельности ОУ; Отчет по результатам комплексного мониторинга наркоситуации в общеобразовательных учреждениях территорий Кемеровской области; Отчет по результатам пилотного комплексного мониторинга наркоситуации в учреждениях профессионального образования. Квартальные и годовой отчеты по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2012 году план действий по модернизации общего образования на годы.

Экспертно-аналитическое направление По запросу ДОиН и УФСН КО была осуществлена психологическая экспертиза различного рода продукции на предмет внедрения в образовательные учреждения области, а также экспертиза видеопродукции и материалов сайтов для молодежи на предмет пропаганды наркотиков, в том числе: профилактической продукции для обучающихся, воспитанников (плакаты, буклеты, календари, художественные и мультипликационные фильмы, видеоролики); методик и технологий профилактического содержания (диагностика, коррекция, просвещение); психологических и профилактических программ специалистов ОУ и ДОУ области; социальных и исследовательских проектов; материалов молодежных сайтов и групп в социальных сетях Интернета, популярных отечественных и зарубежных художественных фильмов. Также специалистами Центра была проведена валеологическая экспертиза: здоровьесберегающих программ образовательных учреждениях области по заявке. За анализируемый период было осуществлено рецензирование более 50-ти психологических и здоровьесберегающих программ, методических разработок, пособий педагогов и специалистов ОУ Кемеровской области. Специалисты ГУО Кемеровский ОПВЦ участвовали в работе жюри и экспертных групп областных и федеральных конкурсов, в составе экспертных и аттестационных комиссий: Областной олимпиады для старшеклассников «Здоровее поколение»; Регионального этапа Всероссийского конкурса «Педагог-психолог – 2012»; Областного конкурса волонтерских инициатив; Областного конкурса «Школа здоровья»; Областной детской научно-практической конференции для обучающихся «Первые шаги в науку о здоровье»; Всероссийского конкурса образовательных программ «Педагог здоровья – 2012»; Областной аттестации педагогов-психологов и социальных педагогов.

Экспертно-аналитическое направление Экспертно-аналитическая деятельность КОПВЦ позволила обобщить и систематизировать опыт Центра и образовательных учреждений Кемеровской области по разработке и внедрению здоровьесберегающих комплексных и специфических программ, выявить лучшие разработки в области наркопрофилактики и психолого-педагогического сопровождения для внедрения в образовательные учреждения области, осуществлять обмен передовым опытом по созданию комфортной и безопасной здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве Кузбасса.

Организационно-методическое направление В целях информационно-методического обеспечения деятельности руководителей, педагогов и специалистов ОУ по формированию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, а также для обмена опытом территорий, занимающихся вопросами здоровьесбережения, за учебный год специалистами КОПВЦ были организованы и проведены следующие мероприятия: Заседание регионального научно-методического совета по вопросам сохранения здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений по подготовке к конференции «Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика» и перспективы работы и требования оформления итогов деятельности областных экспериментальных площадок» (28 сентября 2011); Заседание регионального научно-методического совета по вопросам сохранения здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений Кемеровской области «Здоровьесберегающая деятельность образовательных учреждений в рамках модернизации образования» (21 декабря 2011); Заседание расширенного регионального научно-методического совета по вопросам сохранения здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений в рамках реализации экспериментальных проектов по здоровьесбережению (май 2012); Заседание городского координационного совета по вопросам сохранения здоровья обучающихся и воспитанников (декабрь 2012); Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика» (26-27 октября 2011);

Организационно-методическое направление Секция: «Научно-методическое сопровождения введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения: опыт, проблемы, перспективы» в рамках августовского педагогического совета работников образования Кемеровской области (21 августа 2012); Рабочее совещание руководителей ППМС-центров, руководителей территориальных методических объединений педагогов-психологов Кемеровской области «Текущие вопросы организации психолого-медико-педагогического сопровождения ВОП» (сентябрь 2011); Психологические гостиные по следующим темам: «Коррекция детско- родительских отношений в подростковом возрасте» (20 октября 2011); «Делинквентное поведение подростков» (17 ноября 2011); «Подростки против преступности» (15 декабря 2012); «Социализация воспитанников учреждений интернатного типа (УИТ)» (19 января 2012); «Работа с детьми с СДВГ (начальная школы)» (16 февраля 2012); «Работа педагога-психолога с педагогами» (15 марта 2012); «Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в начальной школе» (19 апреля 2012); «Устройство детей-сирот в приемную семью» (17 мая 2012); Областной семинар для педагогов-психологов и других специалистов ОУ «Синдром нарушения внимания с гиперактивностью. Психологическая помощь» (ноябрь 2011); Областной семинар в рамках реализации федерального проекта «Школьное питание» для специалистов муниципальной системы образования «Организационно-педагогические условия создания системы здорового питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений» (14 декабря 2012);

Организационно-методическое направление Областной семинар «Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС: организация проекта исследовательской деятельности обучающихся» (30 января 2012); Цикл областных обучающих семинаров по программе «Организация и проведение комплексного мониторинга наркоситуации в образовательной среде Кемеровской области» (октябрь 2011, декабрь 2011, февраль 2012); Областной семинар «Профилактика нарушений социального здоровья и проблем социальной адаптации личности в условиях перехода на ФГОС» (28 февраля 2012); Областной семинар-совещание «Факторы психологического здоровья обучающихся» (ноябрь 2011); Обучающий семинар по теме «Школьная служба примирения: основы медиации» (11-14 апреля 2012); Областной круглый стол по проблеме современных технологий разрешения конфликтов «Медиация как современная инновационная практика разрешения конфликтов» (14 июня 2012); Семинар для руководителей ППМС-центров по здоровьесберегающей тематике (30 августа 2012).

Организационно-методическое направление В результате организационно-методической деятельности специалистов ГУО КОПВЦ качественно изменилось содержание и результативность деятельности специалистов, занимающихся здоровьесберегающей деятельностью в образовательных учреждениях и муниципальных отделах управления образованием. Всероссийская конференция с международным участием «Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика» (26-27 октября 2011)

Организационно-методическое направление Для педагогов-психологов областных и губернаторских образовательных учреждений была организована работа ежемесячного методического объединения, созданного в 2008 году связи с необходимостью выработки общих концептуальных, методических и организационных подходов к осуществлению психолого-педагогического сопровождения в образовательных учреждениях, подведомственных департаменту образования и науки, а также с целью повышения практической компетентности педагогов-психологов данных учреждений. Организация дополнительной подготовки для педагогов-психологов в форме семинаров и заседаний методического объединения помогла многим из них аттестоваться на высшую квалификационную категорию, разработать собственные коррекционные и развивающие программы, достойно принять участие в региональном этапе Всероссийского конкурса «Педагог-психолог года», опубликовать свой опыт в областных и центральных изданиях.

Организационно-методическое направление Согласно программе «Формирование здорового и безопасного образа жизни детей, оказание психологической помощи обучающимся и воспитанникам образовательных учреждений, испытывающим трудности в развитии, адаптации, обучении и общении» на годы специалистами ГУО Кемеровский ОПВЦ были организованы и проведены мероприятия, способствующие сохранению и укреплению здоровья всех субъектов образовательного процесса: Областная олимпиада «Здоровое поколение» для старшеклассников образовательных учреждений Кемеровской области (29 марта 2012); Всекузбасский «День здоровья» в образовательных учреждениях области, посвящённый Всемирному Дню здоровья (7 апреля); Всероссийский и областной конкурс программ и методических разработок «Школа здоровья» (май-сентябрь 2012); II областная конференция детских научно-исследовательских работ «Первые шаги в науку о здоровье» в рамках Всекузбасского «Дня здоровья» (9 апреля 2012); Областная акция «Мир без наркотиков» (26 июня 2012); Областная акция «Родительский урок» (14-28 февраля 2012); Областная акция «Классный час» (24 октября 2011); Размещение статей о системе здоровьесберегающей деятельности в Кемеровской области в сборниках Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика», VII сибирский съезд физиологов; Издание тематического номера журнала «Здоровьесберегающее образование» обобщающего опыт Кемеровской области по вопросам сохранения и укрепления здоровья всех субъектов воспитательно-образовательного процесса ( 7-8 (19-20) 2011). В течение данного учебного года КОПВЦ разработаны и переработаны положения: - о «Психологической гостиной»; - об олимпиаде для старшеклассников «Здоровое поколение»; - об Областной детской научно-практической конференции «Первые шаги в науку о здоровье»; - об Областном конкурсе «Школа здоровья»; - о VIII областном конкурсе волонтерских инициатив; - об Областном слете волонтерских отрядов, посвященном Международному дню борьбы с наркомафией и наркобизнесом; - о Комплексном здоровьесберегающем и психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса в условиях реализации ФГОС общего образования в системе образования Кемеровской области; - об Областном объединении волонтерских подростково-молодежных отрядов «Альфа Кузбасса».

Областная олимпиада «Здоровое поколение» для старшеклассников образовательных учреждений Кемеровской области Областная детская конференция научно- исследовательских работ «Первые шаги в науку о здоровье» Повышение уровня и значимости здоровьесберегающего образования обучающихся, оптимизация мотивации и популяризация здорового образа жизни. Региональные конкурсы Всероссийский и областной конкурс программ и методических разработок «Школа здоровья» Развитие творческой деятельности педагогических работников по обновлению содержания образования, рост профессионального мастерства по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений. Областной слет волонтерских команд Пропаганда здорового образа жизни и профилактика употребления психоактивных веществ среди детей и подростков.

Организационно-методическое направление В течение данного учебного года ГУО КОПВЦ принимал участие в организации здоровьесберегающей работы центров в территориях области по муниципальным программам «Образование и здоровье». В результате работы с территориями были обновлены списки муниципальных ППМС- центров и центров содействия укреплению здоровья образовательных учреждений. На базе Центра были организованы стажировки для специалистов разного профиля территориальных ППМС-центров и центров содействия укреплению здоровья (стажировку прошли более 160 специалистов из различных территорий). Были организованы: Цикл обучающих семинаров по концепции, методологии и технологии проведения комплексного мониторинга наркоситуации в общеобразовательных учреждениях (октябрь 2011 – февраль 2012); Курсы повышения квалификации педагогов-психологов системы образования «Социально-психологическое сопровождение несовершеннолетних в процессе уголовного судопроизводства» (23-27 января 2012); Обучающий семинар базового уровня по использовании технологии медиации в работе школьных служб примирения (11-15 апреля 2012). Все это способствовало повышению уровня здоровьесберегающей компетентности педагогов, специалистов и руководителей ОУ, и научно-методической подготовки.

Организационно-методическое направление За анализируемый период КОПВЦ активно принимал участие в мероприятиях федерального уровня, которые выразилось в разных формах: Очное и заочное участие в совещаниях и конференциях всероссийского и международного уровней: Очное участие с выступлениями, публикациями, ведением секций и круглых столов во Всероссийской научно-практическая конференции с международным участием «Здоровье- сберегающая деятельность в системе образования: теория и практика» (октябрь 2011, Кемерово); Очное участие в Межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы системы профилактики употребления психоактивных веществ в молодежной среде» (г. Новосибирск); Очное участие с докладами в VII сибирский съезде физиологов (июнь 2012, Красноярск); Очное участие с презентацией в Межрегиональном семинаре-совещании, посвященном вопросам организации работы волонтерского антинаркотического движения обучающейся молодежи образовательных учреждений всех типов и видов (апрель 2012, Москва); Очное участие с постерным докладом в 6-й Европейская конференции по позитивной психологии (июнь 2012, Москва); Очное участие с публикацией во Всероссийской конференции по роли педагога в образовании (апрель 2012, Кемерово). Специалисты ОПВЦ принимали участие, в том числе с вступлениями, в информационно- методических мероприятиях областного уровня: В областном круглом столе по проблеме современных технологий разрешения конфликтов «Медиация как современная инновационная практика разрешения конфликтов» (14 июня 2012); VIII областной научно-практической конференции «Здоровье и образование» (26 апреля 2012); В областном круглом столе по организации и проведению наркопрофилактической работы в системе образования области.

Организационно-методическое направление Необходимым условием контроля и оценки ситуации по профилактике ПАВ в образовательных учреждениях является проведение комплексного мониторинга наркоситуации в учреждениях общего и профессионального (начального, среднего и высшего) образования. В отчетном году наркомониторингом были охвачены от 80% до 100% общеобразовательных учреждений в 17 муниципальных образованиях Кузбасса, в общей сложности было обследовано более учащихся 1(2), 8(9) и 10(11) классов с целью выявления психологических, социальных и психофизиологических факторов риска вовлечения в наркотизацию. Кроме того, в учебном году ГУО КОПВЦ продолжил активное сотрудничество со СМИ по пропаганде ЗОЖ. Это выступления на радио и телевидении по проблемам наркопрофилактики, психологического сопровождения, здоровья ребенка и семьи, а также интервью журналистам, в том числе: Круглые столы и горячие линии газеты «Комсомольская правда в Кузбассе»; Прямой эфир на Радио Кузбасс; Передачи «Включайся» на СТС-Кузбасс по различным вопросам воспитания и обучения психологически здорового ребенка (3). Данная деятельность позволяет не только активно пропагандировать идеи культуры здоровья и здорового образа жизни среди специалистов других ведомств и представителей общественности, но и предоставлять содержательную информацию о работе специалистов КОПВЦ по сохранению здоровья всех участников образовательного процесса. Результатом является все более частое привлечение специалистов Центра к различного рода экспертизам, в том числе федерального уровня, участию в радиопередачах, форумах регионального и федерального уровня, выступлению перед педагогической общественностью области.

Организационно-методическое направление Продолжено организационно-методическое сопровождение деятельности Областного объединения подростково-молодежного волонтерского объединения «Альфа-Кузбасса». Организованы и проведены: -Межрегиональный форум волонтеров, занимающихся вопросами наркопрофилактики и пропагандой здорового образа жизни (ноябрь 2011); - Региональный форум волонтеров «Пропаганда здорового образа жизни среди дошкольников и младших школьников» (февраль 2012); - Профильная волонтерская смена (13-19 апреля 2012) в Областном детском оздоровительно-образовательном центре «Сибирская сказка»; - Областной конкурс инициатив волонтеров в сфере профилактики наркомании (май-июнь 2012); -VIII областной слёт волонтёрских команд «Мир без наркотиков» (июнь 2012). Проведенный в течение учебного года анализ показал, что в настоящее время в Кузбассе работают 24 муниципальных подростково-молодежных волонтерских объединения. На базе образовательных учреждений занимаются профилактической деятельностью со сверстниками более 400 волонтерских команд. А всего активными участниками данного движения являются около обучающихся. Команды-активисты волонтерского движения ежегодно награждаются ценными подарками, которые позволят им улучшить и разнообразить свою деятельность. Для эффективной деятельности «Альфа Кузбасса» при финансовой поддержке УФСН по КО были приобретены музыкальная, компьютерная и оргтехника, сценическое оборудование, видеокамера, осуществляется поддержка сайта.

Организационно-методическое направление Все вышеизложенное позволяет констатировать, что в системе образования Кемеровской области создана система условий для развития профилактической деятельности подростковых волонтерских объединений, включающая: методическое, материальное и информационное обеспечение; практическую и теоретическую подготовку волонтеров; психологическую поддержку и супервизию; социальную поддержку различных структур; самопомощь волонтеров друг другу. Таким образом, можно отметить, что организационно- методическая деятельность ГУО КОПВЦ позволяет методически обеспечивать и координировать деятельность многоуровневой здоровьесберегающей инфраструктуры в системе образования Кемеровской области, внедрение передовых технологий по сохранению и укреплению интегрального здоровья участников образовательного процесса, грамотно пропагандировать культуру здоровья и ЗОЖ среди общественности.

Учебно-методическое направление Для решения одной из основных задач деятельности ОПВЦ – оказания методической помощи работникам образования в создании здоровьесберегающей среды в ОУ – осуществлялось консультирование педагогов, психологов, управленцев и других специалистов образовательных учреждений по различным вопросам: психолого-педагогическое сопровождение ФГОС; организация деятельности центров содействия укреплению здоровья; планирование деятельности специалистов центров содействия укреплению здоровья; составление и оформление образовательных здоровьесберегающих программ; организация и проведение мониторинга здоровья; работа с автоматизированными диагностическими программами, базами; психолого-педагогическое сопровождение; психологический мониторинг; наркопрофилактика и мониторинг наркоситуации; составление и оформления образовательных и коррекционно- развивающих программ; психология управления ОУ; планирование и проведение психологических исследований, оформление материалов опытно-исследовательской деятельности; методология оценки эффективности здоровьесберегающей деятельности ОУ и др.

Учебно-методическое направление Кроме того, в течение года были проведены: Обучающий семинар для специалистов системы образования по подготовке материалов на конкурсы по здоровьесберегающей тематике. Областной семинар по методологии опытно-экспериментальных исследований в системе образования; По методологии и технологии психологического мониторинга в рамках областного эксперимента по школьному питанию – для педагогов-психологов г. Кемерово (3).

Учебно-методическое направление Подготовка методических рекомендаций по технологии комплексного многоуровневого мониторинга наркоситуации в системе образования Кузбасса. Подготовка материалов и составление учебно-методических пособий комплекса «ОНТОГЕНЕЗ. АДАПТАЦИЯ. ЗДОРОВЬЕ. ОБРАЗОВАНИЕ», работа с РИК КРИПКиПРО по редактированию пособий для издания. Участие в подготовке и переподготовке психологов и специалистов для системы образования в форме лекционной, семинарской и тренинговой работы (на базе КРИПКиПРО, ЦПК, ЦДиК г. Кемерово). Проведение лекций и бесед профилактического и здоровьесберегающего содержания для педагогов, специалистов ОУ, выступления на родительских собраниях (всего –2). Проведение выездных информационных и обучающих занятий с педагогами и специалистами ОУ по проблеме диагностики и формирования психологического и социального здоровья обучающихся в рамках областных исследовательских сетевых проектов. Подготовка и публикация книг, статей и тезисов по различным аспектам здоровьесбережения: - ОНТОГЕНЕЗ. АДАПТАЦИЯ. ЗДОРОВЬЕ. ОБРАЗОВАНИЕ: учебно-методический комплекс. Книга I. Здоровьесберегающие аспекты дошкольного и на­чального общего образования : учебно-методическое пособие /ред. коллегия : Э.М. Казин, О.Г. Красношлыкова, Е.В. Белоногова и др.; отв. ред. Э. М. Казин. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, – 500 с. - ОНТОГЕНЕЗ. АДАПТАЦИЯ. ЗДОРОВЬЕ. ОБРАЗОВАНИЕ: учебно-методический комплекс. Книга II. Психолого- физиологические и социально-педагогические подходы к формированию здоровьесберегающей среды в основной и средней школе: учебно-методическое пособие / ред. коллегия: Н.Э. Касаткина, О.Г. Красношлыкова, А.И. Фёдоров и др.; отв. ред. Э. М. Казин. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, с. - ОНТОГЕНЕЗ. АДАПТАЦИЯ. ЗДОРОВЬЕ. ОБРАЗОВАНИЕ: учебно-методический комплекс. Книга III. Адаптация и здоровье студентов: учебно-методическое пособие / ред. коллегия: Е.Л. Руднева, Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина и др.; отв. ред. Э.М. Казин. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, – 627 с. - Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учебное пособие / под научной редакцией Э. М. Казина; ред. коллегия: Н.Э. Касаткина, Е.Л. Руднева, О.Г. Красношлыкова и др. – 2-е изд., доп. и перераб. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, – 355 с. - в сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика», Кемерово (13 статей); - Журнал Валеология 2012, 2 (2 статьи); - Учитель Кузбасса, Научно-методический журнал, 3, 2011(18), Изд-во КРИПКиПРО (3 статьи); - Журнал «Здоровьесберегающее образование», 7-8 (49-20) 2011, Москва, (4 статьи); - Сборник VII сибирского съезда физиологов, г. Красноярск (7 статей) и др.

Учебно-методическое направление Таким образом, мероприятия, проведенные специалистами ГУО КОПВЦ по учебно-методическому направлению, способствовали повышению уровня компетентности руководителей, специалистов и педагогов различных образовательных учреждений в организации и реализации здоровьесберегающего и психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, включая наркопрофилактическую работу, и внедрении здоровьесберегающих технологий (организационно- управленческих, образовательных, оздоровительных, коррекционных, развивающих, профилактических). С 2002 года на базе ГУО ОПВЦ работает «Общественная детская приемная» по проблемам детей и подростков, связанных с трудностями в их развитии, здоровье, семейном воспитании, школьной и социально-психологической адаптации, а также – оказавшихся в сложной жизненной ситуации. В учебном году было зарегистрировано свыше 500 обращений граждан г.г. Кемерово и Березовский, р-нов Кемеровского и Топкинского, проведено более 200 очных консультаций с детьми, их родителями (законными представителями) и родственниками.

Научно-методическое направление Основными результатами экспериментальной деятельности площадок здоровьесберегающего направления, осуществляемой под научным и методическим руководством ГУО КОПВЦ, можно считать следующие: Концептуально-методологические – сформулирована и эмпирически проверена концепция целостного подхода к здоровью личности как системному интегральному образованию, определено понимание школьной адаптации как сложной многоуровневой системы, разработаны и апробированы критерии и инструментарий оценки здоровьесберегающего потенциала образовательной среды, доработана и апробирована система комплексного мониторинга индивидуального здоровья обучающихся и воспитанников. Методические – разработаны и апробированы программы и методические разработки по различным аспектам здоровьесберегающего и психолого- педагогического сопровождения, первичной наркопрофилактики, валеологического просвещения и обучения, разработана и апробирована нормативно-правовая база для осуществления психолого-педагогического и здоровьесберегающего сопровождения малого города. Организационно-практические – внедрены в деятельность образовательных учреждений здоровьесберегающие программы коррекционной, развивающей, оздоровительной, профилактической и образовательной направленности, социально-психологической адаптации обучающихся и воспитанников, а также программы здоровьесберегающей работы с родителями и педагогами.

Научно-методическое направление Организационно-управленческие – разработаны, апробированы и внедрены в практику образования модели здоровьесберегающего сопровождения на различных уровнях системы образования, а также – муниципальные модели межведомственного взаимодействия по созданию здоровьесберегающего образовательного пространства на уровне города. Инструментально-диагностические – адаптированы, апробированы и стандартизированы некоторые диагностические методики, вычислены среднестатистические возрастные популяционные нормативы показателей психофизиологического статуса школьников, апробированы диагностические компьютерные программы оценки функционального состояния АКБАРС. Эмпирические – выявлена позитивная динамика основных показателей интегрального здоровья, развития и адаптации обучающихся и воспитанников, позволяющая говорить об определенной эффективности внедрения здоровьесберегающих инноваций в деятельность образовательных учреждений (определялась по когнитивному, мотивационно-волевому, инструментально- деятельностному, эмоциональному и адаптивно-ресурсному критериям). Участие в экспериментальной деятельности позитивно отразилось на количественных и качественных характеристиках кадрового потенциала, задействованного в создании здоровьесберегающей среды, повысилась профессиональная и индивидуальная валеологическая компетентность педагогов, возникла определенная интеграция администрации, педагогов и специалистов образовательных учреждений в достижении целей сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса.

Научно-методическое направление Экспериментальная деятельность получила свое развитие через открытие новых 6 экспериментальных сетевых проектов (охвативших 36 образовательных учреждений всех видов и типов) на период 2011 – 2012 годы по разработке инновационных подходов, направленных на формирование здорового образа жизни среди обучающихся и воспитанников, внедрение в образовательных учреждениях индивидуального комплексного «Паспорта здоровья» обучающихся и воспитанников. Специалистами ОПВЦ в течение года осуществлялось организационно-методическое сопровождение деятельности областных экспериментальных площадок в рамках здоровьесберегающего направления, в том числе: Организация научно-методического консультирования руководителей и специалистов площадок по составлению итоговых отчетов; Анализ и обобщение результатов экспериментальной деятельности по итоговым отчетам площадок; Подготовка справки к коллегии по итогам экспериментальной деятельности площадок; Организация и осуществление деятельности рабочей группы по открытию новых экспериментальных площадок; Организация деятельности регионального научно-методического совета по реализации здоровьесберегающего направления в сфере образования; Организация и проведение совещаний и семинаров по сетевому проекту «Факторы психологического здоровья обучающихся» и других. Научное руководство исследовательской работы на областных экспериментальных площадках в территориях; Методический семинар по оформлению результатов эксперимента для руководителей областных экспериментальных площадок; Сбор результатов деятельности экспериментальных площадок по здоровьесберегающему направлению (база показателей здоровья и развития учащихся).

Научно-методическое направление С целью оптимизации научно-методического сопровождения экспериментальной деятельности областных площадок специалистами рабочей группы при Региональном научно-методическом совете, созданном при ГУО КОПВЦ, были разработаны: единые технологии планирования, организации, контроля, анализа результатов экспериментального исследования, включающие формы паспорта, промежуточного и итогового отчета экспериментальной площадки; система экспертизы экспериментальной деятельности, включающая единые для всех площадок схемы мониторинга здоровья и здоровьесберегающей деятельности, критерии и инструментарий оценки здоровьесберегающей среды в ОУ; система научно-методической работы с площадками, включающая различные формы работы (семинары, конференции, кустовые совещания, консультации, «дни открытых дверей» площадок).

Научно-методическое направление Кроме того, в рамках научно-методического направления в течение года осуществлялось: 1. Научное руководство сетевым исследовательским проектом «Возрастные, гендерные, физиологические и социально-педагогические факторы психологического здоровья обучающихся и воспитанников», в том числе научное и методическое консультирование по вопросам: составление и реализация программ исследований в рамках тем заданий на текущий год, составление и заполнение электронных баз данных каждой площадки; обработка и анализ результатов; составление отчетов; презентация промежуточных результатов на муниципальном, региональном, федеральном, международном уровнях. 2. Научное руководство площадкой «Формирование социального здоровья и здорового образа жизни школьников через систему школьных детско-юношеских объединений» в составе областного сетевого проекта: содействие в разработке концепции и программы исследования; научно-методическое консультирование; обучающие и проектные семинары для педагогов; экспертиза проектов в рамках задания площадки; презентация промежуточных результатов на муниципальном, региональном, федеральном, уровнях.

Научно-методическое направление 3. Научно-методическое обеспечение комплексного областного мониторинга наркоситуации в общеобразовательном пространстве 17-ти муниципальных территорий: уточнение концепции, программы и технологии исследования; коррекция психодиагностического инструментария; разработка и составление методических рекомендаций по анализу данных; разработка электронной базы данных; обучение специалистов, в т.ч. методам математического анализа и статистической обработки результатов; анализ и обобщение первичных результатов. 4. Апробация и внедрение исследовательских методик и технологий: комплексного мониторинга наркоситуации в общеобразовательных учреждениях (по запросу ДОиН и УФСН КО); комплексного мониторинга наркоситуации в учреждениях профессионального образования (по запросу зам. Губернатора КО); психодиагностической программы для отбора поступающих в Губернаторские образовательные учреждения (КОШМ, КК МЧС, КОШЖД). Все это позволило значительно повысить методический уровень опытно-исследовательской работы ОУ по различным аспектам здоровьесберегающей деятельности, а также – получить интересные с научной точки зрения результаты и обобщить их.

Научно-методическое направление Результаты и выводы экспериментальной деятельности нашли свое отражение в 7 начатых диссертационных исследованиях, а также в 1 докторской и 2 кандидатских диссертациях, которые к настоящему времени успешно защищены. На основе результатов научно-исследовательской деятельности специалистов ГУО КОПВЦ и экспериментальных площадок под их руководством в анализируемом учебном году издано учебное пособие «Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика», получившее диплом на Всероссийском конкурсе. Кроме того, научный руководитель направления Казин Э.М. подготовил и издал учебно-методический комплекс для различных ступеней образования «ОНТОГЕНЕЗ. ЗДОРОВЬЕ. ОБРАЗОВАНИЕ» (состоящий из 3 книг).

Научно-методическое направление Научно-методическая деятельность ГУО КОПВЦ позволила обобщить и верифицировать с точки зрения научной достоверности практический опыт внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях различного вида и типа, разработать методические рекомендации и в дальнейшем совершенствовать процесс валеологизации современного образования с позиций реализации ФГОС.

Социально-психологическое сопровождение несовершеннолетних в процессе уголовного судопроизводства В соответствии с распоряжением Администрации Кемеровской области при Кемеровском областном психолого-валеологическом центре работает Служба психологов, участвующих в уголовном судопроизводстве в отношении несовершеннолетних. Работая в режиме многолетнего эксперимента, педагоги- психологи осуществляют социально-психологическое сопровождение несовершеннолетних в четырех судах первой инстанции (суды Заводского и Кировского районов г. Кемерово, Кемеровского и Топкинского районов). В результате работы Службы судебных психологов в территориях проведения эксперимента произошли изменения в структуре выносимых судебных решений по делам данной категории граждан: на 10% по сравнению с 2005 г. уменьшилось количество несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, и на 6,5% увеличилось число уголовных дел, закрытых в суде за примирением сторон. Уже с 2006 года судьи применительно к несовершеннолетним стали шире использовать возможность наказания через назначение исправительных работ (11,9% в Кировском суде г. Кемерово) и исправительных работ условно (21,4% в суде Кемеровского района). В 2009 году на базе данной службы был выигран грант Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и реализован двухгодичный проект «Социально-психологическое сопровождение несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом».

Социально-психологическое сопровождение несовершеннолетних в процессе уголовного судопроизводства В 2011 г. продолжена работа по социально-психологическому сопровождению несовершеннолетних в процессе уголовного судопроизводства в территориях эксперимента. Педагоги-психологи, участвующие в уголовном судопроизводстве в отношении несовершеннолетних только за 2011 год: - присутствовали на допросах и других следственных действиях с участием несовершеннолетних (406 следственных действий), включая работу с несовершеннолетними свидетелями и потерпевшими; - знакомились с материалами уголовных дел (113 дела); - проводили (по постановлению следователей, суда, заявке адвокатов) экспериментально-психологическое исследование 135 несовершеннолетних правонарушителей, включающее: анализ условий развития, воспитания и обучения несовершеннолетних, анализ внутрисемейных взаимоотношений, психологическое исследование личности несовершеннолетних; - составили для суда заключения по результатам исследования (на 135 человек); - консультировали подростков, их родителей (законных представителей), работников судебно-правоохранительной системы, адвокатов (431 консультация); - готовили рекомендации суду, комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав по возможности исправления несовершеннолетнего путем применения к нему кроме условного лишения свободы, дополнительных обязанностей (пп. 4, 5 ст.73 УК РФ) и мер по социализации и реабилитации, способствующих его исправлению; - принимали участие в судебных заседаниях (183 заседания), - по ходатайству суда работали по гражданскому судопроизводству (9 дел).

Социально-психологическое сопровождение несовершеннолетних в процессе уголовного судопроизводства Внедряемая специалистами ГУОЛ КОПВЦ модель социально- психологического сопровождения несовершеннолетних в процессе уголовного судопроизводства положительно оценена судебно- правоохранительными органами Кемеровской области. Решая проблему недостаточного взаимодействия специалистов разных ведомств по предупреждению подростковой преступности, Службой судебных психологов: - установлены взаимоотношения с инспекторами уголовно- исполнительных инспекций системы исполнения наказания, подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН) органов внутренних дел, со специалистами комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) территорий, наркологическим диспансером – по организации профилактической работы с подростками, находящимися на условном сроке, в целях предупреждения повторных правонарушений; - составлена технологическая карта по межведомственному социально- психологическому сопровождению несовершеннолетнего в процессе уголовного судопроизводства; - организована преемственность социально-психологического сопровождения несовершеннолетних правонарушителей между правоохранительными органами, службой судебных психологов (находится в ведении департамента образования и науки), судом, системой исполнения наказания, КДН и ЗП, ПДН.

Повышение квалификации В Центре работают 30 специалистов разного профиля, среди них ученых: доктор биологических наук, кандидат психологических наук, кандидат педагогических наук, четыре кандидата биологических наук, два аспиранта. За отчетный период повысили свою квалификацию следующие специалисты: 1. Сереброва Е.Н. и Ананьева Е.В. аттестовались на высшую категорию, Павлова А.Ю. и Михайлова В.Г. – на первую категорию; 2. Блинова Н.Г. прошла предзащиту докторской диссертации; 3. Заведующие отделами приняли участие в обучающих семинарах ведущих специалистов в области психологии и психотерапии, в том числе: -Оказание комплексного психолого-педагогического сопровождения и медико-социального сопровождения несовершеннолетним (Новосибирск); -Лекции, семинары и мастер-классы в рамках 6 Европейской конференции по позитивной психологии (Москва); -Интенсивная психотерапевтическая жизнь А.Алексейчика (Кемерово); -Основы медиации: Школьные службы примирения (Кемерово); -Внедрение ФГОС в образовательные учреждения Кемеровской области. Перечисленные мероприятия позволяют поднять на новый уровень работу по формированию здорового образа жизни и культуры здоровья, повысить уровень компетентности всех участников образовательного процесса по вопросам здоровья, а также – формированию мотивации к здоровому образу жизни.

Перспективы развития учреждения Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования является одним из ключевых элементов модернизации российской школы, базовые параметры которой были определены в Послании Президента России Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации и на заседании Совета при Президенте России по науке, технологиям и образованию, а также в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Стандарт представляет собой принципиально новый для отечественной школы документ. Основным образовательным результатом в этой парадигме является достижение стратегической цели российского образования – воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками. В этой связи одним из приоритетных направлений ГУО Кемеровский ОПВЦ в учебном году является научно-методическое сопровождение введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. В план работы на будущий год включены: - утверждение Положения о комплексном здоровьесберегающем и психолого- педагическом сопровождении образовательного процесса в условиях реализации ФГОС общего образования в системе образования Кемеровской области; - проведение ряда мероприятий по здоровьесберегающему и психолого- педагическому сопровождению реализации ФГОС общего образования в системе образования Кемеровской области; - включение в перечень новых экспериментальных площадок по разработке и апробации в учебном году модели здоровьеберегающего и психолого- педагогического сопровождения введения ФГОС общего образования и др.

650004, Кемерово, ул. Трофимова, д. 45 Телефоны: (3842) , , Факс: (3842) Эллектронная почта: – приемная ГУО Кемеровский – валеологический отдел ГУО Кемеровский ОПВЦ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПСИХОЛОГО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР