ВНИМАНИЕ КАК ПСИХИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. Внимание это свойство или особенность психической деятельности человека, обеспечивающая наилучшее отражение одних.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ МЫШЛЕНИЕПАМЯТЬВНИМАНИЕ.
Advertisements

Внимание детей с нарушениями речи. Нарушения речи это- собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде,
Нарушение познавательных психических процессов Выполнила магистрантка 1 курса МП МЕН Тлеужанова А. Ж Преподаватель : Телепнева Н. Н. 900igr.net.
ТЕМА УРОКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНИМАНИЯ И УСЛОВИЯ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ.
Особенности внимания у детей с задержкой психического развития Выполнила: Лука А.
Особенности внимания у детей с задержкой психического развития Выполнила: Лука А.
Внимание – отражает направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах, что обеспечивает их особо ясное отражение.
Тема урока: «Внимание».. Цели: -ознакомление учащихся с понятием «внимание», с основными видами и свойствами внимания; -создание условий для определения.
Презентация по теме "Внимание" Разработана преподавателем психологии ГПК Тихоновой Г.С год.
Презентация подготовлена педагогом - психологом ГОУ ЦО 771, г. Москвы ДЕТКОВСКОЙ ОКСАНОЙ ВЛАДИМИРОВНОЙ Профориентационное занятие по курсу Г. В. Резапкиной.
Психология внимания. Ошибки невнимательности Бездумие Бездумие Ученическая рассеянность Ученическая рассеянность Мнимая рассеянность Мнимая рассеянность.
Педагогическая коррекция внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках чтения Выпускная квалификационная работа Бабушкиной Натальи Александровны.
ТЕМА 10. ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ, ВООБРАЖЕНИЕ. ВНИМАНИЕ – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной,
Выпoлнилa: Тультaeвa Г.Р. Нaучный рукoвoдитeль Дoктoр пcиxoлoгичecкиx нaук Изaкoвa A.Т. прoфeccoр.
Познавательные процессы. Познавательные процессы – это психические явления, обеспечивающие познание, т.е. восприятие информации, ее переработку, хранение.
1.Психологическая характеристика внимания. Механизмы внимания. 2.Современные теории внимания. 3.Виды внимания и особенности их проявления.
ВНИМАНИЕ Выполнил: Вартумян С.Г. Проверил: Шишкина И.В.
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ.
Подготовил Голобородько Евгений.
Транксрипт:

ВНИМАНИЕ КАК ПСИХИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Внимание это свойство или особенность психической деятельности человека, обеспечивающая наилучшее отражение одних предметов и явлений действительности при одновременном отвлечении от других.

Основные функции внимания: активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психологических и физиологических процессов; способствование организованному и целенаправленному отбору поступающей информации в соответствии с актуальными потребностями; обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

Свойства внимания : устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение, объем.

1. Устойчивость внимания - способность в течение длительного времени концентрироваться на каком- либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь. 2. Сосредоточенность внимания (противоположное качество рассеянность) - различия, которые имеются при концентрации внимания на одних объектах и его отвлечении от других.

3. Переключаемость внимания - его перевод с одного объекта(одного вида деятельности) на другой. С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания. 4. Распределение внимания - способность рассредоточить его на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности.

5. Объем внимания – количество информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека.

1.По предмету, материалу деятельности: сенсорно-перцептивное; интеллектуальное; двигательное. 2. По направленности: внешнее; внутреннее. Виды внимания:

3. По характеру отраженных связей и отношений: эмпирическое; теоретическое. 4. По ведущему анализатору: зрительное; слуховое; кинестетическое.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредованное регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков.

Непроизвольное не связано с участием воли. Произвольное включает волевую регуляцию. Чувственное связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств.

Этапы развития внимания при нормативном развитии.

1 год жизни. Внимание еще очень неустойчиво, хотя ребенок уже может некоторое время заниматься тем или иным предметом. Формируется непроизвольное внимание.

2 год жизни. Ребёнок уже подолгу сосредоточивается на предметах, рассматривая их, манипулируя ими. Возникают зачатки произвольного внимания, связанные с овладением речью.

3-4 года Внимание может быть довольно концентрированным, но остается малоустойчивым.

Старший дошкольный возраст Устойчивость внимания заметно возрастает. Однако дети еще плохо умеют управлять им. Произвольное внимание слабо развито, и большое влияние на его развитие оказывает деятельность ребенка, выполнение поручений взрослого, а также игра.

Игра приучает к наблюдательности, выполнению определенных правил, дисциплинирует волю.

Быстрый рост непроизвольного внимания, развивающегося главным образом на почве интересов, в частности к учебным занятиям. Произвольное внимание недостаточно развито. Младшие школьники

Старшеклассники Развитие внимания на основе общего интеллектуального роста школьника, формирования волевых и эмоциональных черт личности. Большое значение начинает приобретать произвольное внимание.

Особенности внимания при речевых нарушениях

неустойчивость, более низкий уровень показателей произвольного внимания, сложности в планировании своих действий, зависимость произвольного внимания от модальности раздражителя (зрительного или слухового),

тенденция к снижению темпа деятельности в процессе работы, трудности, связанные с распределением внимания между речью и практическим действием, преобладание речевых реакций уточняющего и констатирующего характера,

наличие ошибок внимания на протяжении всей работы и неумение самостоятельно их устранять, несформированность или значительное нарушение всех видов контроля за деятельностью (упреждающий, текущий, последующий), низкий уровень произвольного внимания.

Методики изучения внимания

Проставь значки Методика предназначена для оценки переключения и распределения внимания. Перед выполнением задания ребенку показывают рисунок и объясняют, что делать. Работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е. соответственно галочку, черту, плюс или точку.

Ребенок выполняет задание в течение 2 мин. Общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле: S = (0,5 х N - 2,8 п) / 120, где S показатель переключения и распределения внимания; N количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение 2 мин; п количество ошибок, допущенных во время выполнения задания.

РЕЗУЛЬТАТУРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ 10 баллов- показатель S больше чем 1,00. очень высокий 8-9 баллов - показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00. высокий 6-7 баллов -показатель S располагается в пределах от 0,50 до 0,75. средний 4-5 баллов - показатель S находится в интервале от 0,25 до 0,50. низкий 0-3 балла - показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25. очень низкий

Запомни и расставь точки С помощью данной методики оценивается объем внимания. Используется лист с точками, предварительно разрезанный на восемь малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу с девятью (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Ребенок получает инструкцию: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду показывать тебе одну за другой карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках». Далее ребенку последовательно, на 12 с, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 с.

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты оцениваются в баллах.