Творческое мышление и память. Память «контркреативна»: Память хранит старое знание (вместо того, чтобы создавать новые элементы). Она мешает воображению.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Интерактивные методы обучения. «Любой человек может стать Ньютоном, если только яблоко упадет ему на голову. Но зачем же ждать, пока оно упадет; уж лучше.
Advertisements

LOGO Методы сбора информации Центр креативных технологий Журналистика Сбор информации 1 Обработка информации 2 Распространение.
Развитие креативности младших школьников. Когнитивные и личностные аспекты.
Семинар 3 Технологии креативного мышления «Шесть шляп»
Особенности обучения в условиях дифференциации. Природосообразная основа для дифференцированного обучения Это – включение в работу с детьми специальных.
Для добавления текста щёлкните мышью Методы развития творческого мышления студентов в процессе обучения.
ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ. Трудности на пути мышления 1. Эмоции. 1. Эмоции. Часто мы склонны не думать вообще, а опираться в наших действиях на чутье, эмоции.
Популярный метод мышления. Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты.
Технология креативного мышления « Шесть шляп » Как думать, когда не думается?!
Технология мини – проектов в начальной школе Технология мини – проектов в начальной школе Из опыта использования проектного метода на уроках в начальной.
Цели: Определить общие методологические и психолого- педагогические позиции коллектива школы в работе с одаренными детьми. Выработать систему работы с.
ПОЗНАЙ СЕБЯ – это интересно! СОТВОРИ СЕБЯ – это необходимо! УТВЕРДИ СЕБЯ – это возможно! ПРОЯВИ СЕБЯ – это реально!
Развитие творческого потенциала личности на уроках истории.
Как стать педагогом, востребованным сегодня детьми и обществом? Чем овладеть, чтобы добиться взаимопонимания и взаимодоверия с воспитанниками, их родителями,
11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.
МОУ ООШ 16 г. Киселёвска Интерактивное обучение в начальной школе.
Мотивация обучения – основное условие успешности обучения.
Педагогические технологии в образовательном процессе.
Можно ли управлять развитием мотивационной сферы школьника?
Приёмы формирования универсальных учебных действий на уроках технологии Подготовлена учителем технологии высшей категории МОУ « Лицей 5» г. Железногорска.
Транксрипт:

Творческое мышление и память

Память «контркреативна»: Память хранит старое знание (вместо того, чтобы создавать новые элементы). Она мешает воображению. Но мы знаем также что: Память продуктивна. Память – основа мышления.

Креативность и семантическая память Эксперимент (Rychlicka, 1999) : Пары слов 20 «близких» друг к другу (напр. лягушка – пруд) 20 – «далёких» (напр. лягушка – самолёт) «Эти слова связаны друг с другом?» Креативные испытуемые: медленное ДА Испытуемые с высоким IQ: быстрое НЕТ

Число ответов «Да» в зависимости от «удалённости» ассоциаций: Число ответов «Да» Менее креативныеБолее креативные далёкие близкие Ассоциации:

Время реакции. Менее креативныеБолее креативные Время реакции, секунд далёкие близкие Ассоциации:

Интерпретация Сетевая модель семантической памяти Активация узлов. Распространение активации. «Креативные мозги»: Сети более сложные. Активация угасает медленнее.

Креативность и семантический прайминг Эксперимент (Gruszka & Nęcka, 2001) : Пары слов «близкие» (напр. лягушка – пруд) «далёкие» (напр. лягушка – самолёт) Праймеры: связанные с первым словом (позитивные) – смысл, ассоциации не связанные с первым словом (нейтральные) – далёкие по смыслу слова или псевдослова Вопрос: есть ли между словами связь?

Эксперимент комар пруд мокрая пруд снеговик пруд сурюга пруд лягушка

Эксперимент комар пруд мокрая пруд снеговик пруд сурюга пруд лягушка праймеры первое слово пары второе слово пары

Результаты: близкие ассоциации Число ответов «Да» Менее креативныеБолее креативные позитивные нейтральные Праймеры:

Результаты: далёкие ассоциации Число ответов «Да» Менее креативныеБолее креативные позитивные нейтральные Праймеры:

Результаты: время реакции (ДА, далёкие ассоциации) Время реакции при ответе «Да», сек Менее креативныеБолее креативные позитив- ные нейтраль- ные Праймеры:

Результаты: время реакции (НЕТ, далёкие ассоциации) Время реакции при ответе «Нет», сек Менее креативныеБолее креативные позитив- ные нейтраль- ные Праймеры:

Gruszka & Nęcka (2001): Результаты Прайминг помогает находить ассоциации... но не всем Позитивные праймеры стимулируют обнаружение близких ассоциаций креативными испытуемыми Нейтральные праймеры стимулируют обнаружение далёких ассоциаций тоже у креативных

Когнитивная интерпретация Семантический прайминг специфических узлов Позитивные праймеры, близкие ассоциации Общий уровень активации всей сети Нейтральные праймеры, далёкие ассоциации Вывод: творческие личности характеризуются тем, что их семантическая сеть: - Более сложна, - Более подвержена общей, неспецифической активации.

Допущение: Активация может достичь любого узла сети, это только вопрос времени. Эмпирический факт: Время реакции креативных испытуемых было дольше Значит: Креативные люди могут дольше ждать. Возможно они легче переносят временное отсутствие успеха. (но строго говоря, эксперимент это не показывал) Мотивационная интерпретация

Креативность и имплицитная память Имплицитная память неосознаваемая ненамеренная. Оппортунистическая гипотеза: Творческие люди часто стремятся узнать побольше (больше чем непосредственно необходимо) Они делают это чтобы использовать свои знания в неожиданных ситуациях Поэтому их можно назвать «когнитивными оппортунистами»

Подтверждение (но не доказательство!) Эксперимент Nęcka & Kałwa (2001): Анализировалось 48 предложений На поверхностном уровне «Посчитайте число грамматических ошибок» На глубоком уровне «Является ли это предложение точным по смыслу пересказом … ( другое предложение )» Тест на узнавание «Старые» предложения (1/3) «Новые» предложения (2/3)

Nęcka & Kałwa (2001). Результаты. Значимые различия между испытуемыми с гибким и негибким стилями мышления выявлены только для предложений, анализировавшихся на поверхностном уровне Число правильных ответов Обработка информации в первом задании: поверх- ностная глубокая Негибкий стиль мышленияГибкий стиль мышления

Креативность и память: резюме. «Наиболее творческой» является латентная фаза процессов памяти, в первую очередь реорганизация и селективное забывание; Вероятно, семантические сети у более креативных людей «сложнее», чем у менее креативных; Креативные люди более склонны запоминать «бесполезную» информацию («когнитивный оппортунизм», «утечка внимания»).

Методы увеличения творческого потенциала

Два подхода Личностно-ориентированные Тренировки креативности «Ментальная гимнастика» Проблемно-ориентированные Техники решения проблем Специальные процедуры ТРИЗ

Тренировка креативности Предположения Креативность – это черта личности (но не абсолютно стабильна) Каждый креативен (до какой-то степени) «Текущая» креативность «Кристаллизованная» креативность

Что тренируется? Межличностные способности Кооперация, умение слушать, творческая критика. Когнитивные способности Ассоциации, манипуляции с идеями, аналогии, дедукция, метафоры. Мотивации Любознательность, внутренняя мотивация, потребность в саморазвитии, самоопределение. Преодоление «препятствий» Знание «внутренних препятствий», изучение того, как другие люди с ними справляются, упражнения в «безопасной» искусственной обстановке

Творческая критика Мне нравится эта идея потому что Но ещё может быть сделано

Метод: Синестетика Сделать необычное знакомым Понимание проблемы Сделать знакомое необычным Манипуляция с проблемой

Как это можно сделать? Прямая аналогия «Парламент как психиатрическая больница» Символическая аналогия Метафорическое понимание Фантазийная аналогия Я представляю как проблема решает себя сама Персональная аналогия Как бы я себя ощущал если бы был... (инвалидной коляской, сотовым телефоном …)

Эти аналогии: Конструктивны Ни навязанные, ни спонтанные Развиваются Сложные, занимают время Часто креативны сами по себе выдуманные, парадоксальные

Метод: Ментальная экскурсия Забыть изначальную проблему Подумать об аналогичной Решить аналогичную проблему Перенести идеи Оценить

Метод: «Мозговой штурм» Базовые предположения: генерация идей и критическое мышление необходимы оба но они находятся в конфликте особенно если пытаться их использовать одновременно Принцип отсроченного суждения

Сессия мозгового штурма Зелёный свет генерация идей «свободный ход» Красный свет улучшение и доработка критика

Правила фазы зелёного цвета Чем больше идей, тем лучше Количество важнее качества Продолжения приветствуются

Вариации мозгового штурма Индивидуальная форма Сначала идеи, потом их оценка Две группы Одна генерирует идеи, другая их оценивает Меняются ролями

Группы как творческая среда Преимущества «Грубая сила» Разнообразие Воодушевление Недостатки «Групповое мышление» Неестественность Трата времени

Работает ли мозговой штурм? Сравнивали: Реальные группы, в которых работали по одному Реальные группы, разбитые на номинальные подгруппы Критерий: Решение реальных задач Ответ: Работает, но не для любых проблем

Какие задачи хороши для мозгового штурма? Открытого типа Реклама Улучшение продукта Изучение новых возможностей Область Неспецифические

Работают ли эти методы вообще? Они широко используются (и за них платят...) Так что, скорее да… «Мозговой штурм популярен потому что все думают, что он работает…»