Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики Содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Вторая младшая группа у.г.. Педагоги группы. Гончарова Екатерина Васильевна – воспитатель Балалова Надежда Валерьевна – помошник воспитателя.
Advertisements

МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления 10 » Воспитание - дело трудное, и улучшение его условий - одна из священных обязанностей каждого человека,
Азбука безопасности в дошкольном возрасте. Всегда нужно помнить, что жизнь, здоровье и безопасность дошкольника полностью зависят от окружающих его взрослых!
О БРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ДОУ Методист МОУ «МИМЦ» Моисеенко Т.Н.
ФГОС дошкольного образования Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
1 МДОУ «Детский сад «Зернышко» « ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА »
Теоретический семинар для педагогов «Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция» Подготовила.
ГБОУ д/c 2570 СТАРШАЯ ГРУППА «СЕМИЦВЕТИК» Воспитатель: Воробьёва Ольга Петровна.
Что такое ФГТ? В связи с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы.
МКДОУ «Сузунский детский сад 3». Как любознательны дети, всех засыпают вопросами. Все интересно на свете, ждут, чтоб скорее стать взрослыми! Как любознательны.
Logo Составила старший воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 67» Энгельсского.
Перспективы развития системы дошкольного образования в условиях введения федеральных государственных требований.
Разработка основной общеобразовательной программы дошкольного образования Федина Нина Владимировна, к.п.н., заместитель директора по дошкольному образованию.
ГБОУ 2570 ГРУППА «СЕМИЦВЕТИК» Воспитатель подготовительной группы : Воробьёва Ольга Петровна.
Перспективы развития системы дошкольного образования в условиях введения федеральных государственных требований.
Приказ министерства образования и науки РФ Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной.
Заведующая ДОУ О.Е. Гааг ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 7 «Журавушка» г. Ртищево Саратовской области.
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ Реализация образовательных областей «Познание» «Коммуникация» «Чтение художественной литературы» через познавательно-речевое.
Тест для педагогов ДОУ Задачи образовательных областей федеральных государственных требований Старший воспитатель МБДОУ 320 Власова Н.А.
Транксрипт:

Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики Содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГТ Лектор: Скоролупова Оксана Алексеевна, зам. начальника отдела Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Министерство образования и науки Российской Федерации

6.2. К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования Закон Российской Федерации «Об образовании», пункт 6.2 статьи 9:

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. 655 (зарегистрирован в Минюсте России 8 февраля 2010 года) Главная цель – стандартизировать содержание дошкольного образования, предоставляемого в учреждениях и организациях различной организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, обеспечить каждому ребенку дошкольного возраста «равный старт» - оптимальный уровень развития, который позволит ребенку быть успешным при обучении в школе

«Содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей» Пункт 21 Типового положения об дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. 666.

«Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» - программа, разрабатываемая, утверждаемая и реализуемая в дошкольном образовательном учреждении (группе) на основе: федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Образовательная программа ДОУ Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Дополнительные общеобразовательные программы дошкольного образования

Образовательная программа – это нормативно-управленческий документ дошкольного учреждения, характеризующий специфику содержания образования, особенности организации воспитательно-образовательного процесса, характер оказываемых образовательных и медицинских услуг.

как, с учетом конкретных условий, создается в дошкольном образовательном учреждении любого вида собственная нетрадиционная модель организации обучения, воспитания и развития дошкольников; Программа должна показать: какие новые педагогические технологии обучения применяются в работе с детьми; как повышается мотивация образовательной деятельности воспитанников дошкольного учреждения. как учитываются их индивидуальные особенности, интересы и возможности;

Обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательного процесса Объем: не менее 80% времени, необходимого для реализации программы Объем: не более 20% времени, необходимого для реализации программы Образовательная программа ДОУ Основная общеобразовательная программа дошкольного образования от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием Дополнительные общеобразовательные программы дошкольного образования

«Обязательная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования» – часть основной общеобразовательной программы, которая должна быть реализована в любом дошкольном образовательном учреждении (группе). Обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. В группах компенсирующей и комбинированной направленности включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

«Часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательного процесса» – часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательного процесса дополнительно к обязательной части, и отражающая: 1) видовое разнообразие учреждений (групп), наличие приоритетных направлений деятельности (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья); 2) специфику социально-экономических, национально- культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Программа строится на основании следующих принципов 1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка 2. Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования)

Программа строится на основании следующих принципов 3. Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей 4. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса

Принцип интеграции Связан с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, когда: - поведение и деятельность дошкольника представляют собой «еще недостаточно дифференцированное целое» (Выготский Л.С.); - «схватывание» целого раньше частей, позволяет индивиду (в детском возрасте – О.С.,Н.Ф.) «сразу», интегрально видеть предметы глазами всех людей…» (Давыдов В.В.); - «прежде чем знание о целостности мира будет оформлено в системе теоретических понятий ребенка, он должен воссоздать подвижный интегральный образ действительности на уровне воображения» (Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т.)

Принцип интеграции Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса

Формы реализации принципа интеграции 1)Интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы 2)Интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса 3)Интеграция детских деятельностей

Комплексно-тематический принцип 1)Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы» 2)Виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции» 3)Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей

Структура Программы 1)пояснительная записка; 2)организация режима пребывания детей в образовательном учреждении; 3)содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»; 4)содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья); 5)планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования; 6)система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

1. Пояснительная записка возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении; приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и другие); принципы и подходы к формированию Программы

2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении –описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающая личностно- ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности; –проектирование воспитательно- образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями.

Модель воспитательно-образовательного процесса на год Название «темы» СентябрьОктябрьНоябрь «Тематические недели» «Домашние животные» «Дикие животные» Неделя «Игра и игрушки» «Реализация проектов» «Безопасная дорога» «Красивый участок» «Сезонные явления в природе» Сентябрь - рябинник, хмурень, листопадник Октябрь - листобой, мокрохвост, свадебник Ноябрь - подзимник, грудень «Праздники» День знаний Международный день красоты» День дошкольного работника Международный день музыки Всемирный день животный Международный день врача День народного единства День матери «Традиции»Экскурсия в школуЭкскурсия в осенний парк Папа, мама, я – дружная семья

Модель организации воспитательно- образовательного процесса в детском саду на день Младший дошкольный возраст Линии развития ребенка 1-ая половина дня2-ая половина дня Физическое развитие и оздоровление Приём детей на воздухе в теплое время года Утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые сюжеты) Гигиенические процедуры (обширное умывание, полоскание рта) Закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке; обширное умывание, воздушные ванны) Физкультминутки на занятиях Физкультурные занятия Прогулка в двигательной активности Гимнастика после сна Закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне) Физкультурные досуги, игры и развлечения Самостоятельная двигательная деятельность Занятия ритмической гимнастикой Занятия хореографией Прогулка (индивидуальная работа по развитию движений) Познавательно- речевое развитие Занятия Дидактические игры Наблюдения Беседы Экскурсии по участку Исследовательская работа, опыты и экспериментирование Занятия, игры Досуги Индивидуальная работа

Линии развития ребенка 1-ая половина дня2-ая половина дня Социально- личностное развитие Утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы Оценка эмоционального настроения группы с последующей коррекцией плана работы Формирование навыков культуры еды Этика быта, трудовые поручения Формирование навыков культуры общения Театрализованные игры Сюжетно-ролевые игры Индивидуальная работа Эстетика быта Трудовые поручения Игры с ряжением Работа в книжном уголке Общение младших и старших детей Сюжетно-ролевые игры Художественно- эстетическое развитие Занятия по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности Эстетика быта Экскурсии в природу (на участке) Занятия в изостудии Музыкально- художественные досуги Индивидуальная работа

1 модель – только обязательная часть (дошкольное образовательное учреждение детский сад, а также группы кратковременного пребывания во всех видах и типах учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования); 2-я модель – обязательная часть + часть, формируемая участниками образовательного процесса, отражающая наличие одного или нескольких приоритетных направлений деятельности (дошкольное образовательное учреждение детский сад для детей старшего дошкольного возраста, дошкольное образовательное учреждение ДОУ детский сад общеразвивающего вида, дошкольное образовательное учреждение детский сад – центр развития ребенка); Модели соотношения основной части и части, формируемой участниками образовательного процесса

3-я модель – обязательная часть + часть, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивающая осуществление квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (дошкольные образовательные учреждения детские сады комбинированного и компенсирующего вида); 4-я модель – обязательная часть + часть, формируемая участниками образовательного процесса: 1) отражающая наличие одного или нескольких приоритетных направлений деятельности; 2) обеспечивающая осуществление квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида, дошкольное образовательное учреждение детский сад – центр развития ребенка). Модели соотношения основной части и части, формируемой участниками образовательного процесса

3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»

Основные направления развития детей и образовательные области Физическое развитие Познавательно- речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Социально- личностное развитие Физическая культура Здоровье Художественное творчество Коммуникация Музыка Чтение художественной литературы Познание Социализация Труд Безопасность

Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности и основана на ней 1.«Физическая культура» - двигательной (как двигательной активности) 2.«Социализация» - игровой 3.«Труд» - трудовой 4.«Познание» - познавательно-исследовательской 5.«Коммуникация» - коммуникативной 6.«Чтение художественной литературы» - восприятия художественной литературы как особого вида детской деятельности 7.«Художественное творчество» - продуктивной 8.«Музыка» - музыкально-художественной

Задачи Образовательная область «Физическая культура» развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации) накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями) формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании Цели формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой гармоничное физическое развитие

ЦЕЛЬ: Формирование у детей здорового образа жизни, его направленность на укрепление здоровья, физического, психического развития и эмоционального благополучия ребенка. ЗАДАЧИ Воспитательные Формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями Разностороннее и гармоничное развитие ребенка Привитие физической культуры (грациозности, выразительности движений, двигательного творчества) Оздоровительные Охрана жизни и укрепление здоровья ребенка (укрепление опорно- двигательного аппарата) Разностороннее физическое совершенствование функций организма (дыхательной, выделительной, пищеварительной, двигательной) Повышение работоспособности, закаливание Образовательные Формирование двигательных умений и навыков Овладение ребенком элементарными знаниями о своем организме, о роли физических упражнений в жизни человека и способов укрепления собственного здоровья Развитие физических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость) и двигательных функций (равновесие, координация)

ЗАДАЧИ ЦЕЛЬ ПРИНЦИПЫ ДИДАКТИЧЕСКИЕ Систематичность и последовательность Развивающее обучение Доступность Воспитывающее обучение Учет индивидуальных и возрастных особенностей Сознательность и активность ребенка в освоении знаний Наглядность СПЕЦИАЛЬНЫЕ Непрерывности Последовательности наращивания тренирующих воздействий Цикличности ГИГИЕНИЧЕСКИЕ Сбалансированности нагрузок Рациональности чередования деятельности и отдыха Возрастной адекватности Оздоровительной направленности Осуществления личностно- ориентированного обучения и воспитания

ЦЕЛЬ ЗАДАЧИ ПРИНЦИПЫ МЕТОДЫ Наглядный (показ упражнений, использование пособий, имитация, зрительные ориентиры) Наглядно-слуховой (использование музыки) Практический (повторение упражнений, проведение в игровой форме, в соревновательной форме) Словесный (команды, объяснения, вопросы, указания, образные сюжетные рассказы)

ЦЕЛЬ ЗАДАЧИ ПРИНЦИПЫМЕТОДЫ СРЕДСТВА Физические упражнения Психогигиенические факторы (гигиена сна, питания, занятий) Эколого-природные факторы (солнце, воздух, вода) ФОРМЫ Утренняя гимнастика Физкультурные занятия Плавание Музыкальное занятие Физкультминутки Переменки, двигательные разминки Упражнения после дневного сна Подвижные игры Физкультурные упражнения на прогулке Спортивные игры Спортивные упражнения Упражнения на тренажерах Спортивные развлечения День здоровья Спортивные праздники Корригирующая гимнастика Занятия ЛФК Кружки, секции

Задачи Образовательная область «Здоровье» сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей воспитание культурно- гигиенических навыков формирование начальных представлений о здоровом образе жизни Цели охрана здоровья детей формирование основ культуры здоровья

Образовательная область «Здоровье» Система оздоровительной работы Диагностика Создание условий Создание условий Система профилактическо- оздоровительных мероприятий Система профилактическо- оздоровительных мероприятий Система рационального питания Система рационального питания Система двигательной деятельности

Задачи формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. в двигательной активности и физическом совершенствовании Задачи формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. в двигательной активности и физическом совершенствовании Образовательная область «Безопасность» Цели формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)

Реализация образовательной области «Безопасность» Основные цели обучения дошкольников ОБЖ. Научить ребенка ориентироваться в окружающей его обстановке и уметь оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения Опасно - не опасно Научить ребенка быть внимательным, осторожным и предусмотрительным. Ребенок должен понимать, какие последствия могут вылиться из того или иного его поступка: если я дотронусь до горячего утюга, то я обожгу руку, мне будет больно и т.п. Сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов и сознательных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми

Основные направления работы по освоению образовательной области «Безопасность» Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения. Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки. Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения. Основные принципы работы по воспитанию у детей навыков безопасного поведения важно не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей его обстановке; воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок (хотя это тоже важно). С детьми надо рассматривать и анализировать различные жизненные ситуации, если возможно, проигрывать их в реальной обстановке; образовательная деятельность организуется не только по графику или плану, а использовать каждую возможность (ежедневно), в процессе игр, прогулок и т.д., чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращать внимание детей на ту или иную сторону правил; развивать ребенка: его координацию, внимание, наблюдательность, реакцию и т.д. Эти качества очень нужны и для безопасного поведения.

Задачи развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Образовательная область «Социализация» Цели Освоение детьми первоначальных представлений социального характера Включение детей в систему социальных отношений

КОМПОНЕНТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Содержательный представления ребенка об окружающем мире Содержательный представления ребенка об окружающем мире Эмоционально-побудительный эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру Эмоционально-побудительный эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру Деятельностный отражение отношения к миру в деятельности Деятельностный отражение отношения к миру в деятельности Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому Интерес к жизни родного города и страны Гордость за достижения своей страны Уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому Восхищение народным творчеством Любовь к родной природе, к родному языку Уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому Интерес к жизни родного города и страны Гордость за достижения своей страны Уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому Восхищение народным творчеством Любовь к родной природе, к родному языку Уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде è О культуре народа, его традициях, народном творчестве è О природе родного края и страны и деятельности человека в природе è Об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках è о символике родного города и страны (герб, гимн, флаг) è О культуре народа, его традициях, народном творчестве è О природе родного края и страны и деятельности человека в природе è Об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках è о символике родного города и страны (герб, гимн, флаг) 4 Труд 4Игра 4Продуктивная деятельность 4Музыкальная деятельность 4Познавательная деятельность 4 Труд 4Игра 4Продуктивная деятельность 4Музыкальная деятельность 4Познавательная деятельность

КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Игры, возникающие по инициативе детей Игры, возникающие по инициативе взрослого Народные игры Игры-экспериментирования: Игры с природными объектами Игры с игрушками Игры с животными Сюжетные самодеятельные игры: Сюжетно-отобразительные игры Сюжетно-ролевые игры Режиссерские игры Театрализованные игры Обучающие игры: Сюжетно-дидактические Подвижные Музыкально-дидактические Учебные игры Досуговые игры: Интеллектуальные Игры-забавы, развлечения Театрализованные игры Празднично-карнавальные Компьютерные Обрядовые игры: Семейные Сезонные Культовые Тренинговые игры: Интеллектуальные Сенсомоторные Адаптивные Досуговые игры: Игрища Тихие игры Игры-забавы

Игра - ведущая деятельность ребенка-дошкольника Ведущая деятельность - такая, которая оказывает в данный возрастной период особое воздействие на развитие ребенка Сюжетно-ролевая игра как деятельность предъявляет к ребенку ряд требований Действие в воображаемом плане (развитие символической функции, наличие воображаемой ситуации, формирование плана представлений) Умение ребенка определенным образом ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, так как игра направлена именно на их воспроизведение Формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми (согласование действий)

КОМПЛЕКСНЫЙ МЕТОД РУКОВОДСТВА РАЗВИТИЕМ САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ ИГР 3. Развивающая предметно- игровая среда 2. Передача игровой культуры ребенку (обучающие игры, досуговые игры, народные игры) 1. Обогащение детей знаниями и опытом деятельности 4. Активизация проблемного общения взрослого с детьми

Задачи развитие трудовой деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Задачи развитие трудовой деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Образовательная область «Труд» Цель: формирование положительного отношения к труду

Виды труда Виды труда Ручной труд (мотивация – сделать приятное взрослому, другу-ровеснику, младшему ребенку) Ознакомление с трудом взрослых Труд в природе Навыки культуры быта (труд по самообслуживанию) Хозяйственно-бытовой труд (содружество взрослого и ребенка, совместная деятельность)

Формы организации трудовой деятельности детей Поручения Формирование общественно- значимого мотива Коллективные и индивидуальные Эпизодические и длительные Простые и сложные Дежурство (не более 20 минут) Коллективный труд (не более минут) Нравственный, этический аспект

Типы организации труда детей Индивиду альный труд Ц - - Р Труд рядом Ц - - Р Общий труд Ц Р Совместный труд Ц - - Р Коллективный труд Ц – цель труда, Р – его результат - ребенок, участник труда

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ I группа методов: формирование нравственных представлений, суждений, оценок II группа методов: создание у детей практического опыта трудовой деятельности Решение маленьких логических задач, загадок Приучение к размышлению, эвристические беседы Беседы на этические темы Чтение художественной литературы Рассматривание иллюстраций Рассказывание и обсуждение картин, иллюстраций Просмотр телепередач, диафильмов, видеофильмов Задачи на решение коммуникативных ситуаций Придумывание сказок Приучение к положительным формам общественного поведения Показ действий Пример взрослого и детей Целенаправленное наблюдение Организация интересной деятельности (общественно-полезный характер) Разыгрывание коммуникативных ситуаций Создание контрольных педагогических ситуаций

Задачи сенсорное развитие; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей Образовательная область «Познание» Цели Развитие у детей познавательных интересов Интеллектуальное развитие детей

Образовательная область «ПОЗНАНИЕ» РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ, ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБОВ ОРИЕНТАЦИИ Различные виды деятельности Вопросы детей Занятия по развитию логики Развивающие игры Конструктивное творчество Театрально- игровое творчество (развитие речевой интонационной выразительности, театрализованные игры) Эксперименти- рование с природным материалом Использование схем, символов, знаков

Общий дом природы Экология изучает Экология изучает Неживую природу Живую природу Почву Воду Воздух Растения Грибы Животны е Человек Законы общего дома природы : Все живые организмы имеют равное право на жизнь В природе всё взаимосвязано В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое Законы общего дома природы : Все живые организмы имеют равное право на жизнь В природе всё взаимосвязано В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Экспериментирование как методическая система экологического воспитания дошкольников Опыты Наблюдения – целенаправленный процесс, в результате которого ребенок должен сам получать знания Поисковая деятельность как нахождение способа действия Демонстрационные (показ воспитателя) и лабораторные (дети вместе с воспитателем, с его помощью) Кратковременные и долгосрочные Опыт-доказательство и опыт-исследование

Задачи –развитие свободного общения со взрослыми и детьми; –развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; –практическое овладение воспитанниками нормами речи Задачи –развитие свободного общения со взрослыми и детьми; –развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; –практическое овладение воспитанниками нормами речи Образовательная область «Коммуникация» Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми

Основная цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ КОМММУНКАЦИИ 1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение 2. Воспитание звуковой культуры речи – развитие восприятия звуков родной речи и произношения 3. Формирование грамматического строя речи: 3.1. Морфология (изменение слов по родам, числам. падежам); 3.2. Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений); 3.3. Словообразование 3. Формирование грамматического строя речи: 3.1. Морфология (изменение слов по родам, числам. падежам); 3.2. Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений); 3.3. Словообразование 4. Развитие связной речи: 4.1. Диалогическая (разговорная) речь 4.2. Монологическая речь (рассказывание) 4. Развитие связной речи: 4.1. Диалогическая (разговорная) речь 4.2. Монологическая речь (рассказывание) 5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различение звука и слова, нахождение места звука в слове) 6. Воспитание любви и интереса к художественному слову Задачи –развитие свободного общения со взрослыми и детьми; –развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; –практическое овладение воспитанниками нормами речи Задачи –развитие свободного общения со взрослыми и детьми; –развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; –практическое овладение воспитанниками нормами речи

Принцип обеспечения активной языковой практики Принцип обогащения мотивации речевой деятельности Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ КОММУНИКАЦИИ Принцип взаимосвязи сенсорного, речевого и умственного развития Принцип коммуникативно- деятельностного подхода к развитию речи Принцип формирования элементарного осознания явлений языка СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАЦИИ Художественная литература Изобразительное искусство, музыка, театр Занятия по другим разделам программы Общение взрослых и детей Культурная языковая среда Обучение родной речи на занятиях

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИККАЦИИ Наглядные Словесные Практические Метод непосредственного наблюдения и его разновидности: наблюдение в природе, экскурсии Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность): рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам Чтение и рассказывание художественных произведений Заучивание наизусть Пересказ Рассказывание без опоры на наглядный материал Обобщающая беседа Дидактические игры Игры-драматизации Инсценировки Дидактические упражнения Пластические этюды Хороводные игры

Задачи формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса Задачи формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса Образовательная область «Чтение художественной литературы» Цель: формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг

Задачи развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству мира, расширение кругозора детей Задачи развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству мира, расширение кругозора детей Образовательная область «Художественное творчество» Цели Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности Удовлетворение потребности детей в творческом самовыражении

Задачи развитие музыкально-художественной деятельности; приобщение к музыкальному искусству Задачи развитие музыкально-художественной деятельности; приобщение к музыкальному искусству Образовательная область «Музыка» Цель: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку

Музыка в детском саду Музыка в детском саду Музыка на других занятиях Музыка в детском саду Совместная деятельность взрослых и детей Игровая музыкальная деятельность Музыка в детском саду Праздники и развлечения Индивидуальные музыкальные занятия Фронтальные музыкальные занятия Комплексные Тематические Традиционные Творческие занятия Развитие слуха и голоса Упражнения в освоении танцевальных движений Обучение игре на детских музыкальных инструментах 4Театрализованные музыкальные игры 4Музыкально- дидактические игры 4Игры с пением 4Ритмические игры 4Театрализованна я деятельность 4Оркестры 4Ансамбли

Примерные виды интеграции образовательной области «Здоровье» По задачам и содержанию воспитательно- образовательной работы По средствам организации и оптимизации воспитательно- образовательного процесса «Физическая культура» «Познание» «Социализация» «Безопасность» «Коммуникация» «Художественное творчество» «Труд» «Чтение художественной литературы»

Примерные виды интеграции образовательной области «Физическая культура» По задачам и содержанию воспитательно- образовательной работы По средствам организации и оптимизации воспитательно- образовательного процесса «Здоровье» «Познание» «Социализация» «Музыка» «Коммуникация» «Труд» «Художественное творчество» «Музыка» «Чтение художественной литературы»

Примерные виды интеграции образовательной области «Социализация» По задачам и содержанию воспитательно- образовательной работы По средствам организации и оптимизации воспитательно- образовательного процесса «Коммуникация» «Познание» «Труд» «Безопасность» «Физическая культура» «Чтение художественной литературы» «Художественное творчество» «Познание» «Коммуникация» «Безопасность»

Примерные виды интеграции образовательной области «Безопасность» По задачам и содержанию воспитательно- образовательной работы По средствам организации и оптимизации воспитательно- образовательного процесса «Коммуникация» «Труд» «Познание» «Социализация» «Физическая культура» «Здоровье» «Чтение художественной литературы»

Примерные виды интеграции образовательной области «Труд» По задачам и содержанию воспитательно- образовательной работы По средствам организации и оптимизации воспитательно- образовательного процесса «Коммуникация» «Познание» «Безопасность» «Социализация» «Физическая культура» «Чтение художественной литературы» «Художественное творчество» «Музыка»

Примерные виды интеграции образовательной области «Познание» По задачам и содержанию воспитательно- образовательной работы По средствам организации и оптимизации воспитательно- образовательного процесса «Коммуникация» «Чтение художественной литературы» «Здоровье» «Социализация» «Труд» «Безопасность» «Музыка» «Художественное творчество» «Чтение художественной литературы» «Художественное творчество» «Музыка»

Примерные виды интеграции образовательной области «Коммуникация» Специфика модели интеграции состоит в том, что решение основных воспитательно- образовательных задач области «Коммуникация» осуществляется во всех областях программы

Примерные виды интеграции образовательной области «Чтение художественной литературы» По задачам и содержанию воспитательно- образовательной работы По средствам организации и оптимизации воспитательно- образовательного процесса «Коммуникация» «Познание» «Социализация» «Художественное творчество» «Музыка» «Художественное творчество»

Примерные виды интеграции образовательной области «Музыка» По задачам и содержанию воспитательно- образовательной работы По средствам организации и оптимизации воспитательно- образовательного процесса «Физическая культура» «Коммуникация» «Познание» «Социализация» «Безопасность» «Художественное творчество» «Физическая культура» «Чтение художественной литературы»

Примерные виды интеграции образовательной области «Художественное творчество» По задачам и содержанию воспитательно- образовательной работы По средствам организации и оптимизации воспитательно- образовательного процесса «Коммуникация» «Познание» «Безопасность» «Труд» «Физическая культура» «Музыка» «Чтение художественной литературы» Содержание и результаты всех образовательных областей могут быть обогащены и закреплены с использованием средств продуктивной деятельности детей

5. Планируемые результаты освоения детьми Программы 1.Качественные результаты – интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы: физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту 2.Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.

6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы Разделы программы Наличие диагностических методик и тестов СрокиОтветст- венный Физическое развитие Социально- личностное развитие Познавательно- речевое развитие Художественно- эстетическое развитие

Часть образовательной программы, формируемая участниками образовательного процесса

Развитие речи детей и усвоение ими общественно выработанных способов использования предметов Развитие речи детей и усвоение ими общественно выработанных способов использования предметов Взаимодействие с родителями с целью развития педагогической рефлексии для полноценного развития каждого ребенка Взаимодействие с родителями с целью развития педагогической рефлексии для полноценного развития каждого ребенка Формирование у детей способов и средств общения со взрослым человеком и сверстниками Формирование у детей способов и средств общения со взрослым человеком и сверстниками Охрана жизни и здоровья детей, развитие индивидуальных возможностей каждого ребенка, его психическое и физическое развитие Цели деятельности группы: ¢всестороннее развитие детей, ¢ранняя социализация детей, позволяющая обеспечить их успешную адаптацию к поступлению в детский сад, педагогическое просвещение родителей Основные задачи адаптационных групп Организация воспитательно-образовательного процесса Образовательный процесс включает гибкое содержание и педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие каждого ребенка Приоритетные направления: rСоциализация детей раннего возраста в обществе сверстников и их развитие в основных видах детской деятельности. rРазвитие речи и речевого общения детей раннего возраста. Создание психологического комфорта и условий для развития различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов, потребностей самих детей и их родителей