«Лучше потерять деньги, чем деловую репутацию» (Robert Bosch) Основатель компании Bosch
Честь, достоинство и деловая репутация как правовые категории Понятия "честь" и "достоинство" достаточно содержательны по внутреннему смыслу и рассматриваются в следующих направлениях: 1) нравственного сознания как чувства и как понятия; 2) этики как категории морали; 3) права как защищаемого законом социального блага.
Понятие "честь" включает положительную оценку отражений качеств лица (организации) в сознании партнеров, конкурентов и в целом общества. В Гражданском кодексе РФ существует понятие "деловая репутация", которое предполагает нематериальное право личности и относится как к юридическим, так и к физическим лицам. Достоинство представляет собой положительную оценку отражений личных деловых качеств в собственном сознании.
Деловая репутация как экономико-правовая категория Отрицательной деловой репутацией называют часть рыночной стоимости предприятия в виде скидки с цены для покупателя. К отрицательной репутации можно отнести: отсутствие опыта управления, навыков маркетинга, квалифицированного персонала, налаженной сбытовой сети. Она учитывается в составе будущих периодов. Положительная деловая репутация организации составляет важную часть в экономическом успехе предприятия. Положительной репутацией принято считать часть рыночной стоимости компании, надбавку к цене компании, которая формируется посредством представления о ней как о субъекте экономической деятельности в конкретных экономических условиях.
Деловую репутацию относят к нематериальным активам предприятия. В соответствии с п. 3 ПБУ 14/2007 при отнесении активов к нематериальным необходимо учитывать единовременное выполнение следующих условий : 1) объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем; 2) организация имеет право на получение экономических выгод; 3) возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов; 4) объект предназначен для использования в течение длительного времени; 5) организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; 6) фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена; 7) отсутствие у объекта материально-вещественной формы.
От истоков и до сегодняшнего дня Эволюция понятия «деловая репутация юридического лица» Известно, что исторические источники сохранили и донесли до нашего времени упоминания о правовой защите чести и достоинства славян. Так, документ, известный специалистам как Краткая Правда или Правда Ярослава (XI век), содержит 43 статьи, из которых четыре непосредственно рассматривают различные виды преступлений против чести. К таким преступлениям относили разного рода удары (рукой, палкой, рогом, чашей и т.д.). Самыми оскорбительными действиями признавались удары необнаженным мечом или предметами застолья. Считалось, что подобное оскорбление потерпевшего влекло за собой поругание его доброго имени в глазах общественного мнения. Буквально до конца XX века понятия "честь", "достоинство" отождествлялись с термином "репутация" и рассматривались в отечественной юриспруденции применительно к частным лицам.
В юриспруденции того времени встречалось понятие "кредит". Это понятие означало доверие. Оно использовалось при рассмотрении дел, в основе которых лежала недобросовестная конкуренция. Дискредитация (т.е. подрыв кредита, уничтожение доверия) являлась одним из способов уничтожения конкурента. При обсуждении гражданско-правовых проблем в прессе предлагалось ввести положения о возмещении "нематериального" вреда при очевидных нарушениях чести и достоинства. После 1917 года категории достоинства, деловой репутации, чести были забыты на длительный период. Гражданский кодекс РСФСР от 1922 года в ст. 410 предусматривал в качестве возмещения вреда "восстановление прежнего состояния".
В приказах Министерства финансов РФ начиная с 2000 года при внесении изменений в нормативные акты по бухгалтерскому учету используются термины "положительная деловая репутация организации" и "отрицательная деловая репутация организации". В них под деловой репутацией понимается разница между покупной ценой организации или предприятия и стоимостью этой организации по бухгалтерскому балансу. Положительной деловой репутацией здесь называют надбавку к цене, которую покупатель платит в ожидании будущих экономических выгод, а отрицательной деловой репутацией - снижение продажной цены организации либо предприятия в связи с тем, что на момент продажи предприятие по разным причинам не имеет прибыли. Исторически сложившаяся практика использовать термин "деловая репутация", подразумевая под ним доброе имя, надежность качества продукции, четкое выполнение договорных обязательств, здесь подменяется исключительно бухгалтерскими расчетами.
Таким образом, положительная деловая репутация характеризуется более высокой рыночной ценой предприятия, чем балансовая стоимость его активов. Деловая репутация в данном случае является надбавкой к цене, которую платит покупатель в расчете на будущие прибыли. Согласно п. 43 ПБУ 14/2007 эта надбавка является самостоятельным инвентарным объектом.
Студентки группы 8091: Попова Анастасия Суркова Ирина Кизилова Виктория
Спасибо за внимание