Животные и окружающая среда. Никитенко О. Д. учитель биологии МОУ СОШ 5 МОУ СОШ 5.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Природоведение 5 класс учитель Черепенина Е.М г.
Advertisements

Лабораторная работа «Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных». Никитенко О.Д. учитель биологии 1 категории.
Три среды обитания Водная среда обитания. Задачи урока: Повторить условия жизни различных сред обитания организмов. Выяснить особенности приспособленности.
"Среды обитания организмов. Приспособленность к среде обитания ". Презентация Power Point к уроку Урок природоведения в 5-м классе по теме: "Среды обитания.
ТЕМА УРОКА «Условия жизни организмов: среда обитания и факторы среды обитания» Учитель биологии Синдеева Е.А.
Среды жизни. Взаимоотношения животных в природе Задачи урока: Познакомиться с понятиями «среда жизни». «местообитание» Учиться сравнивать на примерах сред.
КТО ГДЕ ЖИВЁТ Урок природоведения 5 класс МОУ СОШ пос. Долгоруково Разработала учитель биологии Гришанина В. В.
Среда обитания Природоведение 5 класс. Заполняем таблицу в тетради Название и научная классификация животного Среда обитания животного Особенности строения,
МОУ «Канашевская средняя общеобразовательная школа Учитель географии Воротилкина Т.П.
КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ Среда обитания и внешнее строение лягушки.
Животные и окружающая среда. Среда жизни - условия живой и неживой природы, действующие на организм. условия живой и неживой природы, действующие на организм.
Среды обитания Наземно- воздушная Почвенная Живой организм Водная.
Природоведение 5 класс «Три среды обитания. Приспособленность организмов к разным средам обитания.»
Три среды обитания. Среда обитания – часть природы, окружающая живые организмы.
Цели урока: Узнать, что такое среда обитания организмов; Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов; Найти отличия между.
Класс Млекопитающие. Внешнее строение, образ жизни и среда обитания млекопитающих животных.
Типы сред обитания, Приспособленность к ним. Ушакова Л.В. МОУ Брединская СОШ1.
Приспособительные особенности животных.. МаскировкаМимикрия Покровительственная окраска Предупреждающая окраска.
Тема урока: «Среда обитания. Факторы среды». Цель урока: 1. Сформировать знания о средах обитания; дать представление о факторах живой и неживой природы.
Ядровой Софьи, 7В. Очень выносливыми пловцами являются белые медведи, обитающие на плавучих льдах Северного Ледовитого океана. Они редко выходят на сушу.
Транксрипт:

Животные и окружающая среда. Никитенко О. Д. учитель биологии МОУ СОШ 5 МОУ СОШ 5

Цели и задачи : Изучить возможные среды обитания животных и их приспособленность к среде обитания. Изучить возможные среды обитания животных и их приспособленность к среде обитания. Научиться определять взаимосвязи животных в природе. Научиться определять взаимосвязи животных в природе. Определить место и роль животных в природе. Определить место и роль животных в природе.

Работа в парах. Изучите материал п. 2, выполните задания : 1. Составьте схему « Среды жизни животных ». 2. Как животные приспособлены к своей среде обитания ? Приведите примеры. 3. Составьте таблицу « Взаимосвязи животных в природе »: 1. Как животные взаимосвязаны с другими царствами и окружающей средой. Тип взаимоотношений ХарактеристикаПример

Среды жизни животных Водная, полуводная Почвенная Наземно - воздушная Тела других организмов

Водная среда Водная среда Рыбы и раки дышат жабрами. Это специальные органы, которые извлекают из воды растворенный в ней кислород. Лягушка, находясь под водой, дышит кожей. А вот освоившие водную среду звери дышат легкими, поднимаясь к поверхности воды для вдоха. Подобным образом ведут себя и водные жуки. Только у них, как и у других насекомых, не легкие, а особые дыхательные трубочки – трахеи. Рыбы и раки дышат жабрами. Это специальные органы, которые извлекают из воды растворенный в ней кислород. Лягушка, находясь под водой, дышит кожей. А вот освоившие водную среду звери дышат легкими, поднимаясь к поверхности воды для вдоха. Подобным образом ведут себя и водные жуки. Только у них, как и у других насекомых, не легкие, а особые дыхательные трубочки – трахеи.

Приспособления организмов к жизни в водной среде. Обтекаемая форма тела Обтекаемая форма тела встречается у различных групп организмов, обитающих в воде – для снижения лобового сопротивления, что приводит к снижению энергозатрат на плавание.

У моржей и тюленей – ласты. У моржей и тюленей – ласты.

У бобров, выдр, водоплавающих птиц, лягушек – перепонки между пальцами.

Из всех медведей земного шара только белый медведь ведет полуводный образ жизни. Об этом свидетельствует его строение: узкое обтекаемой формы туловище, широкие лапы-«весла», узкая голова со спрямленным профилем, приподнятыми глазницами и высоко расположенными глазами, удлиненная подвижная шея. Все это характеризует его как хорошего пловца и ныряльщика. Мореплаватели, путешествуя по северным морям, неоднократно встречали белых медведей плавающими в открытом море за сотню миль от ближайшей суши или льдин. Под водой медведь держит глаза открытыми, а ноздри и ушные раковины сжимает.

Приспособительные особенности животных к наземно - воздушной среде : Животные в наземно-воздушной среде имеют разнообразное строение и поведение. Животные в наземно-воздушной среде имеют разнообразное строение и поведение. В связи с этим, у животных появились легкие и трахеи. В связи с этим, у животных появились легкие и трахеи.

Сильное развитие получили скелетные органы, обеспечивающие автономность передвижения по суше : ноги одних приспособлены к бегу (страус, гепард, зебра). ноги одних приспособлены к бегу (страус, гепард, зебра). Гепард – самый быстроногий из зверей. Он развивает скорость до 110 км/ч. Гепард – самый быстроногий из зверей. Он развивает скорость до 110 км/ч.

Почвенная среда Для почвенных организмов характерны специфические органы и типы движения (роющие конечности у млекопитающих; Для почвенных организмов характерны специфические органы и типы движения (роющие конечности у млекопитающих; Способность к изменению толщины тела; наличие специализированных головных капсул у некоторых видов); Способность к изменению толщины тела; наличие специализированных головных капсул у некоторых видов); Формы тела (оклуглая, вольковатая, червеобразная); Формы тела (оклуглая, вольковатая, червеобразная); Редукция глаз и исчезновение пигментов. Редукция глаз и исчезновение пигментов. Среди почвенных обитателей широко развита сапрофагия – поедание трупов других животных, гниющих остатков. Среди почвенных обитателей широко развита сапрофагия – поедание трупов других животных, гниющих остатков.

Почвенная среда Для почвенных организмов характерны специфические органы и типы движения (роющие конечности у млекопитающих; Для почвенных организмов характерны специфические органы и типы движения (роющие конечности у млекопитающих; Способность к изменению толщины тела; наличие специализированных головных капсул у некоторых видов); Способность к изменению толщины тела; наличие специализированных головных капсул у некоторых видов); Формы тела (оклуглая, вольковатая, червеобразная); Формы тела (оклуглая, вольковатая, червеобразная); Редукция глаз и исчезновение пигментов. Редукция глаз и исчезновение пигментов. Среди почвенных обитателей широко развита сапрофагия – поедание трупов других животных, гниющих остатков. Среди почвенных обитателей широко развита сапрофагия – поедание трупов других животных, гниющих остатков.

Табл. Взаимосвязи животных в природе. Тип взаимоотношений ХарактеристикаПример Хищничество Одни добывают других, умерщвляют и питаются ими Щука ловит плотву. Паук ловит мух в ловчую сеть и др. Паразитизм Живут в теле других животных и питаются ими Человеческая аскарида Конкуренция Питаются одной и той же пищей Горностаи и хорьки Симбиоз Взаимовыгодные отношения Рак - отшельник и актиния

Место и роль животных в природных сообществах Обитающие вместе живые организмы образуют биологические сообщества биоценозы. Обитающие вместе живые организмы образуют биологические сообщества биоценозы. Животные взаимосвязаны в биоценозах. Основные отношения – пищевые ( трофические связи ). Животные взаимосвязаны в биоценозах. Основные отношения – пищевые ( трофические связи ). Цепи питания. Цепи питания. Растение – насекомое - Растение – насекомое - насекомоядное животное – насекомоядное животное – Хищное животное.

Выводы по уроку: 1). В природе существуют цепи питания: наземно-воздушная, почвенная, водная, организм. 2). Каждый организм приспособлен к определенной среде обитания. 3). Между организмами существуют взаимоотношения различного характера.

Домашнее задание. П. 2 П. 2 Выучить записи в тетради. Выучить записи в тетради. Составить цепь питания. Составить цепь питания.