Модели лекционных и семинарских занятий в различных технологиях обучения Подготовлено Крыловой О.Н., Даутовой О.Б. доцентами кафедры педагогики РГПУ им.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ДЕЙСТВИЯ Обучающиеся работают над реальными задачами Обучающиеся учатся в процессе анализа реальных проблем, участвуя в их.
Advertisements

ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
LOGO Оптимизация подготовки специалистов в условиях освоения ФГОС СПО Берестнева В.А., зав.кафедрой экономических дисциплин СМОЛЕНСК ОГБОУ СПО СПЭК.
Проектирование компонентов учебных модулей на основе компетентностного подхода Крылова Ольга Николаевна проректор по научно-методической работе; Богатенкова.
Мастер-класс Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий через творческие задания на уроке истории. Учитель истории и обществознания.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ФГОС.
Педагогическая технология Кафедра открытых образовательных технологий МИОО.
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Организация исследовательской деятельности в начальной школе.
ГБОУ ВПО Уральский государственный медицинский университет Минздрава России Основы дидактики высшей школы Носкова Марина Владимировна кандидат психологических.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
Типология уроков Урок является сложной педагогической системой и разделяется на типы по признакам: Вводный урок. Урок изучения нового материала(первичного.
Метод проектов Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы,
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. Основные цели современной системы образования Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого.
Технология проектирования и чтения проблемной лекции.
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
1. Сущность понятия «семинар». Задачи и функции семинарского занятия в высшей школе. 2. Типы и виды семинарских занятий. Критерии оценки семинарского.
Проблемно-поисковые образовательные технологии проблемное обучение метод проектов «мозговой штурм»
Транксрипт:

Модели лекционных и семинарских занятий в различных технологиях обучения Подготовлено Крыловой О.Н., Даутовой О.Б. доцентами кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена,

Технология - процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий (то есть это процесс, в котором спланирована последовательность действий); педагогическая система, представленная в виде наборов педагогических приёмов; проектирование и реализация проекта обучения и воспитания на практике;

ТенденцияЗадачаТехнологии переход от обучения к учению поиск организацион- ных форм освоения содержания образования модульно- рейтингового обучения, организации самостоятельной работы, дистанционного обучения, кредитная система

ТенденцияЗадачаТехнологии повышение наукоемкост и высшего образования Расширение спектра видов продуктивной образователь ной деятельности студентов проектной, учебно- исследовательской, научно- исследовательской, творческой деятельности

ТенденцияЗадачаТехнологии Возрастан ие роли информац ии в современн ом мире Организаци я работы с информаци ей РКМЧП /развитие критического мышления через чтение и письмо/, информационные, проблемного обучения

Тенденция ЗадачаТехнологии Возрастан ие роли командной работы в современн ом мире Организация группового взаимодействи я в образователь- ном процессе Организации группового взаимодействия, организации дискуссии, обучения на основе социального взаимодействия

Тенденция ЗадачаТехнологии Возрастание роли компетнтност и специалистов на рынке труда, связанных с усложнением задач общественног о развития Развитие профессиональ ной компетентности контекстного обучения

Тенденция ЗадачаТехнологии Возрастани е роли субъектнос ти и самостояте льности, необходим ость учения «через всю жизнь» Осуществлени е учения рефлексивного обучения, оценки достижений, самоконтроля, самообразователь- ной деятельности

Модели лекционного курса в различных технологиях обучения

Некоторые типологии лекций В зависимости от места и дидактических целей в учебном процессе вводная установочная текущая заключительная обзорная. В зависимости от способа проведения информационная проблемная Лекция - визуализация Бинарная Лекция с ошибками Лекция -конференция Лекция- консультация

Лекция в системе традиционного обучения Цели Задаются извне Одинаковы для всех Связаны с передачей информации Содержание Определяется целями Системное, логическое расположение материала Результат: знания-знакомства, знания-копии Контроль: традиционные формы

Лекции информационного типа Вводная. Обзорная. Обобщающая. Проблемная. Заключительная. Источник информации Приемник информации Эталон

Лекция в технологии проблемного обучения Цели Усвоение теоретического знания Развитие теоретического мышления Формирование познавательного интереса Содержание Система учебных проблем и подпроблем Выделение основных противоречий в развитии научного знания Результат: знания-знакомства, знания-копии, продуктивные мыслительные действия, познавательный интерес Контроль: 1) традиционные формы;2) Специальные задания проблемного характера Коррекция

Типы лекций в технологии проблемного обучения Вводная: постановка проблемы. Объяснительно- иллюстративная. Проблемного изложения знаний. Проблемного изложения знаний с опорой на самостоятельную работу студентов. С элементами эвристической беседы.

Лекция в технологии контекстного обучения Содержание Системная основа предмета Проектирование деятельности студента Учебные задания, моделирующие профессиональную деятельность Система учебных проблем Цели Усвоение теоретических знаний в контексте профессиональной деятельности Формирование готовности к решению профессиональных задач Результат: готовность к решению профессиональных задач Контроль: 1) аттестационные ситуации) Деловые игры

Типы лекций в контекстном обучении Проблемная Информационная Лекция- визуализация Лекция вдвоем Лекция с заранее запланированным и ошибками Лекция – пресс- конференция

Лекция вдвоем: методика Выбор темы, в содержании которой есть противоречия, разные точки зрения или высокая степень сложности; Подбор двух преподавателей, совместимых как с точки зрения стиля мышления, так и способа общения; Разработку сценария чтения лекции (блоки содержания, распределенные во времени)

Лекция с заранее запланированными ошибками Структура: После объявления темы преподаватель неожиданно сообщает, что в ней будет сделано определенное количество ошибок различного типа; После прочтения лекции студенты называют эти ошибки /10-15 минут/; Преподаватель предъявляет перечень ошибок.

Лекция – пресс-конференция Структура: Название темы лекции; Формулировка студентами вопросов преподавателю по данной теме (5-7 минут); Сортировка преподавателем вопросов по их смысловому содержанию (5-7 минут); Ответы на вопросы в виде связанного текста; Итог лекции.

Лекция в технологии рефлексивного обучения Цели Определяются студентом Активное содействие раскрытию потенциальных возможностей студента Содержание Основные идеи предмета Раскрытие индивидуальных возможностей студентов Разработка программы личностного и профессионального самосовершенствования Результат: Высокий уровень профессионального самосознания 1 Контроль:1) контроль по процессу;2) контроль по результату; 3)контроль по прогнозу личностно-профессионального развития студентов; 4)самоконтроль.

Типы лекций в технологии рефлексивного обучения Вводная: выработка целей и определения стратегий изучения курса. Заключительная: обсуждение результатов анализа и самоанализа изучения курса. Другие.

Продвинутая лекция в технологии развития критического мышления «Promoted lecture» Предположите, каковы основные характеристики лекции, чтобы она имела название продвинутая или эффективная?

Трехчастный дневник ПредположенияУточненияНовая информация

продвинутая лекция Недостатки Неэффективна для : обзорных теоретических текстов; текстов большого или слишком малого объема фоновых материалов, не требующих детализации Достоинства Работа с потоками слушателей, активизируя каждого; Развивает навыки анализа, синтеза, оценивания; Глубокое осмысление изучаемого материала; Развивает письменную речь слушателей.

Правила чтения лекций высокий научный уровень информации доказательность и достоверность суждений ясность изложения мыслей и активизация мышления слушателей интонационное выделение каждого вопроса вычленение главного и второстепенного, трудного и простого расшифровка и выписывание на доске трудных терминов избегание заунывности и равнодушия контакт с аудиторией, понимание реакции аудитории обратная связь, желательно после каждого вопроса, раздела

«Существо лекции – непосредственная научная жизнь, совместное со слушателями размышление о предметах науки, а не вынесение из запасов кабинетной учености готовых, отлившихся в стереотипную форму выводов. Лекция- это посвящение слушателей в процесс научной работы, приобщение их к научному творчеству, род наглядного и даже экспериментального научения методам работы…Лекция должна не научить…а приучить к работе, создавать вкус к научности, давать «затравку», дрожжи интеллектуальной деятельности» П.А.Флоренский

Модели семинарских занятий в различных технологиях обучения

Семинар - наиболее распространенная форма проведения практических занятий (Российская педагогическая энциклопедия. М: 1999.) (от лат.) seminarium - рассадник, связано c функциями посева знаний, передаваемых от учителя к ученикам и подрастающих в сознании учеников, способных к самостоятельным суждениям, к углублению и воспроизведению знаний

Педагогические задачи, решаемые на семинарах: Развитие творческого профессионального мышления; Познавательная мотивация; Профессиональное использование знаний в учебных условиях: -овладение языком соответствующей науки; - навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями; -овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения

Основное отличие семинара от других организационных форм обучения Ориентирует обучаемых на проявление большей самостоятельности в учебно- познавательной деятельности

Типология семинаров по способам проведения семинар - беседа семинар- заслушивание семинар – диспут смешанная форма семинара

Типология семинаров по общим целям Просеминар (цель- ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы, с литературой, первоисточниками, методикой работы с ними) Собственно семинар 1. Цель – углубленное изучение определеного систематического курса 2. Цель – основательная проработка наиболее типичных и сложных тем курса 3. Цель – исследование отдельных проблем науки Спецсеминар (цель – обучение общению начинающих исследователей по определенной научной проблеме)

Семинар в технологии игрового обучения функции Развитие и закрепление навыков самостоятельной работы Умение профессионально мыслить, Управлять коллективом Принимать решение и организовывать его выполнение Содержание Система учебных проблем и подпроблем проектирование деятельности студента учебные задания, моделирующие профессиональную деятельность Результат: развитие профессиональных знаний и умений

Ход семинара в технологии игрового обучения 1 этап: введение в игру: - определение содержания данной игры - анализ полученной информации и формирование игровых групп - распределение ролей 2 этап – конструирование описания разрабатываемого объекта -ролевое общение в группах и форматное описание объекта изучения 3 этап – оценка проектов групп - обсуждение представленных проектов (дискуссия) 4 этап – экспериментальная реализация представленных проектов - оценка проектов и деятельности игроков - разбор игры

Роли по содержательной работе в интерактивной игре Аналитик Диагност Генератор идей Разработчик Имитатор Эрудит

Семинар в технологии контекстного обучения функции Развитие и закрепление аналитического мышления, которое необходимо которое необходимо для выявления проблемы, ее формулировки принятия решения развитие творческого развитие творческого потенциала исследователя Содержание Ситуация, отражающая профессиональную деятельность без конкретизации существующей проблемы Результат: развитие профессиональной компетентности

Ход семинара в технологии контекстного обучения ФазаЦель ЗнакомствоПонимание проблемной ситуации и ситуации принятия решения ИнформацияНаучиться добывать информацию, необходимую для поиска решения и оценивать ее ОбсуждениеРазвитие альтернативного мышления РезолюцияСопоставление и оценка вариантов решения ДиспутАргументированная защита решений Сопоставление итогов Оценить взаимосвязь интересов, в которых находятся отдельные решения

Типологические характеристики конкретной ситуации ситуацииЛогические характеристики содержания аналитическиеОценка значимости данного явления; рассмотрение его как иерархии целей и ценностей конструктивны е Предвидение развития явления на основе приложения к нему научных закономерностей операциональн ые Конструирование необходимой и достаточной системы средств, обеспечивающих поставленной цели

Семинар в технологии развития критического мышления функции Развитие критическогоРазвитие критическогомышления, развитие творческого развитие творческого потенциала исследователя развитие умений развитие умений сотрудничать и работать в группе развитие умений развитие уменийсамостоятельносистематизироватьинформацию развитие умения решать развитие умения решать учебные проблемы Содержание информационные учебные тексты повествователь ные тексты проблемные тексты Результат: развитие профессиональной компетентности

Основные стадии семинара в технологии развития критического мышления ВЫЗОВ ОСМЫСЛЕНИЕ РЕФЛЕКСИЯ

Вызов- вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу (делают предположения), систематизируют информацию до ее изучения, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ. Ставят собственные цели. Осмысление- читают, (слушают) текст, используя предложенные преподавателем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации. Отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом, продолжают активно конструировать цели своего учения Рефлексия- соотносят новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленной ранее индивидуально целей. Они выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно- следственные связи. Важно, чтобы в процессе рефлексии учащиеся самостоятельно могли оценить свой путь от представления к пониманию

Семинар в технологии проблемного обучения Цели Усвоение теоретического знания Развитие теоретического мышления Развитие логического мышления, мышления, раскрытие творческого потенциала Развитие активности обучаемого обучаемого Содержание Система учебных проблем и подпроблем Выделение основных противоречий в развитии научного знания Результат: развитие продуктивных мыслительных действий, теоретического знания, познавательного интереса

Этапы проблемного семинара Постановка учебной проблемы Поиск решения Выражение решения Реализация продукта

Тип проблем ной ситуации Тип противоречия Приемы создания проблемной ситуации С удивлением Между двумя и более положениями 1. одновременно предъявить противоречивые факты теории или точки зрения 2. Столкнуть разные мнения обучающихся вопросом и практическим заданием С удивлением Между житейскими представлениями обучающихся и научным фактом 1. Обнажить житейское представление обучающихся вопросом или практическим заданием на ошибку 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью

Тип проблем ной ситуаци и Тип противоречи я Приемы создания проблемной ситуации С затрудне нием Между необходимост ью и невозможнос тью выполнить задание преподавател я 1. Дать практическое задание невыполнимое вообще 2. Дать практическое задание не сходное с предыдущим

Мы берем на хранение чужие мысли и знания, только и всего. Нужно, однако, сделать их собственными... М. Монтень