Проблемы и перспективы развития стандартизации в Республике Татарстан И.М.Бурыкин Начальник отдела стандартизации медицинских услуг E-mail: igor.burykin@tatar.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система управления качеством в медицинской организации Тюрина И.В., Воробьев П.А., Авксентьева М.В., Лукъянцева Д.В., Сура М.В. НИИ общественного здоровья.
Advertisements

РАСЧЕТ НОРМАТИВОВ ФИНАНСОВЫХ ЗАТРАТ НА ОСНОВЕ СТАНДАРТОВ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Заместитель директора МИАЦ РАМНО.П. Савчук.
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ С.А. Анденко – заместитель Председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга,
Необходимость стандартизации в медицине Растущая стоимость медицинской помощи при ограниченных возможностях финансирования Растущая стоимость медицинской.
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ С.А. Анденко – заместитель Председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга,
Правовое обеспечение контроля качества медицинской помощи И.М. Старовойтова Москва2007.
Используемая литература Федеральный закон от 21 ноября 2011 года 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; Федеральный закон.
Порядок оказания медицинской помощи при профессиональных заболеваниях – приказ Минздравсоцразвития России 233н от
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела нормативно-методической.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения Изменения нормативно-правового регулирования в части регистрации медицинских изделий Суханова Мария.
Об устранении замечаний по результатам проверки прокуратурой Иркутской области реализации мероприятий долгосрочной целевой Программы модернизации здравоохранения.
Обеспечение населения Тюменской области высокотехнологичной медицинской помощью. Финансирование скорой медицинской помощи за счет средств ОМС. Директор.
Практическая реализация Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "диетология" Национальная Ассоциация клинического питания Вице-президент.
« Механизм внутреннего контроля финансового обеспечения деятельности Управления Федерального казначейства по Приморскому краю » ЧУРБАНОВА Т. М. « Механизм.
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
Роль социального партнерства в дополнительном профессиональном образовании Смирнова Нина Александровна Старший методист учебно-методического центра по.
О формировании территориальной программы государственных гарантий на 2013 г. Начальник отдела экономического анализа и формирования сводного бюджета здравоохранения.
Результаты контрольных мероприятий в части оценки деятельности врачебной комиссии Чапилова Ольга Николаевна начальник отдела Роздравнадзора по Красноярскому.
Министерство здравоохранения Российской федерации Возможности оптимизации системы оплаты труда сотрудников лечебных кафедр на клинических базах ГБОУ ВПО.
Общественные советы в области здравоохранения – позитивный опыт ациентского сообщества и органов власти Ю.А. Жулёв Президент Всероссийского общества гемофилии,
Транксрипт:

Проблемы и перспективы развития стандартизации в Республике Татарстан И.М.Бурыкин Начальник отдела стандартизации медицинских услуг Тел МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Раздел I Современное состояние стандартизации в Российской Федерации

СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ (Закон, обязательные требования к безопасности) НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ (Технические комитеты при Ростехрегулировании России, добровольные требования к качеству медицинских технологий) СТАНДАРТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ (Минздравсоцразвития России, экономические подходы к расчету затрат на оказание медицинской помощи) МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ (РЕГИОНАЛЬНЫЕ) (Органы управления здравоохранением субъекта РФ, организационные технологии, расчет затрат) СТАНДАРТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, СОПы (Медицинские организации, организационные технологии, расчет затрат, система управления качеством медицинской организации)

Стандарты различных уровней ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ Протоколы ведения больных, Стандарты медицинской помощи, Порядки ведения больных (принят 1 порядок) УРОВЕНЬ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАХОВАНИЙ Клинико-экономические стандарты Региональные протоколы ведения больных УРОВЕНЬ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Стандарты медицинской организации, СОПы

Правовая база по стандартизации п.7 и п.18 ст.6. Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N в полномочия субъекта Российской Федерации входит: "установление медико-экономических стандартов в соответствии с федеральными стандартами медицинской помощи" "право установления региональных стандартов медицинской помощи на уровне не ниже федеральных стандартов медицинской помощи, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и осуществлять контроль за их соблюдением".

Правовая база по стандартизации "Порядок разработки, согласования, принятия, внедрения и ведения нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении" - ОСТ (приказ МЗ РФ от N 302), гармонизированный с требованиями государственной системы стандартизации Российской Федерации; "Порядок апробации и опытного внедрения нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении" - ОСТ (приказ МЗ РФ от N 300); "Порядок контроля за соблюдением требований нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении" - ОСТ (приказ МЗ РФ от N 18); "Принципы и порядок построения классификаторов в здравоохранении" - ОСТ (приказ МЗ РФ от N 301). «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении» ОСТ (приказ МЗ РФ от ).

НОМЕНКЛАТУРА РАБОТ И УСЛУГ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ УТВЕРЖДАЮ Заместитель министра здравоохранения и - ОК "Простые медицинские услуги", утв. приказом МЗ РФ от N 113, введен взамен ОК , утв. приказом МЗ РФ от N 374; - ОК "Сложные и комплексные медицинские услуги", утв. приказом МЗ РФ от N 268. Правовая база по стандартизации

Регулирование обращения лекарственных препаратов на территории Российской Федерации и Республике Татарстан. Правовая база по стандартизации Приказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан от «Об утверждении Республиканского формулярного списка лекарственных средств»

Правовая база по стандартизации "Технологии выполнения простых медицинских услуг. Общие требования" (ОСТ , приказ МЗ РФ от N 299) "Протоколы ведения больных. Общие требования" (ОСТ , приказ МЗ РФ от N 303).

Объекты стандартизации организационные технологии; технологии выполнения медицинских услуг; качество медицинских услуг; оказание медицинской помощи; информационные технологии; экономические аспекты здравоохранения; получение, переработка и введение в организм органов и тканей, полученных от донора; юридические и этические аспекты здравоохранения.

СТАНДАРТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ СТАНДАРТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ амбулаторно- поликлинические и санаторно-курортные условия – 106 СТАНДАРТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ стационарные условия «высокие технологии» - более 300 СТАНДАРТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ условия «скорой медицинской помощи» - более 40 СТАНДАРТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ стационарные условия – специализированная помощь – более 200 Всего за год утверждено более 600 документов

Концепция развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года Разработка порядков оказания медицинской помощи. Разработка обязательных федеральных стандартов. Разработка профессиональными сообществами клинических (рекомендаций) руководств. Разработка индикаторов качества лечебно-диагностического процесса.

Что дает стандартизация Защита прав пациента и врача (нормативная, законная) Преемственность в оказании медицинской помощи, обеспечение прав пациента на получение медицинской помощи Основа для финансирования (планирование, механизмы расчетов) Основа для управления качеством

Структурно – функциональная схема стандарта Защита прав пациента и врача Планирование помощи Расчет затрат Обоснование программы государственных гарантий Оптимизация помощи Управление качеством Нормативный статус Структура (табличные формы, указание всего объема помощи, частоты и кратности услуг и т.п.) Принципы (доказательная медицина, клинико-экономический анализ, экспертный консенсус) Основные требования Дополнительные требования

Структура стандарта медицинской помощи

Дополнительный объем медицинской помощи не означает, что данная услуга может не выполняться вообще. Дополнительная медицинская услуга выполняется по показаниям. Объем помощи обязательныйЧастота =1 Объем медицинской помощи дополнительный Частота

Трудности возникающие при создании системы управления качеством в медицинской организации Не понимание и неприятие методологии стандартизации Восприятие стандартов как механизма контроля Трудоемкость процесса Отсутствие команды Неприятие экономически регулируемой системы оказания медицинской помощи Необходимость переоценки своего опыта, опыта коллег, значения авторитетов Не понимание доказательных подходов к выбору медицинских технологий Многоканальное финансирование и влияние финансовых потоков на организацию медицинской помощи Неадаптированные Реестры медицинских услуг с Номенклатурой работ и услуг Несовпадение ожиданий руководства и сотрудников по поводу приоритетов в области управления КМП Боязнь получения информации сторонними людьми Недостаточное техническое оснащение Отсутствие заинтересованности у персонала

Раздел II Стратегия развития стандартизации в Республике Татарстан

Цели развития стандартизации в РТ Повышение качества медицинской помощи Повышение доступности Повышение эффективности Сдерживание растущих затрат Повышение безопасности медицинской помощи

Основные задачи стандартизации в РТ 1.Совершенствования менеджмента в стандартизации. 2.Совершенствование нормативной базы. 3.Повышение безопасности и качества медицинской помощи 4.Внедрение новых и совершенствование существующих организационных технологий в здравоохранении 5.Требования к техническому оснащению учреждений здравоохранения

1. Совершенствования менеджмента в стандартизации Создание Органа оперативного управления - Координационный совет по стандартизации в здравоохранении Проведение семинаров и круглых столов по вопросам внедрения стандартов в деятельность учреждений. Ускорение сроков принятия документов по стандартизации. Построение системы мониторинга (отчетных форм, порядка сбора и представления) исполнения стандартов медицинской помощи

2. Совершенствование нормативной базы системы стандартизации Положение о региональной стандартизации. Положение о региональных стандартах. Положение о учрежденческих стандартах (СОП). Разработка подходов к оценке качества медицинской помощи с позиции стандартов. Методическое руководство по технологии создания и видам клинических рекомендаций.

3.Повышение безопасности и качества медицинской помощи Разработка региональных стандартов (протоколов) ведения больных (выбор нозологии в соответствии с решением Координационного совета). Разработка технологий выполнения медицинских услуг. Разработка технологий выполнения сложных медицинских вмешательств, качество результатов которых зависит от технологии их выполнения (например ФВД). Разработка стандартов качества медицинской помощи (совместная работа с отделом качества). Разработка технологий для среднего медицинского персонала (сестринские технологии).

4. Внедрение новых и совершенствование существующих организационных технологий в здравоохранении Повышение качества лабораторной диагностики (приказ «Об оптимизации лабораторной диагностики на догоспитальном этапе», подготовлен проект приказа «Об организации работы приёмного отделения»). Разработка порядков оказания медицинской помощи (например при травмах).

5. Требования к техническому оснащению учреждений здравоохранения Разработка табелей оснащенности специализированных медицинских учреждений. Разработка критериев эффективности использования ресурсов (оборудования).

6. Разработка требований к квалификации и знаниям персонала Разработка системы оценки квалификации персонала (анкеты, создание банка вопросов). Совершенствование системы подготовки персонала (квалификация и аттестация медицинского персонала).

7. Требования к показателям ресурсных затрат в здравоохранении Совершенствование имеющейся базы нормативов затрат (КСГ). Определение ресурсной составляющей медицинских вмешательств (оценка затраты – эффективность). Содействие в оценке стоимости стандартов, их экономического наполнения.

8. Совершенствование системы медицинской документации Приказ «О типовых протоколах исследований и мониторинге использования ангиографов, ЯМР- томографов и рентгеновских компьютерных томографов». Приказ «Требованиям к оформлению и ведению медицинской карты стационарного больного».

9. Обеспечение информационной поддержки внедрения стандартизации в учреждениях здравоохранения Порядок ведения Реестра территориальных нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении и стандартов медицинских организаций. Формирование методологии экспертизы и ведение реестра руководств и методических пособий, разработанных сотрудниками кафедр КГМА, КГМУ. Размещение информации на сайте.

План деятельности

Раздел III Вопросы для обсуждения

Текущие вопросы требующие решения Положение о системе стандартизации. Перечень простых медицинских услуг. Положение о медико-экономических стандартах. Положение о стандартах учреждений. Временная инструкция по оценке соответствия медицинской помощи стандартам. Порядок работы приемного отделения.

Положение о системе стандартизации Определить единое понимание терминов. Установить субъектов участвующих в системе стандартизации. Определить общие требования к документам системы стандартизации.

Положение о медико- экономических стандартах Устранить неразбериху в понимании целей и задач стандартов. Определение формы и структуры стандартов. Определить сроки подписания и порядок решения при возникновении конфликтов интересов.

Положение о стандартах учреждений Устранить неразбериху в понимании целей и задач учрежденческих стандартов. Формирование единых подходов к построению стандартов. Установление порядка разработки учрежденческих стандартов.

Перечень простых медицинских услуг Введение основы для разработки стандартов. Установление единого подхода к оценке стоимости медицинских услуг как для взаиморасчетов, так и для оказания платных услуг.

Временная инструкция по оценке соответствия медицинской помощи стандартам На настоящий момент нет понимания как оценивать соответствие медицинской помощи стандартам. Нормативно это не регулируется, что приводит к многочисленным проблемам: непониманию, препятствованию внедрению регионального стандарта, и.т.д.

Временная инструкция по оценке соответствия медицинской помощи стандартам Стандарт выполнен на 80% Это: 1.Хорошо или плохо? 2. Повлияло ли это на качество медицинской помощи? 3. Повлияло ли это на исход заболевания? 4. Рационально ли использовались ресурсы?

Временная инструкция по оценке соответствия медицинской помощи стандартам Матрица вариантов 1.Стандарт выполнен на

Временная инструкция по оценке соответствия медицинской помощи стандартам Позволит: Определить критерии соответствия выполнения стандарта. Уменьшить субъективизм при оценке качества медицинской помощи. Определить понятие «выполнение или невыполнение стандарта»

Проблемы расчета стоимости МЭС. 1.По смете учреждений проводится расчет стоимости одной УЕТы по каждому подразделению (лаборатория, терапевтическое, хирургическое отделения). 2.Каждая ПМУ стандарта относится к тому или иному подразделению. Исходя из этого рассчитывается общая стоимость ПМУ. Различия по стоимости достигают 2-3 раз. 3.Проводится расчет стоимости МЭС в части лекарственной терапии. 4.Все данные суммируется и выводится общая стоимость МЭСа.

Проблемы расчета стоимости МЭС. 1.В следствии трудоемкости процесса и постоянных ошибок из-за различной стоимости УЕТ процесс занимает более 2 – 3 мес для каждого стандарта. 2.Возникает ситуация различной стоимости одной услуги в разных учреждениях. 3.Самостоятельно подсчитать стоимость МЭС невозможно. 4.Процесс не прозрачен.

Проблемы расчета стоимости МЭС. (Опыт Питера). 1.Проводится расчет стоимости среднеобластной УЕТ (врачебная и сестринская). 2.С учетом однообразного подхода рассчитать стоимость стандарта возможно вручную с использованием минимального количества времени. 3.Возможна индексация стандарта в связи с инфляцией. 4.В каждой УЕТ можно выделить базовую и стимулирующую части, которую выводить из показателей эффективности учреждения. 5.Расчет МЭС требует не более одного дня.

Проблемы расчета стоимости МЭС. (Опыт Питера). КодНаименованиеЧастота предоставлени я Среднее количество УЕТ врачаУЕТ среднего медперсо нала УЕТ врача- ИТОГО УЕТ среднего медперсо нала- ИТОГО А Сбор анамнеза и жалоб в дерматологии11 0,50 0 А Визуальное исследование в дерматологии 110,40 0 А Пальпация в дерматологии110,40 0 А Определение дермографизма110,30 0 А Аускультация общетерапевтическая110,50 0 А Перкуссия общетерапевтическая110,40 0 А Осмотр кожи под увеличением (дерматоскопия) 110,30 0 А Измерение массы тела1100,20 2,8 х 30 руб. = 84 руб. 0,2 х 20 руб. = 4 руб. Сумма 88 руб.

Предложения Поручить расчет стоимости Республиканской врачебной и сестринской УЕТ для расчета стоимости МЭСов Республики Татарстан.

Определение приоритетных разработок стандартов. Нестабильная стенокардия36,76% Эссенциальная [первичная] гипертензия12,88% Другие формы стенокардии10,58% Инфаркт мозга,вызван.неуточн.закупоркой или стенозом мозговых артерий6,67% Цереброваскулярная болезнь неуточненная3,97% Гипертенз. болезнь с преим.пораж.сердца c (застойной) сердеч. недост.3,29% Острый трансмуральный инфаркт передней стенки миокарда2,62% Застойная сердечная недостаточность2,41% Закупорка и стеноз артерии мозга неуточненной1,94% Другие уточненные поражения сосудов мозга1,92% Дилатационная кардиомиопатия1,73% Фибрилляция и трепетание предсердий1,69% Инфаркт мозга неуточненный1,64% Последствия инфаркта мозга1,45% Закупорка и стеноз другой артерии мозга1,17% Церебральный атеросклероз0,82% Митральный стеноз0,75% Гипертенз. болезнь с преим.пораж.сердца без (застойной) сереч. недост.0,75% Гемоперикард как ближайшее осложнение острого инфаркта миокарда0,66% Другой инфаркт мозга0,56% Повторный инфаркт передней стенки миокарда0,35%

Благодарю за внимание