Психологический климат 18 января 2012 г. CОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАФЕДРА ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЯ И.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО КЛИМАТА В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ Составитель С.В.Неделина.
Advertisements

Психологический климат в коллективе. Что же такое «психологический климат?» Понятие "психологический климат школы" можно определить как динамическую обобщенную.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Результаты диагностики учащихся 10-х классов, обучающихся по ИУП.
Анализ воспитательной деятельности МО классных руководителей МОУ СОШ 24.
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
ГС(К)ОУ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат I вида Деловая игра для.
Кандидат психологических наук, педагог-психолог «МОУ СОШ 8» г.Ярославль Башкин Михаил Валерьевич ( Направления работы педагога-психолога.
Воспитательная программа 2б Тявина В.Я. «Цветок Дружбы» 1 – 4 класс.
Ценностные ориентации старшеклассников Психолого-педагогическое исследование развития ценностных ориентаций старшеклассников сош 5 г. Искитим.
Педагогический совет: «Воспитательная система класса».
Структура профессиональной компетенции учителя начальных классов с точки зрения ФГОС второго поколения.
Внутригрупповые отношения имеют формальную и неформальную структуру. Они могут определяться как социальным статусом человека, его позицией в системе формальных.
Сложившиеся в коллективе взаимоотношения. Характер делового сотрудничества. Отношение к значимым явлениям жизни.
Презентация на тему: «Управление психологическим климатом в коллективе» Работу выполнила: Студентка Эб(ЭО)2- О/Б/Чеб 14 Жашковская Елизавета Викторовна.
Здравствуйте! Здравствуйте! Я – Я – Шушарина Шушарина Ольга Ольга Леонидовна Леонидовна.
План: 1. Определение мотива 2. Виды мотивов 3. Группы мотивов План: 1. Определение мотива 2. Виды мотивов 3. Группы мотивов.
Развитие инициативы и самодеятельности учащихся в классном коллективе.
Современные подходы к организации планирования воспитательной работы в соответствии с ФГОС.
Семинар классных руководителей Тема: «Педагогическое общение как особый вид творчества»
Транксрипт:

Психологический климат 18 января 2012 г. CОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАФЕДРА ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТ. ПРЕП. ЧЕРНОВА-БАХМЕТОВА И.И. 1

Психологический климат 18 января 2012 г. 2 Социально-психологический климат Социально – психологический климат обычно определяется как психологический настрой в коллективе или как устойчивый эмоциональный настрой – в нём соединяются настроения членов коллектива, их переживания, волнения, отношения друг к другу и окружающим событиям. Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Каждый член коллектива с благоприятным климатом уверен в себе, поскольку чувствует себя принятым, знает свои достоинства, свободен в выражении собственного мнения.

Психологический климат 18 января 2012 г. 3 Психологический климат Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель. Психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Это устойчивое состояние класса как группы, относительно стабильный и типичный для него эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений.

Психологический климат 18 января 2012 г. 4 Климатические зоны В понятии социально-психологического климата выделяются три "климатические зоны": Первая климатическая зона - социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов. Вторая климатическая зона - моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми. Третья климатическая зона - психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат - это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального. Формирование хорошего социально-психологического климата требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.

Психологический климат 18 января 2012 г. 5 Характеристики благоприятного социально- психологического климата Характеристики благоприятного социально-психологического климата: В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения стоятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями. В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам. В классе высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие. Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности. Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива. В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

Психологический климат 18 января 2012 г. 6 Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата: В классе преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных. В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, он заметно разделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых", здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность. Характеристики неблагоприятного социально- психологического климата

Психологический климат 18 января 2012 г. 7 Изучение и формирование социально-психологического климата Для изучения и формирования социально-психологического климата в классе используются различные психолого-педагогические приемы, направленные на: определение неформальной структуры класса, выявление лидера и его роли в группе; коррекцию формальной и неформальной структуры класса (например, посредством перевыборов формального лидера); определение уровня сплоченности класса и его психологической атмосферы; применение игр, направленных на сплочение коллектива; определение причин конфликтов в классе и применение социально- психологических способов их конструктивного разрешения; изучение индивидуальных особенностей школьников; развитие коммуникативных навыков; определение влияния личности педагогов и классного руководителя, их педагогических стилей на взаимодействие со школьниками; социально-психологическая коррекция взаимоотношений в коллективе (проведение социально-психологических тренингов и психологических консультаций).

Психологический климат 18 января 2012 г. 8 Условия, определяющие эффективность влияния педагогов К условиям, определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в школьном коллективе, относятся следующие: личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность); профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооружённость); ориентация педагогов на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.

Психологический климат 18 января 2012 г. 9 Способы формирования и поддержания благоприятного психологического климата в классе Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.

Психологический климат 18 января 2012 г. 10 Зрелость группы Пути формирования психологического климата зависят от степени зрелости группы. Зрелость группы – способность группы нести ответственность за своё поведение и желание выполнить полученную работу. Понятие зрелость включает два компонента: зрелость профессиональную/учебную и психологическую. Первый компонент охватывает профессиональные/учебные навыки педагога/ученика, способность самостоятельно работать над поставленной задачей. Психологическая зрелость обусловлена желанием и мотивацией что-либо делать. Зрелость группы = Компетентность/знания + Мотивация.

Психологический климат 18 января 2012 г. 11 Уровни зрелости группы По уровню зрелости учебные группы делятся на 4 вида: 1) низкий уровень зрелости – группа и не желает и не способна выполнить учебное задание. К -, М -. Нужны ясные и конкретные указания. Работа по инструкции; 2) с переходной степенью зрелости – группа воспринимает, но не способна выполнить конкретную задачу К +.М -, целесообразно демонстрировать высокую ориентацию и на знания и на учащихся. Первая будет компенсировать отсутствие у учащихся необходимых навыков, а вторая – снимать сопротивление класса усвоению знаний; 3) средний уровень зрелости – группа воспринимает и частично способна выполнить конкретную учебную задачу, К +, М –Главной проблемой становится мотивация; 4) высокий уровень зрелости – группа и способна и желает выполнить учебные задачи. Учащиеся способны самостоятельно справляться с задачами, обладают как мотивацией, так и знаниями.

Психологический климат 18 января 2012 г. 12 Ситуация успеха Мотивацией для достижения успеха являются: высокий настрой на творчество; обязательная демонстрация знаний, умений, навыков на определенном уровне с гарантией минимального успеха; разнообразный характер деятельности, социальных ролей; стимулирование самостоятельности в разработке и реализации дел. Методика создания ситуации успеха: поощрение высказываний, декларация ценности любого мнения; выработка норм коллективного поведения, требующая участия каждого учащегося в обсуждении, подготовке и реализации дела; определение поля деятельности, областей социального творчества; создание ситуации лидерства для каждого учащегося.

Психологический климат 18 января 2012 г. 13 Обязанности педагога Педагог должен: авансировать достоинства ребенка на фоне доброжелательных отношений; задать высокий уровень мотивации; снять страх и неуверенность школьника перед предстоящей работой; предложить инструкцию (в завуалированной форме) для облегчения первых усилий ребенка; выразить уверенность в успехе задуманного; по окончании работы или дела позитивно оценить отдельные стороны ее реализации.

Психологический климат 18 января 2012 г. 14 Способы формирования и поддержания социально- психологического климата Наиболее эффективными способами формирования и поддержания социально-психологического климата в классе, которые могут использоваться и педагогами и школьными психологами, являются следующие: так как, социально-психологический климат - это результат совместной деятельности учащихся класса, их межличностного взаимодействия, то для его укрепления необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность; находить общие интересы, которые объединили бы детей класса и на их основе организовывать общие дела; формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах; если есть свободное время - привлекать ребят проводить его вместе: сходить в поход, отдохнуть и т.п.

Психологический климат 18 января 2012 г. 15 Способы формирования и поддержания социально- психологического климата создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка. Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и классу; привносить общечеловеческие ценности в жизнь классного коллектива, поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению; создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранению стабильно - положительных отношений между учителями и учащимися; развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества; развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.

Психологический климат 18 января 2012 г. 16 Способы формирования и поддержания социально- психологического климата Лидирующая роль в формировании климата принадлежит проявляемым отношениям к человеку. Они могут быть уважительными, заботливыми, добрыми, искренними. В таком случае появляются все предпосылки для формирования благоприятного климата Таким образом, важнейшие признаки благоприятного психологического климата по Макаренко: мажор как отношение к жизни, чувство собственного достоинства, гордость за свой коллектив, защищённость личности, способность к ориентировке и торможению, соблюдение внешних норм поведения, эстетика коллектива. Исследователи выделяют и такие признаки, как доброжелательность, свобода «Я», работоспособность, инициативность, ответственность, мобильность и др.

Психологический климат 18 января 2012 г. 17 Диагностика климата Опираясь на знание признаков благоприятного и неблагоприятного климата, кл. руководитель может провести диагностику климата в своём классе. Наиболее удобна методика «полярные профили». Её варианты были предложены Ф. Фидаером, Ю.Л. Ханиным, А.Н. Лутошкиным [11] и др. Следует выделить следующие факторы, влияющие на состояние психологического климата: факторы макросреды и микросреды, личные качества членов коллектива и стиль руководства.

Психологический климат 18 января 2012 г. 18 Признаки благоприятного психологического климата Важнейшими признаками благоприятного психологического климата коллектива являются: доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива (класса, группы); отсутствие давления преподавателей на учеников и признание за ними права принимать значимые для группы решения; достаточная информированность членов ученического коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении; удовлетворенность принадлежностью к коллективу; высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из учеников; принятие на себя ответственности за состояние дел в классе каждым из ее членов и пр.

Психологический климат 18 января 2012 г. 19 Критерии оценки работы классного руководителя упорядоченность жизнедеятельности класса; наличие и уровень зрелости классного коллектива; общий психологический климат класса; социальная защищенность каждого члена коллектива, его комфортность; реальный рост воспитательной и общей культуры учащихся; вовлечение родителей учащихся в дела класса.

Психологический климат 18 января 2012 г. 20 Технология формирования благоприятного психологического климата класса изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе; проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества; сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды, ситуации успеха для каждого учащегося.

Психологический климат 18 января 2012 г. 21 Определение индекса групповой сплоченности Сишора I. Как Вы оценили бы свою принадлежность к группе? 1. Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5). 2. Участвую в большинстве видов деятельности (4). 3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3). 4. Не чувствую, что являюсь членом группы (2). 5. Живу и существую отдельно от неё (1). 6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1).

Психологический климат 18 января 2012 г. 22 II. Перешли бы Вы в другую группу, если бы Вам предоставилась такая возможность (без изменения прочих условии)? 1. Да, очень хотел бы перейти (1). 2. Скорее, перешел бы, чем остался (2). 3. Не вижу никакой разницы (3). 4. Скорее всего, остался бы в своей группе (4). 5. Очень хотел бы остаться в своей группе (5). 6. He знаю, трудно сказать (1). Определение индекса групповой сплоченности Сишора

Психологический климат 18 января 2012 г. 23 III. Каковы взаимоотношения между членами Вашей группы? 1. Лучше, чем в большинстве классов (3). 2. Примерно такие же, как и в большинстве классов (2). 3. Хуже, чем в большинстве классов (1). 4. Не знаю (1). Определение индекса групповой сплоченности Сишора

Психологический климат 18 января 2012 г. 24 IV. Каковы у Вас взаимоотношения с учителями? 1. Лучше, чем в большинстве классов (3). 2. Примерно такие же, как и в большинстве классов (2). 3. Хуже, чем в большинстве классов (1). 4. Не знаю (1). Определение индекса групповой сплоченности Сишора

Психологический климат 18 января 2012 г. 25 V. Каково отношение к делу (учебе и т. п.) в Вашем классе? 1. Лучше, чем в большинстве классов (3). 2. Примерно такие же, как и в большинстве классов (2) 3. Хуже, чем в большинстве классов (1). 4. Не знаю (1). В ходе опроса баллы не указываются. Определение индекса групповой сплоченности Сишора

Психологический климат 18 января 2012 г. 26 Определение психологического климата При определении психологического климата в коллективе необходимо учитывать ряд значимых обстоятельств: частота заболеваний педагогов и учащихся; число увольняющихся и количество желающих уволиться (если было бы куда); конфликтность в коллективе (вертикальная – между администрацией и педагогами, горизонтальная – между педагогами, детьми, родителями); ведущая тональность настроений; сплочённость коллектива; отношение к критике; доброжелательность во взаимоотношениях; преобладающий стиль управления; наличие атмосферы и условий для творчества.

Психологический климат 18 января 2012 г. 27 положительный заряд островных культур (соответствие целей и деятельности малых групп целям и интересам школы); признание важности школьной миссии при разных интересах участников педагогического процесса; толерантность (новый характер отношений, в основе которого лежит уважительное отношение к человеку вообще, к его взглядам, вере, языку, особенностям, настроениям, переживаниям, болям, обидам…); умение администрации выстраивать ситуацию выбора и успеха (управление успехом); удовлетворённость от принадлежности к данному коллективу; уважение и признание ценностей и традиций; единство педагогического коллектива и администрации (единство администрации); устойчивость и позитивность жизненных установок; удовлетворённость своей деятельностью. Определение психологического климата

Психологический климат 18 января 2012 г. 28 Анкета «Климат в коллективе» (для учителей и учащихся) Оцените Ваше состояние здоровья (в процентах). С кем у Вас бывают конфликты: с учителями; с администрацией; с учащимися; с родителями. Где Вы обычно разряжаетесь (снимаете напряжение): дома; в школе; где-то ещё.

Психологический климат 18 января 2012 г. 29 Часто ли Вы болеете? Вы хотели бы уволиться (уйти в другую школу), если бы было куда устроиться? Какова преобладающая тональность Вашего настроения (мажор-минор)? Вы считаете: у Вас сплоченный коллектив. Раздражает ли Вас характер и тональность критики со стороны Вашего руководства (педагогов)? Знаете ли Вы концепцию развития школы? По своей сути эта анкета позволяет определить уровень и характер толерантности во взаимоотношениях между членами коллектива, её результаты покажут коллективу и администрации, какие факторы способствуют успешному достижению поставленных целей и какие мешают, какие тенденции следует развивать и что требует переосмысления. Анкета «Климат в коллективе» (для учителей и учащихся)

Психологический климат 18 января 2012 г. 30 Определение ценностно-ориентационного единства класса Анкета «Качества личности». Вы должны выбрать из 35 качеств только 5, которые по вашему мнению являются необходимыми и наиболее важными для успешного выполнения совместной учебной работы: 1. Дисциплинированность 16. Целеустремленность 2. Эрудированность 17. Коллективизм 3. Сознание общественного долга 18. Прилежание 4. Сообразительность 19. Требовательность к себе 5. Начитанность 20. Критичность 6. Трудолюбие 21. Духовное богатство 22. Умение объяснить задачу 7. Идейная убежденность 23. Честность 8. Умение контролировать работу 24. Инициативность 9. Моральная воспитанность 25. Внимательность 10 Самокритичность 26. Ответственность 11. Отзывчивость 27. Принципиальность 12. Общественная активность 28. Самостоятельность 13. Умение планировать работу 29. Общительность 14. Любознательность 30. Рассудительность 15. Умение работать с книгой 31. Скромность 32. Осведомленность 33. Справедливость 34. Оригинальность 35. Уверенность в себе

Психологический климат 18 января 2012 г. 31 1, 6, 16, 18, 25 - отношение к учебе; 3, 7,. 9,.12, 27 - стиль поведения и деятельности; 2, 5, 14, 21, 32 - знания; 4, 20, 30, качества ума; 8. 13, 15, 22, 26 - учебно-организационные умения; 11, , 33 - отношение к товарищам; 10, 19, 28, 31, 35 - отношение к себе. Определение ценностно-ориентационного единства класса