Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЕвгений Волоцкий
1 СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО КЛИМАТА В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ Составитель С.В.Неделина
2 Коллективные феномены и эмоциональные потенциалы коллектива Потребность в аффилитации Групповой эффект или «заражение» Кооперация и конкуренция Действенная групповая эмоциональная идентификация Потребность в сопереживании - «горючий материал» эмоциональных состояний коллектива (В.А. Сухомлинский)
3 Интегративные характеристики связей и отношений в коллективе Сплоченность коллектива – устойчивая характеристика единства связей и отношений Сплоченность коллектива – устойчивая характеристика единства связей и отношений Психологический климат – психологическая готовность к действию Психологический климат – психологическая готовность к действию Активность – динамическая характеристика жизни и развития коллектива Активность – динамическая характеристика жизни и развития коллектива
4 Модель групповых отношений Д. Хоманса
5 Психологический климат (А.Г. Ковалев, В.И. Панферов) это специфическое социально-психологическое явление, которое складывается в коллективе под влиянием сложной системы взаимоотношений членов коллектива между собой и с окружающей социальной средой в процессе труда и общения это специфическое социально-психологическое явление, которое складывается в коллективе под влиянием сложной системы взаимоотношений членов коллектива между собой и с окружающей социальной средой в процессе труда и общения он проявляется в эмоциональном, поведенческом, когнитивном, нравственном и идеологическом плане, воздействует на активность личности и деятельности коллектива он проявляется в эмоциональном, поведенческом, когнитивном, нравственном и идеологическом плане, воздействует на активность личности и деятельности коллектива
6 Психологический климат Это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей.Это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Это устойчивое состояние класса как группы, относительно стабильный и типичный для него эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений.Это устойчивое состояние класса как группы, относительно стабильный и типичный для него эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений.
7 Структура проявления социально- психологического климата (Т.В. Румянцева)
8 Компоненты социально-психологического климата «климатические зоны» ( В.М. Шепель) Социальный климат определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.Социальный климат определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов. Моральный климат определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.Моральный климат определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми. Психологический климат – те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. Микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального.Психологический климат – те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. Микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального.
9 «Поле коллектива» (интеллектуальное, эмоциональное, моральное) Л.И. Новикова Свойство, характеризующее состояние коллектива как целостной системы. Сила, рождающаяся в результате взаимодействия и достижения совместных целей. Основная характеристика коллектива, т.к. все образующие его компоненты действуют на ребенка не как разрозненные факторы, а в целостности.
10 Показатели «поля коллектива» по Л.И. Новиковой Морально-интеллектуальное содержание, стиль и тон деловых и личных отношений (составляют основу поля) Ценностные ориентации и общественное мнение (определяют направленность) Традиции (обеспечивают устойчивость поля) Эмоциональный настрой (отражает колебания поля)
11 Вместе не тесно, а врозь - хоть брось!
12 Системообразующие признаки коллектива Организационное единство группы и способность к самоуправлению Направленность групповой деятельности и ценностно-ориентационное единство Подготовленность к групповой деятельности и социально-психологическая деловая и межличностная совместимость Психологическое единство (связей и отношений)
13 Психологическое единство = Интеллектуальное единство + Эмоциональное единство + Волевое единство
14 Задачи педагога: ставить социально и личностно значимые цели ставить социально и личностно значимые цели создавать условия для совместной деятельности детей,создавать условия для совместной деятельности детей, поощрять активность, инициативу, творчество;поощрять активность, инициативу, творчество; знать и находить общие ценности и интересы, которые объединили бы детей класса и на их основе организовывать общие дела;знать и находить общие ценности и интересы, которые объединили бы детей класса и на их основе организовывать общие дела; формировать традиции класса, неформально участвовать в общешкольных традиционных делах;формировать традиции класса, неформально участвовать в общешкольных традиционных делах; привлекать ребят проводить вместе свободное время: сходить в поход, отдохнуть и т.п.привлекать ребят проводить вместе свободное время: сходить в поход, отдохнуть и т.п. создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, эмоционального включения в жизнь класса каждого ребенка;создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, эмоционального включения в жизнь класса каждого ребенка; привносить общечеловеческие ценности в жизнь классного коллектива, поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций, диалогупривносить общечеловеческие ценности в жизнь классного коллектива, поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций, диалогу учить уважать интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению; учить уважать интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению; создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранению стабильно - положительных отношений между учителями и учащимися;создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранению стабильно - положительных отношений между учителями и учащимися; развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества; развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение
15 Роль педагога в создании благоприятного психологического климата Вести за собой и «зажигать» Показывать пример и «заражать» Проявлять эмпатию и понимать Хвалить и поддерживать Быть справедливым и требовательным Защищать интересы каждого и всего коллектива
16 Когда педагог … Шутит, он утверждает ценность разума, способного обнаружить смешное в самой сложной ситуации Шутит, он утверждает ценность разума, способного обнаружить смешное в самой сложной ситуации Н.Е.Щуркова, Л.Д.Рагозина
17 Когда педагог … Неожиданно проявляет нежность в отнюдь не доброжелательной атмосфере, он утверждает ценность человека как такового, вне зависимости от оплошностей и ошибок, им совершаемых Неожиданно проявляет нежность в отнюдь не доброжелательной атмосфере, он утверждает ценность человека как такового, вне зависимости от оплошностей и ошибок, им совершаемых Н.Е.Щуркова, Л.Д.Рагозина
18 Когда педагог … Высказывает радость по поводу отрицательного результата, он провозглашает ценность истины Высказывает радость по поводу отрицательного результата, он провозглашает ценность истины Н.Е.Щуркова, Л.Д.Рагозина
19 Когда педагог … Спокоен и терпелив при виде нормативных нарушений, он утверждает ценность совести и веру в нравственность человека Спокоен и терпелив при виде нормативных нарушений, он утверждает ценность совести и веру в нравственность человека Н.Е.Щуркова, Л.Д.Рагозина
20 Хорошо, когда вместе тепло! Спасибо за Вашу работу!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.