Аналитические материалы по НИР « Коллективная биография профессоров и преподавателей Петербургского университета (1819-1917): сетевой биографический словарь.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Аналитические материалы по НИР « Коллективная биография профессоров и преподавателей Петербургского университета ( ): сетевой биографический словарь.
Advertisements

Информационные технологии в изучении командного состава Красной Армии в годы Гражданской войны в России.
Максимович Александр Александрович Белорусский государственный университет Исторический факультет Максимович Александр Александрович Историография исследования.
Научный руководитель кандидат исторических наук Сергей Владимирович Жумарь Белорусский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела.
Достоверность трактовки исторических фактов и научной обоснованности выводов и оценок : проблемно - поисковое научное исследование ( на примере материалов.
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
Система общественно- профессиональной аккредитации Боев О.В., Томский политехнический университет.
Окружной конкурс педагогических проектов. Цель окружного конкурса педагогических проектов Выявление творчески работающих педагогов и педагогических коллективов.
Для современного общества особенно важно внимание к основам культурной и научной традиции. В сегодняшнем мире музеи как хранилища исторического наследия.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ Александра Чижа.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
«Поисковое исследование условий перехода на компетентностную модель подготовки студента с учетом анализа соответствующих современной государственной политике.
Методическая работа – это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный.
II этап проекта «Проведение сравнительной оценки показателей эффективности региональных систем образования в субъектах Российской Федерации» Государственный.
ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ СЕМИНАР. Исследовательский семинар 1: «История российской повседневности» (проф. А.Б. Каменский) Исследовательский.
Методология научного познания. 1.Методология научного познания - совокупность определенных правил, приемов, способов познания. По степени общности и сфере.
Белорусский Государственный Университет ГУО «Центр проблем развития образования» Ольшевская Мария Владимировна Коммуникативно-когнитивный подход к обучению.
О вопросе использования отечественного инструментария процедур мониторинга качества образования Н.В. Тюрина, Заместитель директора АНО ДПО «Центр независимой.
Выполнила студентка 2 курса магистерской программы «Управление образованием» Тарасенко В.Л. Научный руководитель: профессор, д.п.н., чл.-корр. РАО Лебедев.
Взаимодействие библиотечной практики и профессионального образования как условие подготовки компетентных специалистов библиотечно- информационной сферы.
Транксрипт:

Аналитические материалы по НИР « Коллективная биография профессоров и преподавателей Петербургского университета ( ): сетевой биографический словарь » СПбГУ 2012

Аналитические материалы по НИР «Коллективная биография профессоров и преподавателей Петербургского университета ( ): сетевой биографический словарь» подготовлены Санкт-Петербургским государственным университетом Цель работы: Общей целью настоящей НИР является комплексная реконструкция коллективной биографии преподавателей Петербургского университета и роли университета в общественно-политической жизни, истории российского образования и высшей школы, истории мировой науки и культуры XIX – ХХ в. Темой первого этапа работ НИР стала разработка источниковой и историографической базы темы «Коллективная биография профессоров и преподавателей Петербургского университета ( ): сетевой биографический словарь». Предметом (объектом) первого этапа НИР стала стала источниковая и историографическая база данных по теме исследования.

Цель первого этапа НИР: Целью четвертого этапа НИР стала подготовка научно- информационного инструментария для работы над темой «Коллективная биография профессоров и преподавателей Петербургского университета ( ): сетевой биографический словарь». Ключевые задачи исследования. В ходе работы решались следующие задачи: 1)разработка формуляра биографической статьи о профессоре / преподавателе университета; 2)разработка информационной базы исследования «Коллективная биография профессоров и преподавателей Петербургского университета ( ): сетевой биографический словарь»; 3)Составление именного списка (словника) историко-биографического словаря.

Решение частных задач, определенных для первого этапа НИР, позволило подготовить работу, связанную с реализацией таких ключевых задач исследования, как: 1 ) Определить основные принципы и методику построения «коллективной биографии» профессоров и преподавателей Петербургского университета; 2)Составление базы данных ресурса «Профессора и преподаватели Санкт-Петербургского университета: сетевой историко-биографический словарь»; 3)Аналитическая разработка базы данных ресурса «Профессора и преподаватели Санкт-Петербургского университета: сетевой историко-биографический словарь».

Исследовательский инструментарий В ходе выполнения НИР использован ряд специальных методов и технологий исторического исследования: просопографический метод (определение ключевых критериев построения коллективной биографии преподавательского корпуса, установление общих черт и признаков корпорации, на основании анализа типических черт корпорации выявление в ее рамках соответствующих групп и подгрупп) историко-генетический метод (изучение эволюции социальной и академической природы корпораций российской высшей школы); историко-сравнительный метод (сопоставление отличительных признаков различных академических корпораций российской высшей школы, выявление специфических свойств университетских сообществ); историко-типологический метод (типологизация различных объектов исследования в их историческом развитии: академических объединений, студенческих организаций, социальных практик и т.п.); историко-системный (структурный метод) – структурный анализ развития высшей школы и университетов в контексте структурной эволюции социальных и политических институтов российского общества; историко-антропологический метод (анализ ментальности и реконструкция «жизненных миров» конкретных социальных групп, относящихся к высшей школе) посредством изучения повседневности, межличностных отношений, бытовых практик.

Заказчик проекта: Министерство образования и науки РФ Разработчик: СПбГУ Руководитель проекта: доктор исторических наук, профессор Ганелин Р.Ш. Срок начала проекта: 10 августа 2012 г.

Оглавление ВВЕДЕНИЕ26 1.Разработка формуляра биографической статьи о профессоре / преподавателе университета Состав формуляра словарной статьи Примеры словарных статей Раупах Эрнст Беньямин (Историко-филологический факультет) Александр Сергеевич Лаппо-Данилевский (Историко-филологический факультет) Гревс Иван Михайлович (Историко-филологический факультет) ФИО Бершадский Сергей Александрович (Юридический факультет) Горчаков Михаил Иванович(Юридический факультет) Георгиевский Павел Иванович (Юридический факультет) Григорьев Василий Васильевич (факультет Восточных языков) Мирза Александр Касимович Казем-Бек (факультет Восточных языков) Розен Виктор Романович (факультет Восточных языков) Введенский Николай Евгеньевич (Физико-математический факультет)58 2.Разработка информационной базы исследования «Коллективная биография профессоров и преподавателей Петербургского университета ( ): сетевой биографический словарь»62 3.Составление именного списка (словника) историко-биографического словаря68 ЗАКЛЮЧЕНИЕ103 Источники106 Литература108 ПРИЛОЖЕНИЯ26 Приложение А.26 Приложение Б.55 Приложение В.83 Приложение Г.95

Оценка полноты решения поставленных задач. Первой задачей исследовательского коллектива была разработка формуляра биографической статьи о профессоре / преподавателе университета. Итогом этой работы разработка формуляр биографической статьи о профессоре / преподавателе университета, апробированный на примере ряда статей (разделы 1.1 и 1.2.настоящего отчета). Параллельно с этой работой исследовательский коллектив приступил к выполнению разработка информационной базы исследования «Коллективная биография профессоров и преподавателей Петербургского университета ( ): сетевой биографический словарь» (разделы 2 настоящего отчета). Успешное выполнение этих работ позволило составить именной список (словник) историко-биографического словаря (раздел 3 настоящего отчета). Проведенная работа позволила: 1) создать информационную базу для выполнения работ по второму этапу НИР (Реконструкция коллективной биографии профессоров и преподавателей Петербургского университета ( ).

Выводы Краткие выводы по результатам выполнения первого этапа НИР. В результате четвертого этапа работ по реализации ГК были получены следующие выводы и наблюдения: 1) Методическая основа словарной статьи должна, с одной стороны, решать задачи формирования адекватной базы данных для реконструкции коллективного портрета академической корпорации Петербургского университета гг., с другой стороны, служить адекватной репрезентации биографической информации и созданию на ее основе корпуса биографических статей о профессорах и преподавателях Петербургского университета;

Выводы 2) Определен примерный формуляр словарной статьи словаря профессоров и преподавателей Петербургского университета гг.; 3) Определен круг основных и дополнительных источников для составления словаря. В частности, выделено около 30 основных печатных источников для составления словаря; 4) Среди комплекса архивных материалов для составления сетевого биографического словаря наибольшее значение имеют фонды РГИА (Ф.733), ЦГИА СПб (Ф.13,14,139), Архива Музея истории СПбГУ (Ф. «ИУ»); 5) В ходе составления словника было выявлено 782 человека, при этом несколько из них в разное время /или одновременно/ преподавало на двух факультетах. Проведенное исследование показало, что в изучаемый период на Юридическом факультете трудилось 183 человека (см. Приложение А), на Физико-математическом факультете 239 (см. Приложение Б), на Факультете Восточных языков 115 (см. Приложение В) Историко-филологическом факультете 253 (см. Приложение Г);

Выводы 6) Изучение научной литературы по теме НИР демонстрирует противоречивую историографическую ситуацию. С одной стороны, изучение профессорско-преподавательского корпуса высшей школы - одна из наиболее востребованных тем в современной исторической биографике. С другой стороны, в литературе отсутствуют не только попытки создания коллективной биографии профессорско-преподавательской корпорации столичного университета, но и сколько-нибудь полный корпус биографий преподавателей университета, выполненный на современном научном уровне. Таким образом, данная НИР заполняет по ряду параметров как существующие информационные лакуны, а также является в определенной мере новаторской и в методическом отношении: - впервые ставится задача составление всего комплекса биографий историков петербургского университета; - проводится принцип максимально полного учета преподавательского состава (включая т.н. младших преподавателей); - ставится задача построения "коллективной биографии" преподавательской корпорации; 7) Приведенные данные с очевидностью демонстрируют, что в университетской корпорации периода доминировали ученые, область интересов, которых находилась в сфере социальных и гуманитарных наук, которые составляют примерно 70% академического сообщества столичного университета.

Оценка эффективности полученных результатов в сравнении с современным научно-техническим уровнем: Проведенная исследовательским коллективом на I этапе НИР работа позволила получить результаты, в полной степени отвечающие современному научному уровню и согласующиеся с последовательностью действий, предусмотренных Детализированным Планом выполнения поисковых научно- исследовательских работ. Таким образом, удалось полностью достичь научного результата, предусмотренного Государственным контрактом. Результаты исследований I этапа НИР, в соответствии с требованиями Госконтракта, были рассмотрены и одобрены на заседании Ученого совета исторического факультета СПбГУ.

Результаты проведения работ по выявлению комплекса исследований по истории Санкт- Петербургского университета Результаты исследования могут быть использованы в следующих областях научного знания: -история России; -история науки и высшей школы; -социология и социальная психология; -социальная и политическая антропология.

Назначение и возможность использования результатов ПНИР в науке, производстве, образовательном процессе Результаты работы можно использовать для модернизации читаемых на историческом факультете СПбГУ модернизации следующих курсов: -«История России»; - «Историография»; -«Источниковедение»; - «История Санкт-Петербургского университета»; - «Историческая эвристика». спецкурсов: -«Петербургская университетская корпорация »; -«История российских университетов» - «Университеты и университетские традиции в России» и др.