Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемhistory.spbu.ru
1 Аналитические материалы по НИР « Коллективная биография профессоров и преподавателей Петербургского университета ( ): сетевой биографический словарь » СПбГУ 2012
2 Аналитические материалы по НИР «Коллективная биография профессоров и преподавателей Петербургского университета ( ): сетевой биографический словарь» подготовлены Санкт-Петербургским государственным университетом Цель работы: Общей целью настоящей НИР является комплексная реконструкция коллективной биографии преподавателей Петербургского университета и роли университета в общественно-политической жизни, истории российского образования и высшей школы, истории мировой науки и культуры XIX – ХХ в. Темой первого этапа работ НИР стала разработка источниковой и историографической базы темы «Коллективная биография профессоров и преподавателей Петербургского университета ( ): сетевой биографический словарь». Предметом (объектом) первого этапа НИР стала стала источниковая и историографическая база данных по теме исследования.
3 Цель первого этапа НИР: Целью четвертого этапа НИР стала подготовка научно- информационного инструментария для работы над темой «Коллективная биография профессоров и преподавателей Петербургского университета ( ): сетевой биографический словарь». Ключевые задачи исследования. В ходе работы решались следующие задачи: 1)разработка формуляра биографической статьи о профессоре / преподавателе университета; 2)разработка информационной базы исследования «Коллективная биография профессоров и преподавателей Петербургского университета ( ): сетевой биографический словарь»; 3)Составление именного списка (словника) историко-биографического словаря.
4 Решение частных задач, определенных для первого этапа НИР, позволило подготовить работу, связанную с реализацией таких ключевых задач исследования, как: 1 ) Определить основные принципы и методику построения «коллективной биографии» профессоров и преподавателей Петербургского университета; 2)Составление базы данных ресурса «Профессора и преподаватели Санкт-Петербургского университета: сетевой историко-биографический словарь»; 3)Аналитическая разработка базы данных ресурса «Профессора и преподаватели Санкт-Петербургского университета: сетевой историко-биографический словарь».
5 Исследовательский инструментарий В ходе выполнения НИР использован ряд специальных методов и технологий исторического исследования: просопографический метод (определение ключевых критериев построения коллективной биографии преподавательского корпуса, установление общих черт и признаков корпорации, на основании анализа типических черт корпорации выявление в ее рамках соответствующих групп и подгрупп) историко-генетический метод (изучение эволюции социальной и академической природы корпораций российской высшей школы); историко-сравнительный метод (сопоставление отличительных признаков различных академических корпораций российской высшей школы, выявление специфических свойств университетских сообществ); историко-типологический метод (типологизация различных объектов исследования в их историческом развитии: академических объединений, студенческих организаций, социальных практик и т.п.); историко-системный (структурный метод) – структурный анализ развития высшей школы и университетов в контексте структурной эволюции социальных и политических институтов российского общества; историко-антропологический метод (анализ ментальности и реконструкция «жизненных миров» конкретных социальных групп, относящихся к высшей школе) посредством изучения повседневности, межличностных отношений, бытовых практик.
6 Заказчик проекта: Министерство образования и науки РФ Разработчик: СПбГУ Руководитель проекта: доктор исторических наук, профессор Ганелин Р.Ш. Срок начала проекта: 10 августа 2012 г.
7 Оценка полноты решения поставленных задач. Первой задачей исследовательского коллектива была разработка формуляра биографической статьи о профессоре / преподавателе университета. Итогом этой работы разработка формуляр биографической статьи о профессоре / преподавателе университета, апробированный на примере ряда статей (разделы 1.1 и 1.2.настоящего отчета). Параллельно с этой работой исследовательский коллектив приступил к выполнению разработка информационной базы исследования «Коллективная биография профессоров и преподавателей Петербургского университета ( ): сетевой биографический словарь» (разделы 2 настоящего отчета). Успешное выполнение этих работ позволило составить именной список (словник) историко-биографического словаря (раздел 3 настоящего отчета). Проведенная работа позволила: 1) создать информационную базу для выполнения работ по второму этапу НИР (Реконструкция коллективной биографии профессоров и преподавателей Петербургского университета ( ).
8 Выводы Краткие выводы по результатам выполнения первого этапа НИР. В результате четвертого этапа работ по реализации ГК были получены следующие выводы и наблюдения: 1) Методическая основа словарной статьи должна, с одной стороны, решать задачи формирования адекватной базы данных для реконструкции коллективного портрета академической корпорации Петербургского университета гг., с другой стороны, служить адекватной репрезентации биографической информации и созданию на ее основе корпуса биографических статей о профессорах и преподавателях Петербургского университета;
9 Выводы 2) Определен примерный формуляр словарной статьи словаря профессоров и преподавателей Петербургского университета гг.; 3) Определен круг основных и дополнительных источников для составления словаря. В частности, выделено около 30 основных печатных источников для составления словаря; 4) Среди комплекса архивных материалов для составления сетевого биографического словаря наибольшее значение имеют фонды РГИА (Ф.733), ЦГИА СПб (Ф.13,14,139), Архива Музея истории СПбГУ (Ф. «ИУ»); 5) В ходе составления словника было выявлено 782 человека, при этом несколько из них в разное время /или одновременно/ преподавало на двух факультетах. Проведенное исследование показало, что в изучаемый период на Юридическом факультете трудилось 183 человека (см. Приложение А), на Физико-математическом факультете 239 (см. Приложение Б), на Факультете Восточных языков 115 (см. Приложение В) Историко-филологическом факультете 253 (см. Приложение Г);
10 Выводы 6) Изучение научной литературы по теме НИР демонстрирует противоречивую историографическую ситуацию. С одной стороны, изучение профессорско-преподавательского корпуса высшей школы - одна из наиболее востребованных тем в современной исторической биографике. С другой стороны, в литературе отсутствуют не только попытки создания коллективной биографии профессорско-преподавательской корпорации столичного университета, но и сколько-нибудь полный корпус биографий преподавателей университета, выполненный на современном научном уровне. Таким образом, данная НИР заполняет по ряду параметров как существующие информационные лакуны, а также является в определенной мере новаторской и в методическом отношении: - впервые ставится задача составление всего комплекса биографий историков петербургского университета; - проводится принцип максимально полного учета преподавательского состава (включая т.н. младших преподавателей); - ставится задача построения "коллективной биографии" преподавательской корпорации; 7) Приведенные данные с очевидностью демонстрируют, что в университетской корпорации периода доминировали ученые, область интересов, которых находилась в сфере социальных и гуманитарных наук, которые составляют примерно 70% академического сообщества столичного университета.
11 Оценка эффективности полученных результатов в сравнении с современным научно-техническим уровнем: Проведенная исследовательским коллективом на I этапе НИР работа позволила получить результаты, в полной степени отвечающие современному научному уровню и согласующиеся с последовательностью действий, предусмотренных Детализированным Планом выполнения поисковых научно- исследовательских работ. Таким образом, удалось полностью достичь научного результата, предусмотренного Государственным контрактом. Результаты исследований I этапа НИР, в соответствии с требованиями Госконтракта, были рассмотрены и одобрены на заседании Ученого совета исторического факультета СПбГУ.
12 Результаты проведения работ по выявлению комплекса исследований по истории Санкт- Петербургского университета Результаты исследования могут быть использованы в следующих областях научного знания: -история России; -история науки и высшей школы; -социология и социальная психология; -социальная и политическая антропология.
13 Назначение и возможность использования результатов ПНИР в науке, производстве, образовательном процессе Результаты работы можно использовать для модернизации читаемых на историческом факультете СПбГУ модернизации следующих курсов: -«История России»; - «Историография»; -«Источниковедение»; - «История Санкт-Петербургского университета»; - «Историческая эвристика». спецкурсов: -«Петербургская университетская корпорация »; -«История российских университетов» - «Университеты и университетские традиции в России» и др.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.