Программа развития библиотеки образовательного учреждения Федосеева И.В., проректор по учебно- методической работе АО ИППК РО Богданова Н.В., зам.директора.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 21 Василеостровского района Санкт-Петербурга Проект опытно-экспериментальной.
Advertisements

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Программа «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ВВЕДЕНИЮ ФГОС НОО»
ИНФОРМАЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ к. п. н. Е. В. Сидорова, НМЦ, Красногвардейский р - н, Санкт - Петербург.
МОУ «Перегребинская СОШ 2» ПРОГРАММА ИНФОРМАТИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ПЕРЕГРЕБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 2»
Номинация: Учебные помещения Название решения: Информатизация сельской малокомплектной школы – результат победы в ПНПО Название образовательного учреждения:
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (ПРОЕКТ) муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 9 «Родничок» на уч.г.
План мероприятий введения (ФГОС НОО) 1. Создание нормативного обеспечения введения ФГОС НОО. Наименование мероприятияОжидаемые результаты 1. Решение органа.
Санкт-Петербург Городской семинар директоров ИМЦ.
Комитет информатизации и связи Республики Коми Концепция информатизации образования в Республике Коми Сыктывкар 2013.
L/O/G/O Программа развития МОУСОШ 23 Директор МОУСОШ 23 Емельянова Татьяна Викторовна.
Программа информатизации МОУ- Раздольненской средней общеобразовательной школы 19 на год.
Нормативное обеспечение деятельности медиатеки Томский радиомеханический профессиональный лицей 16 Заведующая библиотекой Кушакова Нина Анатольевна.
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от г. 273-ФЗ); «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ как средство стратегического управления ДОУ.
Комитет по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области Отдел оценки качества образования РМЦ МОУ «Бугровская.
Организация работы с кадрами в МБДОУ 25 «Мишутка» в период введения Федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной.
Основные задачи программы Сроки реализации программы Основные этапы программы Результаты Основания для разработки Основная цель программы Анализ деятельности.
Разработчики Программы: Администрация, педагогический коллектив, Управляющий совет школы. Руководитель разработки: директор школы Рекутина Г.Е. Целевая.
«Управление процессом введения ФГОС ДО в дошкольном учреждении в рамках реализации управленческого проекта»
Транксрипт:

Программа развития библиотеки образовательного учреждения Федосеева И.В., проректор по учебно- методической работе АО ИППК РО Богданова Н.В., зам.директора ИМБЦ АО ИППК РО

Нормативные документы Федеральный закон от N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки Статья 29. Информационная открытость образовательной организации. Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность информации

Нормативные документы Письмо Минобрнауки России от г. МД – 1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно- лабораторным оборудованием» Рекомендации описывают общие подходы к формированию материально-технических и информационно-методических условий реализации основной образовательной программы основного общего образования.

Нормативные документы Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от )

Теоретические положения «Любая программа, если исходить из традиционного смысла этого понятия это система действий, предписываемая субъектам управления образованием, направленная на достижение его целей (по возможности четко сформулированных)» М. Поташник, В. Лазарев «Программа развития образовательного учреждения важнейший стратегический документ образовательного учреждения, переходящего (перешедшего) в инновационный режим жизнедеятельности и принявшего за основу программно-целевую идеологию развития». В. Лазарев «Программа развития - документ образовательного учреждения, переходящего в инновационный режим жизнедеятельности. Она обеспечивает гарантированный, экономичный и своевременный переход ОУ в новое качественное состояние и одновременно управляет им» А.М. Моисеев.

Теоретические положения РЕЖИМЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Режимы экстремальной жизнедеятельности: режим создания (характерна невысокая стабильность, невысокая результативность) режим становления (характерно увеличение стабильности, устойчивости и повышением результативности) упадок (характерно антикризисное управление) Режимы оптимальной жизнедеятельности: функционирование (характерна стабильность, устойчивость повышенная результативность) развитие (характерны качественные планомерные изменения, инновации, при этом наблюдается рост напряженности, уменьшается стабильность)

Теоретические положения РЕЖИМЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ режим развития - переход от актуального состояния к качественно новому состоянию, введение новых подходов в организации деятельности и новых критериев её оценки, реализация отдельных проектов или комплексных программ

Взаимосвязь режимов жизнедеятельности ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЕ

Понятие «Программа развития библиотеки» ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕКИ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ: ВКЛЮЧАЕТ: ПРЕДПОЛАГАЕТ:

«Распаковка» понятия «Программа развития библиотеки» Заполнение смысловых блоков Программа развития библиотеки Представляет собой: Стратегический документ Включает: Систему действий, направленную на достижение цели Предполагает: Переход в инновационный режим жизнедеятельности

Отличительные признаки программы развития стратегический характер инновационная направленность прогностичность программно-целевое управление четкая структурированность технологии разработки

Основные этапы разработки программы развития Подготовительный этап Основной этап - разработка программы Этап подведения итогов, утверждения и принятия решения об исполнении программы развития

Структура программы развития

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Паспорт программы развития (примерная структура) Название программы Разработчики Нормативно-правовые основы разработки Цели и задачи Приоритетные направления деятельности Срок действия Этапы реализации Ресурсное обеспечение реализации Объем и источники финансирования Ожидаемые результаты

Паспорт программы развития Программа развития библиотеки гимназии как информационно – библиотечного центра на гг. – URL:

Паспорт программы развития (пример) Наименование программы Программа развития школьной библиотеки как информационно – библиотечного центра Основание для разработки программы Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Концепция развития информационного общества в РФ Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации Концепция развития библиотек в образовательных учреждениях РФ до 2015 года Введение нового ФГОС для начального общего образования Основные разработчики программы Педагог-библиотекарь Сроки и этапы реализацииПрограммы 1 этап - разработка программы: сентябрь май 2013гг. 2 этап – реализация и корректировка программы: 2013 – 2014 гг. 3 этап – подведение итогов, корректировка, перспективы: 2015 г. Направления деятельности1. Создание единого информационного пространства. 2. Кооперация и интеграция деятельности школьной библиотеки с различными партнерами. 3. Развитие социальной направленности работы библиотеки

Паспорт программы развития (пример) ЦельСоздание условий для успешной социализации школьников в современном информационном обществе Задачи1.Совершенствование материально-технической базы библиотеки 2. Оказание качественных библиотечно-информационных услуг 3.Организация взаимодействия с педагогическим коллективом и родителями в области развития читательской компетентности школьников. Ожидаемые конечные результаты 1.Повышение качества информационного обслуживания читателей. 2. Обеспечение широкого доступа учащихся, преподавателей и родителей к глобальным информационным ресурсам 3.Улучшение комплектования и обеспечение безопасности библиотечных фондов 4.Повышение читательской компетентности детей и подростков 5.Укрепление материально-технической базы 6.Повышение уровня ИКТ- компетентности сотрудников библиотеки 7. Обеспечение реализации прав и равных возможностей для читателей МБОУ «Гимназия» Система контроля исполнения Программы Мониторинг, анализ документов, наблюдение, анкетирование, портфолио библиотеки и библиотекаря, рецензии, аналитические справки.

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О БИБЛИОТЕКЕ Содержит сведения: Дата создания библиотеки Режим работы Помещение библиотеки Кадровое обеспечение Техническое оснащение Объем и состав фонда Состав читателей Количество посещений и книговыдач в день Используемые формы работы

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Аналитическое обоснование программы От качественного анализа зависит успех прогнозирования и построения новой модели деятельности в режиме развития Сбор информации: Изучение нормативных документов об образовании и библиотечном деле Устные и письменные опросы, собеседование с представителями администрации школы, педагогическим коллективом, учащимися.

Нормативные документы Концепция социально-экономического развития РФ до 2020 (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от г. N 1662-р) Концепция Федеральной целевой программы развития образования на гг. ( Утверждена правительством Российской Федерации от )

Нормативные документы Концепция развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года: проект / Русская школьная библиотечная ассоциация; Н.В. Бубекина, Т.Д. Жукова, Н. И. Гендина, Л.Е. Коршунова. -- М.: РШБА, Концепция библиотечного обслуживания детей в России: проект / Российская государственная детская библиотека; сост.: Н. В. Бубекина, Н. С. Волкова. Москва, 2011.

Нормативные документы Национальная программа поддержки и развития чтения / Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям; Российский книжный союз.- М., 2007 Сроки и этапы реализации Программы 2007–2020 гг. Программа развития школы … на период…

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Аналитическое обоснование программы Метод SWOT-АНАЛИЗ SWOT – анализ» - классический метод анализа риска и выработки вариантов стратегии проекта. SWOT - аббревиатура английских слов Strength (сила), Weakness (слабость), Opportunity (возможность), Threat (угроза). Таблица SWOT-АНАЛИЗ Сильные стороныСлабые стороны ВозможностиУгрозы

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Аналитическое обоснование программы Проблемно ориентированный анализ УСЛОВИЯ КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕСС РЕЗУЛЬТАТЫ Направление анализа Схема проблемно ориентированного анализа

КОНЦЕПТУАЛЬНО-ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Формирование концепции Концепция развития библиотеки является документом, который обосновывает необходимость ее развития и преобразования и включает цели, задачи, направления и механизмы развития библиотеки

КОНЦЕПТУАЛЬНО-ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Миссия библиотеки Составляет главную стратегическую цель деятельности библиотеки Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, имеющие фундаментальное значение для успешной деятельности в нашем сегодняшнем мире, который все больше строится на информации и знаниях. Школьная библиотека вооружает учащихся навыками непрерывного самообразования и развивает воображение, помогая им стать ответственными гражданами Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО для школьных библиотек

КОНЦЕПТУАЛЬНО-ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Цели программы развития Цели должны быть реалистичны, контролируемы основаны на приложении технологий в библиотечную инфраструктуру Например: Создание на основе существующей библиотеки МБОУ ОСОШ информационно-библиотечного центра, способного стать базой: развития информационной культуры личности, инновационной и проектной деятельности участников образовательного процесса консультационным центром эффективного использования новых информационных ресурсов участниками образовательного процесса Повышение эффективности ресурсного (информационного) обеспечения урочной и внеурочной деятельности участников обучения через новые формы его организации

КОНЦЕПТУАЛЬНО-ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Задачи программы развития Задачи должны быть более конкретны, чем цели и могут быть разбиты на несколько направлений Например: - организационные (создать автоматизированное рабочее место библиотекаря, начать работу над электронным каталогом и пр.); -учебно-методические (разработать и внедрить программу формирования грамотности школьников); - кадровые (разработать план повышения квалификации работников библиотеки

Направления деятельности программы развития учебно-методическая консультативная информационная организационная культурная

Тактический раздел программы развития План действий

Тактический раздел программы развития Требования к плану действий полнота скоординированность и целостность контролируемость устойчивость

Управление реализацией программы развития Оптимальное использование материального и человеческого ресурса Создание проектных групп Создание временного творческого коллектива

Контроль исполнения программы развития Текущий Поэтапный Итоговый Контроль исполнения программы развития осуществляют разработчики программы, участники творческих групп, администрация образовательного учреждения

Результативность программы развития 1. Мониторинг результативности программы по каждому направлению деятельности Целевые индикаторы: уровень информационной компетентности пользователей уровень технической оснащенности библиотеки 2. Статистические данные библиотечной деятельности Показатели увеличение количества пользователей библиотеки увеличение читательской активности увеличения количества информационных запросов увеличения книговыдачи увеличения посещаемости веб- ресурсов библиотеки

Ошибки при разработке программы развития Отсутствие аналитического раздела Отсутствие четкости в типовой ориентации библиотеки Несоответствие материального и кадрового состава библиотеки целям и задачам программы Отсутствие финансовой составляющей

Программа развития (пример)

1.Создать на базе школьной библиотеки и компьютерного класса информационно-библиотечный центр школы. * Сбор, целевая концентрация, обработка, систематизация педагогической и иной информации, формирование библиотечного фонда в соответствии с образовательными программами и доведение ее до пользователя. * Создание электронной медиатеки педагогической информации как элемента единой школьной информационной сети. * Адаптация имеющегося и приобретение нового программного обеспечения. * Оформление комфортной библиотечной среды с определенным зонированием. * Укрепление материально-технической базы.

Программа развития (пример) 2. Обеспечить учебно-воспитательный процесс путем информационно- библиографического обслуживания пользователей. * Информирование участников образовательного процесса о новых поступления в основной и "виртуальный" фонды (Интернет-ресурсы) информационно-библиотечного центра (в т.ч. в условиях локальной сети учреждения, через Интернет-каналы: блоги, , RSS...) * Обеспечение свободного доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям всем участникам образовательного процесса школы посредством использования ресурсов, а также основных и "виртуальных" фондов информационно-библиотечного центра школы (в т.ч. задействуя локальную сетевую инфраструктуру школы и Интернет-каналы). * Организация обучения и консультирования (в. т.ч. в дистанционной форме) пользователей (педагогов, родителей, учеников) методике нахождения и получения информации из различных носителей. * Организация виртуальной справочной службы. * Активизация познавательной деятельности и читательской активности учащихся. * Формирование навыков независимого библиотечного пользователя, обучение поиску, отбору и критической оценке информации. * Повышение уровня информационной культуры личности обучающихся.

Программа развития (пример) 3. Повысить эффективность услуг, предоставляемых школьным информационно-библиотечным центром, за счёт освоения и внедрения в деятельность новых информационно- коммуникативных технологий. * Оказание помощи в работе, ознакомление и обучение использованию сервисов веб 2.0 в деятельности учащихся и учителей, родителей в образовательных проектах. * Обеспечение развития дистанционного обучения участников учебного процесса. * Внедрение новых информационных и сетевых технологий, информационных систем, программных комплексов, использование всех возможностей ИИП "КМ-школа" в работе ИБЦ. * Исследование информационных потребностей пользователей - участников образовательного процесса. * Формирование гражданственности и патриотизма, воспитание любви к природе и малой Родине, уважения к местным традициям и обрядам путем вовлечения учащихся в краеведческую проектную деятельность совместно с педагогами школы. * Распространение опыта в профессиональной среде, освещение деятельности в прессе, на школьном сайте, в блогах библиотеки с целью поднятия имиджа школы и библиотеки.

Программа развития (пример)

Проблемные вопросы: * Как подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний? * Как повысить качество образовательной, в т.ч. проектной, деятельности учащихся и педагогов, созданных ими собственных образовательных продуктов в различных образовательных средах? * Почему развитие грамотности и креативности учащихся через чтение, письмо, книги, искусство и литературу стали возможны в условиях именно библиотеки современной школы? * Какие фонды необходимы библиотеке для дальнейшего успешного функционирования в новых условиях?

Программа развития (пример)

Ожидаемые результаты программы *...% учащихся и...% педагогов, обеспеченных свободным доступом в Интернет и возможностью работы с веб-сервисами 2.0 в условиях образовательного учреждения; * созданы условия успешной деятельности в системе "КМ-школы" всем участникам образовательного процесса УКП 1 школы ; * увеличение читательской активности: на...% - рост выдачи ресурсов, на...% - рост информационных запросов, на...% - рост посещаемости веб-ресурсов библиотеки...; на...% - рост участия в коллективном наполнении библиотечных ресурсов (например, как результат учебных исследований) *...% - рост пользователей электронных каталогов,...% - рост пользователей виртуальной справкой, *...% - участников образовательного процесса, использующих инструменты и сервисы Веб 2.0,...% педагогов, организующих проектную деятельность,...% учащихся, участвующих в образовательных проектах.

Программа развития библиотеки// КМОбразование.- Режим доступа:

Список литературы Барболина М.А. Место библиотеки в образовательном и воспитательном процессе/ М.А. Барболина //Школьная библиотека С Волобуева М.Ю. Методические рекомендации по составлению программы развития школьной библиотеки/ М.Ю. Волобуева//Школьная библиотека С Козлова О.В. Создаем документ «Программа развития школьной библиотеки»/ О.В. Козлова //Библиотека в школе С Лазарев В.С. Как разработать программу развития школы/ В.С. Лазарев, М.М. Поташник.- М.: Новая школа, с. Манифест школьных библиотек ИФЛА/ЮНЕСКО.- URL: Программа развития образовательного учреждения : учебно-метод. пособие для слушателей курсов повышения квалификации / [С.А. Горячкова [и др.]]; Арханг. обл. ин-т переподготовки и повышения квалификации работников образования. - Архангельск : АО ИППК РО, с : ил. - Библиогр.: с. 97, с. 134.

Контактная информация ИМБЦ Информационно-методический библиотечный центр , г. Архангельск пр. Ломоносова, д. 270 (8182)