Многие идеи компетентностного подхода появились в результате изучения ситуации на рынке труда: необходим переход от хорошего специалиста - к хорошему.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ключевые компетентности И. И. Миронова, методист ИМО УО г. Казани Компетентностная модель современного учителя.
Advertisements

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Технология проектирования ключевых и предметных компетенций на уроках химии. Из опыта работы учителя химии МОУ СОШ 7 Кобловой Елены Владимировны.
Компетентность как новое качество образования Компетентностная основа инновационности образовательных технологий.
КГБСКОУ СКШИ 8 вида 11 КГБСКОУ СКШИ 8 вида 11 Тема: Формирование ключевых компетенций на уроках математикиФормирование ключевых компетенций на уроках математики.
Что такое «компетентностное образование» и как к нему перейти? Исполнитель- зам.директора по УВР МОУ СОШ СП Новая Балкария Ачабаева Е.Д.
Кафедра естественнонаучного образования СПб АППО Профессиональная ориентация в условиях перехода на ФГОС ООО Огановская Е.Ю. ст. преп. КЕНО СПб АППО, к.п.н.
МОУ «СОШ 1» Программа развития Формирование ключевых компетенций учащихся и педагогов как условие устойчивого развития образовательного пространства школы.
Педагогический совет «Социальное воспитание подрастающего поколения»
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. Компетентность – характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности(результативности)
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
Формирование ключевых компетенций школьника. Компетентность ОБЛАСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗНАЮЩИЙ, СВЕДУЩИЙ В ОПРЕДЕЛЁННОЙ ОБЛАСТИ Цель: помочь выпускнику.
Формирование ключевых компетентностей младших школьников.
Формирование ключевых компетенций на уроках географии Жукова Ольга Владимировна Учитель географии МОУ «Колыванская средняя общеобразовательная школа» 2011.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. поставила задачу существенной модернизации.
9 ноября 2011 г. Координационный совет Якутск Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.
Компетенции и компетентностная модель современного учителя МОУ Сусанинская средняя общеобразовательная школа.
Компетенция и компетентность. Образование, ориентированное на компетенции. Первый этап ( ), Д. Хамс Второй этап (1970 – 1990), Дж. Равен Третий.
ПОРТФОЛИО КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ.
Транксрипт:

Многие идеи компетентностного подхода появились в результате изучения ситуации на рынке труда: необходим переход от хорошего специалиста - к хорошему сотруднику. Хороший сотрудник – человек, способный работать в команде, принимать самостоятельные решения, инициативный, способный к инновациям. Профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности.

XXI век - век глобализации, информатизации, высоких технологий и открытого общества. Проблема : подготовить подрастающее поколение к самостоятельному принятию решений и ответственному действию к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде эффективному использованию ее возможностей и защите от негативных воздействий

Обучение в школе должно обеспечить формирование у людей новых компетенций, знаний и умений, способов деятельности, которые им потребуются в новой информационной среде обитания, в том числе и для получения образования в условиях широкого использования современных информационных технологий обучения, а также нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения ОТ ОБРАЗОВАНИЯ НА ВСЮ ЖИЗНЬ – К ОБРАЗОВАНИЮ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ

Этапы становления компетентностного подхода в образовании Первый этап ( гг.) характеризуется введением в научный аппарат категории «компетенция», созданием предпосылок разграничения понятий компетенция/компетентность. Второй этап ( гг.) характеризуется использованием категории компетенция/компетентность в теории и практике обучения профессионализму в управлении. Третий этап исследования компетентности как научной категории применительно к образованию, который был начат в 90-е годы прошлого века, характеризуется появлением работ А.К. Марковой, где в общем контексте психологии труда профессиональная компетентность становится предметом специального всестороннего рассмотрения. Третий этап развития компетентностного подхода характеризуется тем, что в материалах ЮНЕСКО очерчивается круг компетенций, которые уже должны рассматриваться всеми как желаемый результат образования.

В докладе международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор, сформулировал «четыре столпа», на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить» На симпозиуме в Берне (27-30 марта 1996 г.) по программе Совета Европы был поставлен вопрос о том, что для реформ образования существенным является определение ключевых компетенций, которые должны приобрести обучающиеся как для успешной работы, так и для дальнейшего образования.

В проекте "Среднее образование для Европы" выделены следующие группы ключевых компетентностей: - политическая и социальная компетентность ; - компетентность, реализующая способность и желание учиться всю жизнь ; - компетентность жизни в многокультурном обществе ; - коммуникативная компетентность ; - информационная компетентность.

Научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками. Научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы. Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы. Научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, т.е. решать аксиологические проблемы. Научить решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей (избирателя, гражданина, потребителя, пациента, организатора, члена семьи и т.д.). Научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т.п.). Научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования. Цели школьного образования (компетентностный подход):

Подходы различных авторов к определению понятия «профессиональная компетентность педагога»

В. А. Адольф Профессиональная компетентность – обобщенные личностные качества, заключающие в себе теоретико-методическую культурологическую предметную психолого-педагогическую технологическую готовность к продуктивной педагогической деятельности

Н.В.Кузьмина Способность педагога превращать специальность, носителем которой он является, в средство формирования личности учащегося с учетом ограничений и предписаний, накладываемых на учебно-воспитательный процесс требованиями педагогической нормы, в которой он осуществляется

Составляющие профессиональной компетентности Специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины. Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений учащихся. Социально-психологическая компетентность в области процессов общения. Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей учащихся. Аутопсихологичекая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности.

Л.М.Митина Понятие «педагогическая компетентность» включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности

Деятельностная Коммуникативная Социальная Составляющие профессиональной компетентности

В.Н.Введенский Профессиональная компетентность педагога … не сводится к набору знаний, умений, а определяет необходимость и эффективность их применения в реальной образовательной практике.

1.Коммуникативная компетентность педагога профессионально значимое, интегративное качество, основными составляющими компонентами которого являются: эмоциональная устойчивость (связана с адаптивностью); экстраверсия (коррелирует со статусом и эффективным лидерством); способность конструировать прямую и об­ратную связь; речевые умения; умение слушать; умение награждать; деликатность, умение делать коммуникацию "гладкой". Составляющие профессиональной компетентности

2.Информационная компетентность включает объем информации (знаний) о себе, об обучающихся и их родителях, об опыте работы других педагогов. 3.Регулятивная компетентность педагога предполагает наличие у него умений управлять собственным поведением. Она включает: целеполагание, планирование, мобилизацию и устойчивую активность, оценку результатов деятельности, рефлексию. Главными определяющими факторами деятельности являются нравственные ценности.

4.Интеллектуально-педагогическую компетентность можно рассматривать как комплекс умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации, как качества интеллекта: аналогия, фантазия, гибкость и критичность мышления. 5.Операциональная компетентность определяется набором навыков, необходимых педагогу для осуществления профессиональной деятельности: прогностические, проективные, предметно- методические, организаторские, педагогической импровизации, экспертные.

Маркова А.К. Профессионально компетентным является … такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, в котором достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников.

Виды профессиональной компетентности Специальная компетентность –владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать своё дальнейшее профессиональное развитие Социальная компетентность –владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего труда4 Личностная компетентность –владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности; Индивидуальная компетентность – владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессионального старения, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил

Работа с тезаурусом

Компетенция (от лат. competeo – добиваюсь, соответствую, подхожу) 1) круг полномочий какого-либо органа или должностного лица, предоставленный законом, актом и т.д.; 2) знания, опыт, умения по кругу вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен.

Компетентность – это обобщенная способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области, благодаря компетенции – знаниям, умениям, опыту. Используется как обобщающее понятие по отношению к мотивационной готовности, специальным знаниям, личностному опыту и др.

Таким образом, компетенция – это набор определенных знаний, умений, навыков, личностных качеств в определенной сфере деятельности, а компетентность – это качество владения, то, каким образом компетенция проявляется в деятельности. Следовательно, компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений и качеств, но не могут выступать в качестве критериев. В связи с таким определением появляется возможность измерять компетенцию через различные уровни компетентности.

Компетентность проявляет индивидуальную специфику каждого субъекта - носителя компетенции. Уровень компетентности может способствовать или препятствовать эффективной реализации компетенции.

Британские исследователи выделяют три уровня компетентности: интегративная компетентность - способность к интеграции знаний и навыков и их использованию в условиях быстро меняющейся внешней среды; психологическая компетентность - умение ориентироваться и контролировать внутренние и внешние эмоциональные воздействия, прогнозировать и управлять поведением людей; профессиональная компетентность в различных сферах деятельности.

Ключевые компетенции (4 основные группы) 1) как средство мировоззренческой ориентировки (ценностно-смысловая компетенция); 2) как знания и умения в определенной сфере (учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая); 3) в виде круга вопросов, по которым следует быть осведомленным (общекультурная), 4) как основание для освоения способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития (компетенция личностного самосовершенствования) Хуторской А. В.

Ключевые компетенции учителя. Хуторской А.В Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями учителя, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения учителя в ситуациях учебной или иной деятельности. Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых учитель должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно- нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере. Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций учителя в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

Информационная компетенция. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности учителя с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.

Профессиональная компетентность - способность педагога к эффективному осуществлению профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность является интегральной характеристикой педагога, которая включает в себя три основных компонента: когнитивный (знание), операциональный (набор способов действий, посредством которых осуществляется деятельность) аксиологический (наличие определенных ценностей, которые индивид не только освоил извне, он сам является индивидуальностью, самостью, обладающей способностью осознавать и рефлексировать собственные ценности, сопоставлять, оценивать себя и иное, проектировать будущее).

Профессиональные компетентности Методическая компетентность - владение различными методами обучения, знание дидактических методов, приемов и умение применять их для усвоения знаний и умений в процессе обучения. Исследовательская компетентность - владение научными методами изучения педагогических явлений, фактов для выработки новых знаний о закономерностях, структуре и содержании, технологии обучения и воспитания. Управленческая компетентность - владение методами, приемами управления собственной деятельностью и деятельностью обучающихся. Информационная компетентность - владение современными информационными технологиями, понимание их силы и слабости, сферы применения, выработка критического отношения к получаемой информации. Коммуникативная компетентность - владение методами, приемами взаимодействия с окружающими, способность ориентироваться в различных ситуациях общения. Образовательная компетентность - способность непрерывно совершенствовать свой профессионализм, развиваться в личной и общественной жизни.

Каждая из представленных компетентностей характеризуется многофункциональностью, надпредметностью и многомерностью. Исследовательская: Умение выделить проблему в профессиональной деятельности. Умение поставить цель исследования. Умение сформулировать гипотезу. Умение выделить объект исследования и т. д. (примерные критерии)

Домашнее задание Завершить работу по описанию критериев компетентности Выработать показатели уровня проявления критериев Определить инструментарий Начать проведение мониторинга