Многоуровневая постнеклассическая модель образовательных процессов (спираль ПНК МОП)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Компетенции и компетентностный подход в образовании.
Advertisements

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 643 «ШКОЛА КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ, КАК МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТСНОГО ПОДХОДА.
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА УНИВЕРСИТЕТА: ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ Пискунова Елена Витальевна, Российский государственный педагогический университет.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
Компетенция и компетентность. Образование, ориентированное на компетенции. Первый этап ( ), Д. Хамс Второй этап (1970 – 1990), Дж. Равен Третий.
Компетентность как новое качество образования Компетентностная основа инновационности образовательных технологий.
«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер МКОУ «Березовская основная общеобразовательная школа» 30 марта 2012 года.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Семинар на тему:. содействовать совершенствованию профессиональной компетентности педагогов для достижения более высокого качества образования путем овладения.
Федотова А.В., методист ГИМЦ г.Комсомольск-на-Амуре Роль универсальных учебных действий в системе современного общего среднего образования.
Образовательная программа как результативно-целевая основа деятельности ОУ Образовательная программа как результативно-целевая основа деятельности ОУ Николаева.
Психологическое сопровождение реализации ФГОС. Стандарт Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований,
Стандарты второго поколения Фундаментальное ядро содержания общего образования функции Система ведущих идей, теорий, основных понятий, Относящихся к областям.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Базовые компетенции педагогической деятельности Составитель Галеева И.Ш., методист Городского методического центра.
«Введение компетентностного подхода в современное образование»
Новые цели – новые результаты образования в ФГОС ОО Терещенко И.Е., к.п.н., зам.директора ИМЦ.
Требования к результатам освоения образовательных программ.
Транксрипт:

Многоуровневая постнеклассическая модель образовательных процессов (спираль ПНК МОП)

ПоводырьВедомый Ощущения, пробы&ошибки Репетитор Обучаемый Восприятия, образцы Наставник Учащийся Представления, образы Актор «Учитель» (a)Актор «Ученик» (b) Осведомленный Проводник Мотивация, стандарты Ученик Учитель «Второе рождение», компетентности Сведущий Мыслитель Творец Сотворчество, компетенции когнитивные** Знания, контенты Смыслы, метазнания Идеи, ценности моральные *Профессиональные образовательные Общеобразовательные Размышления, компетенции предметные* ** Общекультурные (субъекта культуры) Умения Навыки Сведения «Делай, как я»

Постнеклассическая модель образовательных процессов символически представлена в виде двойной восходящей спирали, связанной семью уровнями - «перемычками» (спираль ПНК МОП). Интересно, что, по всей видимости, «двойная спираль» является адекватной геометрической фигурой для визуализации именно процессов. Представляется, что мы имеем ещё один эталон визуализации, подобно тому как эталонами- символами являются окружность, квадрат, равносторонний треугольник и др. Широко известен революционный аналогичный результат символического представления структуры молекулы ДНК в виде двойной спирали, полученный Нобелевскими лауреатами профессорами Дж. Уотсоном и Ф. Криком.

Каждая из спиралей символизирует путь актора (учителя или ученика) – как субъекта – в возможном мире образования. Уровни модели («перемычки») интерпретируются как совместные циклы трансформации акторов, в результате которых становится возможным продвижение акторов по спиралям Каждый уровень модели представляет определенную образовательную парадигму Спираль ПНК МОП связывает основные образовательные парадигмы: от научения подражанием до сотворчества на уровне идей Каждая парадигма описывается четырьмя основными характеристиками: двумя ролями акторов (учителя и ученика), параметрами совместной образовательной среды и областью достижимых результатов

ПоводырьВедомый Актор 1 («Учитель»)Актор 2 («Ученик») 1 Творец 7 _________ ___________ 2 _________ ___________ 3 __________ 4 _________ __________ 5 6 Сотворчество, компетенции когнитивные Идеи Ощущения, Пробы&ошибки «Делай, как я» Восприятия, образцы Представления, образы Умения Навыки Мотивация, стандарты «Второе рождение», компетентности Знания Смыслы Размышления, компетенции предметные Сведения

ПоводырьВедомый Актор 1 («Учитель»)Актор 2 («Ученик») 1 Ощущения, пробы&ошибки «Делай, как я»

Актор 1 («Учитель»)Актор 2 («Ученик») Репетитор Обучаемый 2 Восприятия, образцы Навыки

Актор 1 («Учитель»)Актор 2 («Ученик») Наставник Учащийся 3 Представления, образы Умения

Актор 1 («Учитель»)Актор 2 («Ученик») Проводник Осведомленный 4 Мотивация, стандарты Сведения

Актор 1 («Учитель»)Актор 2 («Ученик») Учитель Ученик 5 «Второе рождение», компетентности Знания

Актор 1 («Учитель»)Актор 2 («Ученик») МыслительСведущий 6 Смыслы Размышления, компетенции предметные

Актор 1 («Учитель»)Актор 2 («Ученик») Творец 7 Сотворчество, компетенции когнитивные Идеи

Творец 7 Проводник Осведомленный 4 Учитель Ученик 5 МыслительСведущий 6 Сотворчество, компетенции когнитивные Идеи ПоводырьВедомый Актор 1 («Учитель»)Актор 2 («Ученик») 1 Репетитор Обучаемый 2 Наставник Учащийся 3 Ощущения, Пробы&ошибки «Делай, как я» Восприятия, образцы Представления, образы Умения Навыки Мотивация, стандарты «Второе рождение», компетентности Знания Смыслы Размышления, компетенции предметные Сведения

Образова- тельные парадигмы Роли акторов Область достижимых в данной парадигме результатов Параметры совместной образовательной среды УчительУченик Парадигма уровня 1 ПоводырьВедомый«Делай, как я»Ощущения, пробы и ошибки Парадигма уровня 2 РепетиторОбучаемыйНавыкиВосприятия, образцы Парадигма уровня 3 НаставникУчащийсяУменияПредставления, образы Парадигма уровня 4 Проводник Осведомлен ный СведенияМотивация, стандарты Парадигма уровня 5 УчительУченикЗнания «Второе рождение», компетентности Парадигма уровня 6 МыслительСведущийСмыслы Размышления, компетенции предметные Парадигма уровня 7 Творец ИдеиСотворчество, компетенции когнитивные Табл. 1. Описание модели ПНК МОП

Поводырь Ведомый Ощущения, пробы&ошибки Репетитор Обучаемый Восприятия, образцы Наставник Учащийся Представления, образы Актор «Учитель» (a)Актор «Ученик» (b) Индуктор Проводник Мотивация, стандарты УченикУчитель «Второе рождение», компетентности СведущийМыслитель Творец Сотворчество, компетенции когнитивные** Знания, контенты Смыслы, метазнания Идеи, ценности моральные *Профессиональные образовательные Общеобразовательные Размышления, компетенции предметные* ** Общекультурные (субъекта культуры) Умения Навыки Сведения «Делай, как я»

ПОНЯТИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Понятие компетенции Термин "компетенция" происходит от латинского "competentia", что означает ведение, способность, принадлежность по праву, и обычно используется в двух смыслах: а) в юридическом, для характеристики формальных прав и обязанностей; б) в социальном, для определения способности субъекта заниматься определенной деятельностью, либо для характеристики качеств субъекта, требуемых для осуществления данной деятельности. В общем виде: компетенция как характеристика отношения, связывающего так или иначе субъекта деятельности и саму деятельность

Виды компетенций Уровни когнитивно- компетентностной модели спираль ПНК МОП & КК Характер деятельности Вид когнитивно- образовательных компетенций Обучение на уровне 5 – контенты, знания Действия Компетентности Обучение на уровне 6 - смыслы, метазнания Деятельность в определенной предметной области (профессиональная, социальная и т.д.) Компетенции предметные (профессиональные, социальные, образовательные) Обучение на уровне 7 - идеи, ценности моральные Интеллектуальная деятельность 1 Компетенции общекультурные [1] Определение интеллекта по Пиаже

В постнеклассической картине мира: компетенция есть характеристика отношения субъекта и деятельности представима как инфообъект и задается тройкой (способность, готовность, мотивация).

Представление компетенции в картинах мира Характеристика деятельности СпособностьГотовностьМотивация Классическая модель Образовательная деятельность трактуется как предметная. Компетенция задается моноописанием (способности). Способности врождены. Готовность и мотивация также врождены либо являются производными от способностей (на что человек способен, к тому он и готов, то он и делает). Абсолютная обучаемость. Неклассичес- кая модель Образовательная деятельность трактуется как коммуникативная, задается парой (способность, готовность). Компетенция задается парой (способность, готовность). Способности не врождены, но проявляются в поведении. Готовность как внешняя обусловленность. Мотивация неотличима от пары (способность, готовность) или производна от нее. Пост- неклассичес- кая модель Образовательная деятельность трактуется как информационная деятельность (в том числе – когнитивная). Компетенция задается тройкой (способность, готовность, мотивация). Способности не врождены, но заложены актом рождения субъекта как возможного. Готовность как принятие решения о деятельности. Внутренняя мотивация субъекта к самотрансцен- денции.

Образова- тельные парадигмы Роли акторовОбласть достижимых в данной парадигме результатов Параметры совместной образовательной среды Характер отношения между акторами (направление влияния/трансформ ации) «Учитель»«Ученик» Парадигма уровня 1 ПоводырьВедомый«Делай, как я» Ощущения, пробы и ошибки Моносвязь - от «Учителя» к «Ученику» Парадигма уровня 2 РепетиторОбучаемыйНавыкиВосприятия, образцы Парадигма уровня 3 НаставникУчащийсяУменияПредставления, образы Парадигма уровня 4 ПроводникОсведомленн ый СведенияГотовность, стандарты Пара (от «Учителя» к «Ученику», от «Ученика» к «Учителю») Парадигма уровня 5 УчительУченикЗнанияМотивация (внутренняя), компетентности Совместная трансформация Парадигма уровня 6 МыслительСведущийСмыслыРазмышления, компетенции предметные Парадигма уровня 7 Творец ИдеиСотворчество, компетенции когнитивные

Соотнесение базовых принципов по Делору и положений когнитивно- компетентностной парадигмы Базовые принципы по Делору Когнитивно-компетентностная парадигма образовательных процессов Учиться познавать Учиться быть когнитивным субъектом, заниматься когнитивной деятельностью Учиться делать Учиться быть созидательным и деятельным, поскольку субъект проявляется только в деятельности Учиться жить вместе Учиться создавать коллективных субъектов и метасубъектов, создавать субъект-субъектные среды и участвовать в совместной когнитивной деятельности Учиться житьУчиться идти по пути субъекта и из возможного стать полностью осуществленным (реализовать свои возможности)

Применительно к субъекту вообще образовательная компетенция - это (способность, готовность, мотивация) пройти жизненный путь образовательного субъекта («путь наверх» по спирали ПНК МОП) в образовательных средах от предсубъекта (уровень 1) к полностью осуществленному субъекту (уровень 7). Когнитивно-образовательная компетенция - это (способность, готовность, мотивация) когнитивного субъекта пройти жизненный путь когнитивного субъекта в субъект-субъектных образовательных средах от обучения на уровне 5 (контенты, знания) до обучения на уровне 6 (смыслы, метазнания) и далее до обучения на уровне 7 (идеи, моральные ценности). Когнитивно-образовательные компетенции определяют (способность, готовность, мотивацию) человека (и его сообществ) стать субъектом культуры.

Итак, подведем итоги: В приложении постнеклассической методологии к образованию компетенцию следует определять как характеристику отношения субъекта и образовательной деятельности, причем в когнитивно- компетентностной парадигме компетенция – это характеристика отношения когнитивного субъекта и образовательной деятельности. Для инфомира в целом компетенция определяется как (способность, готовность, мотивация) субъекта порождать, трансформировать и утилизировать инфообъекты – фундаментальные информационные компетенции.

Очевидно, что для «перехода к обучению на основе компетенций» наличествующего сегодня в образовании уровня СУНов (обучения на уровне досубъектных образовательных парадигм (уровни 1 – 4 модели ПНК МОП)) недостаточно, для решения новых задач сфере образования необходимо переходить к обучению на уровне знаний, смыслов и идей (уровни модели ПНК МОП).

Когнитивно-компетентностная модель образовательных процессов для обществ, основанных на знаниях

что такое «компетентностный» подход к образованию и каково его место в возможной модернизации? Можно ответить кратко: именно с уровня 5 осуществляется переход от СУНов к ЗСИ (образование на уровне знаний, смыслов и идей)

Реформа образования – построение модели образования, адекватной информационному обществу (обществам, основанным на знаниях)

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!