Методический совет Динамика личностного роста воспитанника как объект педагогического мониторинга.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогический совет Мониторинг личностных результатов и оценка качества воспитания в условиях ФГОС.
Advertisements

Система мониторинга в воспитательной работе Методист - психолог ГМЦ Адаменко О.Ю.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1»
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Мониторинг реализации программы воспитания и социализации в ОУ Г.Н.Кучеренко, заместитель директора по УВР МОУ СОШ 59 О.А.Беляева, руководитель психологической.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Выступление на педагогическом совете г. Составила : Занкина М. В. Структура Основной образовательной программы. Универсальные учебные действия.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
Требования к результатам освоения образовательных программ.
«Система медико- психолого- педагогического сопровождение учащихся»
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
Цель программы – создание безопасной образовательной среды, обеспечивающей условия для личностного развития учащихся, сохранение и укрепление психологического.
Воспитательная система класса. Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Социализация и индивидуализация детей дошкольного возраста в актуальных для них видах деятельности и образовательных областях Воспитатели: Якимова Татьяна.
Социализация школьников – необходимые условия и возможности успешной социальной адаптации в обществе Выступление на педсовете от г.
«ВВЕДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ: ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.
Классный час – это…. Классный час –это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы. Н.И.Болдырев.
Система работы классных руководителей по воспитанию социально зрелой личности.
Транксрипт:

Методический совет Динамика личностного роста воспитанника как объект педагогического мониторинга

Мониторинг личностного развития воспитанника – важнейший компонент проектируемой целостной программы системного управления качеством воспитания. Личностное развитие воспитанника современными исследователями понимается в контексте нравственного роста как «управление процессом развития личности через создание благоприятных условий» (Л.И.Новикова). Мониторинг личностного развития воспитанника – важнейший компонент проектируемой целостной программы системного управления качеством воспитания. Личностное развитие воспитанника современными исследователями понимается в контексте нравственного роста как «управление процессом развития личности через создание благоприятных условий» (Л.И.Новикова). Личностный рост – это процесс постепенного вхождения растущего человека в окружающий мир, определение своего места среди других людей и восхождение к своей собственной свободе (В.А.Караковский). Личностный рост – это процесс постепенного вхождения растущего человека в окружающий мир, определение своего места среди других людей и восхождение к своей собственной свободе (В.А.Караковский). Личностный рост – это ценностное отношение личности к объектам действительности, признанные в качестве ценности в рамках общества, с которым отождествляет себя (идентифицирует) личность (В.Григорьев, И.Кулешова, П.Степанов). Личностный рост – это ценностное отношение личности к объектам действительности, признанные в качестве ценности в рамках общества, с которым отождествляет себя (идентифицирует) личность (В.Григорьев, И.Кулешова, П.Степанов). Личностный рост понимается как педагогически управляемый процесс достижения позитивных личностных изменений, в основе которых – процесс интернализации (присвоение) и экстериоризации (воспроизведение, создание) ценностей (Б.П.Битинас). Личностный рост понимается как педагогически управляемый процесс достижения позитивных личностных изменений, в основе которых – процесс интернализации (присвоение) и экстериоризации (воспроизведение, создание) ценностей (Б.П.Битинас).

Личностный рост целесообразно рассматривать как развитие гуманистических, ценностных отношений личности к миру, к людям, к самому себе. Результатом личностного роста воспитанника является актуализация и мотивация смыслов жизни, собственной стратегии, определение себя и своего места в системе социальных отношений, которые характеризуются как: ситуативные отношения (связаны с конкретными жизненными ситуациями и реактивными моделями социального поведения учащихся); ситуативные отношения (связаны с конкретными жизненными ситуациями и реактивными моделями социального поведения учащихся); устойчивые отношения (связаны с выполнением конкретного круга обязанностей, характеризуются устойчивостью отношенческих позиций и стабильным характером модели социально-ориентированного поведения); устойчивые отношения (связаны с выполнением конкретного круга обязанностей, характеризуются устойчивостью отношенческих позиций и стабильным характером модели социально-ориентированного поведения); незыблемые отношения (определяется постоянством, незыблемым характером отношений на основе осознанного, мотивированного личностного выбора). незыблемые отношения (определяется постоянством, незыблемым характером отношений на основе осознанного, мотивированного личностного выбора).

Структура инновационного воспитательного процесса Организация жизнедеятельности школьного сообщества Миссия педагога Инновационный педагогический потенциал Аксиологический аспект воспитательных программ Знания способности творчество общение Опыт познавательной деятельности Опыт исследовательской деятельности Опыт коллективно-творческой деятельности Опыт эмоционально-ценностных отношений Социальные компетенции личности Мотивация жизненных стратегий

Понятие «личностный рост» раздвигает и углубляет этимологию категории «личностное развитие», в содержании которой необходимо учитывать два аспекта: личностный рост как позитивное и конструктивное развитие человека как личности; личностный рост как позитивное и конструктивное развитие человека как личности; личностный регресс как регрессивное и деструктивное развитие личности. личностный регресс как регрессивное и деструктивное развитие личности. Следовательно, в развитии личности проявляются два характерных вектора: положительный (личностный рост) и отрицательный (личностный регресс). Этот фактор следует учитывать при организации педагогического мониторинга.

Приоритетным направлением всей воспитательной деятельности, ее стратегической целью, результатом и объектом системного управления (мониторинга) выступает динамика личностного роста как постоянное приращение ценностного опыта, социально значимых качеств и мировоззренческих представлений через самоактуализацию, самоидентификацию и самоопределение личности.

Мониторинг личностного развития воспитанника может осуществляться по следующим направлениям(в зависимости от его целей): мониторинг личностного роста (нравственного развития); мониторинг личностного роста (нравственного развития); креативного потенциала воспитанника; креативного потенциала воспитанника; мониторинг информационной культуры; мониторинг информационной культуры; мониторинг культуры здорового образа жизни; мониторинг культуры здорового образа жизни; мониторинг развития социальных связей образовательного учреждения как условие качества воспитательного процесса; мониторинг развития социальных связей образовательного учреждения как условие качества воспитательного процесса; мониторинг научно-исследовательской деятельности педагогов и учащихся и т.д. мониторинг научно-исследовательской деятельности педагогов и учащихся и т.д.

организация и технология мониторинга личностного роста Основополагающей целью воспитания является «формирование социально, духовно и морально зрелой творческой личности, субъекта своей жизнедеятельности. Социально, духовно и морально зрелая творческая личность – личность с высоким уровнем культуры, обладающая творческим потенциалом, способная к саморазвитию и саморегуляции, с присущими ей качествами гражданина, патриота, труженика и семьянина»

Мониторинг динамики личностного роста предполагает организацию и выполнение следующих этапов деятельности : I этап – актуализация и мотивация самооценки, самоизучения, самопознания с помощью адекватных методов по выявлению реальных нравственных качеств и реальных ценностей у воспитанника. I этап – актуализация и мотивация самооценки, самоизучения, самопознания с помощью адекватных методов по выявлению реальных нравственных качеств и реальных ценностей у воспитанника. Данный этап предполагает неформальную констатацию проявления изучаемых отношений воспитания. Данный этап предполагает неформальную констатацию проявления изучаемых отношений воспитания. Педагог применяет адекватные методы изучения качеств воспитанника: индивидуальные беседы, анкетирование, тестирование, социометрию, целевые компьютерные программы по саморазвитию, самотестирование. Педагог применяет адекватные методы изучения качеств воспитанника: индивидуальные беседы, анкетирование, тестирование, социометрию, целевые компьютерные программы по саморазвитию, самотестирование. Одним из диагностических подходов к реализации этой задачи может служить методика оценивания уровня ценностных ориентаций подростка Одним из диагностических подходов к реализации этой задачи может служить методика оценивания уровня ценностных ориентаций подростка

Результатом первого этапа является разработка педагогом индивидуальных карт развития ребенка. В качестве основных позиций изучения выступают: состояние здоровья; состояние здоровья; соблюдение норм здорового образа жизни; соблюдение норм здорового образа жизни; базовый уровень самореализации и познавательной деятельности; базовый уровень самореализации и познавательной деятельности; креативный потенциал; креативный потенциал; характер отношений ребенка и его семьи; характер отношений ребенка и его семьи; характер отношений ребенка и группой, классом; характер отношений ребенка и группой, классом; уровень нравственности и культуры поведения ученика. уровень нравственности и культуры поведения ученика. В целях объективности информации о развитии ребенка сбор данных осуществляется на основе информации учителей- предметников, родителей и самого классного руководителя.

Модель индивидуальной карты развития ребенка 1. Состояние здоровья 1-слабое(страдает хроническими заболеваниями, систематически пропускает уроки) 1-слабое(страдает хроническими заболеваниями, систематически пропускает уроки) 2-удовлетворительное(часто болеет простудными заболеваниями) 2-удовлетворительное(часто болеет простудными заболеваниями) 3-хорошее(редко болеет) 3-хорошее(редко болеет) 4-очень хорошее(практически не болеет, здоров (норма)) 4-очень хорошее(практически не болеет, здоров (норма)) 2. Соблюдение норм здорового образа жизни 1.неудовлетворительное-не знает правил здорового образа жизни и не соблюдает их 1.неудовлетворительное-не знает правил здорового образа жизни и не соблюдает их 2.удовлетворительное-знает правила здорового образа жизни, но не осознает их жизненный и нравственный смысл 2.удовлетворительное-знает правила здорового образа жизни, но не осознает их жизненный и нравственный смысл 3.хорошее-знает и соблюдает основные из них 3.хорошее-знает и соблюдает основные из них 4.высокое-осознает правила на мотивационном уровне 4.высокое-осознает правила на мотивационном уровне

Модель индивидуальной карты развития ребенка 3. Базовый уровень самореализации в познавательной деятельности 1.низкий – репродуктивный уровень способов познания, тип деятельности – копирование стандарта и шаблона; 1.низкий – репродуктивный уровень способов познания, тип деятельности – копирование стандарта и шаблона; 2.удовлетворительный – готовность к постановке и решению задач с выходом на конструктивный результат; 2.удовлетворительный – готовность к постановке и решению задач с выходом на конструктивный результат; 3.хороший – автономная мотивация на продуктивную деятельность; 3.хороший – автономная мотивация на продуктивную деятельность; 4.высокий – способность аппелировать абстрактные идеи, прогноз и моделирование как способы познания. 4.высокий – способность аппелировать абстрактные идеи, прогноз и моделирование как способы познания. 4 Характер отношений ребенка и его семьи 1.конфликтные-регулярные ссоры членов семьи, свидетелем которых становится ребенок 1.конфликтные-регулярные ссоры членов семьи, свидетелем которых становится ребенок 2.формальные-конфликтов нет, но отношения между членами не носят уважительного характера 2.формальные-конфликтов нет, но отношения между членами не носят уважительного характера 3.партнерские-взаимопомощь и взаимоуважение в семье 3.партнерские-взаимопомощь и взаимоуважение в семье 5. Характер отношений ребенка с группой, классом. 1.конфликтные 1.конфликтные 2.формальные 2.формальные 3.партнерские 3.партнерские

В результате определяется уровень нравственности и культуры воспитанника и мотивируется потребность в преобразовании и самопостроении самого себя Неудовлетворительный уровень нравственности и культуры поведения ученика проявляется в стиле общения и поступках воспитанника, не соответствующих гуманистическим принципам. Неудовлетворительный уровень нравственности и культуры поведения ученика проявляется в стиле общения и поступках воспитанника, не соответствующих гуманистическим принципам. Удовлетворительный – стиль общения и поступки ученика соответствуют отдельным нравственным принципам. Удовлетворительный – стиль общения и поступки ученика соответствуют отдельным нравственным принципам. Хороший – стиль общения и поступки ученика соответствуют ведущим нравственным принципам. Хороший – стиль общения и поступки ученика соответствуют ведущим нравственным принципам. Высокий – стиль общения и поступки воспитанника соответствуют большинству нравственных принципов. Высокий – стиль общения и поступки воспитанника соответствуют большинству нравственных принципов.

Мониторинг динамики личностного роста предполагает организацию и выполнение следующих этапов деятельности : II этап – проектирование программы личностного роста всеми субъектами воспитательного процесса (воспитанник, родители, педагог, сверстники, ближнее окружение); определение стратегических целей и задач саморазвития на конкретный временной промежуток (например, год); разработка критериев качества воспитания личности как совокупности гуманистических качеств, которые необходимо развивать в ребенке: нравственные позиции к семье, близким, обществу, учебе, к самому себе. II этап – проектирование программы личностного роста всеми субъектами воспитательного процесса (воспитанник, родители, педагог, сверстники, ближнее окружение); определение стратегических целей и задач саморазвития на конкретный временной промежуток (например, год); разработка критериев качества воспитания личности как совокупности гуманистических качеств, которые необходимо развивать в ребенке: нравственные позиции к семье, близким, обществу, учебе, к самому себе. На подготовительном этапе проектирования необходимо провести целенаправленную работу со всеми участниками воспитательного процесса по раскрытию смысла понятий «общечеловеческие ценности», «гуманистические качества», «нравственная позиция», «персональная система ценностей» и возможность ее выбора. По каждому показателю выводится среднеарифметическая оценка, на основе различных ее видов (самооценка, оценка родителей, оценка учителей, оценка товарища). Оценивание проводится 2-3 раза в год (начало, середина, конец). На подготовительном этапе проектирования необходимо провести целенаправленную работу со всеми участниками воспитательного процесса по раскрытию смысла понятий «общечеловеческие ценности», «гуманистические качества», «нравственная позиция», «персональная система ценностей» и возможность ее выбора. По каждому показателю выводится среднеарифметическая оценка, на основе различных ее видов (самооценка, оценка родителей, оценка учителей, оценка товарища). Оценивание проводится 2-3 раза в год (начало, середина, конец). Особенностью данного этапа является выявление, стимулирование и на этой основе формирование новых ценностных ориентаций учащегося, обогащение нравственного опыта. Особенностью данного этапа является выявление, стимулирование и на этой основе формирование новых ценностных ориентаций учащегося, обогащение нравственного опыта.

На промежуточном этапе реализации программы личностного роста (конец четверти, середина учебного года) педагогом (воспитателем) выявляются изменения в личностном развитии ребёнка: какие ценности и в какой степени присвоены (не присвоены) воспитанником, какие ценности и в какой степени присвоены (не присвоены) воспитанником, анализируются причины того или иного состояния позиции личности, анализируются причины того или иного состояния позиции личности, определяются педагогические перспективы, отражаются изменения в программе личностного роста, определяются педагогические перспективы, отражаются изменения в программе личностного роста, вносятся коррективы в воспитательный процесс. вносятся коррективы в воспитательный процесс. Осуществление программы личностного роста на всех этапах предполагает непосредственное участие самого воспитанника как субъекта своей жизнедеятельности.

Конечный результат предлагаемой технологии– определение педагогом уровня сформированности персональной системы ценностей воспитанника. Средний уровень сформированности персональной системы ценностей указывает на непоследовательность и неустойчивость в жизнепроявлении воспитанника, недостаточную мотивацию морально-этических ценностей, неустойчивую социальную позицию. Средний уровень сформированности персональной системы ценностей указывает на непоследовательность и неустойчивость в жизнепроявлении воспитанника, недостаточную мотивацию морально-этических ценностей, неустойчивую социальную позицию. Критериями сформированности высокого уровня персональной системы ценностей являются: развитость, целостность, непротиворечивость персональной системы ценностей, жизнеспособность, социальная активность индивида, его автономность. Критериями сформированности высокого уровня персональной системы ценностей являются: развитость, целостность, непротиворечивость персональной системы ценностей, жизнеспособность, социальная активность индивида, его автономность. Низкий уровень сформированности персональной системы ценностей свидетельствует о неспособности воспитанника к автономности, о слабом умении (отсутствии) определить личностные цели, вырабатывать стратегию и тактику их достижения, в пассивной социальной позиции, о нестабильном характере личностных ценностей. Низкий уровень сформированности персональной системы ценностей свидетельствует о неспособности воспитанника к автономности, о слабом умении (отсутствии) определить личностные цели, вырабатывать стратегию и тактику их достижения, в пассивной социальной позиции, о нестабильном характере личностных ценностей.

Способами реализации проектируемой программы личностного роста являются: овладение воспитанниками гуманистическими знаниями, умениями, навыками и отношениями в процессе обучения и воспитания; овладение воспитанниками гуманистическими знаниями, умениями, навыками и отношениями в процессе обучения и воспитания; овладение способами познания, саморегуляции, самосовершенствования, преобразования и управления реальностью на личностном уровне; овладение способами познания, саморегуляции, самосовершенствования, преобразования и управления реальностью на личностном уровне; обогащение гуманистических представлений, развитие гуманистических отношений через персональную систему ценностей и актуализацию ценностно значимых мотивов поведения воспитанников. обогащение гуманистических представлений, развитие гуманистических отношений через персональную систему ценностей и актуализацию ценностно значимых мотивов поведения воспитанников.

Динамика личностного роста является ключевым, смысловым объектом педагогического мониторинга, который обеспечивает создание адекватных педагогических условий для самопознания, самоутверждения, самоопределения личности через учебные, творческие, созидательные, социально-практические виды деятельности как непрерывный процесс постоянного наблюдения, анализа, коррекции, оценивания и прогнозирования целостного становления личности.

Социально-педагогическая модель динамики личностного роста ребенка как объекта педагогического мониторинга Уровень актуального развития Зона ближайшего развития Личность Становление, приращение ценностного опыта деятельность общение самопознание Учебная Научно-исследовательская Творческая внеурочная Умножение контактов Познавательный (знание себя) Эмоциональный (оценка себя) Поведенческий (отношение к себе) Социализация,приращение социально значимых качеств адаптированность автономность активность Переходнановыйуровеньразвития

Адаптированность человека – приспособленность человека (группы) к условиям определенной среды. Адаптированность человека – приспособленность человека (группы) к условиям определенной среды. Адаптация социальная ребенка – процесс и результат согласования ребенка с окружающим миром, приспособления к изменившейся среде, к новым условиям жизнедеятельности, к структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в этих общностях нормам и правилам. Адаптация социальная ребенка – процесс и результат согласования ребенка с окружающим миром, приспособления к изменившейся среде, к новым условиям жизнедеятельности, к структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в этих общностях нормам и правилам. Показателем успешной социальной адаптации является психологическая удовлетворенность ребенка этой средой. Показателем успешной социальной адаптации является психологическая удовлетворенность ребенка этой средой. Активность личности – способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе проявления творчества, волевых актов, общения. Активность личности – способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе проявления творчества, волевых актов, общения.

Зона актуального развития – состояние личности, в котором ребенок может делать что-либо без помощи взрослого, определяемое степенью сложности задач, решаемых ребенком самостоятельно. Уровень развития ребенка в ситуации конкретного диагностического обследования. Зона актуального развития – состояние личности, в котором ребенок может делать что-либо без помощи взрослого, определяемое степенью сложности задач, решаемых ребенком самостоятельно. Уровень развития ребенка в ситуации конкретного диагностического обследования. Зона ближайшего развития – область реальных, доступных уровней развития ребенка в динамическом их проявлении; уровень знаний, умений и навыков, которых ребенок может достичь самостоятельно или с помощью взрослого и в сотрудничестве со сверстниками, расхождение между уровнем актуального и уровнем потенциального развития(потенциальные возможности в развитии ребенка) ( Л.С.Выготский) Зона ближайшего развития – область реальных, доступных уровней развития ребенка в динамическом их проявлении; уровень знаний, умений и навыков, которых ребенок может достичь самостоятельно или с помощью взрослого и в сотрудничестве со сверстниками, расхождение между уровнем актуального и уровнем потенциального развития(потенциальные возможности в развитии ребенка) ( Л.С.Выготский)