Комическое в искусстве «И часто шутовское слово учёной лекции ценней». (Н.Буало) Абдульманов П.А. МКОУ «СОШ 4»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Эпическое произведение, его особенности (Русская словесность. 6 класс) Презентацию подготовила Халяпина Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы.
Advertisements

Изобразительные пародии на человека Выполнила : учитель ИЗО Шульман Светлана Викторовна МОУ СОШ 8 Г. Магнитогорск.
Возвышенное, низменное, трагическое, комическое..
Н.В. Гоголь- драматург Выполнили ученицы 10 класса: Мусмулаева Диана, Умарова Диана, Яхинова Амина.
Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе.
Подготовила: Платон Ольга Александровна, учитель начальных классов МБОУ «Первомайская сош» п.Первомайский Тамбовской области.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Верхнеуслонская средняя общеобразовательная школа» Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан.
Театр Выполнила: Забродина Н.Д.. Что такое театр? Театр (от греч. место для зрелищ; зрелище), род искусства. Форма общественного сознания, он неотделим.
Отцы и дети – роман русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева, написанный в 60-е годы 19 века.
Роль пейзажа в повести «Майская ночь, или Утопленница» Н. В. Гоголя.
Профессиональное самоопределение школьников 1.Основы жизненного и профессионального самоопределения. 2. Мир труда и профессий. 3. Человек и профессии.
Культура и мораль Учитель: Вострикова Ю.В.. Вы узнаете: Что означает слово «культура». Что означает слово «культура». Почему культуру называют второй.
Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе.
М.Е.Салтыков-Щедрин – писатель-сатирик. И. А. Юлаева, учитель русского языка и литературы ГБОУ школы 580 Приморского района Санкт - Петербурга.
1 Тема: «Комическое в романе «Поднятая целина» как выражение авторского представления о прекрасном» Автор: Ефремова Иннеса Николаевна Спецкурс «Жизнь и.
Разработан учителем русского языка и литературы МБУ СОШ 97 г.Воронежа Борисовой Светланы Борисовной.
Подготовка к ГИА. Роды литературыЖанры Эпос (греч. - повествование) рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях; изображение внешней.
Виды алгоритмов © Епифанова Т.Н. / учебный год МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 5 г. СВЕТЛОГО КАЛИНГРАДСКОЙ.
Дж. Родари «Для чего нужны слёзы?».. Что такое слёзы? – вода, немного соли … Они пустыми кажутся, их прячут с глаз долой. Но с каждой каплей заберут с.
Транксрипт:

Комическое в искусстве «И часто шутовское слово учёной лекции ценней». (Н.Буало) Абдульманов П.А. МКОУ «СОШ 4»

Каждый человек знает, что трагическое - это горе и страдание, а комическое - веселье и смех. И это правильно. Но в жизни горе и радость, слёзы и смех соседствуют, идут рука об руку.

Комическое - это утверждение или отрицание. А утверждение и отрицание всегда ведётся от какой-то мерки. То, что соответствует ей,- одобряется, то, что не соответствует,- порицается. В эстетической оценке действительности такой меркой являются представления о прекрасном, эстетический идеал. Немного истории…

Римские сатурналии - дни буйства жизненных сил сил, рвущихся сквозь оковы идеологии. Народный смех, звучал в Риме в ритуалах, предполагавших одновременно и прославление и осмеяние победителя. Римские СатурналииСатурналии

В средние века народный радостный смех звучал и на карнавалах, и в комедийных действиях и процессия и на праздниках «дураков», «ослов», и в пародийных произведениях, и в стихии фривольно- площадной речи, и в остротах и выходках шутов и «дураков», и в быту на пирушках с их «бобовыми королями и королевами «для смеха». «дураков», «ослов», «бобовыми королями и королевами «для смеха». П. Брейгель. «Одержимые»

Сцена из театрального представления в Париже в 1809 году во время средневекового праздника дураков.

Якоб Йорданс «Бобовый король».

Комедийно- праздничная, внеофициальная средневековая жизнь общества карнавал несёт и выражает народную смеховую культуру, воплощающую в себе идею вселенского обновления.

У каждого времени, в каждую эпоху есть свои пороки, которые становятся предметом осмеяния. Но как бы ни менялись взгляды людей на комическое, какие бы новые черты ни вносило в них время, всегда были и будут объекты осмеяния. объекты осмеяния. Кукрыниксы иллюстрации к рассказу «Человек в футляре» А.П.Чехова Комическое выставляет на осмеяние невежество, чванство, зазнайство, хлопоты человека, доставляемые ему его собственной глупостью, желанием казаться не таким, каким он на самом деле является.

Всегда объектом осмеяния было и остаётся всё: эгоистическое уродливое в человеке уродливое в человеческих отношениях безобразное мелкое

Трагическое и комическое Чередуя трагическое и комическое в искусстве, учитывают, как воспримет его человек. Как бы сильно ни страдал человек, он остаётся человеком. Он не может без конца страдать. Горе и боль притупляются. То же происходит и в искусстве. Люди, воспринимающие его, не могут в течение нескольких часов с одинаковым напряжением смотреть и переживать трагедию. И чтобы добиться необходимого накала чувств, им как бы дают передышку, которая подготовит их к трагедии и сделает её восприятие более сильным.

Поэтому в драматургии и в литературном произведении часто перед самым сильным трагическим эпизодом вводится комическая сцена, которая даёт возможность набраться сил для последующего огромного эмоционального напряжения. Чарли Чаплин в роли Гитлера в фильме «Великий диктатор»

К проявлениям комического традиционно относят сатиру, юмор, иронию, сарказм, гротеск. сатируюмориронию сарказмгротеск.

Сатира это литературная критика определённых явлений общества, образа жизни людей и образа их мыслей.

Юмор, чувство юмора способность личности выявлять, фиксировать и осмыслять комическое в окружающей действительности и эмоционально на него реагировать.

Ирония - (от др.-греч. «притворство»), в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.

Сарказм – вид комического, суждение, содержащее уничтожающую насмешку.

Гротеск – это причудливое смешение в образе реального и фантастического, прекрасного и безобразного, трагического и комического – для более впечатляющего выражения творческого замысла.

Комическое может проявляться в большинстве видов и жанров искусства, но более всего оно характерно для жанров комедии, буффонады, мима, капустника, фарса, скетча, кинокомедии, фельетона, эпиграммы, пародии, частушки, карикатуры, шаржа. Комическое может выражаться в форме анекдота, шутки, каламбура, а также возникать неосознанно в оговорках, описках, различных комических недоразумениях и ошибках.

И всё же, как ни тесно сплетены в жизни и искусстве трагическое и комическое, каждая из этих эстетических категорий имеет свои особенности. Трагическое - это горе, страдание, гибель, ужасное в жизни человека, а комическое - это веселье, радость и смех. А веселье, радость и смех любят все. Но что же вызывает у нас смех, доставляет веселье и радость? Над чем мы смеёмся?

Трагедия жизни поэта Сирано де Бержерака, блестящего, остроумного, храброго человека, произошла из-за того, что у него был непомерно большой нос. За смешной и нелепой его внешностью не всегда и не все могли разглядеть подлинную сущность Сирано. Он подвергался насмешкам, сам остроумнее других высмеивал свой недостаток, но глубоко страдал. Любимая им женщина за неприглядной внешностью не заметила его глубокого чувства к ней, а когда догадалась, было уже поздно: Сирано умер. Стихи и пьесы самого Сирано известны мало. Их использовали в своих произведениях другие, это усугубляло страдания поэта. Обо всем этом поведал в своей пьесе "Сирано де Бержерак" драматург Ростан.

В пьесе Шекспира "Двенадцатая ночь" много смешного и весёлого возникает из-за того, что двое близнецов, Виола и её брат Себастьян, похожи друг на друга как две капли воды и одного принимают за другого.

Все помнят и не раз смотрели фильмы с участием трёх комедийных актеров: Ю. Никулина, Г. Вицина и Е. Моргунова. Каждый из них создал определённый тип: нагловато- простодушного Балбеса играет Ю. Никулин, жеманного меланхоличного Труса - Г. Вицин и самодовольного тупицу Бывалого – Е. Моргунов.

Издавна люди стали высмеивать человеческие недостатки и слабости: рассеянность, глупость, неловкость, хвастовство. Все это комично при условии, если не вызывает страданий человека и не опасно для него и окружающих. Для того чтобы эти и другие недостатки стали смешными, необходимо их увидеть или представить в смешном виде. Ведь не всегда, совсем не всегда они смешны. Комический эффект возникает только при определённых условиях.

Сатурналии Сатурна́лии у древних римлян праздник в честь Сатурна. Праздник приходился на последнюю половину декабря время, когда приходили к концу земледельческие работы и все стремились к отдыху и веселью в связи с окончанием жатвы. Во время сатурналий общественные дела приостанавливались, школьники освобождались от занятий, преступников возбранялось наказывать. Рабы получали в эти дни особые льготы: они освобождались от обычного труда. Общественное празднество начиналось жертвоприношением перед храмом Сатурна на форуме; затем устраивалось религиозное пиршество, в котором принимали участие сенаторы и всадники, одетые в особые костюмы, улицы были запружены народными толпами; всюду раздавались восклицания Jo Saturnalia.

Самым признанным в мире комедийным актёром кино считается Чарльз Чаплин. Почему смешно на его фильмах? Чем он смешит зрителей? Конечно, в его фильмах (а Чаплин - сценарист, режиссёр и исполнитель главных ролей почти всех поставленных им фильмов) много смешных трюков и забавных случаев и недоразумений, в которых постоянно оказывается его герой. На то, чтобы рассмешить людей, рассчитан и весь придуманный им образ, и внешний облик чаплинского героя в том числе. Смешна его походка уточкой, слишком большие башмаки, широкие брюки и обуженный пиджак, драный жилет, котелок, камышовая тросточка, нелепые маленькие усики в сочетании с детски чистыми глазами.

В картине П. А. Федотова «Завтрак аристократа» комедийная ситуация возникла потому, что обедневший и питающийся в прямом смысле слова чёрствым хлебом аристократ старается представить себя человеком богатым и пресыщенным. Здесь источником комического становится несуразное стремление выдать себя не за того, что на самом деле представляет из себя этот человек. П.Федотов «Завтрак аристократа»

Дон Кихот Сервантеса вошел в историю искусства как фигура комическая, потому что возвышенные, благородные его поступки приходили в противоречие с обстоятельствами, в которых они совершались. Он отправляется сражаться за справедливость на великолепном коне Росинанте, который на самом деле был жалкой клячей; прекрасная дама, во имя которой он совершал свои подвиги,- босоногой девчонкой, а страшный враг, в бой с которым храбро вступил Дон Кихот, в действительности оказывается ветряной мельницей. Хитроумный идальго дон Кихот Ламанчский

Россини Дж. Каватина Фигаро из оперы «Севильский цирюльник» Дело происходит, естественно, в Севилье, а речь идет, конечно, о любви. Молодой граф Альмавива влюблен в очаровательную Розину, воспитанницу доктора Бартоло (о, эти испанские ночи и серенады под окном!). Но старый опекун не намерен никому уступать своё сокровище (кроме всего прочего, у Розины немалое приданое!), он и сам готов связать себя узами Гименея. На помощь аристократу приходит цирюльник Фигаро - неутомимый фантазёр. Любитель приключений, артистическая натура, в общем, мастер на все руки. С его помощью заваривается такая каша! Ария Фигаро в исполнении М.Магомаева

КАВАТИНА (ит.). небольшая ария, прерываемая речитативом.

Композитор Рамо в лучших своих пьесах достигает не меньшей одухотворенности и тонкого сочетания юмора и меланхолии. Отрывок из пьесы«Курица». Композитор Жан Филипп Рамо

Но главное в комическом - это обнажение социальных пороков, осмеяние старого, уже изжившего себя, но ещё держащегося в жизни и даже кажущегося страшным. Смеясь над такими явлениями, мы чувствуем себя сильнее, они перестают страшить нас. В этом - социальная сущность комического, ибо, высмеивая общественные пороки, комическое способствует утверждению нового, прогрессивного в развитии общества. Смех помогает познать истину, отличить правду от лжи.

Чувство юмора присуще человеку, потому что в смехе обнаруживается не только предмет осмеяния, но и характер смеющегося. То, над чем смеётся человек, говорит и о нём самом. Если смеются над каким-то физическим недостатком, это характеризует смеющегося не с лучшей стороны; если смеются над глупостью, над духовным убожеством, это свидетельство ума и высоких нравственных принципов смеющегося. «Подлинное искусство учит смеяться не над кривым носом, а над кривой душой»,- говорил Н. В. Гоголь.

Осмыслить природу комического совсем не просто. Но это даёт возможность ещё раз убедиться, что смех - дело серьёзное. Домашнее задание

Запишите в тетради примеры запомнившихся вам литературных, музыкальных, театральных произведений, а также кинофильмов, телефильмов и других работ, в которых прослеживается тема комедии. Например: 1.Кот в сапогах (Puss in Boots) Страна: США Жанр: комедия, мультфильм Режиссер: Крис Миллер В главных ролях: Зак Галифианакис, Сальма Хайек Дата премьеры: «12 стульев», «Золотой телёнок», И.Ильф и Е.Петров 3. «Похождения бравого солдата Швейка» Ярослав Гашек 4. Смурфики (The Smurfs) Страна: США Жанр: комедия, приключения, семейный, фэнтези Режиссер: Раджа Госнелл В главных ролях: Джон Литгоу, Уоллес Шоун Дата премьеры: Японские коты. Утагава Куниёши

Материалы Интернета: kursovaya.repetitor.info/%d0%9e_%d0%ba%d0%be%d0%bc%d0%b8%d1%87%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%bc_%d 0%b2_%d0%b8%d1%81%d0%ba%d1%83%d1%81%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b5 u%2F1%2Fd%2F9%2F4%2Ff%2F1d94fa1b0ac1e68adcfd327c6c73af59_full.jpg&rpt=simage&p= %D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5&lr= searches= D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0+- +%D0%95%D1%81%D0%BB%D0%B8+%D0%B1+%D1%8F+%D0%B1%D1%8B%D0%BB+%D1%81%D1%83%D0%BB%D1% 82%D0%B0%D0%BD...&c=search&xbds=0