1 Содержание ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ИННОВАТИКИ 1.1 Развитие теории инноватики и ее современные концепции 1.2 Наука, технология, экономика.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
14. Инновационная и инвестиционная деятельность организации.
Advertisements

«ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ИННВАЦИОНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ» Алексеева Марина Борисовна, док.экон.наук., профессор.
Стратегическое планирование Тема 8. План Сущность стратегического планирования Сущность стратегического планирования Процесс стратегического планирования.
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
С ТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСНОВА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ Апарату С.В. 924-Н.
1 СВОЯ ИГРА 2 Категории Инновационна я деятельность Интеллектуальная собственность Определени я
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Тема 1.1. Предмет и задачи курса Экономика предприятия Понятие, предмет и метод экономики организации.
Коммерциализация и охрана интеллектуальной собственности: условия, институты, перспектива.
Лекция 3. «Анализ внешней среды и потенциала организации» План: Анализ окружающей среды Анализ окружающей среды Оценка внутренних возможностей Оценка внутренних.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008.
ЛЕКЦИЯ 3 дисциплина «Инновационный менеджмент» на тему Приемы инновационного менеджмента воздействующие на инициацию и производство инноваций План 1. Группы.
Курс по выбору «Основы функционирования малого бизнеса» для студентов 2-го курса факультета «Финансы и кредит» к.э.н., ст. преп. кафедры ЭиАУ Резникова.
Предмет и задачи информационного менеджмента Тема 2.
Подготовил Ст-т 3 к 2 гр Умардибиров Гамзат. Инвестициями называются все виды денежных, имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты.
Инновационная деятельность. Статья 20. ФЗ «Об образовании в РФ» 1. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в.
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
Схема соотношения материальной и нематериальной составляющих в себестоимости продукта в зависимости от вида деятельности компании Стратегия промышленного.
Повышение экономической эффективности предприятия за счет инвестиционного проекта по организации экспортных операций На примере ООО «Промхимсервис» Магистерская.
Транксрипт:

1 Содержание ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ИННОВАТИКИ 1.1 Развитие теории инноватики и ее современные концепции 1.2 Наука, технология, экономика и образование как компоненты целостной системы инновационной деятельности 1.3 Сущность и содержание инновации 1.4 Функции инновации 1.5 Классификация инноваций ГЛАВА 2. ОСОБЫЙ КЛАСС ИННОВАЦИЙ – ФИНАНСОВЫЕ ИННОВАЦИИ 2.1 Сущность и содержание финансовых инноваций 2.2 Финансовые инновации как рыночный товар 2.3 Характеристика некоторых видов финансовых инноваций ГЛАВА 3. ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА 3.1 Содержание и направление инновационной политики государства 3.2 Методы реализации инновационной политики государства 3.3 Условия реализации инновационной политики государства 3.4 Инновационная политика хозяйствующего субъекта 3.5 Методы выбора инновационной политики хозяйствующего субъекта

2 3.6 Инновационный рынок 3.7 Инновационный риск ГЛАВА 4. ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ 4.1 Сущность и содержание эпистемологии как теории познания прогнозирования инноваций 4.2 Мотивация инноваций 4.3 Жизненный цикл инновации 4.4 Методы прогнозирования инноваций Глава 5. Инновационный процесс 5.1 Содержание и структура инновационного процесса 5.2 Инициация – начальный этап инновационного процесса 5.3 Методы поиска идеи инновации 5.4 Продвижение и диффузия – конечный этап инновационного процесса 5.5 Экономическая эффективность инноваций Глава 6. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ 6.1 Сущность и содержание инновационного менеджмента 6.2 Организация инновационного менеджмента

3 ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ИННОВАТИКИ Таблица 1 - Краткое содержание технологических укладов отечественной экономики Порядковый номер технологического уклада 345 Период доминирования гг гг гг. Ключевой фактор технологического уклада Основные компоненты доминирования технологического уклада Формирующийся новый уклад Преимущества данного технологического уклада Электродвигатель, сталь Электротехническое и тяжелое машиностроение, производство стали, ЛЭП, неорганическая химия Автомобилестроение, органическая химия, цветная металлургия Повышение гибкости производства на основе электродвигателя, стандартизация производства Двигатель внутреннего сгорания Авто- и тракторостроение, цветная металлургия, синтетика, органическая химия Радары, строительство трубопроводов, авиапромышленность, космотехника Массовое и серийное производство Микроэлектронные элементы Электронная промышленность, вычислительная техника, программное обеспечение, роботостроение Биотехнология, тонкая химия, термоядерный синтез Индивидуализация производства и потребления, повышение гибкости производства, новые формы собственности

4 Фаза исследований и разработок по созданию нововведения- продукта Фаза технологического освоения масштабного выпуска новой продукции Фаза стабилизации объемов производства промышленной продукции Фаза снижения объемов производства и продаж инновационный процесс жизненный цикл продукции Рисунок 1 – Схема жизненного цикла продукции (1) где А – результат функционирования целостной системы; а – результат функционирования i-го компонента; I – число компонентов целост­ной системы. Под инновацией (англ. innovation – нововведение, новшество, новаторство) мы понимаем «инвестицию в новацию». Новация (лат. novation – изменение, обновление) представляет собой какое–то новшество, которого не было раньше. В соответствии с гражданским правом новация означает соглашение сторон о замене одного заключенного ими обязательства другим, т.е. этот результат есть новация.

5 Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства, труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методы планирования, приемы анализа и т. п. Инновацию можно назвать также инновационным продуктом. С понятием «инновация» тесно связаны понятия «изобретение» и «открытие». Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструменты, другие приспособления, созданные человеком. Открытие есть процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы. Открытие отличается от инновации по следующим признакам: 1. Открытие, а также изобретение, делаются, как правило, на фундаментальном уровне, а инновация производится на уровне технологического (прикладного) порядка. 2. Открытие может быть сделано изобретателем–одиночкой, а инновация разрабатывается коллективами (лабораториями, отделами, институтами) и воплощается в форме инновационного проекта. 3. Открытие не преследует целью получить выгоду. Инновация же всегда ставит своей целью получить больший приток денег, большую сумму прибыли, повысить производительность труда и снизить себестоимость производства за счет применения какого–то нововведения в технике и технологии, а также получить любую другую осязаемую выгоду.

6 4. Открытие может произойти случайно, а инновация всегда является результатом поиска. Ее случайно не производят. Она требует определенной четкой цели выпуска и технико–экономического обоснования. Термин «инновация» как новая экономическая категория ввел в научный оборот австрийский (позже американский) ученый Йозеф Алоиз Шумпетер (J. A. Schumpeter, 1883–1950) в первом десятилетии XX в. В своей работе «Теория экономического развития» (1911) Й. Шумпетер впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии (т.е. вопросы инновации) и дал полное описание инновационного процесса. 1. «Инновация (нововведение)» – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. 2. «Инновационная деятельность» – процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно– технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки. Рассматривая данное определение инновационной деятельности следует указать на отсутствие в нем понятия разработки инновации.

7 Инновационная деятельность означает весь без исключения инновационный процесс, начиная появлением идеи и заканчивая диффузией продукта. Более точное определение инновационной деятельности следующее. Инновационная деятельность – это процесс, направленный на разработку инноваций, реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно–технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки. 3. «Государственная инновационная политика» – определение органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов. 4. «Инновационный потенциал (государства, отрасли, организации)» – совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно–технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности. 5. «Инновационная сфера» – область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций. 6. «Инновационная инфраструктура» – организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности (инновационно–технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно–деловые центры и другие специализированные организации).

8 «Инновационная программа (федеральная, межгосударственная, отраслевая)» – комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологии). Таблица 2 - Классификация инноваций по П.Н. Завлину и А.В. Васильеву Классификационный признакКлассификационные группировки инноваций 1. Область применения 2. Этапы НТП, результатом которых стала инновация 3. Степень интенсивности 4. Темпы осуществления инноваций 5. Масштабы инноваций 6. Результативность 7. Эффективность инноваций Управленческие, организационные, социальные, промышленные и др. Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные «Бум», равномерная, слабая, массовая Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие Высокая, низкая, средняя Экономическая, социальная, экологическая, интегральная

9 Таблица 3 - Классификация инноваций по В.В. Горшкову и Е.А. Кретовой Классификационный признак Вид инновацийСодержание инноваций 1. Структурная характеристика инновации 2. Целевые изменения 1.1 Инновация на «входе» в предприятие 1.2 Инновации на «выходе» из предприятия 1.3 Инновации структуры предприятия как системы, то есть её отдельных элементов и их взаимных связей 2.1 Технологические 2.2 Производственные 2.3 Экономические 2.4 Торговые 2.5 Социальные 2.6 Инновации в области управления 1.1 Целевое качественное или количественное изменение в выборе и использовании материалов, сырья, оборудования, информации, работников и других ресурсов 1.2 Целевые качественные или количественные изменения 1.3 Целевые изменения производственных, обслуживающих и вспомогательных связей по качеству, количеству, организации и способу обеспечения 2.1 Создание и освоение новой продукции, технологии, материалов, модернизация оборудования, реконструкция производственных зданий и их оснащения, реализация мероприятий по охране окружающей среды 2.2 Расширение производственных мощностей, диверсификация производственной деятельности, изменение структуры производства и соотношение мощностей отдельных производственных единиц 2.3 Изменение методов и способов планирования всех видов производственно- хозяйственной деятельности, снижение производственных затрат и улучшение конечных результатов, рост экономического стимулирования и материальной заинтересованности трудящихся, рационализация системы калькуляции внутрипроизводственных затрат 2.4 Использование методов ценовой политики во взаимоотношениях с поставщиками и заказчиками, предложение новой продукции и услуг, предоставление или изыскание финансовых ресурсов в форме кредитов, займов, применение новых методов распределения прибыли и других накопленных ресурсов и т.п. 2.5 Улучшение условий и характера труда, социального обеспечения, предоставляемых услуг, психологического климата и характера взаимоотношений на предприятии или между его отдельными организационными подразделениями 2.6 Улучшение организационной структуры, стиля и методов принятия решений, использование новых средств обработки информации и документации, рационализации канцелярской работы и т.д.

10 Таблица 4 - Классификация инноваций по Э.А. Уткину, Г.И. Морозовой, Н.И. Морозовой Классификацион- ный признак Вид инновацийСодержание инноваций 1 Причина возникновения 1.1 Реактивные 1.2 Стратегические 1.1 Обеспечивают выживание фирмы или банка, как реакция на новые преобразования, осуществляемые конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке 1.2 Внедрение их носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ в перспективе 2 Предмет и сфера приложения 2.1 Продуктовые 2.2 Рыночные 2.3 Инновации – процессы 2.1 Новые продукты и услуги 2.2 Открытие новых сфер применения продукта, а также позволяющих реализовать услугу на новых рынках 2.3 Технология, организация производства и управленческие процессы 3 Характер удовлетворяемых потребностей 3.1 Ориентирование на существующие потребности 3.2 Ориентирование на формирование новых потребностей 3.1 Действующие сегодня потребности, которые не удовлетворены полностью или частично 3.2 Потребности на перспективу, которые могут появиться под влиянием факторов, изменяющих вкусы и интересы людей, их запросы и т. п.

11 ИННОВАЦИЯ Структурный признак классификации Целевой признак квалифи- кации кризисная инновация инновация развития Внешний признак квалификации Продукт - новый товар; - новая услуга Операция, оформленная в виде инструкций, правил, положений и т.п. - новая технология; - финансовая операция; - мэрджер; - действия по захвату рынка и др. Производственно -торговая инновация новый товар новая технология новые методы торговли и обслуживания новая организация производственно -торгового процесса новая структура производства Социально- экономическая инновация новая организация труда инновация по увеличению объема выручки инновация по снижению себестоимости производства и издержек обращения и др. Управлен- ческая инновация новая структура аппарата управления новые методы принятия управленческий решений новые формы контроля и др. Финансовая инновация новый финансовый продукт новая финансовая операция и др. Рисунок 2 – Классификация инноваций

12 ГЛАВА 2. ОСОБЫЙ КЛАСС ИННОВАЦИЙ – ФИНАНСОВЫЕ ИННОВАЦИИ Финансовая инновация – это реализованный в форме нового финансового продукта или операции конечный результат инновационной деятельности в финансовой сфере. Содержание финансовой инновации составляют новые финансовые продукты и новые финансовые операции. Финансовый продукт представляет собой материальную часть оформленной услуги финансового института. Финансовый продукт имеет вид вещи (т.е. осязаемую форму), предназначенную для продажи на финансовом рынке. К финансовому продукту относятся ценные фондовые бумаги, монеты из драгоценных металлов, пластиковая расчетная или кредитная карта, договор банковского счета, пенсионный полис, объект недвижимости и т. п. Финансовая операция (лат. operatiо – действие) означает процедуру действий, направленную на решение определенной задачи по управлению финансами. К финансовым операциям относятся формы контроля и учета движения денежных средств и ценных бумаг (заменители денег), методы планирования финансовых показателей, методология составления финансовых планов разных видов (баланс доходов и расходов, план денежных потоков, бюджетирование, оперативные финансовые планы и др.), приемы финансового анализа, формы организации финансовой работы в хозяйствующем субъекте, интерактивное и другое аналогичное инвестирование капитала, мэрджер и другие действия, связанные с попыткой захвата хозяйствующего субъекта (например, действия «инвесторов-стервятников»), действия по захвату новых финансовых рынков.

13 Финансовая инновация есть функция времени. И = f (t),(2) где И – финансовая инновация; t – время, т.е. продолжительность жизненного цикла финансовой инновации; f – знак функции. Заёмщик АБАНКЗаёмщик Б Заёмщик В – облигация в долларах с фиксированной ставкой; 2 – облигация в марках с фиксированной ставкой; 3 – облигация в долларах с плавающей ставкой. Рисунок 3 – Валютно – процентный своп (трёхсторонняя сделка)

14 где n – процентная ставка (норма дисконта), в долях единицы; t – число лет; k t – размер капитала к концу t-года; k – первоначальный капитал. Имеем: долей единицы, что равно 0,118 х 100 = 11,8 % годовых. (3) БАНК 35 Кредитор (покупатель облигаций) Заемщик А (эмитент облигации) 12 Заемщик Б (второй участок сделки) 3 4 где 1 – цена покупки облигации при ее эмиссии (8 тыс. долл. США); 2 – номинал облигации (10 тыс. долл. США); 3 – сумма фиксированной ставки (11,8 %) со стоимости облигации (8 тыс. долл. США); 4 – сумма ставки ЛИБОР с суммы 8 тыс. долл. США; 5 – сумма поступления денег в срок погашения облигации (10-8 = 2 тыс. долл. США). Рисунок 4 – Своп с нулевым купоном

15 ИнвесторБАНКФьючерс движение фиксированной процентной ставки; 2 - движение плавающей процентной ставки. Рисунок 5 – Складирование свопов время (дни) 0 А Б Открытая позиция по процентам Фиксирование инвестиции Инвестиция 0 - настоящее время (то есть сегодня), А - начало выполнения условий ФРА, Б - окончание выполнения условий ФРА (А - Б) - срок действия договора ФРА Рисунок 6 – Схема действия договора ФРА

16 Размер ставки «форвард–форвард» определяется по формуле: где Ф – ставка «форвард–форвард»; Т – продолжительность форвардного контракта, дни; п – процентная ставка по форвардному контракту, % t – продолжительность действия договора ФРА, дни; а – процентная ставка по договору ФРА, %. Сумма выплаты компенсации определяется по формуле: где В – сумма выплат компенсации, величина; п – зафиксированная (опубликованная, согласованная) процент­ная ставка, %; а – процентная ставка по договору ФРА, %; t – продолжительность действия договора ФРА, дни; k – сумма инвестиций, валюта; Т – продолжительность финансового года (360 дней, для анг­лийских фунтов стерлингов – 365 дней). Дельта определяется по формуле: где – дельта; П – изменение темпов роста премии опциона, %; К– изменение темпов роста курса валюты, %.

17 БУСТ (Banking On Overall Stability) означает начисление постоянной денежной суммы ежедневно, пока курс валюты будет находиться в определенных специальным соглашением (договором) гра­ницах. Например, БУСТ – швейцарские франки/немецкие марки. Если курс швейцарского франка к немецкой марке в течение трех месяцев будет находиться в пределах 1,20-1,30, то на счет инвестора, имеющего БУСТ, станет ежедневно начисляться один швейцарский франк на сто немецких марок. В случае же, если хоть раз курс пересечет верхнюю или нижнюю границу, установленную для него договором, то до конца срока БУСТ инвестор не получит ничего, даже если через какое-то время курс снова вернется в прежние рамки. Здесь главным является время, а не курс валюты. Кап (англ. cap – кепка, шапка) означает договор между банком (продавцом кап) и клиентом (покупателем кап, т.е. заемщиком или должником), условием которого является ограничение рыночной процентной ставки определенным значением, при увеличении которого продавец обязан компенсировать владельцу кап фактическую разницу между актуальными и договорными значениями процентной ставки. Флор (англ. floor – нос) – договор, противоположный кап, по которому продавец компенсирует уменьшение процентной ставки по сравнению с оговоренной. Покупателем в этом случае является кредитор. Коллар (англ. collar – воротник, ошейник) представляет собой операцию по совмещению в себе кап и флор. При покупке коллара процентная ставка ограничивается как сверху, так и снизу. Коллар является инструментом заемщика и позволяет снизить расходы на «чистый» кап, так как чистые затраты при покупке коллара состав­ляют разницу стоимости кап и флор.

20 ГЛАВА 3. ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА Инновационная политика государства представляет собой совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на производство с целью выпуска новых видов продукции и технологии, а также расширение на этой основе рынков сбыта отечественных товаров. Инновационная политика затрагивает временной и пространственный аспекты. Временной аспект определяет действие государства по инновационной деятельности на текущий момент времени и на длительную перспективу. Поэтому инновационная политика включает в себя текущую политику и долговременную политику. Текущая политика заключается в оперативном регулировании инновационной деятельности. Долговременная инновационная политика направлена прежде всего на решение важных отраслевых задач, требующих больших затрат времени, рабочей силы и капитала. Она охватывает достаточно продолжительный период времени. К долговременной инновационной политике относится, например, «Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998 – 2000 гг.», одобренная Постановлением правительства РФ от 24 июля 1998 г Пространственный аспект инновационной политики определяет действия государства по основным направлениям влияния на экономику страны.

21 На гг. были установлены следующие направления инновационной Политики государства: 1. Разработка и усовершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизма ее стимулирования, системы институционных преобразований, защиты интеллектуальной собственности и в инновационной сфере и введение ее в хозяйственный оборот. 2. Создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции. В процессе активизации инновационной деятельности необходимо участие не только органов государственного управления, коммерческих структур, финансовых учреждений, но и общественных органи­заций как на федеральном, так и региональном уровнях. 3. Развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров. Практика показывает, что основой для отставания является не низкий потенциал отечественных исследований и разработок, а слабая инфраструктура инновационной деятельности, отсутствие мотиваций товаропроизводителей к реализации новшества как способа конкурентной борьбы. Это приводит к невостребованности потенциала отечественной прикладной науки и техники.

22 4. Развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологических организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности. 5. Совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстроокупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций. 6. Реализация критических технологий, приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов. Ключевой задачей формирования и реализации инновационной политики является выбор относительно небольшого числа важнейших базовых технологий, оказывающих решающее влияние на повышение производства и конкурентоспособности продукции в отраслях экономики и обеспечивающих переход к новому технологическому укладу. 7. Использование технологий двойного назначения. Такие технологии будут применяться как для производства вооружений и военной техники, так и для продукции гражданского назначения.

23 Реализация основных этапов инновационной деятельности, начиная от превращения научно-технических разработок в инновационный продукт, привлекательный для инвестора, производителя и покупателя, до налаживания производства, требует расширения сети технопарков, инкубаторов (бизнес-инкубаторов, технологических инкубаторов) инновационно-технических центров в тех регионах России, где сосредоточена инфраструктура, обеспечивающая активизацию инновационного процесса. Инкубатор (от лат. Incubare – высиживать птенцов) – структурное подразделение предприятия (отдел, лаборатория), занимающееся разработкой новых форм бизнеса (предпринимательства) или новых видов технологий. Технопарк или технологический парк – это группа предприятий, объединенных организационно и территориально и занимающихся разработкой передовых технологий. Реализация инновационной политики государства невозможна без анализа существующего законодательства в этой области, обоснования нормативов, работающих на эту сферу деятельности, принятия мер к отмене правовых актов, препятствующих развитию инновационной деятельности. Инновационная политика хозяйствующего субъекта представляет собой совокупность направлений и методов воздействия хозяйствующего механизма на производство новых видов продукта и технологий. Конечной целью инновационной политики хозяйствующего субъекта является разработка инновационного проекта.

24 Инновационный проект – это обоснование экономической целесообразности объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно- сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций в новацию (инновационный бизнес-план). При разработке инновационной политики хозяйствующего субъекта целесообразно предусмотреть: * соответствие мероприятий данной политики законодательным и иным нормативно-правовым вопросам регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации; * достижение экономического, научно-технического, экологического и социального эффекта рассматриваемых инвестиций в новации; * получение хозяйствующим субъектом прибыли на инвестируемый капитал; * эффективное распоряжение средствами на осуществление бесприбыльных инновационных проектов; * использование хозяйствующим субъектом государственной поддержки в целях повышения эффективности инвестиций в новации; * привлечение субсидий, грантов, льготных кредитов международных и иностранных организаций, банков, фондов.

25 При определении инновационной политики хозяйствующего субъекта учитываются: * состояние рынка, в том числе финансового рынка в целом и по звеньям; * место данного хозяйствующего субъекта на рынке, объем реализации его товаров (работ, услуг), их качество, цена, действие конкурентов; * экономическое положение хозяйствующего субъекта и его финансовое состояние; * сочетание собственных и чужих ресурсов хозяйствующего субъекта. К чужим ресурсам относятся: привлеченные средства (кредиторская задолженность, полученные авансы), заемный капитал (кредит, займы), арендованные основные средства, имущество, полученное по договору лизинга; * льготы, получаемые хозяйствующим субъектом от государства; * условия страхования и получения гарантий от некоммерческих рисков. Любая инновация связана с будущим временем. Любой инновационный проект означает изобретение будущего. Политика изобретения будущего включает в себя три основных момента: 1 Выбор направления политики. 2 Стратегическое планирование. 3 Оперативное планирование. Оперативное планирование инновации – это планирование последовательности отдельных мероприятий, необходимых для реализации какой-либо определенной стратегии инновации. Оно означает, что инновационный проект разбивается на отдельные этапы, в составе которых выделяют отдельные самостоятельные мероприятия.

26 Задачей планирования этих этапов и мероприятий инновационного проекта является определение сроков начала и окончания работ, количество исполнителей, закрепление исполнителей работ по контрактным рабочим местам (т.е. по конкретному заданию), определение необходимых ресурсов (финансовых, материальных, информационных и т. п.) и их объема и т. п. Выбор направления инновационной политики – это формирование совокупности альтернативных целей или функциональных нормативных задач, которые необходимо реализовать в будущем. Самому выбору предшествует анализ альтернативных вариантов будущей обстановки, или сценариев. Результаты этого анализа и являются основой выбора. Выбор направления – это непрерывный процесс сравнения и отбора при наличии обратной связи. На этапе выбора направления инновационной политики основным элементом является формирование целей. Этап анализа становится постепенно все более обособленным, а сам анализ проводится все более систематически. Главным методом принятия решения все еще остается интуитивное суждение, основанное на опыте. Также существуют более точные методы прогноза и отбора функциональных целей, т.е. выбора направления инновационной политики, которые будут рассмотрены нами ниже. Стратегическое планирование инноваций представляет собой нормирование ряда альтернативных путей и средств достижения набора избранных целей с применением процедур систематического равнения и оценки.

27 Целью данного планирования является выработка стратегии инновации. Стратегия инновации показывает общее направление поиска и развития нововведений, а также способы использования средств для достижения выбранной цели инновации, поиска эффективной идеи инновационных изменений и технико- экономическое обоснование инновации. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия разработчика инновации на вариантах решения, которые не противоречат принятой стратегии, и отбросить в сторону все другие варианты. Стратегическое планирование направлено прежде всего на выработку целевых программ, для реализации которых требуются время и большие капиталовложения. Результатом стратегического планирования является инновационный проект, создание которого невозможно без проведения маркетинговых исследований рынка. Процесс стратегического планирования состоит из двух этапов: 1) определение какого-то множества альтернативных подходов или путей решения какой-либо функциональной задачи; 2) выбор одного из них.

28

25

Методы выявления и активизации креативных способностей персональныеперсональныеперсональныеперсональные коллективныеколлективныеколлективныеколлективные Анализ личных данных и документов Анализ и выводы Тестирование и анкетирование Поручение проверочных заданий Формирование системы мотивации Формирование креативной среды Предоставление возможности самопроявления Обучение Предоставление примеров 10

Модель достижения целей жизни в мотивационном механизме работник фирма результат труда оплата труда Поддержание базового уровня потребностей существования Ориентация на достижение целей жизни Вариант А + результат труда помощь в достижении целей жизни Затраты индивидуума для достижения целей жизни Времени: tФинансов: zРезультат: p Затраты индивидуума при помощи фирмы в достижении целей жизни Времени: t- tФинансов: z- z Результат: p+ p 19

Модель достижения целей жизни в мотивационном механизме работникфирма результат труда оплата труда Поддержание базового уровня потребностей существования Ориентация на достижение целей жизни Вариант В + результат труда барьер апатичности помощь в преодолении 20