Рабочая программа городского семинара «Технология освоения учебника нового поколения как направление инновационной деятельности учителя» Для учителей русского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 5» Обучающий семинар по теме: «Проблемы ФГОС и пути их разрешения. Преемственность от ФГОС НОО к ФГОС ООО»
Advertisements

Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Учебник нового поколения как арсенал инновационной творческой деятельности учителя Чигвинцева О.Н., методист МОУ МЦО, учитель русского языка и литературы.
Сравнительный анализ программ по русскому языку 4-5 классов. Учитель начальных классов ДМФМШ 17 Билан З.М.
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
ТРАДИЦИОННАЯ ПРОГРАММА (под ред. А.Плешакова) «ШКОЛА РОССИИ»
Львова С.И., Львов В.В.. Львов Валентин Витальевич Львов Валентин Витальевич Кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник, лаборатории.
Цыбулько Ирина Петровна - председатель ФПК по русскому языку; ведущий научный сотрудник ФИПИ, ведущий научный сотрудник лаборатории обучения русскому (родному)языку,
Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся Учитель русского языка и литературы: Аксенова.
Методы (теория) 1. Метод эвристических вопросов (когнитивный – особенность в том, что применение метода приводит к созданию образовательной продукции,
Муниципальное образовательное учреждение «Вожбальская общеобразовательная школа» Формирование и развитие коммуникативной компетенции на уроках русского.
Нестерова Ирина Петровна учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 183 имени Р. Алексеева.
Реализация системно- деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы.
формирование компетенций языковой лингвистической коммуникативной культурологической компетентность коммуникативная компетенция это способность и реальная.
Апрель 2011 год ГОУ СОШ 183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга Скрыльникова Е.С., зам. директора по УВР.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ИКТ. Основные цели применения ИКТ на уроках английского языка: – повышение мотивации к изучению языка; – совершенствование.
Требования к выбору учебников и учебных пособий. Т.А. Кузнецова, учитель-методист, Заслуженный Учитель России.
Современные цели обучения иностранным языкам в начальной школе и их реализация в УМК по английскому языку Данилина Анжела Викторовна, Учитель английского.
Дидактическое и методическое обеспечение образования. Образовательная область «Филология» Кафедра языкового и литературного образования ГБОУ ДПО ЧИППКРО.
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ: «РУССКИЙ ЯЗЫК», «ЛИТЕРАТУРА» Новые образовательные стандарты второго поколения.
Транксрипт:

Рабочая программа городского семинара «Технология освоения учебника нового поколения как направление инновационной деятельности учителя» Для учителей русского языка 5-9 классов. Чигвинцева О.Н., методист МОУ МЦО, учитель русского языка и литературы МБОУ лицея 20 г. Ростова-на-Дону

Семинар предназначен помочь учителю творчески осмыслить опыт преподавания русского языка по методической системе, заложенной в учебнике; усвоить алгоритм освоения методического аппарата учебника Львовой С.И., Львова В.В., выявить его особенности по формированию речемыслительной деятельности учащихся; отбирать и систематизировать дополнительный материал к учебнику, направленный на развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; эффективно организовать процесс обучения и систему контроля, выявить позитивный опыт внедрения учебника нового поколения в МОУ г. Ростова-на-Дону.

Курс рассчитан на 36 часов (6 часов в месяц). Проводится в течение учебного года с октября по май 3 вторник каждого месяца, включает лекции и практические занятия, предполагает защиту проекта слушателями. На практических занятиях слушатели демонстрируют собственный опыт в овладении методическим аппаратом учебника, представляют проекты, презентации, а также участвуют в групповой работе по разработке уроков для 5-7 классов, тематика и направление которых должны обеспечить освоение приёмов работы с УМК С.И. Львовой, способствовать формированию навыков в разработке практических материалов к уроку, а также самих этапов урока, раскрыть творческий потенциал учителя.

Слушатели семинара должны знать: специфику программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, принципы составления рабочей программы учителя, особенность УМК С.И. Львовой, В.В. Львова, принципы отбора и систематизации материала к урокам изучения лингвистических тем, структуру уроков по культуре речи. А также освоить основные приёмы работы с учебником, научиться планировать контроль знаний и умений учащихся. Участие в практикумах поможет сформировать навыки в использовании основных приёмов работы с новыми типами упражнений по УМК С.И. Львовой, В.В.Львова: устное высказывание, орфографический минимум, диктант по памяти, сочинение-миниатюра, на уроках математики, истории, иностранного языка, изложение- миниатюра.

Основное содержание курса 1.Специфика программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой. 2.Изучение программного материала по классам (5-7). 3.Новые подходы к преподаванию русского языка, заложенные в учебнике нового поколения УМК С.И. Львовой, В.В. Львова. 4.Принципы составления рабочей программы. 5. Методический аппарат учебника, основные направления и приёмы работы. Предъявление теоретического материала, Приёмы работы с упражнением «Орфографический минимум». Сочетание традиционных и нетрадиционных видов работы по развитию речи Обучение видам речевой деятельности с использованием живописи. Формирование коммуникативных умений учащихся. Организация разнообразных форм работы на говорение. 6.Организации контроля знаний и умений обучающихся на уроках русского языка. 7.УМК С.И. Львовой, В.В. Львова как организатор творческой деятельности учителя и обучающегося.

Темы для контроля знаний, умений и навыков участников семинара Роль работы со справочными материалами учебника в формировании речемыслительной деятельности обучающихся в 5 классе. Роль работы со справочными материалами учебника в формировании речемыслительной деятельности обучающихся в 6 классе. Роль дидактического материала учебника С.И. Львовой, В.В. Львова в формировании общеучебных умений обучающихся в 5 классе. Роль дидактического материала учебника С.И. Львовой, В.В. Львова в формировании общеучебных умений обучающихся в 6 классе. Система мониторинга: традиционные, нетрадиционные, комплексные формы контроля. Учебник нового поколения как руководитель познавательной деятельностью учащихся. Дифференцированное предъявление материала, использование заданий различной степени сложности в учебнике С.И. Львовой, В.В. Львова. Расширение культурологического кругозора, формирование эстетического вкуса обучающихся средствами самого языка и широким использованием в учебнике произведений русской живописи и графики, фотографий, фотоколлажей и рисунков. Использование этимологического комментария и семантического анализа при формировании навыков правописания, развитие способности учащихся оценивать свои успехи в овладении учебной программой. Учебник как организатор выбора педагогических технологий, формирующих познавательную, информационно-коммуникативную, рефлексивную деятельность. Урок как форма организации учебной деятельности. Проект урока (по картине, освоение теоретического материала, работа с орфографическим минимумом).

Занятие 1. Специфика программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой. Соответствие новому образовательному стандарту по русскому языку. Новые подходы к преподаванию русского языка – «достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления его закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развитие абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности».

Развивающий характер обучения Взаимосвязанное формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций. Триединый подход к языковому явлению: анализ значения, формы и функции. Каждое изучаемое явление рассматривается не изолированно, а во всём многообразии его связей с другими языковыми явлениями – комплексный анализ.

Инновационные особенности курса: целенаправленное развитие врожденного чувства языка и речемыслительных способностей учащихся; ярко выраженная семантическая направленность грамматико-орфографического материала; усиленное внимание к употреблению в речи изучаемых явлений языка; дифференцированное предъявление материала, использование заданий различной степени сложности; реализация межпредметных связей в обучении и направленность на формирование общеучебных умений и навыков; развитие творческих способностей учащихся, расширение культурологического кругозора, формирование эстетического вкуса учащихся средствами самого языка и широким использованием в учебнике произведений русской живописи и графики, фотографий, фотоколлажей и рисунков; формирование навыков самостоятельной работы учащихся с использованием разнообразной учебной литературы (словарей, справочников, самоучителей, пособий для подготовки к экзаменам, мультимедийных средств и т. п.).

Деятельностно-системный подход в обучении Предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся, формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников Содержание курса делится на 2 взаимосвязанных блока «Основные сведения о языке и речи» и «Употребление языковых единиц в речи, применение полученных знаний и умений в учебной и практической деятельности; совершенствование видов речевой деятельности» - что есть что, что называется чем, что употребляется где, как, зачем.

Овладение всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи Умение слушать - осознанно воспринимать и понимать звучащую речь Умение читать – осознанно воспринимать и понимать печатное слово Умения говорить и писать – грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения

Текст – центральная единица обучения Текст – объект анализа Текст – результат речевой деятельности Каждый урок русского языка –урок развития речи Развитие языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей (в частности лингвистических текстов), аудирования, письма и говорения на разнообразные темы

Совершенствование навыков при работе с текстом Информационно-коммуникативные обеспечивают целенаправленный поиск информации в различных источниках; умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач; умения развёрнуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст

Коммуникативная направленность курса русского языка Подразумевает глубокое внимание к проблеме формирования навыков выразительной речи; интерес к изучению русского языка, знакомство с его изобразительными возможностями многоаспектную работу с литературными текстами

Программа С.И. Львовой обеспечивает Внимание к вопросам истории русского языка, целенаправленное обращение к этимологии. Систематическое обращение к учебным лингвистическим словарям укрепляет различные языковые и речевые умения и важнейшие навыки работы со справочной литературой, способность извлекать нужную информацию Реализует идею дифференцированного подхода к обучению. Культуроведческий аспект в обучении Принцип преемственности между основными ступенями обучения