Федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования: основные положения С.А. Ефимова, к.п.н., директор ЦПО Самарской области.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Введение нового поколения ФГОС НПО и СПО Зачесова Елена Васильевна.
Advertisements

Особенности ФГОС. Новая структура ФГОС: 2 Требования к структуре ОПОП Требования к условиям реализации ОПОП Требования к результатам освоения ОПОП.
Подготовка образовательных учреждений профессионального образования к внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПЕРЕХОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Разработка и экспертиза основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО БЛИНОВ Владимир Игоревич
Факторович А.А., кандидат педагогических наук, Федеральный институт развития образования Федеральные государственные образовательные стандарты как основание.
«Внедрение ФГОС профессионального образования третьего поколения» доктор педагогических наук, профессор Блинов Владимир Игоревич Федеральный.
Шевченко Н.П., Зам. директора по НМР ГБОУ СПО РО «Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления» О размещении информации об образовательной.
Практико-ориентированное обучение в условиях реализации ФГОС профессионального образования нового поколения круглый стол 28 марта 2012 года.
Проблемы и перспективы введения ФГОС нового поколения О.Ф.Батрова, Е.В.Зачесова Центр профессионального образования.
Концептуальные подходы к стандартизации в профессиональном образовании к созданию практико ориентированных модульных программ высшего образования ФЕДЕРАЛЬНЫЙ.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО НОВЫМ ФГОС.
«Разработка ФГОС СПО и НПО третьего поколения» Федеральный институт развития образования Центр профессионального образования доктор педагогических наук,
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
Лазарева Нина Филипповна, директор ОГОУ ДО «УМЦ ДПО» ОГОУ ДО «Учебно-методический центр дополнительного профессионального образования»
1 О задачах региональных органов управления образованием по внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения.
Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования нового поколения Лещева Надежда Николаевна, заместитель директора ОГОУ.
Краевое государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Краевой колледж предпринимательства» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ.
Нормативно-методическая база введения ФГОС СПО/НПО.
Вариативная составляющая основных профессиональных образовательных программ НПО/СПО в Самарской области Светлана Ефимова, директор ЦПО Самарской области,
Транксрипт:

Федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования: основные положения С.А. Ефимова, к.п.н., директор ЦПО Самарской области

Новые образовательные стандарты НПО и СПО Основные направления развития образования в России до 2010 года – одобрены на заседании Правительства РФ 9 декабря 2004 г. (протокол 47, раздел 1) Комплекс межведомственных мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования на период до 2010 года – утвержден Председателем Правительства РФ 22 июня 2006 г. Закон о новой структуре и содержании образовательного стандарта – декабрь 2007 г.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 309-ФЗ от 1 декабря 2007г. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 309-ФЗ от 1 декабря 2007г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры ГОС» Статья Федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС) В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию государственные образовательные стандарты федеральные государственные образовательные стандарты

ФГОС нового поколения Требования работодателя Требования государства Потребности и возможности личности Компетенции по видам проф. деятельности Уровень квалификации по образованию Возможность построения ИОТ (20-30 % вариативная составляющая) Задача: обеспечить соответствие качества подготовки требованиям рынка труда

Результат = набор компетенций = готовность выполнять основные виды ПД К минимумуРЕЗУЛЬТАТА От минимумаСОДЕРЖАНИЯ Содержание изменчиво От II к III поколению ГОС СПО ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДМЕТА СТАНДАРТИЗАЦИИ Содержание одно - результат разный Компетенция характеризуется готовностью применять умения и знания, а также опытом деятельности

Логика разработки минимума результата Область профессиональной деятельности ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВПД1 ВПД2… ВПДn ПК 1.1. Компетенция – способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области ПК 1.N ПК 1.2. ПК 2.1. ПК 2.2. ПК 2.N.

II поколение III поколение Федеральный компонент Региональный компонент / Компонент ОУ Инвариантная часть (50-70%) Вариативная часть (30-50%) Минимальный набор дидактических единиц (редуцированная программа) Требования к результатам образования; к структуре ОПОП; к условиям реализации ОПОП ГОС ПО Основная профессиональная образовательная программа Примерные программы дисциплин ФГОС ПО Основная профессиональная образовательная программа ОУ Примерная основная профессиональная образовательная программа

ФГОСФГОС требования к результатам освоения ОПОП требования к структуре ОПОП требования к условиям реализации ОПОП ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 309-ФЗ от 1 декабря 2007г.

Основа образовательного стандарта (1) Требования к результатам освоения ОПОП: Общие компетенции как результат освоения ОПОП Профессиональные компетенции как результат освоения основных видов профессиональной деятельности

Результаты образования Общие требования уровня квалификации Требования специальности Общие компетенции Профессиональные компетенции (по видам профессиональной деятельности / профессиональным функциям) Компетенции сфокусированы на способности выполнять работу и ее результатах Применение умений Применение знаний Общие требования (отраслевые) ++ +

Основа образовательного стандарта (2) Требования к структуре ОПОП: Дисциплинарный подход при освоении умений, знаний ОП цикла. ОП - Безопасность жизнедеятельности – инвариантная дисциплина Модульный подход при освоении профессиональных компетенций по видам профессиональной деятельности

Профессиональная деятельность ВИД ПД 1: ПК1+ПК2+…+ПКn III поколение ПРОФ. МОДУЛЬ 1: междисциплинарный курс 1 ОПЦ=дисциплины УЧЕБНАЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА (ЦЕЛОСТНАЯ ПД) Профессиональное образование ПРОФ. МОДУЛЬ 2: междисциплинарный курс 2 ПРОФ. МОДУЛЬ 3: междисциплинарный курс 2 ПРОФ. МОДУЛЬ n: междисциплинарный курс n ВИД ПД 2: ПК1+ПК2+…+ПКn ВИД ПД 3: ПК1+ПК2+…+ПКn ВИД ПД n: ПК1+ПК2+…+ПКn

Основа образовательного стандарта (3) Требования к условиям реализации ОПОП: Новые методы практико-ориентированного обучения (метод проектов, деловые игры и тренинги, имитационные занятия, в т.ч. с представителями сферы труда) Оценка качества подготовки: оценка уровня освоения дисциплин оценка компетенций обучающихся Условие допуска к государственной (итоговой) аттестации - подготовка и защите выпускной квалификационной работе – наличие документов, подтверждающих готовность по каждому из видов деятельности Изменение роли преподавателя Право обучающихся при формировании своей ИОТ, на перезачет соответствующих профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения, который освобождает его от необходимости их повторного освоения

Модель модульно-компетентностного обучения МОПМОП Область профессиональной деятельности Виды профессиональной деятельности 1 Виды профессиональной деятельности 2 Вид профессиональной деятельности N Профессиональный модуль 1 Профессиональный модуль N ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 1.3. ПК 2.1. ПК Спецификация ОК 2ОК N 2. Учебные материалы 3. Оценочные материалы Це ли обу чен ия Уче бн ый про цес с внешняя внутренняя Сертификация профессиональных квалификаций ОК 1 О це нк а Профессиональный модуль 2

Разработка ФГОС Экспертиза ФГОС Оценка соответствия результатов образования требованиям профессиональной деятельности Оценка преемственности НПО-СПО-ВПО Оценка возможности достижения заявленных результатов ПО в рамках разработанных требований к ОПОП и условиям ее реализации Представители работодателей: определение - основных видов деятельности, - компетенций, - содержания квалификационных экзаменов Научно-педагогическое сообщество определение - требований к структуре ОПОП, - требований к условиям реализации ОПОП

Нормативные документы (примерная тематика): -по введению в действие ФГОС; -об итоговой государственной аттестации; -о присвоении квалификации выпускникам ОУ; -о выдаче документов об образовании; Методические документы (примерная тематика): -по разработке примерной образовательной программы; -рекомендации… МОиН РФ

ОУ НПО, СПО: основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) совокупность учебно-методической документации учебный план рабочие программы учебных дисциплин и модулей др. материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся программы учебной и производственной практик календарный учебный график методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии

о разработке и экспертизе ОПОП (создание рабочей группы); о кадровом обеспечении реализации образовательной программы; о материально-техническом и информационном обеспечении учебного процесса; о мониторинге результатов реализации образовательных программ; о публикации сведений об образовательных программах, предлагаемых ОУ; о создании учебно-методического комплекса модулей и дисциплин на основе ОПОП (УМК); ОУ НПО, СПО: документы

Спасибо за внимание! за внимание!