Перспективы реформирования бюджетной сети в свете принятия Федерального закона от 8 мая 2010 г. 83-ФЗ о совершенствовании правового положения государственных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
0 1 МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 8 мая 2010 года был принят Федеральный закон 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные.
Advertisements

Бюджетное учреждение (с расширенным объемом прав), автономное учреждение и казенное учреждение (Сравнительные характеристики) Критерии сравнения Бюджетное.
Федеральный закон от 8 мая 2010 г. 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового.
ФЗ - 83 Типы учреждений Казенное учреждение - г осударственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных, (муниципальных) услуг,
Министерство финансов Республики Татарстан Критерии сравнения Автономное учреждение Бюджетное учреждение (с расширенным объемом прав) Казенное учреждение.
Департамент финансов Тульской области Об изменении правового положения бюджетных учреждений и реализации Федерального закона от ФЗ «О внесении.
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
Сравнительная таблица видов государственных (муниципальных) учреждений признак Вид учреждения Казенное учреждениеБюджетное учреждениеАвтономное учреждение.
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
Правовое регулирование государственного управления Лекция 2. Правовые основы государственного регулирования деятельности государственных и муниципальных.
Федеральный закон от 8 мая 2010 г. 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового.
Цель и задачи повышения качества государственных (муниципальных) услуг путем реформирования бюджетной сети Задача 1. Создание условий и стимулов для более.
Устав образовательного учреждения Внесение изменений в устав ОУ в связи с принятием Закона 83-ФЗ (слайды подготовила Кудрявцева Н.И., старший методист.
Модернизация бюджетной сети. Нормативная база Федеральный закон от ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи.
Реализация Федерального закона от ФЗ Реализация Федерального закона от ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные.
Автономные учреждения: правовое регулирование, сравнительный анализ бюджетного и автономного учреждения Фонд «Институт экономики города»
ИЗМЕНЕНИЕ ПОРЯДКА ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ИХ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ Калугина Наталья.
Сравнительная характеристика (по организации бюджетного и налогового учёта) 4-ПОБ-УДО-вз Милиной Ирины МОСКВА 2016.
Об изменении правового положения государственных и муниципальных учреждений в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 г. 83-ФЗ.
Целесообразно рассмотреть возможность перевода значительной части бюджетных учреждений со сметного принципа финансирования на формирование государственных.
Транксрипт:

Перспективы реформирования бюджетной сети в свете принятия Федерального закона от 8 мая 2010 г. 83-ФЗ о совершенствовании правового положения государственных и муниципальных учреждений Фонд «Институт экономики города» 1 декабря 2010 г.

, , результат 1 результат 2 результат 3 результат 1 результат 2 результат 3 Детальное планирование расходов «Идеальный» вариант – 100 % выполнение плана Модель БОР: Планирование результатов Цель – лучший результат при меньших затратах ресурсов 1.Основная цель бюджетной реформы – переход от «затратной» модели бюджетирования к БОР Затратная модель (постатейное бюджетирование):

1.Развитие программно-целевого метода управления финансами (долгосрочные и ведомственные целевые программы) 2.Переход к программной структуре расходов бюджетов (с 2012 г. федеральный бюджет – на программной основе: в разрезе уникальных целевых статей расходов в рамках ВЦП, сгруппированных по ДЦП) 3.Оптимизация функций государственного (муниципального) управления и повышение эффективности их обеспечения (оптимизация численности, межведомственного взаимодействия, электронное правительство, повышение эффективности управления государственным и муниципальным имуществом) 4.Повышение эффективности предоставления государственных (муниципальных) услуг (совершенствование правового статуса государственных (муниципальных) учреждений и внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения предоставления услуг) 5.Совершенствование контрактной системы РЕКОМЕНДОВАТЬ СРФ, ОМСУ РАЗРАБОТАТЬ И РЕАЛИЗОВАТЬ АНАЛОГИЧНЫЕ ПРОГРАММЫ 2.Программа Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов до 2012 г. – основные направления:

3.Программа Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов до 2012 г. Направление «Повышение эффективности предоставления государственных (муниципальных) услуг»: Социальная цель: повышение качества государственных (муниципальных) услуг Экономическая цель: создать условия и стимулы для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечение (легализация) ими внебюджетных источников Управленческая цель : повышение эффективности бюджетных расходов (затраты-результаты)

4.ЗАДАЧИ: 1.Совершенствование правового статуса государственных (муниципальных) учреждений (Закон от 8 мая 2010 г. 83-ФЗ: бюджетные, казенные и автономные учреждения) 2. Внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг (Перевод бюджетных учреждений со сметного финансирования на предоставление субсидий на выполнение гос.(мун.) задания) 3. Повышение открытости деятельности учреждений, оказывающих государственные (муниципальные) услуги, для потребителей этих услуг (С 2012 г. – сайт фед.органа Казначейства РФ с информацией о деятельности всех государственных и муниципальных учреждений в

5. Перспективы реформирования бюджетной сети Учреждения Государственные, муниципальные Частные («создано гражданином или юрлицом») Автономные Казенные (быв. бюджетные) По Закону 83-ФЗ (с 2011 г.): Учреждения Государственные, муниципальные Частные («создано гражданином или юрлицом») Автономные Бюджетные С 2007 г. Бюджетные («условно-автономные»)

6 Участник бюджетного процесса бюджетные учреждения – получатели бюджетных средств автономные учреждения – получатели субсидий автономные учреждения бюджетные учреждения казенные учреждения Государственные (муниципальные) учреждения: участники бюджетного процесса Бюджетный кодекс РФ не являются участниками бюджетного процесса Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Закон «О некоммерческой организации» участники бюджетного процесса не являются участниками бюджетного процесса

Критерии сравнения Казенное учреждение Бюджетное учреждение Автономное учреждение Механизм создания 1.С нуля 2.Изменение типа (не реорганизация) Сфера деятельност и - Государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий ОГВ СРФ, ОМСУ, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы - некоммерческая организация, созданная СРФ, муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации соответственно государственных (муниципальных) полномочий, предусмотренных законодательством РФ, в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. - некоммерческая организация, созданная СРФ, муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации соответственно государственных (муниципальных) полномочий, предусмотренных законодательством РФ, в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, предусмотренных федеральными законами. Документы фин. планировани я Бюджетная сметаПлан финансово-хозяйственной деятельности 7.Сравнительная характеристика БУ,КУ,АУ (1)

Критерии сравнения Казенное учреждение Бюджетное учреждение Автономное учреждение Финансовое обеспечение за счет средств соответствующего бюджета и на основании бюджетной сметы Государственное (муниципальное) задание не обязательно, формируется только если ГРБС примет соответствующее решение 1. субсидии из соответствующего бюджета: - на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) ст БК РФ. - с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества и уплату налогов, объектом налогообложения по которым признается соответствующее имущество. -иные цели, в т.ч. с учетом мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется учредителем. ( ст ФЗ) 2. Бюджетные инвестиции Государственное (муниципальное) задание обязательно. Учреждение не вправе отказаться от выполнения задания. С Сравнительная характеристика БУ,КУ,АУ (2)

Критери и сравнен ия Казенное учреждение Бюджетное учреждение Автономное учреждение Доходы от предпри нимател ьской и иной принося щей доход деятельн ости Может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в уставе. Доходы зачисляются в бюджет Не позднее Вправе сверх задания или в пределах задания (если это предусмотрено федеральными законами) оказывать (выполнять) платные услуги (работы), если они предусмотрены в уставе, соответствуют и служат достижению уставных видов деятельности, - на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Доходы поступают в самостоятельное распоряжение учреждения. 9.Сравнительная характеристика БУ,КУ,АУ (3)

Критерии сравнения Казенное учреждение Бюджетное учреждение Автономное учреждение Уменьшение объема бюджетного финансиров ания В случае уменьшения ГРБС ранее доведенных ЛБО, приводящего к невозможности исполнения учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с 94-ФЗ новых условий по цене и (или) количеству (объемам) товаров (работ, услуг) государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров. Сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора вправе потребовать от казенного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора ( п.6 ст. 161 БК РФ) Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания (п.2 ст.9.2 Закона 7-ФЗ «Об НКО») Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания (п.2 ст.4 Закона 174-ФЗ «Об АУ») 10.Сравнительная характеристика БУ,КУ,АУ (3)

Критерии сравнения Казенное учреждение Бюджетное учреждение Автономное учреждение 94-ФЗРаспространяется Контракты Распространяется Гражданско-правовые договора( за исключением переходного периода, если БУ- получатель бюджетных средств) Не распространяется Гражданско-правовые договора Орган управления Руководитель. Также могут быть совещательные органы и органы самоуправления. Руководитель (директор, ректор, главный врач и т.д.). Также могут быть совещательные органы и органы самоуправления. Наблюдательный совет Руководитель Иные органы (ученый совет, художественный совет и т.д.) Субсидиарная ответственнос ть ЕстьНет Ответственнос ть учреждения по своим обязательства м В пределах доведенных ЛБОВсем имуществом, кроме: а) особо ценного движимого имущества, закрепленного собственником; б) любого недвижимого имущества. Всем имуществом, кроме: а) особо ценного движимого имущества, закрепленного собственником; б) недвижимого имущества, закрепленного собственником; Распоряжение имуществом Не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника Без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом. Остальным имуществом вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. Без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом. Остальным имуществом вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. Право на совершение крупных сделок ОтсутствуетС предварительного согласия учредителя С предварительного согласия наблюдательного совета 11.Сравнительная характеристика БУ,КУ,АУ (4)

12.КРУПНЫЕ СДЕЛКИ Крупной сделкой признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым в соответствии с настоящим Федеральным законом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает десять процентов балансовой стоимости активов

Критерии сравнения Казенное учреждение Бюджетное учреждение Автономное учреждение Особо ценное движимое имущество Не выделяетсяВиды могут определять профильные органы. Перечни определяет орган, выполняющих функции учредителя Реорганизац ия и ликвидация (банкротство запрещено) В отношении федеральных КУ – по решению профильного министерства. Высший исполнительный орган местного самоуправления (может делегировать данное полномочие) В случаях и порядке, установленных Гражданским кодексом РФ.( ст. 57,61). Право внесения имущества в капитал хозяйственн ых обществ НетТолько в случаях, прямо установленных законом (к примеру, Федеральным законом от 2 августа 2009 года 217-ФЗ в отношении научных и образовательных учреждений ) Есть Привлечение заемных средств Не могут Вправе получать кредиты. Не вправе размещать средства на депозитах, осуществлять сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами Вправе получать кредиты и совершать сделки с ценными бумагами 13.Сравнительная характеристика БУ,КУ,АУ (5)

14.Особо ценное движимое имущество 15 (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 26 июля 2010 г. 538) Включается движимое имущество: балансовая стоимость (рег.) / (мун.) тыс. руб. балансовая стоимость меньше указ.суммы, без которого осуществление АУ основной деятельности будет существенно затруднено Не включается движимое имущество: приобретенное АУ, БУ за счет доходов от платных услуг не предназначенное для основной деятельности БУ,АУ

Критери и сравнени я Казенное учреждение Бюджетное учреждение Автономное учреждение Открыти е счетов В Казначействе или в финансовом органе В кредитных организациях или в казначействе или в финансовом органе УчетБюджетный учетБухгалтерский учет 15.Сравнительная характеристика БУ,КУ,АУ (5)

Критерии сравнения Казенное учреждение Бюджетное учреждение Автономное учреждение Отчетность бюджетная отчетность, статистическая отчетность, отчет о результатах деятельности и использования имущества (ст ФЗ) Бухгалтерская отчетность, статистическая отчетность, отчет о результатах деятельности и использования имущества Бухгалтерская отчетность, статистическая отчетность, отчет о результатах деятельности и использования имущества Открытость Сведения об учреждении и его деятельности, публикуются в открытом доступе в сети Интернет на общероссийском сайте, который будет создан Федеральным казначейством и запущен с 1 января 2012 г. (ст. 32 Закона 7-ФЗ) с В случае принятия уполномоченным органом решения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения применяются правила пунктов 1 и 2 статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации уже действует Финансовый контроль и контроль учредителя Предварительный по всем расходам (проверка Казначейством наличия денежного обязательства), текущий и последующий контроль В основном – последующий (контроль выполнения гос/мун задания) Предварительный (санкционирование по целевым субсидиям и бюджетным инвестициям) Последующий (контроль выполнения гос/мун задания) 19.Сравнительная характеристика БУ,КУ,АУ (6)

Критерии сравнения Казенное учреждение Бюджетное учреждение Автономное учреждение НДС от платных услуг Уплачивают (с учетом льгот, установленных ст. 149 НК РФ) Уплачивают (с учетом льгот, установленных ст. 149 НК РФ) Уплачивают (с учетом льгот, установленных ст. 149 НК РФ) НДС от аренды Не уплачивают (платит арендатор – налоговый агент) Уплачивают Налог на прибыль Уплачивают (если есть налогооблагаемая база) Уплачивают (субсидии в налогооблагаемую базу не включаются) Уплачивают (субсидии в налогооблагаемую базу не включаются) Госпошлина за наименование «Россия» Не уплачиваютУплачивают (при регистрации учредительных документов) Уплачивают (при регистрации учредительных документов) Упрощенная система налогообложен ия Не вправе применять Применяется Налог на имущество, земельный налог (с учетом льгот, установленны х соотв-но СФ, МО) Уплачивают, (за счет доведенных им на эти цели ЛБО) Уплачивают (расходы на уплату налога на недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество включены в сумму субсидии) Уплачивают (расходы на уплату налога на недвижимое и особо ценное движимое имущество включены в сумму субсидии) 20.Сравнительная характеристика БУ,КУ,АУ (7)

21.Позиции, которые не меняются у действующих бюджетных учреждений при переходе к новому статусу При переходе к новому статусу остается неизменным 4. Недвижимым имуществом учреждение не может распоряжаться без согласия собственника 5. Лицензии, свидетельства об аккредитации, иные разрешительные документы, выданные учреждению, продолжают действовать 3. Система управления: не требуется переназначение руководителя и иных работников учреждения (в т.ч. военнослужащих, и приравненных к ним лиц) 1. Счета учреждений по-прежнему открываются в Казначействе (финансовом органе) 2. На все закупки распространяется действие Закона 94-ФЗ В целом организационные мероприятия сведены к минимуму – необходимо будет только внести изменения в устав. Кроме того, с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года устанавливается переходный период 6. Имущество учреждений сохраняется у них в полном объеме без перезакрепления

22.Основные изменения в статусе бюджетных учреждений Расширение объема прав и повышение самостоятельности бюджетных учреждений 4. Отмена субсидиарной ответственности государства по обязательствам бюджетного учреждения 5. Расширение прав по распоряжению движимым имуществом (за исключением особо ценного движимого имущества) 2. Полученные доходы не являются доходами бюджета и остаются в распоряжении учреждения и должны направляться на достижение целей ради которых учреждение создано 1. Изменение механизмов финансового обеспечения – переход с бюджетной сметы на субсидии по заданию 3. Расширение самостоятельности по использованию средств, полученных из бюджета 6. Заключение гражданско-правовых договоров, приобретение прав и обязанностей от своего имени

23.Изменение механизма финансового обеспечения бюджетных учреждений Переход от сметного финансирования к предоставлению субсидий Перейти к системе субсидий на госзадание для бюджетных учреждений, включающей: Субсидия на возмещение нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) в соответствии с заданием (ст БК РФ) + с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, в т.ч. налоги (ст 9.2 «О НКО») Субсидии на иные цели (ст БК РФ) Первоначальные нормативы затрат индивидуализированы: субсидия рассчитывается исходя из фактически сложившихся расходов Учреждения (п.8 ст ФЗ) Затем будет происходить их постепенная унификация по группам однопрофильных учреждений с учетом различных факторов Обязательная субсидия Могут предо- ставляться Бюджетные инвестиции (ст. 79 БК РФ)

24. Упрощение операций по лицевым счетам бюджетных учреждений, открытым в Казначействе (финансовом органе) Операции со средствами бюджетных учреждений, полученными в виде Субсидий на лицевых счетах, открытых в органах Федерального казначейства, осуществляются: По субсидиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) По иным целевым субсидиям Без предоставления в Казначейство (финансовый орган) документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств Остатки неиспользованных на начало финансового года средств используются на те же цели в следующем финансовом году (п. 17 ст ФЗ) С представлением в Казначейство (финансовый орган) документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств Остатки неиспользованных на начало финансового года средств используются на те же цели при наличии потребности в них в соответствии с решением учредителя (п. 18 ст ФЗ)

Имущество, находящееся на праве оперативного управления у бюджетного учреждения (БУ) Движимое имущество Закрепленное собственником за БУ или приобретенное БУ за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества Недвижимое имущество 25.Расширение объема прав по использованию и распоряжению движимым имуществом у бюджетных учреждений Приобретенное БУ за счет средств, которыми БУ распоряжается самостоятельно Распоряжается самостоятельно Особо ценное движимое имущество Иное движимое имущество Распоряжается только с согласия собственника Распоряжается только с согласия собственника (вне зависимости от источника приобретения недвижимого имущества) Самостоятельное распоряжение движимым имуществом становится возможным только с момента утверждения перечня особо ценного движимого имущества. (п.5 ст. 31) До этого момента во всех случаях требуется согласие учредителя. ст ФЗ ст. 298 ГК РФ

26.Критерии для отнесения государственных (муниципальных) учреждений к казенным учреждениям и бюджетным учреждениям

27.Методические рекомендации федерального уровня Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления об определении критериев для изменения типа существующих бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетных учреждений с учетом сферы их деятельности (проект Приказа Минфина РФ) – выделены основные особенности деятельности государственных (муниципальных) учреждений – указаны обязательные критерии (ограничения 83-ФЗ) – указаны экономические и социальные критерии отнесения учреждения к соответствующему типу

28. Об утверждении положения о критериях изменения типа муниципальных учреждений Комсомольского муниципального района с учетом сферы их деятельности

29.Выбор типа учреждения: ограничения Закона 83-ФЗ (1) Казенное учреждение –государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы

30.Выбор типа учреждения: ограничения Закона 83-ФЗ (2) Бюджетное учреждение –некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации соответственно государственных или муниципальных полномочий, предусмотренных законодательством РФ, в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах Автономное учреждение –некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации соответственно государственных или муниципальных полномочий, предусмотренных законодательством РФ, в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, предусмотренных федеральными законами

31. Выбор типа учреждения: ограничения Закона 83-ФЗ (3) Действующее определение автономного учреждения –Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Определение автономного учреждения с 1 января 2011 г. –Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами

32.Применение нормы Федерального закона 83-ФЗ о сфере деятельности учреждения Примеры автономных учреждений, созданных на муниципальном уровне в гг. Управление капитального строительства Тюменьгорстроймост Единый городской расчетно-кассовый центр Учреждения культуры и средства массовой информации Издательская деятельность (разделы DE ОКВЭД) Организация теле- и радиовещания (раздел О ОКВЭД)

33.Сравнительный анализ налоговой нагрузки на разные типы государственных учреждений Налог Автономное учреждение Бюджетное учреждение (с расширенным объемом прав) Казенное учреждение НДС от платных услуг Уплачивают (с учетом льгот, установленных ст. 149 НК РФ) Уплачивают (с учетом льгот, установленных ст. 149 НК РФ) Уплачивают (с учетом льгот, установленных ст. 149 НК РФ) НДС от аренды Уплачивают Не уплачивают (платит арендатор – налоговый агент) Налог на прибыль Уплачивают (субсидия в налогооблагаемую базу не включается) Уплачивают (субсидия в налогооблагаемую базу не включается) Не уплачивают (налогооблагаемая база отсутствует) Упрощенная система налогообло- жения ПрименяетсяНе вправе применять Налог на имущество, земельный налог Уплачивают (расходы на уплату налога на недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество включены в сумму субсидии) Уплачивают (расходы на уплату налога на недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество включены в сумму субсидии) Уплачивают, (за счет доведенных им на эти цели ЛБО)

Позиция Института экономики города Бюджетное учреждение целесообразно применять только в отношении учреждений, характеризующихся значительным потенциалом автономии, которые не могут функционировать в статусе автономных учреждений (не соответствует отрасль и/или существует необходимость оказания функций) Казенное учреждение Бюджетное учреждение Автономное учреждение 35.Принятие решения о выборе типа учреждения

36.Опыт создания АУ в регионах и МО [на ] Субъекты Российской Федерации Региональные автономные учреждения Муниципальные автономные учреждения Наука161 Образование в том числе: дошкольные образовательные учреждения2533 учреждения начального и среднего профессионального образования 135- Здравоохранение226 Культура13276 Социальная защита2276 Занятость населения342 Физкультура и спорт9060 Иные сферы ВСЕГО

37.Структура созданных в РФ на муниципальном уровне автономных учреждений в разрезе сфер деятельности по состоянию на 1 июля 2010 года Источник: анализ Института экономики города по 903 муниципальным автономным учреждениям

регионов с наибольшим количеством созданных АУ [на ] Субъекты Российской Федерации Региональные автономные учреждения Муниципальные автономные учреждения 1. Республика Татарстан Тюменская область Новосибирская область Иркутская область Красноярский край Новгородская область Кировская область Пензенская область Удмуртская Республика Курская область 330

39.Критерии для принятия решений о создании автономных, бюджетных и казенных учреждений Социальные критерии –Отвечают на вопрос: как меняется потребность населения в услугах учреждения? Экономические критерии –Отвечают на вопрос: каковы возможности учреждения для расширения перечня видов и увеличения поступлений от приносящей доходы деятельности? Критерии потенциала автономии учреждения –Отвечают на вопрос: как управляется учреждение и сможет ли использовать преимущества финансово-хозяйственной автономии?

40.Социальные критерии Услуги, оказываемые бюджетным учреждением, по своему характеру не имеют жесткой привязки к узкой клиентской группе, а могут оказываться и для других клиентских групп Сохранение на прежнем уровне качества услуг, оказываемых учреждением Предупреждение введения оплаты, в том числе «скрытой», оказываемых учреждением услуг Предупреждение нарушения предусмотренных законами прав граждан в случае невыполнения автономным учреждением своих обязательств

41.Экономические критерии Высокая (более 10%) доля внебюджетных поступлений Бюджетное учреждение находится на территории, население которого имеет сравнительно высокие доходы (возможность расширения спектра платных услуг) Возможность привлечения грантовых и спонсорских средств на осуществление деятельности Возможность привлечения кадров более высокой квалификации для улучшения качества услуг Наличие неиспользуемого для оказания услуг имущества, в частности – помещений, пригодных для сдачи в аренду

42.Экономические критерии Методических рекомендаций отношение фактической мощности учреждения в отчетном финансовом году к проектной; средний рост доходов учреждения (по всем источникам финансового обеспечения) за отчетный финансовый год и два предыдущих финансовых года; средний рост балансовой стоимости основных фондов учреждения за отчетный финансовый год и два предыдущих финансовых года; средняя доля средств, полученных учреждением от приносящей доход деятельности, в общем объеме финансовых источников его деятельности за отчетный финансовый год и два предыдущих финансовых года; средний рост расходов бюджета на единицу государственной (муниципальной) услуги за отчетный финансовый год и два предыдущих финансовых года

43.Критерии «потенциала автономии» учреждения Наличие у учреждения грамотного, активного и инициативного руководителя Имеющийся положительный опыт оказания платных услуг Известность и авторитет учреждения среди потребителей Конкурентные преимущества учреждения, выраженные в специализации, уникальных технологиях и т.п. Квалификация персонала Наличие гибкости в управлении персоналом (возможность сокращения, увеличения персонала, оказывающего услуги) Качество отношений с заинтересованными сторонами

Сайт Института экономики города Тел. (495) , (495) Сектор «Муниципальные финансы» Чалая Юлия Юрьевна, эксперт, Контактная информация