Маятниковая трудовая миграция и модернизация регионального управления Ю.Ю.Шитова Международный Университет природы, общества и человека «Дубна» 22 декабря.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
Advertisements

Стратегический Аудит России Поиск новых возможностей для повышения конкурентоспособности Москва, 2006.
II Красноярский инвестиционный форум П.Г.Щедровицкий, член правления Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» Политика поляризованного развития:
Технологические и управленческие инновации в корпоративном секторе промышленности: источники и основные компоненты лидерства. На примере предприятий обрабатывающей.
Баланс трудовых ресурсов города. Презентацию подготовила Студентка ФЭУТ IV-1 Семенова О.М.
Выполнила: Абдулгамидова Д Студентка 2 го курса 5- ой группы.
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА Д.э.н., проф. И.Н.Ильина.
ДОСТУПНОЕ И КОМФОРТНОЕ ЖИЛЬЁ - ГРАЖДАНАМ РОССИИ Международная конференция «Социально-экономическое развитие России: новые рубежи » Анализ изменения доступности.
Развитие региональных инновационных систем на основе программно-целевого управления: проблемы и перспективы Д.А. Созаева Государственный университет управления,
Транспортная политика преодоления территориальной разобщенности О. Н. Дунаев доктор экономических наук, профессор Финансового университета при Правительстве.
Публичные слушания по проекту решения городского Совета депутатов Северодвинска «О местном бюджете на 2010 год»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ СПОРТИВНОЙ ОТРАСЛИ д.п.н. Изаак С.И. (Россия, г. Липецк, ноябрь 2017 г.)
«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
Оценка морского потенциала приморских территорий как показатель эффективности стратегического развития морехозяйственного комплекса Гогоберидзе Г.Г., Российский.
Тема 1.1. Предмет и задачи курса Экономика предприятия Понятие, предмет и метод экономики организации.
0 Мониторинг потребностей экономики Санкт-Петербурга в трудовых ресурсах Санкт-Петербург 2009.
Магистрант: Каспаров И.Г. Научный руководитель: к.э.н., доцент Карпусь Н.П. РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ.
Университеты как ресурс инновационного развития региона К.М. Южанинов Томский государственный университет.
Национальная инновационная система России Ленчук Е.Б. Александрия 15 мая 2008 г.
ТЕМЫ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПО РЭиУ (задания для заочного обучения)
Транксрипт:

Маятниковая трудовая миграция и модернизация регионального управления Ю.Ю.Шитова Международный Университет природы, общества и человека «Дубна» 22 декабря 2010

Ценность трудового капитала Важен из-за ряда факторов: o Старение населения; o Повышение подвижности в силу глобализации экономики; o Повышение стоимости человеческого капитала, особенно для инновационной экономики. o Недостаток трудовых ресурсов – серьезная проблема для проектов любого уровня, от национальных, до локальных на уровне фирмы, особенно для инновационных проектов. Тем самым, вопросы мониторинга, прогнозирования и управления трудовыми ресурсами приобретают важное значение для успешного регионального управления.

Проблематика трудовых ресурсов в МО Недостаток квалифицированного персонала назван существенным и основным фактором, препятствующим технологическим инновациям, 30% и 10% организациями МО соответственно (данные МинЭкМО 2008 г.) Источник: Инновационная деятельность в Московской области: Информационно-аналитический сборник, Мин.эконом.МО., 2009.

Маятниковая трудовая миграция (МТМ) Динамика трудовых ресурсов в регионе определяется МТМ, комплексный анализ которой в Московской агломерации мы осуществляем в течении многих лет. Под МТМ понимается ежедневное челночное перемещение части населения – маятниковых трудовых мигрантов – между местами работы и проживания, находящимися друг от друга на значительном расстоянии и в разных экономических субъектах (районах, городах, регионах, областях и т.п.). МТМ играет важную роль в формировании, существовании и развитии агломераций – «точками роста» национальной экономики. МТМ влияет на макро-уровне, что нельзя не учитывать в региональной политике. Бесконтрольная МТМ – фактор нестабильности, увеличения территориального разрыва между регионами, нехватки трудовых ресурсов для реализации региональных инновационных проектов комплексный анализ МТМ – разработка методологии исследований, их применение для мониторинга и последующего управления МТМ – является актуальной задачей региональной экономической науки, решение которой имеет важные значение для гармоничного развития экономики агломерации.

Оценки МТМ Москва область Основные тенденции: МТМ в Московском регионе существовала всегда, включая советское время; Приток маятниковых трудовых мигрантов (МТ-мигрантов) из области в город всегда превышал движение в обратную сторону; Количество МТ-мигрантов увеличивается со временем. МТМ в Московском регионе вышла из локальных рамок и приобрела макроэкономический масштаб в плане влияния на экономику региона.

Центр-область в отношении МТМ - I 1999: совместная группа по координации действий. Позиции сторон: o Область: центр должен компенсировать использование трудовых ресурсов. o Центр: мы спасаем область от безработицы. 2005: План территориального развития МО: o «…произойдет концентрация рабочих мест в срединной части МО.. что позволит сократить величину МТМ в 1,6 раза» o «Увеличиваются объемы МТМ в Москву, которая достигает в сезон одного миллиона человек. …В орбиту маятниковой миграции включаются не только Московская, но и прилегающие к ней области». 2005: Стратегия с/э развития МО до 2020 года: МТМ ограничивает развитие, задачи: o «выравнивание территориальной неравномерности … на основе снижения центростремительных тенденций развития и перемещения градостроительной активности в срединную и периферийную части Московской области». 2007: Генеральный план развития МО: o предполагаемое увеличение занятости в 900 тыс. рабочих мест планируется осуществить за счет возвращения МТМ, работающих в Москве.

Центр-область в отношении МТМ - II Предлагавшиеся действия o Просить ГКС РФ раз в пять лет, начиная с 2001 года, проводить статистические обследования трудовой и учебной маятниковой миграции в Московском регионе. o Включить вопросы по МТМ (место работы/учебы) в анкету переписи населения. o росить Министерство труда и социального развития Российской Федерации о перераспределении федеральной части платежей из Фонда занятости г. Москвы (20% страховых платежей) целевым назначением для Фонда занятости Московской области (с учетом реального количества жителей области, зарегистрированных в качестве безработных после увольнения их с московских предприятий)». Оценка вклада МТМ в ВРП Москвы: o 440 млрд.руб. в 2006 году (Леденева Л., Донец Е., 2007) (простая экстраполяция показателей без детальных расчетов). Реальные итоги работы по координации действий центр-область не известны, предложения не реализованы.

Объединение центр-область: научный аспект Наши исследования (Шитова ): o центр-область – единый организм, скрепленный интенсивной МТМ. o При этом – жесткое административное деление на независимые единицы (центр и область), с различными интересами - потенциальный источник проблем. Гохберг М. (1976): o «необходимость взаимосвязанного планового регулирования Москвы и Московской области вызвана наличием развитых промышленных, научных, культурно-бытовых, транспортных, снабженческих и других связей между ними, вплоть до трудового тяготения, расселения, кратковременного и длительного отдыха и туризма, а также совместных проблем охраны окружающей среды» Елизаров (1992) : o Московская область имеет относительно низкий для своей численности населения и для своего экономического комплекса административный статус. Самостоятельность области в решении экономических и социально-демографических проблем ограничена тем, что ее административно-хозяйственный центр – Москва – входит в состав области только географически, подчиняя экономическое и социальное развитие области своим интересам. o При принятии концепции экономического и социального развития Москвы на период до 2005 года делалась попытка рассмотрения региона как единого целого. Однако области отводилась роль дополнения к столице при явном приоритете интересов Москвы. Идея выработки единой стратегии практически не была реализована.

Сценарии развития города и мобильность населения 1.Город-сад. Гармонично развивающийся город с высокой подвижностью населения, находящейся под грамотным управлением со стороны органов власти. 2.Город-общежитие. Неуправляемое развитие при хаотичной подвижности из-за отсутствия грамотного менеджмента со стороны государства. 3.Город-огород. Стагнирующий город при отсутствии подвижности и нормального управления. 4.Город-мираж. С учетом авторского понимания мобильности как неотъемлемого признака демократии этот вариант развития невозможен, поскольку при качественном управлении, возможном только при демократии, население не может быть стационарным. Ветров Г.Ю. и др. «Институт экономики города». Россия находится в III, задача – переход в I.

Модели городов - I 1.Город в унитарном государстве. Тоталитарная система центральной власти, муниципальные особенности отсутствуют. Подвижность минимальна и носит плановый характер. 2.Город бюрократов-предпринимателей. Город, в котором власть себя ведет как предприниматель регионального масштаба, используя в качестве капитала муниципальный бюджет. Власти заинтересованы в фиксации проживающего на их территории населения, берутся за жилищное строительство на своей территории, извлекая из этого несколько выгод: предпринимательский доход с учетом более низкой себестоимости строительства за счет нерыночных механизмов – бесплатное выделение участков самим себе, льгот по местным налогам, бартер, использование муниципальных средств; решение социальных проблем, возложенных на власти; снижение социальной напряженности; самореклама. 3.Город-комбинат. Город, в котором «правит бал» крупная компания. Ситуация с миграцией неоднозначна. Миграция для части населения, занятой в компании, полностью контролирующей рынок занятости, определяется ее деловыми интересами: свободное движение менеджеров, привлечение мигрантов по необходимости, создание фонда служебного жилья, потребительские кредиты. При этом рынка жилья и ипотеки практически нет, часть населения вне фирмы являются изгоями, перемещаясь по латиноамериканскому принципу, из периферийных районов в городские трущобы.

Модели городов - II 4.Город на пути к гражданскому обществу. Город на основе эффективных демократических основ городского управления: прозрачное и подотчетное местное самоуправление, большая доля среднего класса, инвестиции в ЖКХ, транспорт, конструктивный взаимовыгодный контакт власти и бизнеса. Миграция становится основной движущей силой городского развития.. 5.Город – гражданское общество. Большинство российских городов находятся на втором-третьем уровнях, четвертый, а тем более пятый варианты могут служить лишь долгосрочной целью развития.

Россия постиндустриальная… Для окончательного перехода к постиндустриальному обществу стране необходима соответствующая этому обществу система расселения. Более-менее равномерно покрывающая страну сеть сравнимых по развитию крупных городов, становящихся локомотивами роста, к которым потом подтягивается вся остальная территория, как это было в Европе. Вместе с тем, в некоторых странах третьего мира крупные города переходят в постиндустриальный статус без изменения статуса всей страны. В России данной системы расселения нет. o «Цивилизационный» конфликт между крупными городами во главе с Москвой и Санкт- Петербургом и всеми остальными. Расчеты показывают, что для создания требуемой сети не хватает 40 млн. городского населения, вместо 12 городов -миллионников должно быть 26. o Сельское население размером 40 миллионов человек за ближайшие двадцать лет не сможет дать более 10 миллионов новых горожан. Остальные можно добрать только за счет миграции. Два пути России: 1. Формирующаяся полноценная иерархическая сеть городов «вытягивает» за собой всю страну. 2. В «отрыв» постиндустриального мира уходят два, в лучшем случае около 15 крупнейших городов, а вся остальная территория остается в условиях, близких к натуральному хозяйству. Несмотря на то, что «Россия постиндустриальная» будет прорываться в мировую экономику XXI века, остальная территория превратится в «Российскую Индию».

Выводы и заключения Обоснована важность учета и контроля трудовых ресурсов для модернизации регионального управления, обсуждена МТМ в Московском регионе. Исследовано взаимодействие центра-области в отношении координации МТМ, отмечено отсутствие реальных результатов в этом направлении. Обсуждаются сценарии развития и типы городов во взаимосвязи с мобильностью трудовых ресурсов, а также проблемы перехода к постиндустриальному развитию, без чего невозможна модернизация региональной экономики, особенно ее инновационного аспекта.