Галеева Наталья Львовна, профессор кафедры управления развитием школы МПГУ, доцент, канд. биол. наук, «Учитель Года г. Москвы -2003», Почетный работник.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Н.Л. Галеева, профессор каф. УОС МПГУ. «…главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития» Национальная.
Advertisements

Управление качеством в системе «учитель-ученик» в соответствии с требованиями ФГОС (организационный аспект) Наталья Львовна Галеева, профессор кафедры.
Компетентность учителя как ресурс реализации портрета выпускника по ФГОС.
Критериальное оценивание в образовательной системе «учитель – ученик» Наталья Львовна Галеева, профессор кафедры УОС МПГУ, канд. биол. наук, доцент galeeva-n.ucoz.ru.
В ОСНОВЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ И НОВОЙ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА УЧИТЕЛЯ ФГОС.
ВШК в условиях введения ФГОС и НСОТ. Галеева Наталья Львовна, профессор кафедры управления образовательными системами МПГУ, доцент, канд. биол. наук,
Галеева Наталья Львовна, профессор кафедры управления развитием школы МПГУ, КБН, «Учитель Года г. Москвы -2003» Почетный работник среднего общего образования.
Галеева Наталья Львовна, профессор кафедры управления образовательными системами МПГУ, доцент, канд. биол. наук, Почетный работник среднего общего образования,
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
ФГОС Приоритеты и ориентиры начального общего образования современной школы Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ5Н.Л.Дьяченкова г.Пыть-Ях.
Инновационность структуры и содержания ФГОС начального общего образования Подготовила учитель начальных классов Ситникова О. С.
Проблемы школьного образования глазами субъектов его реализации) глазами субъектов его реализации) по данным анкетирования школьников, учителей и заместителей.
Галеева Наталья Львовна, профессор кафедры управления образовательными системами МПГУ, доцент, канд. биол. наук, Почетный работник среднего общего образования,
5 ключевых позиций методического сопровождения Реализация требований ФГОС:
Введение Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент.
К РИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ.
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
Качествосвойство уровень цвет, вкус, форма, знания, навык, внимание, температура, вес, скорость………. соответствие требованиям стандартов качества, соответствие.
Транксрипт:

Галеева Наталья Львовна, профессор кафедры управления развитием школы МПГУ, доцент, канд. биол. наук, «Учитель Года г. Москвы -2003», Почетный работник среднего общего образования galeeva-n.ucoz.ru УЧИТЕЛЬ «Нашей новой школы» как реализатор требований ФГОС

Пространство реализации профессиональной компетентности Учителя учителя Федеральный государственный образовательны й стандарт Наша новая школа Столичное образование- 5 Новая система оплаты труда Закон про обучение детей с ОВЗ Квалифика- ционный справочник Государственная программа развития Московского образования на период годы

Критерии и показатели качества профессиональной деятельности учителя для установления размера стимулирующей части зарплаты 1. Требования к квалификации. ПРИКАЗ от 26 августа 2010 г. N 761н ( за что платят учителю…) 2. ФГОС (три группы требований к качеству образовательного процесса) …

Критерии: 1.Образовательные достижения учащихся, обучающихся у данного учителя 2. Качество деятельности учителя по созданию условий и реализации ресурсов для учебного успеха учащихся (качество обучающей деятельности учителя) 3. Качество воспитательной деятельность педагога, классного руководителя, воспитателя, тьютора 4. Качество деятельности учителя по совершенствованию собственной профессиональной компетентности 5. Качество деятельности учителя как члена единого профессионального коллектива

Проблемы школьного образования глазами субъектов его реализации) глазами субъектов его реализации) по данным анкетирования школьников, учителей и заместителей директоров школ / данные года 1387 респондентов 37 субъектов федерации

Содержание образования глазами выпускников школ почти 5000 ДЕТЕЙ ИЗ 37 СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ!!! жизнь жизнь и наука (соединяют от 80% до 95 % детей) наука и школьный предмет (соединяют практически все дети - более 95 %) жизнь и школьный предмет (соединяют конструктивно только 6% детей …) наука школьный предмет предмет

«Образование оказывает серьезное влияние на социально-экономическое, социально-культурное развитие государства, его позиции в мире, его целостность и национальную безопасность». 2010, март, педклассы социально- экономическое развитие социально- культурное развитие целостность и национальная безопасность позиции в мире Математика Физика Химия Биология Русский язык Литература История и др.

«…главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития» Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» «…изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, способы и технологиив будущем» но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем». «…обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося»

Основные направления развития общего образования 1. Переход на новые образовательные стандарты 1. Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 3. Совершенствование учительского корпуса 4. Изменение школьной инфраструктуры 4. Изменение школьной инфраструктуры 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 6. Расширение самостоятельности школ

ФГОС ПОДДЕРЖ -КА ТАЛАНТО В УЧИТЕЛЬ ИНФРАСТРУКТУРА (РЕСУРСЫ, ИНКЛЮЗИЯ И Т.Д.) зсс РАСШИРЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬ НОСТИ

КОМПЕТЕНЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Чем компетентностный подход отличается от традиционного, ЗУНовского? ЗУНовскийподход: В результате обучения – Знания, умения, навыки по предмету по предмету, соотнесенные с практикой реальной жизни уже в процессе обучения 1. Знания, умения, навыки по предмету, соотнесенные с практикой реальной жизни уже в процессе обучения Над- и метапредметные знания, умения, навыки, обеспечивающие качество процессов саморазития, самопознания и самообучения на всю жизнь. 3. Отношение к приобретенным знаниям и к самому процессу их приобретения Компетентностный подход: В результате обучения –

НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ФГОС

ЗУНУУД ПОЗИЦИЯ, ОТНОШЕНИЕ

любящий свой народ, свой край и свою Родину уважающий и принимающий ценности семьи и общества. выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности любознательный, активно и заинтересованно познающий мир готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом

Портрет Портрет выпуск ника начальн ой школы любящий свой народ, свой край и свою Родину уважающ ий и принимаю щий ценности семьи и общества. выполняющи й правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни доброжелатель ный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельност и любознательн ый, активно и заинтересован но познающий мир готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом Предметы, содержание которых поддерживает данные результаты Формы учебной деятельности ученика Стиль и способы педагогической коммуникации Методики и технологии обучения Материально- техническое оснащение

Компетентность учителя определяется умением учителя переводить внешние ресурсы во внутренние ресурсы ученика, умением учителя переводить внешние ресурсы во внутренние ресурсы ученика, и/или управлять внешними ресурсами в целях роста и развития внутренних ресурсов ученика и/или управлять внешними ресурсами в целях роста и развития внутренних ресурсов ученика

Конечный результат образовательной деятельности российской школы как реализация общественного договора фиксируется в портрете выпускника гражданина России: Ресурсы предметного обучения, обеспечивающие реализацию конечного результата общественного договора между школой и государством Портрет выпускника средней школы патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины; уважающего ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающего глобальные проблемы современности, свою роль в их решении мотивированн ого к труду, познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни разделяющего ценности безопасного и здорового образа жизни уважающего других людей, готового сотрудничать с ними для достижения совместного результата осознающего себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность перед самим собой и другими людьми. Предметы, содержание которых поддерживает данные результаты Формы учебной деятельности ученика, использование которых приведет к данному результату Стиль и способы педагогической коммуникации, которые поддерживают формирование результата Методики и технологии обучения, без которых учитель не сможет реализовать результат Материально-техническое оснащение, без которого нельзя реализовать результат Компетенции преподавателя, необходимые для реализации требований к результатам

В.П.Беспалько выражает процесс обучения формулой: ДП = М + Аф + Ау, где ДП - дидактический процесс; М М - мотивация учащихся к учению; Аф Аф – алгоритм учебно-познавательной деятельности ученика; Ау Ау - алгоритм управления, деятельность преподавателя по управлению учением. ДП = Ау (М + Аф) Задание 1. Измените формулу так, чтобы мотивация ученика попала в пространство управления учением

Задание 2. Добавьте к формуле еще одну переменную - Вс Вс, обозначающий воспитательную деятельность семьи ДП = Ау [ (М + Аф) Вс] Задание 3. А если добавить еще одну переменную - ФГОС, ФГОС, обозначающий требования государственных стандартов ? ДП = Ау { [ (М + Аф) Ас] + ФГОС }

Базовый, репродуктив- ный уровень реализации компетенций (низкий уровень реализации управленческих функций – «скажите мне как, что и зачем и я сделаю») Продуктивный уровень (достаточный уровень реализации управленческих функций «я знаю много способов, скажите мне критерии выбора») Высокий уровень реализации управленческих функций «я знаю, зачем, могу корректировать цели … от условий, выбрать наиболее эффективные способы обучения, при дефиците ресурсов – создаю собственные, могу управлять в ситуации неопределенности») Ситуативное управление Ситуативное и тактическое управление Стратегическое,опережающее управление

качествосвойство уровень цвет, вкус, форма, знания, навык, внимание, температура, вес, скорость………. соответствие требованиям стандартов качества, соответствие уровню запланированного результата, вектору поставленных целей………… ЧТО ИЗМЕРЯЕМ КАК ИЗМЕРЯЕМ Качество – существенный признак, свойство, отличающее один предмет или одно лицо от другого Качество- степень достоинства, ценности, пригодности вещи, действия, продукта, результата, соответствия того, какими они должны быть

В ОСНОВЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ И НОВОЙ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА УЧИТЕЛЯ ФГОС

Регулятивные УУД и применение Компетентностные задачи) Коммуникативные УУД Познавательные УУД Знания, понимание Контрольные работы в формате ФГОС

тем Название темы Знание /пони- мание Мышле- ние Коммуни -кация Приме- нение 1.Тема Тема Тема Тема дневник

Алгоритм проектирования и представления диагностических работ по предмету в соответствии с положениями критериального и компетентностного подходов.

Учитель формулирует цели изучения данной темы для ученика (целеполагание ученика) в соответствии с требованиям ФГОС (требования к предметным, надпредметным и личностным результатам). 1. Возможные формулировки: знать…, уметь…, иметь представление…, понимать…, уметь объяснить…, уметь доказать свою точку зрения… и т.д.

Затем каждое требование преобразуется в задание в контрольной работе (цели переводятся в показатель, который можно предъявить детям) 2. Задачи, задания, вопросы…

К каждому заданию проектируются уровневые дескрипторы в виде описания уровней качества выполнения, или степени приближения ученика к данной цели. Каждому уровню придаются баллы. 2.

Пример уровневого дескриптора для показателя «планирование и достижение цели» в проектной работе: 0 - цель не сформулирована; 1 – цель сформулирована, но не обозначены пути ее достижения; 2 – цель определена и ясно описана, представлена схема ее достижения; 3 – цель определена, ясно описана, представлен четкий план ее достижения;, работа выполнена точно и последовательно. 4 – цель определена, ясно описана, представлен четкий план ее достижения, работа выполнена точно и последовательно.

Пример уровневого дескриптора для показателя «знает методы изучения клетки» в работе по биологии:

0 – допускает более одной ошибки в описании алгоритма и в применении микроскопирования клеток, не знает названий методов изучения клетки; 1 –допускает 1 ошибку в описании алгоритма и/или применении микроскопирования клеток, может распознать названия методов изучения клеток; 2 –знает и безошибочно применяет алгоритм микроскопирования клеток, может назвать цели и условия использования 1-2 методов исследования живых существ на клеточном уровне; 3 – знает и безошибочно применяет алгоритм микроскопирования клеток, может назвать цели и условия использования 3-х и более методов исследования живых существ на клеточном уровне.

Критериальное оценивание оценка складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения учащихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности ФГОС

Успешность учащегося по математике складывается из - знания отдельных математических конструкций (арифметических и алгебраических правил, теорем и так далее), - умений связывать данные конструкции (то есть, из базисных конструкций выстраивать более сложные), - умения грамотно оформлять (представлять) результаты своей работы - умений использовать для представления работы профессиональный язык и дополнительные элементы (таблицы, чертежи, графики) и так далее… ФГОС

Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов ФГОС

В критериальном оценивании В критериальном оценивании описаны уровни достижений (в том числе и самые незначительные), (в том числе и самые незначительные), соответствующие каждому баллу. Важно, что все балльные шкалы начинаются с нуля. Это делает очевидным, что оценивается Это делает очевидным, что оценивается не личность ученика, а его деятельность. ФГОС

При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими. Ты успешен по одному критерию, а я – по другому. Такие ярлыки, как «отличник», «троечник», «хорошист», отпадают сами собой появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию. ФГОС

Критериальное оценивание несет в себе потенциал сохранения здоровья учеников и учителей - ученик становится настоящим субъектом своего обучения - снижается школьная тревожность ученика -учитель от роли «судьи в последней инстанции» переходит к роли консультанта, специалиста, тьютора. ФГОС

Компетентность учителя определяется умением учителя переводить внешние ресурсы во внутренние ресурсы ученика, умением учителя переводить внешние ресурсы во внутренние ресурсы ученика, и/или управлять внешними ресурсами в целях роста и развития внутренних ресурсов ученика и/или управлять внешними ресурсами в целях роста и развития внутренних ресурсов ученика

Из чего складывается компетентность профессионала:

Базовый, репродуктив- ный уровень реализации компетенций (низкий уровень реализации управленческих функций – «скажите мне как, что и зачем и я сделаю») Продуктивный уровень (достаточный уровень реализации управленческих функций «я знаю много способов, скажите мне критерии выбора») Высокий уровень реализации управленческих функций «я знаю, зачем, могу корректировать цели … от условий, выбрать наиболее эффективные способы обучения, при дефиците ресурсов – создаю собственные, могу управлять в ситуации неопределенности») Ситуативное управление Ситуативное и тактическое управление + Стратегическое, опережающее управление

проектирование компетенций Управление реализацией и развитием компетентности

Я учу математике 7 Б Я учу математике Петю и Машу в 7 Б Я вместе с Петей, и Машей из 7 Б средствами математики познаю мир и учусь управлять миром и самим собой Учитель – «предметник» Учитель- «наставник» Учитель- партнер

1.Чем больше человек знает, тем правильнее он будет поступать. 1.Правильные поступки (успех) человека зависят не столько от объема знаний, сколько от их качества, но, главное, от его умения пользоваться этими знаниями как инструментами при решении проблем. Мифологемы системы образования

2. Учитель учит ученика. 2. Ученик учится сам, учитель создает для этого условия. Доля субъектности ученика растет от первого до выпускного класса, в идеале достигая 100%. Мифологемы системы образования

З. Педагогика – самодостаточная наука. 3. Система педагогического знания включает данные широкого спектра наук: этнопсихологии, теории управления, психофизиология и т.д. Любая наука, изучающая человека, имеет педагогическую составляющую. Мифологемы системы образования

Разные формы учебной работы, требующие от ученика использования разных учебно- познавательных «инструментов» Разные ученики, каждый – со своим стилем учебно- познава- тельной деятель- ности деятель- ности Технология ИСУД. Автор Галеева Н.Л.

умеет диагностировать уровень параметров учебного успеха ученика и «сворачивать» эту информацию в матрицу; имеет картотеку учебных приемов и заданий, систематизированных по такой же матрице; умеет путем сопоставления матрицы «ИСУД» с картотекой выбрать необходимые для данного ученика формы работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности. Компетенции учителя, обеспечивающие эффективность использования технологии «ИСУД»

1. Провести педагогический анализ, заполнить матрицу учебного успеха – определить состояние внутренних ресурсов учащихся 2. Выписать для себя самые западающие параметры у каждого ученика – для подготовки к урокам 3. Определить - как мотивировать каждого 4. Проектировать формы учебной деятельности, приемы и способы учебной работы для учащихся на основе 1, 2, 3

Педагогическая технология «ИСУД» используется для различных целей : Для того, чтобы выяснить, почему ребенок неуспешен в предмете Для работы в режиме индивидуальной траектории обучения Для обеспечения развивающей образовательной среды, акцентирования развивающих и социализирующих целей в условия классно-урочной системы

В условия классно-урочной системы для обеспечения дифференциации учебного процесса и/или для обеспечения индивидуальной психолого-педагогической поддержки на уроках Когда учитель проектирует или выбирает формы работы и педагогического взаимодействия для предметной внеурочной деятельности Для роста способности детей к саморазвитию в процессе овладения знаниями о своем индивидуальном стиле учебной деятельности (в рамках специальных курсов – «Учись учиться», «Мой учебный успех» и т.д.)

Для обеспечения роста: психолого-педагогической компетентности учителя (знать своих детей – насколько каждый из них способен использовать свои внутренние ресурсы успеха), предметно-методологической компетентности (осознавать дидактический потенциал каждой формы учебной деятельности ученика), управленческой компетентности (сопоставлять ИСУД ученика с формами учебной работы для проектирования программ развития ребенка средствами учебного предмета, для целенаправленного управления ростом уровня внутренних учебно-познавательных учебно-познавательных ресурсов ученика ресурсов ученика).