Борисова Н.В., Кузов В.Б. Кафедра новых технологий активного обучения НИТУ «МИСиС» ИЦ проблем качества подготовки специалистов 2010 «Технологизация проектирования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
2.1 Систематизация образовательных технологий. Имитационные интерактивные технологии как основа формирования компетенций выпускника вуза Борисова Н. В.,
Advertisements

1.4 Основные понятия, закономерности компетентностного подхода и его связь с образовательными технологиями ( компетенции и результаты образования). Борисова.
Проектирование рабочих программ учебных дисциплин в компетентностном формате Свистунов А.А. Заместитель Председателя УМО по медицинскому и фармацевтическому.
Проектирование компонентов учебных модулей на основе компетентностного подхода Крылова Ольга Николаевна проректор по научно-методической работе; Богатенкова.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Проектирование рабочих программ учебных дисциплин в компетентностном формате Соловова Н.В.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Основные понятия компетентностного подхода и уровни сформированности компетенций магистров. Вып. студент группы ПМБС 11 Хубиев Р.Х.
Выступление на заседании инициативной группы учителей общественных дисциплин МОУ Ульяновской СОШ Март 2011 г. Учитель истории и обществознания Уланова.
Компетентностный подход в проектировании ООП ВПО.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 15 г. Балашова Саратовской области» Моделирование урока когнитивного типа.
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ ФГОУ ВПО СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт экономики, управления и природопользования направление «МЕНЕДЖМЕНТ» ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Современные образовательные технологии 3. 3 "как учить результативно?" «чему учить?" «зачем учить?» «как учить?"
Транксрипт:

Борисова Н.В., Кузов В.Б. Кафедра новых технологий активного обучения НИТУ «МИСиС» ИЦ проблем качества подготовки специалистов 2010 «Технологизация проектирования и методического обеспечения компетентностно-ориентированных программ дисциплин / модулей, практик в составе ООП ВПО нового поколения»

«Сложность - это всегда недостигнутая простота» Complexity is always failed simplicity Edward de Bono Борисова Н.В., Кузов В.Б. Простота часто подразумевает столкновение ценностей!

Варианты взаимодействия студента и преподавателя и результаты Борисова Н.В., Кузов В.Б. Современные образовательные технологии

Вариант 1 (идеальный) Наблюдается синергетический эффект Развитие в новой парадигме Студент – просит инновационные технологии Преподаватель – широко использует весь спектр

Вариант 2 (далеко НЕ лучший) Угроза потери спроса Угроза потери спроса Тормоз в развитии Тормоз в развитии Необходимость управляющего воздействия Необходимость управляющего воздействия Борисова Н.В., Кузов В.Б. Современные образовательные технологии Студент – просит инновационные технологии Преподаватель – использует традиционные технологии

Вариант 3 (тоже далеко НЕ лучший) Познавательный дискомфорт Познавательный дискомфорт Необходимость управляющего воздействия (в части эволюционного обучения студентов инновационным подходам) Необходимость управляющего воздействия (в части эволюционного обучения студентов инновационным подходам) Борисова Н.В., Кузов В.Б. Современные образовательные технологии Преподаватель – широко использует весь спектр Студент – не готов воспринимать инновационные технологии

Вариант 4 (все довольны) Возможен кратковременный успех Зависимость от предпочтений первого лица Борисова Н.В., Кузов В.Б. Современные образовательные технологии Преподаватель – качественно использует только традиционные Студент – положительно оценивает традиционные технологии (по незнанию)

Вариант 5 ( тоже все довольны) Формальная организация образовательного процесса Формальная организация образовательного процесса Должно быть управляющее воздействие (поиск стимулов) Должно быть управляющее воздействие (поиск стимулов) Борисова Н.В., Кузов В.Б. Современные образовательные технологии Преподаватель – не умеет, не меняет, не стимулирует Студент – ничего не хочет менять

Теоретико - организационная основа проектирования образовательных программ Борисова Н.В., Кузов В.Б. Современные образовательные технологии

Технологизация детальное описание образовательных целей; поэтапное описание (проектирование) способов достижения заданных результатов – целей, оптимальность затрачиваемых ресурсов и усилий Борисова Н.В., Кузов В.Б. Современные образовательные технологии

ПРИЗНАКИ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Детальное описание образовательных целей Поэтапное проектирование и описание способов достижения заданных целей -результатов Системное применение психолого-педагогических и технических средств представления, восприятия и переработки учебной и социо-культурной информации Системное использование обратной связи с целью корректировки и оценки эффективности образовательного процесса Оптимальность затрачиваемых ресурсов и усилий Воспроизводимость процесса вне зависимости от уровня мастерства педагога Борисова Н.В., Кузов В.Б. Современные образовательные технологии

Общая система технологизации образовательного процесса предполагает: 1.1 Технологизацию целей образования 1.2. Технологизацию взаимодействия целей и содержания образования 1.3. Технологизацию представления учебной информации («упаковку» учебных дисциплин 1.4. Технологизацию понятийного аппарата (корреляцию базовых понятий, закономерностей); 1.5. Технологизацию личностно-профессионального взаимодействия участников образовательного процесса 1.6. Технологизацию получения обратной связи – мониторинг качества (контроль и корректировка процесса). Борисова Н.В., Кузов В.Б. Современные образовательные технологии

Технология обучения Личность преподавателя Личность студента Содержание Сравнение технологии и методики

ПРИНЦИПЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ 1 ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ АКТИВИЗАЦИЯ МЫШЛЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ( ВЫНУЖДЕННАЯ АКТИВНОСТЬ)

ПРИНЦИПЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ 2 АКТИВНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВСЕ ЕЕ ВИДЫ) СОПОСТАВИМА С АКТИВНОСТЬЮ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

3 ПОВЫШЕННАЯ СТЕПЕНЬ МОТИВАЦИИ, ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ, ТВОРЧЕСТВА ПРИНЦИПЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

4 Обязательность взаимодействия обучающихся между собой и или с преподавателем

ПРИНЦИПЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ 5 Направленность на преимущественное развитие и или приобретение профессиональных, интеллектуальных, поведенческих навыков и умений в сжатые сроки

ПРИНЦИПЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ 5 6 Наличие предпосылок для поэтапной оценки успешности и полноты усвоения учебного материала

Что означает компетентностная ориентация? описание результатов образования на «языке» компетенций,отобранных из КМ ООП и конкретизированных по параметрам «знать уметь, владеть»; выбор адекватных компетенциям и/или их элементам образовательных технологий преимущественно деятельностного типа; использование оценочных средств, доказывающих овладения компетенциями или их элементами; Отражение направленности на формирование компетенций в содержании образования, в видах деятельности студента,образовательных технологиях и оценочных средствах Борисова Н.В., Кузов В.Б. Современные образовательные технологии

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЦЕЛЯМ ОСВОЕНИЯ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН, МОДУЛЕЙ, ПРАКТИК конкретны Правильная формулировка целей начинается с глагола неопределенной формы: анализировать, преобразовывать, применять, варьировать, модифицировать, систематизировать, принимать решения, владеть («уметь», «обладать», (способностью), знать, использовать, учитывать, обосновывать, стремиться (к совершенствованию), и т.д. измеримы Соотнесены с возможностями определены во времени достижимы Борисова Н.В., Кузов В.Б. Современные образовательные технологии

компетентностная ориентация рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик разработка результатов образования проектирование средств и процедур оценки проектирование содержания и технологий образования Борисова Н.В., Кузов В.Б. Современные образовательные технологии

1.Формулирова ние цели, задач изучения дисциплины 3.Выбор формируемых данной дисциплиной (модулем), практикой компетенций 4. Картирование дисциплинарных компетенций (ОК и ПК ) 7.Создание системы ОТ и оценочных средств по дисциплине/ модулю / практикам 6.Выбор ОТ, адекватных заявленным результатам образования по дисциплине /модулю/ практикам 5.. Составление матрицы соотнесения тем, разделов дисциплины/модуля/ практики и КМ дисциплинарного уровня Подготовка текстов программ учебных дисциплин/модулей, практик с элементами методического обеспечения 2.Определение места Д/М/П с точки зрения видов, объектов, задач деятельности АЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ Борисова Н.В., Кузов В.Б. Современные образовательные технологии

Рассматривается как возможность установления связи между знанием и ситуацией, как способность найти процедуру, подходящую для решения проблемы. Компетенция является характеристикой, которую можно извлечь из наблюдений за действием или из совершения этих действий.. Термин « компетенция » Борисова Н.В., Кузов В.Б. Современные образовательные технологии

Компетенции – интегральная характеристика обучающегося, т.е. динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, которую студент обязан продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы. Борисова Н.В., Кузов В.Б. Современные образовательные технологии

ОК свободное владение литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи ; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний : Примеры картирования компетенций : Борисова Н.В., Кузов В.Б. Современные образовательные технологии

Примеры картирования компетенций: ОК-15- характеризует способность понимать и анализировать экономические проблемы и процессы, быть активным субъектом экономической деятельности, владеть активными методами управления знатьуметьвладеть - основные результаты новейших исследований по проблемам менеджмента; -модели поведения экономических агентов и рынков; - основные элементы процесса стратегического управления и альтернативы стратегий управления; -современные теории и концепции поведения на различных уровнях управления. -управлять развитием организации; -выявлять перспективные направления развития; -обосновывать теоретическую и практическую значимость исследуемой проблемы, - формулировать гипотезы, проводит эмпирические и прикладные исследования; -проводить количественное прогнозирование и моделирование управления бизнес процессами. - методикой построения организационно – управленческих моделей; -информационными технологиями для прогнозирования и управления бизнес процессами; -активными методами управления Пороговый уровень сформированности компетенции: А2Б2В2

Профессиональная компетенция ПК-13 характеризует способность выпускника использовать методы технико- экономического анализа при принятии управленческих решений знатьуметьвладеть - основные понятия,методы и инструменты количественного и качественного анализа процессов управления; - основные информационные технологии сбора данных для анализа. - осуществлять анализ и принимать по его результатам управленческие решения; - обрабатывать эмпирические и экспериментальные данные; - проводить сбор информации для аналитической работы. - навыками количественного и качественного анализа для принятия управленческих решений; - информационными технологиями для сбора и обработки информации; - методологией и методикой проведения исследований результатов деятельности; - навыками самостоятельной аналитической работы Пороговый уровень сформированности компетенции: А2Б2В2 Борисова Н.В., Кузов В.Б. Современные образовательные технологии

(ОК-7) Использовать нормативные правовые документы в своей деятельности Знать: основные принципы и положения конституционного, трудового, гражданского, административного права Уметь : - извлекать, анализировать и оценивать информацию; - планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа; - работать в коллективе, вырабатывать совместные решения, организовывать работу исполнителей; -грамотно использовать нормативно-правовые акты при работе с экологической документацией Владеть: -навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения; - методами экономической оценки ущерба от деятельности предприятия; - навыками критического восприятия информации - навыками сотрудничества, ведения переговоров и разрешения конфликтов -нормативами проектной деятельности и навыками составления рабочих проектов, обзоров, отчетов; - методами метрологии и стандартизации.

Некоторые новые средства оценивания

Определения, уточняющие и поясняющие термин «учебное портфолио»: антология работ студента, предполагающая его непосредственное участие в их выборе, а также их анализ и самооценку; выставка учебных достижений студента по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год); коллекция работ студента, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях по сравнению с предыдущими результатами; систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых преподавателем и студентами для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых; способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений в определенный период его обучения; форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов студента. Борисова Н.В., Кузов В.Б. Современные образовательные технологии

Педагогическая идея учебного портфолио как формы оценки предполагает: смещение акцента с того, что студент не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; интеграцию количественной и качественной оценок; перенос педагогических акцентов с авторитарной оценки на самооценку. Борисова Н.В., Кузов В.Б. Современные образовательные технологии

Современные средства оценивания качества результатов обучения Кейс-измерители Кейс-измеритель: Совокупность ситуационных моделей профессиональной деятельности Кейс-измеритель: Совокупность ситуационных моделей профессиональной деятельности Электронный вид Текстовая форма Форма работы: самостоятельная в сотрудничестве с преподавателями Форма работы: самостоятельная в сотрудничестве с преподавателями Текущий контроль Итоговая аттестация Оценка педагога Статистически обоснованные критерии качества Оценка экспертов Борисова Н.В., Кузов В.Б. Современные образовательные технологии

оценка синтез анализ применение понимание знание Аффективная область (эмоциональные ценности, психомоторика) Когнитивная областьКогнитивная область Таксономия Блума Борисова Н.В., Кузов В.Б. Современные образовательные технологии

Описание отличительных признаков результатов достижении уровня сформированности компетенций в соответствии с уровнем целей по Блуму Уровни педагогических целей Дескрипторы, описывающие результаты достижении уровня сформированности компетенций 1. Знание Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала – от конкретных фактов до целостной теории. воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы изучаемого предмета. 2. Понимание Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий. Объясняет факты, правила, принципы; преобразует материал; предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных. 3. Применение Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях: применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях; использует понятия и принципы в новых ситуациях. 4. Анализ Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура. Вычленяет части целого; выявляет взаимосвязи между ними; определяет принципы организации целого; видит ошибки и упущения в конкретной ситуации; проводит различие между фактами и следствиями; оценивает значимость данных. 5. Синтез Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Предлагает план проведения эксперимента или других действий; составляет схемы задач конкретного вида деятельности. 6. Оценка Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала: оценивает логику действий; оценивает соответствие выводов имеющимся данным; оценивает значимость того или иного продукта деятельности. 7. Аффективная область (эмоциональные ценности, психомоторика)

КОФЕ - БРЕЙК

Существуют разнообразные подходы к измерению качества различных подсистем образовательной системы Проблема с нашей точки зрения в одном никак не удается найти то ключевое звено, потянув за которое, можно было бы реформировать или резко повысить качество всей системы Борисова Н.В., Кузов В.Б. Современные образовательные технологии

Образовательные технологии (ОТ) Борисова Н.В., Кузов В.Б. Современные образовательные технологии

Китайская пословица

Требование ФГОС Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. … должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер - классы экспертов и специалистов

. Увеличение разнообразия используемых образовательных технологий – необходимое условие и одновременно следствие проектирования и, главное, реализации компетентностно - ориентированных ООП Компетенция Образовательная технология Мы говорим Подразумеваем Борисова Н.В., Кузов В.Б. Современные образовательные технологии

Образовательные технологии – это процесс и результат создания ( проектирования ) адекватной потребностям и возможностям личности и общества системы социализации, личностного и профессионального развития человека в образовательном учреждении, состоящий из специальным образом сконструированных под заданную цель методологических, дидактических, психологических, интеллектуальных, информационных и практических действий, операций, приемов, шагов участников образовательного процесса, гарантирующих достижение поставленных образовательных целей и свободу их сознательного выбора. ( Борисова Н. В.)

Цели Система действий Оценка достижения цели Обратная связь Структура технологии Борисова Н.В., Кузов В.Б. Современные образовательные технологии

Темы, разделы дисциплины Колич ество часов Компетенции n…n…n…n…Σ ком п. ком п.t ср. ОТ ОЦОЦОЦОЦ Раздел 1 Тема 1 Тема 2 и т.д. Итого Матрица соотнесения тем/разделов учебной дисциплины/модуля и формируемых в них профессиональных и общекультурных компетенций Сумма компетенций и их элементов, предлагаемых к формированию по каждой теме/разделу, и соотнесенная с часами на изучение данной темы/раздела, позволяет оценить реальность формирования компетенций и скорректировать распределение часов t ср.- среднее время на развитие компетенции ; ОТ – образ. технол.; ОЦ – оценочн. Ср. Борисова Н.В., Кузов В.Б. Современные образовательные технологии

Борисова Н. В., Кузов В. Б По уровню управления образовательным процессом Систематизация образовательных технологий по разным критериям по степени прогрессивности По наличию модели профессиональной деятельности 1 2 3

Традиционные образовательные технологии – технологии, ориентированные прежде всего на сообщение знаний и описание способов действий, передаваемых обучающимся в готовом виде и предназначенных для воспроизводящего усвоения. Предполагается, что педагог является единственным инициативно действующим лицом учебного процесса. К ним могут быть отнесены лекции, семинары, лабораторные работы репродуктивного типа и т.п. Борисова Н.В., Кузов В.Б. Современные образовательные технологии

Инновационные образовательные технологии – технологии, ориентирующие педагога на создание таких форм организации учебной деятельности, при которых акцент делается на вынужденную познавательную активность обучающегося (не может не делать) и на формирование системного мышления и способности генерировать идеи при решении творческих задач. К ним преимущественно относятся технологии активного деятельностного типа (игровые процедуры, дискуссии, выездные занятия, стажировки с исполнением должности, анализ конкретных ситуаций, нетрадиционные лекции, тренинги и т.п.) Борисова Н.В., Кузов В.Б. Современные образовательные технологии

Информационные образовательные технологии – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих работу с информацией и включающих в себя обработку, хранение, передачу и отображение информации и неразрывно связанных с применением вычислительной техники, коммуникативных сетей пр. В настоящее время под этим термином в основном понимается как самостоятельное использование компьютерной техники, так и насыщение ею учебного процесса. Борисова Н.В., Кузов В.Б. Современные образовательные технологии

Базируясь на принципах необходимого и достаточного разнообразия и преемственности как начальную норму соотношения ОТ (традиционные инновационные, информационные) определили в 33 % каждая. Данная норма фиксирует: -наличие типов ОТ как отражение теоретических и практических достижений в стране и мире; -в учебной и педагогической деятельности необходимость реализовывать принцип разнообразия; - требования общества и потребности личности Борисова Н.В., Кузов В.Б. Современные образовательные технологии

Уровни образовательной системы ШколаСПОВУЗ Типы образовательных технологий началь- ная непол- ная средняясредняя техни- ческое гумани- тарное техни- ческое гумани- тарное Традиционное Инновационное Информационное Соотношение типов образовательных технологий в зависимости от уровней образования Борисова Н.В., Кузов В.Б. Современные образовательные технологии

Разыгрывание ролей Имитационный тренинг Игровое проектирование Деловые игры ИМИТАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИГРОВЫЕ ПРОЦЕДУРЫ НЕИГРОВЫЕ ПРОЦЕДУРЫ Анализ конкретных ситуаций НЕИМИТАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Письменные работы Дискуссии (с "мозговым штурмом" и без него) Стажировка без выполнения должностной роли Выездное занятие с дискуссией Стажировка с выполнением должностной роли (Критерии - наличие модели профессиональной деятельности Нетрадиционные формы лекций Программированное обучение 2 Борисова Н.В., Кузов В.Б. Современные образовательные технологии

Основание классификации - уровень управления образовательным процессо м триада " методология - стратегия - тактика". 3 Борисова Н.В., Кузов В.Б. Современные образовательные технологии

Критерий классификации - уровень управления образовательным процессом с точки зрения применения различных способов организации взаимодействия обучающихся и обучающих Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе ( Фил. сл.) СТРАТЕГИЯ планы и направления действий, определяющие распределение ресурсов, фиксирующие обязательства по осуществлению ряда действий во времени для достижения поставленных целей. v=114y v=114y Тактика - четко фиксированные в своей последовательности способы поведения, ориентированные на достижение конкретных целей, являющихся звеньями реализации стратегических целей. Сл. по общественным наукам. Борисова Н.В., Кузов В.Б. Современные образовательные технологии

Методологическая образовательная технология - педагогическая теория, концепция, подход, выступающие в качестве интегральной модели, определяющей сущностные параметры образовательного процесса. Эти теории и концепции образования по-разному объясняют сущность образовательного процесса и, следовательно, различным образом предлагают его строить. Уровень вуза, ООП. Борисова Н.В., Кузов В.Б. Современные образовательные технологии

Программированное Личностно – деятельностное Проективное обучение Модульное Концентрированное Дифференцированное Развивающее обучение Активное Контекстное обучение Проблемное обучение Дистанционное обучение Компетентностный подход Игровое обучение Поэтапное формирование умственных действий Борисова Н.В., Кузов В.Б. Современные образовательные технологии

Стратегическая образовательная технология - организационный процесс, характеризующийся определенным типом деятельности его участников, функцией в образовательном процессе и ориентированный на достижение стратегических целей образования. Уровень кафедры, программ учебных дисциплин

КОНТИНУУМ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ © Борисова Н.В., Кузов – 2008г информацияинформация деятельностьдеятельность лекциилекции дискуссиидискуссии исследованияисследования тренингитренинги игры игры АктивизациятворчестваАктивизациятворчества п р а кт и к а самообучениесамообучение 100 0

Тактическая образовательная технология - конкретная разновидность реализации организационного процесса в рамках одной стратегической технологии, направленная на достижение тактических целей образования и отличающаяся стилем, продолжительностью, типом коммуникации и др. параметры. Уровень преподавателя Борисова Н.В., Кузов В.Б. Современные образовательные технологии

КОНТИНУУМ ТАКТИЧЕСКИХ ЛЕКЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ © Борисова Н.В., Кузов – 2008 г информацияинформация деятельностьдеятельность ТрадиционнаялекцияТрадиционнаялекция ЛекциявизуализацияЛекциявизуализация ЛекциявдвоемЛекциявдвоем Лекцияпровокация Лекцияпровокация ЛекцияПресс-конференцияЛекцияПресс-конференция Лекцияблиц-играЛекцияблиц-игра ЛекциядискуссияЛекциядискуссия ПроблемнаялекцияПроблемнаялекция

© Борисова Н.В., Кузов – 2008г КОНТИНУУМ ТАКТИЧЕСКИХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ информацияинформация деятельностьдеятельность БлициграБлицигра РазыгрываниеролейРазыгрываниеролей учебно-деловаяиграучебно-деловаяигра деловаяигра деловаяигра ОргмыслительнаяиграОргмыслительнаяигра Оргдеятельностная играОргдеятельностная игра ИнновационнаяиграИнновационнаяигра д и д а кт и ч е с к а я и г р а

КОНТИНУУМ ТАКТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ © Борисова Н.В., Кузов В.Б. – 2006 г информацияинформация деятельностьдеятельность КЕЙССТАДИКЕЙССТАДИ ИсследовательскаяработаИсследовательскаяработа ИгровоеПроектированиеИгровоеПроектирование ПисьменныезаданияПисьменныезадания

КОНТИНУУМ ТАКТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ - ПРАКТИКА © Борисова Н.В., Кузов В.Б. – 2006 г информацияинформация деятельностьдеятельность ЛабораторныеработыЛабораторныеработы СтажировкаБезролиСтажировкаБезроли СтажировкасрольюСтажировкасролью УпражненияРазныхтиповУпражненияРазныхтипов Выездные занятияВыездные занятия

ЗНАНИЯ ЛЕКЦИИ ИНТЕРНЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ПОИСК ИНФОРМАЦИИ СЕМИНАРЫ ДИСКУССИИ КРУГЛЫЕ СТОЛЫ

УМЕНИЯ Лабораторные работы практика Конкретные ситуации Курсовое проектирование Игровые процедуры Исследовательские процедуры Борисова Н.В., Кузов В.Б. Современные образовательные технологии

НАВЫКИ (владения) Игровое проектирование Игровые процедуры Дипломное проектирование Разыгрывание ролей Исследовательские процедуры Конкретные ситуации Упражнения разного типа

КОФЕ - БРЕЙК

© Борисова Н.В., Кузов В.Б. Общие правила проектирования образовательного процесса Диагностика Система контроля и оценкиОбеспечение Отбор содержания Формулирование целей Создание понятийного поляОтбор технологий Можно выделить конкретные этапы действий преподавателя по проектированию и практически одновременному сценированию занятия:

Методологические основания проектирования образовательных систем и образовательных процессов различных уровней Маркетинг как инструмент отражения социально-экономического контекста жизнедеятельности людей, изучения потребностей регионов и отдельных людей, средство формирования социального, государственного заказов; Культура как системообразующий фактор, отражающий духовный контекст жизнедеятельности общества и конкретных людей; Личностная ориентация как выражение гуманистической направленности и доминирующей системы ценностей в образовании, обществе и государстве; Модульность как принцип структурирования содержания образования и конкретной учебной информации; Активное обучение как организационный инвариант взаимодействия субъектов образовательного процесса; Профессиональный контекст как способ задания целей профессионального развития. Борисова Н.В., Кузов В.Б. Современные образовательные технологии

Целостность педагогической системы при использовании образовательных технологий личностно-деятельностного типа может быть обеспечена при соблюдении следующих правил проектирования : 1. Система ТАО должна состоять из разнообразных организационных форм, выбор которых определяется целями обучения. воспитания и развития (КМ), а также психолого-педагогическими требованиями к учебному процессу; 2. Элементы системы ТАО (конкретные технологии) должны быть связаны между собой тематически, логически, организационно, эмоционально-личностно;

3. Система ТАО строится по модульному принципу, который реализуется как на уровне содержания, так и на уровне используемых конкретных технологий, что обеспечивает ее гибкость и адаптивность к конкретным условиях обучения; 4. Сложность используемых в системе конкретных технологий должна нарастать от начала к конце реализации образовательного процесса; 5. При системном использовании ТАО неизбежен процесс изменений в сторону активизации различных параметров традиционных форм обучения.

Трудности и проблемы, возникшие при проектировании Формулировки компетенций усложнены, имеют несколько объектов, что требует тщательности их картирования Оценочные средства не сопровождаются измеримыми критериями оценивания Образовательные технологии не осознаются как способ промежуточного оценивания сформированности компетенций Недостаточно используются виды, объекты и задачи деятельности как основа выбора деятельностных образовательных технологий Формат УТП не стимулирует преподавателей использовать интерактивные образовательные технологии Создание системы образовательных технологий не осознается как способ проектирования образовательного процесса от целей до результатов Цели и задачи дисциплины формулируются с позиций преподавателя, а не студента

ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ 1)организация деятельности самоорганизация 2) управление учебной деятельностью самоуправление 3) контроль самоконтроль

ПЕДАГОГ - МЕНЕДЖЕР Рассматривает обучающихся как ресурс образовательного процесса Должен верить в способность обучающихся справиться со всем самостоятельно Должен верить в способность обучающихся справиться со всем самостоятельно Передает ответственность (значительную её часть) за обучение и контроль обучающимся Работает в команде, проектирующей образовательный процесс как целостную программу: чему, как, где учить, чем обеспечить, критерии оценки, траектории движения –общие и индивидуальные Работает в команде, проектирующей образовательный процесс как целостную программу: чему, как, где учить, чем обеспечить, критерии оценки, траектории движения –общие и индивидуальные

Педагогический менеджмент ( управленческие аспекты проектирования образовательного процесса) Педагогический выбор как функция педагогической деятельности Педагогическое проектирование в компетентностном формате Треугольник педагогической компетентности преподавателя ( по Борисовой Н.В.)

Важной становится триада : - компетенции как результат образования - образовательные технологии как способ их формирования -оценочные средства как инструмент доказательства достижения заявленных результатов образования

Спасибо за внимание! Борисова Наталья Владленовна, Кузов Владимир Борисович