Интертекстуальность прозы В.В.Набокова на материале рассказа «Весна в Фиальте» Исследовательская работа ученицы 11 «А» класса гимназии 144 Горлановой Татьяны.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мужчина и его любовь в рассказе А.П. Чехова «Дама с собачкой» Урок литературы в 10 классе.
Advertisements

А.П. Чехов «Дама с собачкой». Слушаем и работаем с текстом Отметьте в вашем тексте эпизоды, не вошедшие в композицию. Отметьте в вашем тексте эпизоды,
А.П. Чехов ( ). Рассказ «Толстый и тонкий»
АП Чехов «О любви» Тема любви в рассказе Чехова «О любви»
Ономапоэтика в рассказе Татьяны Никитичны Толстой «Милая Шура» Павелко Надежда, ученица 8 а класса. Руководитель: Весели Ирина Сергеевна, учитель русского.
Тема грозы в произведениях Л.Н.Толстого («Отрочество» глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Весенняя гроза»)
Урок по теме: А.П. Чехов «Лошадиная фамилия» Краткость – сестра таланта А.П. Чехов.
Тайна «Темных аллей» Леонтьева Елена, 11 группа Старицкое педагогическое училище Научный руководитель Терехина Н.В.
Урок литературы в 5 классе на тему: «Жизнь среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей ».(по произведению В.Г.Короленко «В дурном обществе»)
«Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, вот цель и смысл нашей жизни». (А. П. Чехов)
Логика художественного образа и абсурдность ситуации (разные смыслы при интерпретации текста) Работа Томилиной Анны ученицы 11-б класса ГБОУ СОШ1353 Научный.
Человек, создавший себя самого.. Выполнила: Ученица 10 класса Харанжинской средней школы Харанжинской средней школы Селянгина Алена. Селянгина Алена.
А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье «Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье».
Пушкинский миф в современной прозе Автор работы: Копылова Александра, учащаяся 10 Б класса гимназии 1 г. Мончегорска Научный руководитель: Бекурина Галина.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Рамонская средняя общеобразовательная школа 2 Рамонского муниципального района Воронежской области Шепеленко.
Презентация подготовил Кадет 8 Б класса Кутовой Н.А.
Выполнили: Савичева Я., Щербакова Е. Проект на тему: «Чехов – писатель».
Работу выполнили : ученицы 11 «Ф-Х»класса Сураева Светлана Полякова Дарья.
Тема любви в рассказе А. П. Чехова «Дама с собачкой» Фадеева Т.В. МОУ гимназия 3 имени М.Ф. Панькова г. Хабаровска.
Литературный герой. Любое действующее лицо литературного произведения является литературным героем.
Транксрипт:

Интертекстуальность прозы В.В.Набокова на материале рассказа «Весна в Фиальте» Исследовательская работа ученицы 11 «А» класса гимназии 144 Горлановой Татьяны. Научный руководитель: Харина Галина Анатольевна.

Цель и метод исследования Цель моей работы – остановиться на особенностях стиля В.Набокова, на тех аллюзиях и реминисценциях, через которые проявляются принципы поэтики А.Чехова. Метод исследования - сопоставительно- аналитический.

Каноническая формулировка понятия «Каждый текст является интертекстом … Каждый текст представляет собой новую ткань, сотканную из старых цитат. Обрывки культурных кодов, формул, ритмических структур, фрагменты социальных идиом – все они поглощены текстом и перемешаны в нём, поскольку всегда до текста и вокруг него существует язык…» - Ролан Барт.

Эпиграф …Настоящее произведение искусства может возникнуть только тогда, когда … роднится с чужим. А.Блок

В.В.Набоков В.В.Набоков - «мастер камуфляжа, запутыванья следов, нагромождающий камни преткновения перед своими исследователями» - З.Н.Шаховская.

А.П.Чехов О творчестве А.П.Чехова Набоков всегда говорил с восхищением.

А.П.Чехов Антон Павлович был для Владимира Владимировича кем- то вроде наставника. Чеховские реминисценции вполне закономерны в произведениях Набокова.

«Магия деталей» «Весна в Фиальте» Афиша цирка Англичанин в клетчатых шароварах Желтая апельсинная корка Гора св.Георгия и ее «каменное подобие» - безделушка «Дама с собачкой» Афиша спектакля «Гейша»,на котором Гуров нашел Анну Сергеевну Особенности нарядной ялтинской толпы: «пожилые дамы были одеты, как молодые, и было много генералов»

«Магия деталей» Старинные следы мозаики на панели «мужского пола младенец» Девочка в длинной юбке Лимонно-желтый шарф Нины Мимоза, которая «цвела, спустя рукава до самой земли» Гимназисты, присутствующие при сцене разговора героев в театре Швейцар неправильно произносил фамилию мужа Анны Сергеевны:«Дрыды- риц»

«Магия деталей» Пепельница, стоявшая на диване возле Нины при встрече с ней героя в Берлине Поднос с крошками у двери Нининого номера в Париже Ломоть арбуза, ковер и чернильница в гостиничном номере «Серый, длинный, с гвоздями» забор у дома Анны Сергеевны

Мотив железной дороги Функция мотива железной дороги в «Даме с собачкой» - это духовное прозрение героя У Набокова с помощью железнодорожных метафор описываются взаимоотношения героя с героиней

Мотив железной дороги «Весна в Фиальте» Нину герой часто представляет себе «у прилавка в путевой конторе» Одна из встреч Василия с Ниной происходит в «синей тени вагона» «Дама с собачкой» «Поезд ушел быстро … И, оставшись один на платформе, Гуров слушал … гудение телеграфных проволок с таким чувством, как будто только что проснулся»

Художественный прием двоемирия «Весна в Фиальте» Василий «вынужден был выбирать между … вот этим счастливым, умным, добрым миром... и чем?» «Дама с собачкой» У Гурова «было две жизни: одна явная, которую видели и знали все... и другая - протекавшая тайно»

Бабочка - своеобразный авторский знак В.Набокова Отчетливо сработала метафора смерти для Нины-бабочки.

Фиалки «букет темных, мелких, бескорыстно пахучих фиалок» - своеобразная эмблема образа Нины Фиалка – это также и составляющая часть топонима «Фиальта»

Фиальта Б.Бойд отмечает, что этот топоним представляет собой «контаминацию названий адриатического Фиюма и черноморской Ялты»

Особое значение детали «у ног наших валялся ржавый ключ». Этот не поднятый ключ - от неслучившегося счастья героев…

Аллюзии и реминисценции Л.Н.Толстой Гибель человека под колесами поезда Л.Н.Толстой в «Анне Карениной» рисует как страшное предзнаменование ее судьбы В.В.Набоков Не случайно Василий узнает о смерти Нины из газеты, стоя «на вокзале, в Милане».

Аллюзии и реминисценции А.С.Пушкин У любого более или менее культурного человека слово «лицей» вызовет устойчивую ассоциацию с А.С.Пушкиным В.В.Набоков Сообщив о годе своего знакомства с Ниной (1917), герой роняет: «Я только что кончил лицей». «Пушкинские ножки» героини «онегинский след» в одном из эпизодов (зима, деревня, именины).

Вывод Итак, в рассказе Набокова очевидны явления, происхождение которых обусловлено принципами и образами поэтики Чехова.

Вывод Отголоски, реминисценции чеховской прозы у Набокова указывают на психологическую близость мироощущения двух писателей, принадлежавших разным векам истории, что мы и попытались доказать в своей работе.

Спасибо! Хочется выразить благодарность за помощь в исследовании моему научному руководителю, Хариной Галине Анатольевне.